Формы организации физического воспитания в общеобразовательной школе

Формы организации физического воспитания в общеобразовательной школе Многообразие задач, стоящих перед физическим воспитанием, порождает различные формы организации занятий. Полноценное решение всех задач возможно только при сочетании и преемственности различных форм. Наиболее полно разнообразие форм организации занятий представлено в общеобразовательной школе.   Урок физической культуры является основной формой проведения занятий. Уроки физической культуры в общеобразовательной школе обязательн...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы организации физического воспитания в общеобразовательной школе

Многообразие задач, стоящих перед физическим воспитанием, порождает различные формы организации занятий. Полноценное решение всех задач возможно только при сочетании и преемственности различных форм.

Наиболее полно разнообразие форм организации занятий представлено в общеобразовательной школе.

Урок физической культуры является основной формой проведения занятий. Уроки физической культуры в общеобразовательной школе обязательны для всех учащихся; в той или иной степени решают все основные задачи физического воспитания школьников; обеспечивают базу для применения различных форм организации занятий.

Содержание уроков определяется государственной учебной программой.

Секция общефизической подготовки организуется на добровольных началах и является переходным звеном от урока к спортивной секции.

Занятия в секции общей физической подготовке могут преследовать различные цели:

1.Помогать отстающим в освоении учебной программы и повышать уровень их физической подготовленности;

2.Приобщать учащихся к систематическим занятиям и содействовать последующему выбору спортивной специализации;

3. Готовить занимающихся к предстоящим внутришкольным соревнованиям по учебной программе или сдаче нормативов.

Основой содержания занятий служит материал учебной программы, которой можно варьировать и усложнять в зависимости от поставленной цели.

Занятия по лечебной физической культуре предназначены для детей с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии. Занятия проводятся в школе, а для детей с наиболее серьезными отклонениями - в детских поликлиниках.

Подбор упражнений, их дозировка и общая величина нагрузки определяется на основании инструкций органов здравоохранения, заключений врача и по самочувствию самих занимающихся. В группах лечебной физической культуры особенно важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Мероприятия в режиме дня обеспечивают необходимую организацию двигательной деятельности учащихся во внеурочное время в школе, а так же дома. Эти мероприятия направлены на решение некоторых задач физического воспитания, организационно - педагогических задач и повышение работоспособности школьников.

Соблюдение двигательного режима способствует не только приобщению детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, но и является средством воспитания самодисциплины, собранности и других важных качеств личности.

Спортивные соревнования могут выполнять разнообразные функцию учебно-тренировочные, воспитательные, агитационные и т.п. На соревнованиях, в условиях спортивной борьбы при повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащийся демонстрирует достигнутые успехи в освоении движений, проявляя при этом морально-волевыми физические качества. Все это способствует сплочению коллектива и позволяет педагогу глубже изучить особенности своих воспитанников, и в соответствии с этим вносить коррективы в учебной педагогический процесс.

Ориентирование на предстоящие соревнования служит одним из средств, подкрепляющих мотивацию учебной деятельности. Особенно благоприятное влияние на качество работы учащихся на уроке оказывает установка на соревнование классов команд по учебной программе.

Спортивные секции предназначаются для наиболее физически подготовленных учащихся. Занятия в них направлены на совершенствование в избранном виде спорта и организуются как школой, так и внешкольными учреждениями.

Содержание занятий в спортивных секциях зависят от культивируемого вида спорта и определяются программами для спортивных секций, коллективов физической культуры общеобразовательных школ.

Спортивные занятия по волейболу эффективно содействуют решению задач физического воспитания школьников. Прежде всего, надо привить учащимся интерес к волейболу.

В работе волейбольной секции можно выделить три возрастных этапа.

Первый этап. Занятия и соревнования проводятся для 9-ти,10-ти летних ребят. У них на этом этапе создается стойкий интерес к волейболу, им прививаются основы навыков технических приемов игры.

