• Преподавателю
  • Физкультура
  • Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов (девушки). В. И. Лях

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов (девушки). В. И. Лях

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 10-11 классов разработана на основе:

  • Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов);

  • Программы по физической культуре для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 5-11кл., составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

  • Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2007 №99 (с изменениями от 02.10.2008г. №928, 28.12.2010г. № 1019, 22.08.2011г. №662)»;

  • Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора школы № 400 от 29.08.2014г.

  • Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011.) и ориентирована на учебно-методический комплекс:

В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под общей редакцией В.И. Ляха.-М,: Просвещение ,2011.

Физкультура. Рабочие программы./ авт.-сост. А.Н.Каинов,Г.И. Курьерова.-Волгоград:Учитель,2012.

Программа курса «Физическая культура» в средней школе (10-11 классы) рассчитана на 210 часов на два года обучения из расчета 3 часа в неделю: 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.

Программный материал по физической культуре делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу и футболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков и отдельно один час в четверти.

Распределение учебного времени прохождения программного материала (10-11классы).

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Распределение программного материала по четвертям

Класс

Четверть

X

XI


1

2

3

4

1

Базовая часть

90

90





1.1

Основы знаний о физической культуре

4 4 4

В процессе урока

1 1 1 1

В процессе урока

1.2

Спортивные игры:

баскетбол

волейбол

23

9

14

23

9

14








14

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

20

20


20



1.4

Легкая атлетика

25

25

8


5

12

1.5

Лыжная подготовка

18

18



18


2

Вариативная часть

15

15





2.1

Спортивные игры

Баскетбол

Футбол


9

6


9

6


18




6


Количество уроков в неделю

3

3





Количество учебных недель

35

35





Итого

105

105

27

21

30

27

Примечание: допустимое отступление в прохождении программного материала по видам спорта (+ - 3 часа), сокращение часов на прохождение темы и объединение тем по разделам программы зависит от погодных условий, физического развития учащихся, базовой подготовленности класса.

Целью образования в области физической культуры является формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации данной цели программа для учащихся 10-11 классов ориентируется на решение следующих задач:

  • развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельностью;

  • овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и техническими действиями базовых видов спорта;

  • овладение системой знаний о физической культуре как способе формирования здорового образа жизни и социальных ориентации;

  • приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Содержание курса

Курс состоит из разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операционный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Основным содержанием этого раздела является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью».

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» соотнесена с решением задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки.

Особенности планирования уроков

Уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются для обучения практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование». Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач:

  • планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;

  • планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.

  • планирование развития физических качеств осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота, сила, выносливость.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. Такие уроки планируются на основе принципов спортивной тренировки:

  • с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке,

  • с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки,

  • с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Данные уроки дают соответствующие знания, представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о способах контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки и способах ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Особенностями целевых уроков являются:

  • обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

  • использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;

  • обеспечение дифференцированного подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Социокультурные основы.

10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепления здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно - массовое движения.

11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы.

10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.

11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-масовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.

Медико-биологические основы.

10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

11 класс. Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на здоровье.

Приёмы саморегуляции.

10-11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Баскетбол.

10-11 классы. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей психохимические процессы; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятии баскетболом. Организация проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Волейбол

10-11 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей психохимические процессы; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятии волейболом. Организация проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях волейболом.

Мини-футбол

10-11 классы. Терминология футбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятии. Организация проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях.

Гимнастика с элементами акробатики.

10-11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.

Лёгкая атлетика

10-11 класыс. Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

Лыжная подготовка

10-11 классы. Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

В результате освоения учебного предмета « физическая культура» учащиеся 10-11 классов должны уметь:

Объяснять:

  • роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

  • роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

  • индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

  • особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально - прикладной и оздоровительно - коррегируещей направленности,

  • особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности контроля их эффективности;

  • особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

  • особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

  • особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

Соблюдать правила:

  • личной гигиены и закаливания организма;

  • организация и проведение самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

  • культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

  • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

  • экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

Проводить:

  • самостоятельные или самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;

  • контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

  • приёмы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приёмы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

  • занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

  • судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

  • индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

  • планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

  • уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

  • эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

  • дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений.

