Профессиональная подготовка лыжных трасс

Без добросовестного труда отдельных, порой малоизвестных, людей невозможно показать хорошие результаты в большом спорте. В лыжных гонках результаты спортсменов зависят от качества подготовленных трасс. За ними следят люди, профессий которых нет в официальном реестре, а лыжники называют их «буранщиками» – по марке известного отечественного снегохода «Буран», на котором они накатывают дистанцию.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва

Мастера своего дела

Творцы лыжных трасс

Без добросовестного труда отдельных, порой малоизвестных, людей невозможно показать хорошие результаты в большом спорте. В лыжных гонках результаты спортсменов зависят от качества подготовленных трасс. За ними следят люди, профессий которых нет в официальном реестре, а лыжники называют их «буранщиками» - по марке известного отечественного снегохода «Буран», на котором они накатывают дистанцию.


Иван Утробин

Иван УТРОБИН родился 10 марта 1934 года в селе Орловка Челнинского района Татарской АССР. Заслуженный мастер спорта по лыжным гонкам. Слесарь VI разряда. В настоящее время работает механиком-водителем снегоходов и снегоукатывающих машин на лыжной базе в Красногорске (Московская область). В его честь проводятся многочисленные соревнования для лыжников.


Советы Ивана Утробина.

Если вы хотите подготовить лыжную трассу:

1. Тщательно изучите местность вокруг предполагаемой трассы.

2. Позаботьтесь о том, чтобы на дистанции были подъемы и спуски: бегать на равнине лыжнику неинтересно.

3. Сделайте спуски максимально безопасными.

4. Начните с малого круга, а потом ищите варианты его удлинения и усложнения. Это поможет в дальнейшем при подготовке трасс разной протяженности.

«Лыжня Утробина» - так окрестили лыжную трассу на окраине подмосковного Красногорска по фамилии ее создателя - Ивана УТРОБИНА, который трудится на ней уже свыше 50 лет. Я неоднократно бывал на этой трассе и, собираясь делать репортаж, был приятно удивлен, что известный в прошлом спортсмен, который в следующем году отметит свое восьмидесятилетие, все еще работает на Красногорской лыжной базе.

В детстве он много трудился: в шесть лет научился косить, запрягать лошадей, доить корову... При этом выделялся среди сверстников отменным здоровьем. Окончив восьмилетку, переехал в Пермь, получил профессию слесаря-ремонтника. По распределению как один из лучших студентов был направлен на закрытое предприятие города Томск-7 (ныне Северск). Там и началась спортивная биография Ивана Утробина.

Как-то раз его попросили выступить в велосипедных соревнованиях. Он согласился и победил, выполнив норматив первого разряда. Потом были победы и в легкой атлетике, и в лыжных гонках. Впервые встав на лыжи в 1954 году, в 1958-м Утробин стал победителем зимней Спартакиады народов РСФСР. До него за столь короткий период такой путь не удавалось пройти никому. Пригласили в сборную страны, он готовился к Олимпийским играм 1960 года в Скво-Вэлли, но… в этот год его не взяли, потому что предприятие, на котором он работал, было засекреченным.

Знаменитый «Иванов круг» - 15-километровую трассу в Красногорске Утробин сделал исключительно для собственных тренировок, собственными руками выкорчевывая пни, укрепляя склоны и прорубая тропы. Именно в этом городе спорткомитет выделил ему в 1961 году квартиру.

За всю спортивную карьеру у Ивана Степановича не было ни одного тренера. Он тренировался самостоятельно, потому что уверен: наставник ему не нужен, так как лучше него никто его организм не знает. Главное на тренировках - не жалеть себя.

Большую часть работы он выполнял в зоне субмаксимальной мощности: если на соревнованиях пробегал круг за 55-56 мин., то на тренировках - за 57-58 мин. Всегда - большой объем работы, разнообразие средств: главное, чтобы они были направлены на развитие сердечно-сосудистой системы. Часто использовал в тренировках велосипед, порой добираясь на нем до мест проведения сборов и соревнований. Проехать 200-300 км в день для него не составляло никакого труда… Что касается техники, то она была специфична и неповторима. Только Ивану Утробину был свойствен более дальний вынос голени вперед: так он удлинял прокат лыжи на 10-15 см и компенсировал невысокий рост.

