Программа Ритмика для учащихся 5-6 класса

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1



Согласовано: Утверждаю:

заседание Директор МОУ СОШ №6

методического Михеева Н.Ф

объединения

Протокол №___ _____________________

«___» _____2016г. «___» _______2016г.


Программа Ритмика для учащихся 5-6 класса



Программа Ритмика для учащихся 5-6 класса

Составитель: учитель физической культуры

МОУ «СОШ №1» г. Мариинска

Буряк А.А.







Мариинск 2016г.



Пояснительная записка

Курс «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» входит в систему физического воспитания обучающегося. Предметом изучения в курсе являются музыка, движения, упражнения с предметами: мячом, лентой, обручем, скакалкой.

В последние годы большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика, которая основана на сочетании ритмичной эмоциональной музыки и упражнений. Уже давно стало аксиомой каждому человеку жизненно необходимо хорошее здоровье и всестороннее физическое развитие. Однако в последнее время процент здоровых детей резко снизился, а физическое развитие детей школьного возраста оставляет желать лучшего. Ритмическая гимнастика открывает для этого огромные возможности, потому что его основа - экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, а система занятий в целом сочетается с элементами игры, образными упражнениями, танцевальными импровизациями, использованием тренажерных упражнений.
Главной целью данного курса является укрепление здоровья детей, гармоничного развития, физического и творческого начала.

С помощью средств музыкально-ритмического воспитания решаются следующие задачи:

  • Всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья;

  • Формирование важных музыкально-двигательных умений, навыков;

  • Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, общей культуры поведения.

  • Создать комфортные условия эмоционально-психологического климата на занятиях для каждого ученика;.

  • Учить сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение;

  • Учить правильному выполнению упражнений как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу);

  • Развивать творческие способности детей

Цель курса - приобретение обучающимися умений и навыков выполнения движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности.

Увеличение часов двигательной активности обучающихся за счет введения курса позволит им использовать вариации движений. В зависимости от создаваемого музыкального образа, расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерность движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.

Особенностью программы является сочетание ритмических упражнений с упражнениями художественной гимнастики, включающей в себя упражнения с предметами: лентой, мячом, скакалкой.

Продолжительность реализации данной программы 2 года. 1 год (этап) - разучивание упражнений, 2 год (этап) - совершенствование умений, навыков. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 40 минут.

Основные средства и методические особенности музыкально-ритмического воспитания включают в себя следующие основные группы:

  • Элементарные основы музыкальной грамоты;

  • Упражнения на согласование движений с музыкой;

  • Упражнения из хореографии;

  • Упражнения с предметами и без;

  • Элементы народных и современных танцев;

  • Упражнения ритмической гимнастики;

В соответствии с педагогическим влиянием и разносторонним физическим и интеллектуальным воздействием на занимающихся, особенности курса музыкально-ритмического воспитания характеризуется следующим образом:

  • В процессе систематического слушания и анализа музыкальных произведений у обучающихся развиваются способности, художественный вкус;

  • Упражнения на согласование движений с музыкой позволяют выполнять упражнения в определенном ритме, темпе, развивая при этом внимание, зрительную и двигательную память, музыкальный слух, чувство ритма и т.д.;

  • Упражнения из хореографии способствуют овладению школой движений;

  • Упражнения с предметами и без них способствуют выработке умений сознательно регулировать степень напряжения мышц, совершенствованию координации движений, динамичности;

  • Знакомство с народными и современными танцами позволяет развить интерес к народному творчеству, любви к искусству.

  • Упражнения ритмической гимнастики способствуют выполнению упражнений без пауз для отдыха, развивают сложную координацию движений;

Занятия по курсу проводятся в форме уроков один раз в неделю. Ожидаемые результаты: воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития учащихся.


Программное содержание уроков.

