Учебная программа 1-4 класс. Физическая культура

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА АБАКАНА «ГИМНАЗИЯ»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании КНМЦ приказом директора МБОУ

протокол № 1 «Гимназия» № 216

от 28. 08.2011 г. от 31.08.2011



Учебная программа

Физическая культура

1-4 класс



Тайдонова О.С.




Абакан, 2015


Пояснительная записка

Учебная программа по физической культуре составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования (приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г.№ 1897), фундаментального ядра содержания общего образования и основной образовательной программы МБОУ «Гимназия».


  1. Цели и задачи

Целью програм­мы по физической культуре является формирование у учащих­ся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двига­тельной деятельности.

Реализация данной цели связана с ре­шением следующих образовательных задач:

  • сформировать общие представления о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, улучшения осанки, содействие гармоничному физическому развитию;

  • развивать основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость;

  • обучать физическим упражнениям из таких видов спорта как гимнастика, лёгкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;

  • содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности;

  • развивать интерес к самостоятельным занятиям физи­ческими упражнениями, подвижным играм, формам активно­го отдыха и досуга;

  • обучать простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Данная программа основана на Требованиях к результатам освоения ООП начального общего образования ФГОС начального общего образования и отражает планируемые результаты обучения по физической культуре в начальных классах:

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, метании;

  • обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;

  • развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;

  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;

  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.

Данная программа характеризуется направленностью:

  • на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения;

  • на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;

  • на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

  • на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуры в начальной школе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определённых двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.

2.Общая характеристика курса


Программа курса по физической культуре состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.


3.Место курса в учебном плане МБОУ «Гимназия»


Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из рас­чёта 3 часа в неделю .

Рабочая программа планируется учителем в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В соответствии с требованиями к результатам освоения ос­новной образовательной программы начального общего об­разования Федерального государственного образовательного стандарта, данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение учащи­мися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре и формирование универсальных учебных действий (УУД).

По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

По окончании изучения курса "Физическая культура" в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и

сотрудничества;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,

утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,

величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком

качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и

соревновательной деятельности.

Состав и характеристика УУД


Формируемые УУД на уроках физической культуры


Формируемые УУД

Предметные действия

формирование личностных универсальных действий:

  • основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,

  • готовности принять на себя ответственность;

  • развитие мотивации достижения и готовности к

  • преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Освоение способов

двигательной деятельности.

Выполнение комплексов

упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Регулятивные универсальные действия

  • умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • планирование общей цели и пути её достижения;

  • распределять функции и роли в совместной деятельности;

  • конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля;

  • оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов.

Выполнение комплексов

упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Коммуникативные учебные действия взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)

Выполнение комплексов

упражнений, подвижные игры, спортивные игры,

соревнования, измерение

показателей физического

развития, занятие спортом.


5.Содержание тем учебного курса


1 класс

Знания о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.

Способы физкультурной деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Совушка», «Салки на одной ноге», «Змейка», «Западня», «Вызов номера», «Веревочка под ногами», «Конники-спортсменны», «Третий лишний», «Птица в клетке», «Прыжки по полоскам».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Пятнашки», «Кто быстрее», «Салки», «Медведь и рыба», «Быстро по местам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».

Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось - поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

2 класс

Знания о физической культуре

Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие.

Способы физкультурной деятельности

Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине - вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.

Легкая атлетика

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Метание малого мяча на дальность из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.

Подвижные игры

бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки - желуди - орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

3 класс

Знания о физической культуре

Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений .

Способы физкультурной деятельности

Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.

Легкая атлетика

Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».

На материале раздела «Легкая атлетика»: ««Совушка», «Салки на одной ноге», «Змейка», «Западня», «Вызов номера», «Веревочка под ногами», «Конники-спортсменны», «Третий лишний», «Птица в клетке», «Прыжки по полоскам».

На материале спортивных игр:

Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 - 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 - 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал - садись», «Передай мяч головой».

Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».

«Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

4 класс

Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII - XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.