За спортивную карьеру Иван Утробин тринадцать раз становился чемпионом СССР по лыжным гонкам - от эстафет до сверхмарафона. Его рекорд остается непревзойденным. Его выступления на международной арене были не столь успешными, но бронзовые медали Олимпийских игр 1964 года и чемпионата мира 1962 года тоже дорогого стоят.

В 1966 году Ивану Степановичу было присвоено звание заслуженного мастера спорта, а в 1968-м он попал в страшную аварию - его, тренирующегося на велосипеде, сбила машина. После долгого лечения он продолжил выступать в соревнованиях, но полностью восстановить поврежденный голеностоп так и не сумел и был вынужден завершить спортивную карьеру.

Тренировочный круг Утробина известен всем лыжникам страны: с 1969 года было принято решение проводить на нем всесоюзные соревнования - «Красногорскую лыжню». С тех пор, конечно, изменился формат гонки и уровень участвующих, но неизменно одно - трассу для гонок по-прежнему готовит Утробин.

«Мне многое пришлось изменить в трассе за пятьдесят лет, - вспоминает Иван Степанович. - С появлением пластиковых лыж существенно возросли скорости, это стало приводить к падениям и травмам на изначально по-другому спроектированных спусках. Пришлось делать склоны положе, а контруклоны - круче. С появлением конькового хода пришлось спуски еще больше упростить, а трассу сделать шире. Новые требования к международным трассам заставили сократить длину круга и увеличить - буквально насыпать - один подъем, но и этого оказалось недостаточно для получения права на проведение этапа Кубка мира, который проходит в Дёмино под Рыбинском».

Иван Степанович не расстраивается - ведь на его трассу приезжает много лыжников самой разной квалификации. Там проводятся соревнования - от спринта до марафона. В честь заслуг прославленного спортсмена и творца лыжной трассы в марте накануне его дня рождения проводится гонка на призы Ивана Утробина.

Вспоминая свой жизненный путь, Иван Степанович сделал вывод, что ему очень пригодился опыт, приобретенный в детстве и юности, в деревне и на заводе. Мало кто знает, но первый в нашей стране ратрак, который до сих пор работает, он сделал сам. А современные резаки для лыжни, которые начинают появляться в продаже, не позволяют добиться такой же качественной лыжни, как в Красногорске.


Геннадий Бочаров

Геннадий БОЧАРОВ родился 22 ноября 1952 года в деревне Каменка Сергачского района Нижегородской области. Имеет I разряд по лыжным гонкам. Монтажник железобетонных конструкций. В настоящее время является президентом московского спортивного клуба «Альфа-Битца».

Советы Геннадия Бочарова.

1. На будущей трассе должны быть и рельеф, и ровные участки, где могут учиться начинающие.

2. Трассу нужно проектировать так, чтобы тренеру было удобно видеть своих воспитанников на лыжне. В идеале она должна быть в форме различных петель с возвращением на лыжный стадион, где можно получить указания от тренера.

3. Важно, чтобы при подготовке трасс вас окружали единомышленники: в одиночку вряд ли что-то получится.

Мы познакомились с Геннадием БОЧАРОВЫМ, когда мне понадобилась помощь в проведении соревнований для школьников. До этого я много слышал об этом человеке от лыжников, которые тренируются в московской зоне отдыха «Битца». Геннадий Иванович любезно согласился мне помочь, быстро оценил уровень физической подготовленности детей и предложил не очень сложную, но качественно подготовленную трассу.

Недавно он отметил свое шестидесятилетие. Поздравить создателя битцевских трасс пришли спортсмены, единомышленники, представители спортивных школ, министерств и ведомств, спортивной прессы и даже батюшка одного из храмов. Все - с огромным желанием выразить слова благодарности Геннадию Ивановичу за его труд, благодаря которому люди имеют возможность активно отдыхать и тренироваться на самой протяженной и качественно подготовленной лыжной трассе столицы.