Второй этап охватывает возраст 11-14 лет, когда школьники овладевают основами техники и тактики игры в волейбол, впервые начинают участвовать в официальных соревнованиях по волейболу.

На третьем этапе - в 15 - 17 лет задачи иные: это особый этап становления игроков, их спортивной зрелости. Здесь учащиеся прочно овладевают основами техники и тактика, приобщаясь к спортивному волейболу.

Хорошие результаты могут быть достигнуты лишь в том случае, если в секции постоянный состав. Если желающих заниматься волейболом много, проводится отбор.

Расписание занятий должно быть стабильным. Всякое нарушение графика, установленного порядка немедленно сказывается на отношении юных волейболисток к работе. Надо стремиться к тому, чтобы во всех группах занятия проводились три раза в неделю: по 60-90 минут в группах 13-14 и 15-17 лет.

Успешная работа секции зависит от умелого планирования материала.

Распределять его нужно так, чтобы основная работа по обучению техники и тактики игры приходились на первое полугодие, а на второе-совершенствование. Нельзя забывать об общей и специальной физической подготовке.

Одним из основных приемов организации обучения и совершенствования юных волейболисток является комбинированная форма проведения занятий.

Разделение на подгруппы производится по силам занимающихся, или с учётом игровых функций в команде.

Единства тактической и технической подготовки достигают, совершенствуя технические приемы в рамках тактических действий и многократно выполняя тактические действие с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствованию техники.

Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посредством трёх типов упражнений: первый - выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных - в нападении и защите); второй - последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на правильное техническое исполнение приёмов игры; третий - переключение в тактических действиях различного характера. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение. Низкий уровень развития общей и специальной выносливости не позволяет волейболисту эффективно реализовать технические приёмы и тактические комбинации на протяжении партии, игры, туров. С другой стороны, при хорошей атлетической подготовке, но при недостаточном владении техникой, например, нападающего удара (игрок владеет только ударом по ходу), атакующему игроку очень сложно показать результативную игру в нападении на протяжении партии, матча. Так как направление удара, как правило, будет блокировано и защитникам не составит труда разгадать ход дальнейших событий над сеткой. Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается: во - первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приёма игры; во - вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приёмов, в - третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемам в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью.

Для этого используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике, тактики, соединения качеств и способностей с приёмом игры (например, периферическое зрение и передача сверху двумя руками, быстрота перемещения и блокирование). Отставание в техническом мастерстве при отличной функциональной и двигательной подготовке, не позволит спортсменам использовать полноценную тактику игры, так как нет основы для ее осуществления.

В ходе тренировки техники и тактики совершенствуется физическая подготовка. Так, для отработки нападающего удара необходимы повторения, а эти повторения, в свою очередь, способствуют воспитанию прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости. Высокоразвитые волевые качества -залог успеха в соревновании, поскольку выражаются они во внутренней готовности игрока достичь в составе команды и вместе с ней общей цели -повышение спортивного результата. А это значит, что игроки настраиваются

на бескомпромиссную борьбу с начала и до конца игры. Если такой готовности, такого настроя нет, то высокая физическая, техническая и тактическая подготовка теряют смысл, так как проигрыш партии, очка или игры деморализируют команду.

Тактическое мастерство волейболиста немыслимо без большого запаса теоретических знаний о положениях спортивной тактики и закономерностях развития волейбола (например: теоретический раздел в тактике подач).

Детальное знание правил соревнований (игры) позволяет спортсменам более гибко и эффективно применять отдельные технические приёмы и тактические комбинации (например: выбор наиболее благоприятной расстановки на площадке для неожиданной атаки или эффективной защиты).

Все стороны подготовки в определенной степени одинаково значимы и взаимно дополняют друг друга. Они интегрируются в игровой подготовке, которая состоит из учебных, тренировочных, товарищеских и календарных игр.


© 2010-2022