Данная программа включает в себя три основных раздела.
В первый раздел включены упражнения, при помощи которых дети овладевают приемами движения - пружинным, маховым, плавным, ходьбой и различными видами бега, дающими им возможность разогреть и подготовить мышцы к дальнейшей работе на уроке.
Второй основной раздел урока включает в себя упражнения ритмической гимнастики из исходного положения стоя, сидя, лёжа.
Танцевально-игровые импровизации третьего раздела урока помогают развивать и углублять творческие способности детей, учат создавать музыкально-двигательные образы

Подготовительные упражнения:

1. Шаги.
2. Подскоки.
3. Галоп.
4. Бег.

Основные упражнения ритмической гимнастики.

1. Упражнения стоя;
2. Упражнения сидя с упором на руки;
3. Упражнения сидя с (руки: свободные, в стороны, на поясе);
4. Упражнения лежа на спине;
5. Упражнения лежа на животе;
6. Упражнения лежа на боку;
(Упражнения исполняются поочередно каждой ногой и двумя ногами вместе).

Комплекс упражнений 2-го года обучения усложняется и увеличивается нагрузка каждого упражнения. После комплекса упражнений необходимо полностью расслабить все мышцы.









Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

(с учетом разбивки на теоретические и практические. занятия)

Формы занятий

Формы подведения итогов

1

Ритмическая гимнастика. Основы взаимосвязи музыки и упражнений

В процессе занятий

Урок

Знание теории (проверка)

2

Упражнения ритмической гимнастики

10 ч.

2 ч теории

8 ч практики

Учебно-тренировочный урок

Зачет

3

Хореография. Упражнения у гимназической стойки, в портьере

В процессе занятий

Учебно-тренировочный урок

Зачет (выполнение танцев в позиции)

4

Народные, современные танцы. Основы движений

14 ч.

1ч. теория.

13 ч практика

Учебно-тренировочный урок с элементами зачета

Зачет

5

Упражнения художественной гимнастики

10 ч.

1 ч теория.

9 ч практика

Учебно-тренировочный урок с элементами зачета

Зачет

6

Ритмическая гимнастика. Основы взаимосвязи музыки и упражнений

10 ч.

2 ч теория.

8 ч практика

Учебно-тренировочный урок

Знание теории (проверка)

7

Упражнения ритмической гимнастики

10 ч.

2 ч теория.

8 ч практика

Учебно-тренировочный урок

Зачет

8

Хореография. Упражнения у гимназической стойки, в портьере

В процессе занятий

Учебно-тренировочный урок

Зачет (выполнение танцевальных позиций)

9

Народные, современные танцы, классические танцы. Основы движений

14 ч.

1 ч 30 мин теория. 13 ч 30 мин практика

Учебно-тренировочный урок

Зачет

10

Упражнения художественной гимнастики с предметом

5 ч.

1ч. теория

4ч практика

Учебно-тренировочный урок с элементами зачета

Зачет (выполнение упражнений с предметом)

11

Упражнения художественной гимнастики без предмета

5 ч.

1ч. теория

4ч. практика

Учебно-тренировочный урок с элементами зачета

Зачет (выполнение упражнений без предмета)


Содержание изучаемого курса

№ п/п

Краткое описание разделов, тем

Краткая характеристика формы занятий

Методическое обеспечение раздела, темы

1

Ознакомить с основами музыкальной грамоты, со средствами музыкальной выразительности

Теоретические сведения о ритмической и художественной гимнастике (беседа)

«Методика занятий по курсу музыкально-ритмического воспитания»

2

Практические занятия по музыкально-ритмическому воспитанию (танец, упражнения, прыжки, повороты)

Овладение техникой движения, разучивание упражнений в сочетании с музыкой

Магнитофонные записи музыкальных произведений

3

Применение танцевальных позиций при проведении занятий

Разучивание танцевальных позиций, у стенки, работа в портере

Шведская стенка, коврики, пособия по хореографии

4

Основные движения народных и современных танцев

Разучивание танцевальных упражнений - полька, шаг вальса, шаг галопа, переменный шаг

