Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - основа

формирования личности

Выполнила

Зеленко Нина Яковлевна

Инструктор по физической культуре, МБОУ лицея «Технический»

г.о. Самара

Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Именно от взрослых, воспитателей, родителей, всех работников детских дошкольных учреждений зависит, как будет чувствовать себя ребенок в детском саду, вырастет ли он здоровым, будет ли интересоваться искусством, литературой, заниматься спортом и т.д. детский сад может стать для ребенка вторым домом, «домом радости» только в том случае, если там работают увлеченные люди, любящие детей, творчески относящиеся к делу, которому они посвятили свою жизнь.

Так что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Согласно исследованием специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве. 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: 30-40 % детей младшего и 20-30 % старшего дошкольного возраста - неврологические проявления; 30-40 % - отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; 20-25 % - со стороны носоглотки; 10-23 % - аллергические реакции, 10-25 % - со стороны сердечно-сосудистой системы и т.д. И только 10 % приходят в школу абсолютно здоровыми.

Как было уже сказано, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться семья, включая всех ее членов и условия проживания, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» - социальной структуры, которая в основном определяет уровень здоровья детей. Необходим поиск новых подходов к оздоровлению.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия.

Для физкультурных занятий в ДОУ имеется спортивный зал, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом использования различных здоровьесберегающих технологий.

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2-2,5 часов, из них особое внимание - 30-40 минут - коррекционной работе.

Утренняя гимнастика - одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

- ритмическая гимнастика;

- гимнастика, состоящая из хороводов;

- сюжетные танцы;

- обыгрывание сюжетного стихотворения;

- подвижные игры;

- оздоровительный бег;

- гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

- оздоровительная аэробика и упражнения йоги;

- гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе - 6 минут, в средней - 7 минут, в старшей - 8-9 минут, в подготовительной - 10 минут.

Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Младший возраст - 15 минут, средний возраст - 20 минут, старший возраст - 25-30 минут. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:

- традиционные;

- игровые;

- сюжетно-игровые;

- тренировочного типа;

- тематические;

- интегрированные - оздоровительные;

- занятия ритмической гимнастикой;

- занятия по интересам;

- занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов;

- занятия - соревнования.

Физкультурные занятия включают в себя следующие элементы:

Стретчинг - комплекс упражнений, основанный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребенка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушения осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше, чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц, и дает возможность перевоплощаться. Проводится не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста.

Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса - «мышечного корсета».

В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем ортопедическую гимнастику.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Самомассаж - способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Точечный самомассаж проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста; проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Для проведения точечного самомассажа используется наглядный материал.

Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику, с младшей группы индивидуально или с подгруппой ежедневно.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно для всех возрастных групп как часть физкультурного занятия, а также на прогулке; в групповой комнате проводятся игры малой и средней степени подвижности.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр.

При организации подвижных игр в течение дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

Релаксация является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Музыкальное воздействие используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы либо как отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей, а также в качестве вспомогательного средства как часть других технологий - для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и т.д.

Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, что помогает детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Проводятся 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 минут.

Закаливание - это система мероприятий, направленных на защиту и приспособление организма к колебаниям внешней среды (периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления и т.д.). Это хождение босиком, обливание стоп, душ, полоскание горла, воздушные ванны, купание и т.д.

Полноценное физическое развитие и укрепление здоровья ребенка возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Литература.

1. Гребенников И. В., Змановский Ю. Ф. Наши дети. М.: Молодая гвардия, 1988.

2. Исаев А. А. Если хочешь быть здоров. М.: Молодая гвардия, 1988.

3. Лифиц Е. А., Лифиц И. В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. М.: Айрис-Пресс, 2010.

4. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». 2000. № 3.

5. Освальд К., Баско С. Стретчинг для всех. М.: Эксмо-пресс, 2002.




















© 2010-2022