Демонстрировать двигательные умения, навыки и способности:

  • В циклических и ациклических локомоциях: бег на 100 м из положения низкого старта и 2000 м. с максимальной скоростью; бег в равномерном темпе до 20 мин; передвижение на лыжах различными способами; прыжки в высоту и длину одним из спортивных способов; прыжки в длину с места; челночный бег 3x10 м.

  • В метании на дальность и меткость: метание различных по массе и форме снарядов с места и с разбега (гранату, утяжеленные малые мячи); метание теннисного мяча в вертикальную цель 1x1 м с 10 м и горизонтальную 2,5x2,5 м с 10-12м

  • В гимнастических и акробатических упражнениях: комбинацию из пяти элементов на бревне или разновысоких брусьях; опорный прыжок через коня углом (высотой 110см); акробатическую комбинация из пяти ранее освоенных элементов; выполнять комплекс вольных упражнений.

  • В спортивных играх: применять в игре или в процессе выполнения специального созданного комплекса упражнений основные технико -тактические действия одной из спортивных игр (баскетбол, волейбол, мини-футбол).

  • Уровень физической подготовленности: по окончании курса учащиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в таблице, что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Физические

способности

Контрольное упражнение

(тест)

класс

уровень

мальчики

девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

скоростные

Бег 30 м,с

10

5,2 и более

5,1-4,8

4,4 и менее

6,1и более

5,9-5,3

4,8 и менее

11

5,1

5,0-4,7

4,3

6,1

5,9-5,3

4,8

2

координационные

Челночный бег 3*10 м,с

10

8,2 и более

8,0-7,7

7,3 и менее

9,7 и более

9,3-8,7

8,4 и менее

11

8,1

7,9-7,5

7,2

9,6

9,3-8,7

8,4

3

скоростно- силовые

Прыжок в длину с места ,см

10

180 и менее

195-210

195 и более

160 и менее

170-190

185 и более

11

190

205-220

240

160

170-190

210

4

выносливость

6-минутный бег,м

10

1100 и менее

1300-1400

1500 и более

900 и менее

1050-1200

1300 и более

11

1100

1300-1400

1500

900

1050-1200

1300

5

гибкость

Наклон вперед из положения сидя

10

5 и менее

9-12

15 и более

7и менее

12-14

20 и более

11

5

9-12

15

7

12-14

20

6

силовые

Подтягивание:

на высокой м)

на низкой (д)

10

4

8-9

11 и более

6 и менее

13-15

18 и более

11

5

9-10

12

6

13-15

18









Критерии и методы оценивания

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков.

По основам знаний.

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» выставляется за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» учащийся получает за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).

Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

По способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Оценка «5» - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Оценка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оценка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

По уровню физической подготовленности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.

При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.

С целью проверки знаний используются следующие методы:


Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.

Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.

Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.

Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методом наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально во время любой части урока.

Данные методы можно применять индивидуально или фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.










Литература:

  1. «Настольная книга учителя физической культуры». Справочно-методическое пособие. М.: Астрель, 2010

  2. В.П. Ботяев «Технология обучения гимнастическим упражнениям». Учебное пособие. Сургут: РИОСУРГПИ, 2003

  3. В.И. Лях «Физическая культура. Тестовый контроль». Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009

  4. П.А. Киселев, С.Б. Киселева «Справочник учителя физической культуры». Волгоград: Учитель, 2010

  5. Тестовые вопросы и задания по физической культуре: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. А.П. Киселев, С.Б. Киселева-М.: Планета, 2013

  6. Э.М. Найминова «Спортивные игры на уроках физической культуры». Ростов-на- Д.: Феникс, 2013

  7. Андреев С. Н., Алиев Э. Г. « Мини-футбол в школе». М.: Советский спорт

  8. А.П.Матвеев «Программы начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школы по предмету «физическая культура». Издательство «Просвещение», 2010.

  9. Ю.Д.Железняк, В.А. Кунянский. «Волейбол: у истоков мастерства». М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2008.

10. Я.С. Вайнбаум. «Дозирование физических нагрузок школьников» М.: Просвещение, 2012

© 2010-2022