Записи произведений: вальса, мазурки, польки

5

Освоение работы с предметами: мячом, обручем

Разучивание бросков, ударов, ловли мяча, вращению, ловли обруча

Обручи, мячи, музыкальные записи произведений

6

Сочетание музыки с движениями при выполнении упражнений ритмики и художественной гимнастики

Совершенствовать изученные элементы с музыкальным сопровождением

Методика занятий по курсу музыкально-ритмического воспитания

7

Практические занятия

Совершенствовать упражнения ритмической гимнастики

Магнитофонные записи музыкальных произведений

8

Выполнение комплекса упражнений у гимназической стойки (6 позиций)

Совершенствовать танцевальные позиции, растяжка, упражнения на гибкость

Шведская стенка, музыкальное сопровождение

9

Освоение танцев: полька, вальсовый шаг, галоп

Совершенствовать в танцевальных композициях

Записи народной музыки, вальса

10

Разучивание упражнений с лентой и скакалкой

Ознакомить с вращением скакалки, бросками, вращением ленты

Лента, скакалка, музыкальные записи

11

Повторение упражнений без предметов

Упражнения, включающие в себя хореографию, танцы

Записи музыкальных произведений

Мониторинг умений и навыков на уроках ритмической гимнастики

Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение программного материала, но и в том, чтобы продвинуть обучающихся в развитии. Здесь очень важную роль играет мониторинг системы контроля, который является проверкой усвоения и выработки умений и навыков.
В ходе контроля проверяется соответствие доступных учащимся умений и навыков, появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его деятельности на уроке, что усвоено легко и прочно, а что нуждается в доработке, какие стороны деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
С помощью мониторинга мы анализируем учебный процесс и определяем результаты обучения. Здесь выявляются индивидуальные данные каждого обучающегося для того, чтобы понять его самого и приспособить учебные методы к его индивидуальным качествам.
В процессе мониторинга по ритмической гимнастике мы используем карты наблюдений физической активности обучающихся на уроках.

Карта наблюдений физической активности обучающихся.

№ п/п

Фамилия, имя

Уровень активности

%

пассивный

достаточно активный

активный

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

  • 34-50% - неполная согласованность в движениях, упражнения выполняются не в полном объеме, с ошибками, низкий уровень развития физических данных, нарушена скоординированность движений;

  • 51-68% - среднее развитие физических данных, допускается 2,3 ошибки при исполнении упражнений, нарушается амплитуда движений;

  • 85-100% - полная и правильная техника овладения пластикой и динамикой движений, их полная скоординированность.

Наблюдение по уровню активности педагог проводит каждый урок. Итог в карте наблюдений подводится в конце каждой четверти.
За день наши дети устают в школе, просидев 5-7 уроков за партой. Итоги всего этого нам известны. Сегодня 75%детей страдает гиподинамией. Недостаток двигательной активности, как известно, чреват самыми большими неприятностями. По данным многих исследований, именно нехватка движений, ослабление мышечной деятельности и ведет к гиподинамии, особенно в переходном возрасте, следствием чего становятся сердечная недостаточность, нарушение функции нервной и других систем жизнедеятельности организма. Не говоря уже о других заболеваниях, к которым недостаток занятий физическими упражнениями как будто не имеет прямого отношения, но все они возникают как следствие нездорового образа жизни. Таким образом уроки ритмической гимнастики призваны дать ребенку высокую двигательную активность, укрепить его здоровье.
Сильное общество - здоровое общество, а наши дети - это будущее нашего общества!
























Информационное обеспечение программы:


Список литературы

  1. Ашмарин Б.Н. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании - М., 1987г.

  2. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе - М., 1988г.

  3. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 4 - 6 классах - М., 1994г.

  4. Беспутчик В.Г. Степ-аэробика «Физкультура в школе» №1 2001г.

  5. Смирнова Л.Н. Упражнения художественной гимнастики «Физкультура в школе» №8 2000г.

  6. Роттерс Т.Т. Элементы ритмики на уроках в школе «Физкультура в школе» №2 1998г.

  7. Роттерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М., «Просвещение» 1989г.


© 2010-2022