Способы физкультурной деятельности

Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Легкая атлетика

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание», низкий старт, стартовое ускорение, финиширование.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».

На материале спортивных игр:

Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).

Пионербол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».




6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


Основное содержание

Тема


Кол-во часов

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

1

кл

2

кл

3

кл

4

кл

Знания о физической культуре (в процессе уроков)

Физическая культура

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря

Понятие о физической культуре.

Основные способы передвижения человека.

Профилактика травматизма


Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Выявлять различие в основных способах передвижения человека.

Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.

Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий

Из истории физической культуры (в процессе уроков)

История развития физической культуры и первых соревновании.

Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

Возникновение первых соревнований. 3арождение Олимпийских игр.

Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа.

Зарождение физической культуры на территории Древней Руси. Развитие физической культуры в России в XVII - ХIХ вв


Пересказывать тексты по истории физической культуры.

Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека

Физические упражнения

Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.

Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Представление о физических упражнениях.

Представление о физических качествах. Общее представление о физическом развитии.

Общее представление о физической подготовке.

Что такое физическая нагрузка.

Правила контроля за нагрузкой по частоте сердечных сокращений





Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость).

Характеризовать показатели физического развития.

Характеризовать показатели физической подготовки.

Выявлять характер зависимости частоты сердечных сокращений от особенностей выполнения физических упражнений..

Способы физкультурной деятельности.


Самостоятельные занятия.

Составление режима дня.

Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятии в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки), комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств

Режим дня и его планирование.

Утренняя зарядка, правила её составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.

Закаливание и правила проведения закаливающих процедур. Осанка и комплексы упражнений по профилактике её нарушения. Комплексы упражнений для развития физических качеств.





Составлять индивидуальный режим дня.

Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.

Оценивать своё состояние (ощущения) после закаливающих процедур.

Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости



Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.



Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств.

Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Измерение показателей физического развития.

Измерение показателей развития физических качеств.

Измерение частоты сердечных сокращений.









Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями.

Измерять показатели развития физических качеств.

Измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений.


Самостоятельные игры и развлечения.


Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах)

Игры и развлечения в зимнее время года.

Игры и развлечения в летнее время года.

Подвижные игры с элементами спортивных игр. Народные подвижные игры


Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности



Физическое совершенствование.




Гимнастика с основами акробатики


Организующие команды и приёмы.

Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Движения и передвижения строем.


Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!»,

«Стой! ».

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации.

Например:

1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;

2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд

Акробатика.


Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений.

Проявлять качества силы, координации и выносливости

Гимнастические упражнения прикладного характера.

Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания; передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Снарядная гимнастика

Прикладная гимнастика


Осваивать технику физических упражнений прикладной

направленности. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений. Выявлять характерные признаки гимнастических упражнений прикладной направленности

Лёгкая атлетика

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег высокий старт с последующим ускорением.-

Беговая подготовка





Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.

Осваивать технику бега различными способами. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.

Описывать технику прыжковых упражнений

Прыжковые упражнения:

на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту,спрыгивание и

запрыгивание; прыжки со скакалкой.

Прыжковая подготовка.





Осваивать технику прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Броски большого мяча.


Описывать технику бросков большого набивного мяча.

Осваивать технику бросков большого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность

Метание малого мяча


Описывать технику метания малого мяча. Осваивать технику метания малого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча

Подвижные и спортивные игры, кроссовая подготовка

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

и координацию.

Подвижные игры.


Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.

Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале

баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Пионербол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Спортивные игры.


Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр.

Осваивать технические действия из спортивных игр.

Моделировать технические действия в игровой деятельности.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из

спортивных игр.

Осваивать универсальные

умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности.

Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности.

Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.



Общефизическая подготовка.

Оздоровительные формы занятий.

Развитие физических качеств.

Профилактика утомления


Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения.

Развивать физические качества

Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятии.

Моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств.

Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств.

Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз


7 .Планируемые результаты


К концу начальной школы ученики научатся:

понимать:

- значение физической культуры в жизни современного человека; о название физических упражнений и исходных положений тела, отличие физических упражнений от обыденных бытовых движений человека; о организующие строевые команды и приемы их выполнения; основные способы передвижения человека;

- правила поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры.

владеть способами познавательной деятельности:

- соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном - рисунком,

образцом, правилом;

- устанавливать различия в физической нагрузке по частоте сердечных сокращений (пульсу)

при выполнении физических упражнений;

- выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;

- выполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках и ведении мяча, ударах по мячу;

- выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед и назад), стойку на лопатках;

- выполнять упражнения для формирования правильной осанки, развития силы, быстроты,

выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики;

- уметь играть по правилам соревнований в футбол, баскетбол.

- самостоятельно организовывать подвижные игры;

Учащиеся получат возможность научиться:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства

физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;

- использовать физическую культуру, как средство укрепления здоровья физического развития и физической подготовленности человека;

- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;

- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической

культурой;

- организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;

- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами.

8.Методика оценки успеваемости учащегося

Оценка как мнение об уровне знаний, умений и навыков уча­щихся. Оценка и отметка; их значение в учебном процессе.

Критерии оценки знаний - усвоения понятий, принципов, правил, формирования представлений. Критерии оценки дви­гательных умений и навыков - по степени приобретения уме­ний и навыков в физических упражнениях с учетом эталонов техники для данного возраста и пола. Требования к оценке фи­зических качеств и программных действий учеников.

9.1. Челночный бег 3x10 м с кубиками

В зале отмеряется дистанция в 10 м. В начале и конце от­резка чертятся линии старта и финиша. Два кубика лежат на линии старта. По команде «На старт!» ученик подходит к ли­нии старта и ставит одну ногу впереди, у линии старта (носок вплотную к линии). По команде «Внимание!» - наклоняется вперед и берет один кубик. По команде «Марш!» - пробегает с кубиком до конца отрезка и кладет его за линию финиша, воз­вращается за вторым кубиком и также относит его за линию финиша. Секундомер включается по команде «Марш!» и вы­ключается в момент касания пола вторым кубиком. Бросать кубик запрещается!

9.2. Подтягивание (на перекладине средней высоты хватом сверху из виса, мальчики)

По команде «Упражнение начинай!» мальчик подтягива­ется до касания перекладины подбородком, выпрямляет руки в вис и снова подтягивается. Судья, стоя рядом, подсчитывает количество правильно выполненных подтягиваний. Если ка­кая-нибудь попытка.;) выполнена неправильно, он произносит « не считать!» например, если первые две попытки ученик выполнил правильно, третью - неправильно, а четвёртую снова правильно, то судья считает так: «Раз, два, не считать, три» и т.д. Подтягивания за счёт разгиба туловища и подъёма ног не засчитывается. В протокол записывается только число правильных подтягиваний.

9.3. Наклоны вперед сидя (девочки)

Девочка без обуви садится на пол; расстояние между пят­ками 20-30 см; ступни расположены параллельно, вертикаль­но; руки вперед, ладони вниз. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, положенную между стопами ног. Нулевая отметка размещается на уровне пяток. По заданию учителя партнерша прижимает колени де­вочки к полу, не позволяя ей сгибать ноги во время наклонов. По команде «Упражнение начинай!» выполняются три накло­на вперед (разминочных), четвертый наклон - основной (за­четный). В четвертом наклоне девочка должна задержаться (не менее 2-х с). Результат засчитывается по кончикам паль­цев с точностью до 1 см. Результаты могут быть положитель­ными (со знаком «+») и отрицательными (со знаком «-»). По­ложительные - пальцы остановились на линейке впереди пяток, а отрицательные - пальцы не дотянулись до нулевой отметки на линейке (ленте).