Геннадий Иванович хорошо помнит момент, когда у него появились первые настоящие лыжные ботинки - их помог достать учитель физкультуры, который привил мальчику любовь к лыжному спорту: «Вы не представляете, какая это была радость для нас, послевоенных детей. Я хорошо помню свои первые соревнования. Я тогда учился в седьмом классе, и меня взяли на лыжные гонки в райцентр - Пильну. Добирались на лошадях. Так как никто из нас не знал дистанции, передо мной поставили спортсмена, который должен был ехать впереди и показывать трассу. Но ему жутко не повезло: я постоянно наступал ему на пятки лыж, так как моя скорость была намного выше».

После окончания восьмилетки Бочаров поступил в московское строительное ПТУ № 68. Но мечте стать столяром-краснодеревщиком не удалось осуществиться… ввиду отсутствия мест. Переквалифицировался в каменщики, при этом удавалось сочетать учебу и занятия спортом. Выполнил норматив первого разряда, потом неоднократно побеждал и кандидатов, и мастеров спорта. Он обладал очень быстрым стартовым рывком, поэтому тренеры часто доверяли ему в эстафетных гонках бежать на первом этапе. Занимался он также легкой атлетикой и футболом.

Больших успехов в спорте Геннадию достичь не удалось - приходилось много работать. Неудачная попытка поступить в строительный техникум, служба в армии: был начальником физической подготовки и принимал нормативы не только у солдат-срочников, но и у прапорщиков…

В 1973 году он получил комнату в новостройке Москвы в Ясенево, рядом с огромным лесопарком, и решил поставить там вагончик для переодевания лыжников. Согласовал вопрос с руководством зоны отдыха, и началась работа по проектированию лыжной трассы.

Это была не собственная разработка, а коллективная: каждый вносил свою лепту. Спортсмены-энтузиасты - Геннадий Иванович в их числе - постепенно удлиняли дистанцию, добавляли более сложные подъемы и спуски. Он абсолютно уверен: проектировщик трассы должен быть спортсменом, пусть и непрофессиональным. Иначе невозможно учесть все особенности будущих дистанций. Лыжню для классического хода нужно прокладывать с внешней стороны от коньковой лыжной дороги; важно понимать, где и как заложить поворот, сделать контруклон или выкат со спуска, чтобы обеспечить безопасность лыжников, учитывать изменения в правилах соревнований и их специфику. Например, для любительских соревнований лучше использовать пологие трассы, с небольшим перепадом высот, а для профессионалов - с крутыми подъемами и спусками. При проведении марафона стоит использовать оба варианта, так как в соревнованиях принимают участие и профессионалы, и любители.

Освоить современную технику подготовки лыжных трасс Геннадию Ивановичу помог опыт работы в строительстве - ведь наличия одного снегохода недостаточно для подготовки лыжни. Приходится постоянно что-то придумывать: дополнительные прицепы, резаки для лыжни, насадки для утрамбовывания трассы...

После того как выпадет первый снег, Бочаров укатывает трассу так называемыми колесами, чтобы не потрошить опавшую осеннюю листву. Когда снега становится больше, использует разные бороны или решетки, к которым приваривает специальные штыри - лыжники в Битце называют их «зубами Бочарова». За лыжной трассой нужно следить круглогодично, поэтому в Битце часто организуют субботники. Летом на этом же маршруте проводят кроссы и соревнования по маунтинбайку.

К сожалению, к работе Геннадия Ивановича лишь в последнее время в высоких московских спортивных кругах стали относиться с уважением и пониманием. В ней не может быть карьерного роста, но, по его словам, «отражением профессионализма могут быть постоянный рост количества любителей лыжного спорта, проводящих в зоне отдыха свой активный досуг, добрые отзывы спортсменов, среди которых есть и олимпийские чемпионы: Вячеслав Веденин, Елена Вяльбе, Лариса Лазутина, Светлана Нагейкина, Юлия Чепалова... Им есть с чем сравнивать: они участвовали во многих международных соревнованиях, но, возвращаясь в Москву, обязательно заезжают покататься к нам в Битцу».


© 2010-2022