9.4. Подъем туловища из положения лежа (на гимнастическом мате)

Исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, пальцы рук сцеплены в замок. Партнер прижимает ступни выполня­ющего к полу. По команде «Марш!» - энергично подняться, чтобы спина оказалась в вертикальном положении, и кос­нуться локтями коленей. Обратным движением вернуться в исходное положение - до касания лопатками гимнасти­ческого мата. Количество подъемов, сделанных за 30 с, запи­сывают в протокол. Попытки не засчитываются, если нет касания локтями коленей или нет касания лопатками гим­настического мата.

9.5Прыжки в длину с места

Исходное положение - стоя носками на линии старта. С махом рук вперед-вверх из положения «старт пловца» выполнить прыжок вперед на обе ноги. Результат засчитывается по сзади стоящей пятке. Из трех попыток лучшая заносится в протокол. Оценка производится с точностью до 1 см.

9.6 Преодоление полосы из 5 препятствий в спортивном зале

Для сооружения полосы препятствий используют обычный гимнастический инвентарь. Упражнение комплексное, оно имеет прикладное значение и требует от учащихся не только физи­ческих усилий, но и проявления таких качеств, как смелость, решительность, находчивость и т. п. Перед преодолением всей полосы детям необходимо пройти подготовку - выполнить отдельные упражнения под непосредственным контролем учи­теля.

Полосу комплектуют так, чтобы каждое препятствие спо­собствовало проявлению определенных двигательных качеств и умений, а полоса в целом предполагала чередование разных видов движений.

Описание прохож­дения полосы препятствий.

  1. На двух гимнастических матах в длину из положения лежа на спине, руки вверху, перекаты на живот - на спину (2 раза), встать.

  2. Ходьба по рейке гимнастической скамейки, руки в сторо­ны.

  3. Подтягивание лежа на животе по наклонной скамейке, один конец которой закреплен на гимнастическом козле высо­той 80-90 см. После подтягивания встать на козла и сделать соскок на мат в гимнастический обруч или круг диаметром 50-60 см, выложенный из скакалок.

  4. Ползание на животе «по-пластунски» по трем гимнасти­ческим матам в длину.

  5. Ноги на рейке (на гимнастической стенке) - передви­жение с перехватом руками влево или вправо по 4-й рейке от пола, с последующим прыжком вниз на гимнастический мат.

9.Уровень физической подготовленности

1класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

11 - 12

9 - 10

7 - 8

9 - 10

7 - 8

5 - 6

Прыжок в длину с места, см

118 - 120

115 - 117

105 - 114

116 - 118

113 - 115

95 - 112

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,2 - 6,0

6,7 - 6,3

7,2 - 7,0

6,3 - 6,1

6,9 - 6,5

7,2 - 7,0

Бег 1000 м

Без учета времени

2 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

14 - 16

8 - 13

5 - 7

13 - 15

8 - 12

5 - 7

Прыжок в длину с места, см

143 - 150

128 - 142

119 - 127

136 - 146

118 - 135

108 - 117

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,0 - 5,8

6,7 - 6,1

7,0 - 6,8

6,2 - 6,0

6,7 - 6,3

7,0 - 6,8

Бег 1000 м

Без учета времени

3 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

5

4

3

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

12

8

5

Прыжок в длину с места, см

150 - 160

131 - 149

120 - 130

143 - 152

126 - 142

115 - 125

Бег 30 м с высокого старта.

5,8 - 5,6

6,3 - 5,9

6,6 - 6,4

6,3 - 6,0

6,5 - 5,9

6,8 - 6,6

Бег 1000 м, мин. с

5.00

5.30

6.00

6.00

6.30

7.00


4 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

6

4

3

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

18

15

10

Бег 60 м с высокого старта,

10.0

10.8

11.0

10.3

11.0

11.5

Бег 1000 м, мин. с

4.30

5.00

5.30

5.00

5.40

6.30




10.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

В 1 - 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.











Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия»

Рассмотрено Утверждено

на заседании КНМЦ МБОУ «Гимназия» приказом директора МБОУ «Гимназия»

протокол № 1 от 30.08.2012 № 193 от 01.09.2012









Учебная программа


Физическая культура

1-4 класс









Абакан, 2012

© 2010-2022