Инновационные технологии по физической культуре

Проблема здоровья студентов, образовательных учреждений актуализируется с появлением урочными стандартно-нормативного подхода по физической культуре. Отвечая на требования научно-технической революции и постоянно наращивая объем и интенсивность учебных нагрузок, техникум все больше обострял проблему.  В то же время на всех этапах становления современного техникума существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья студентов. И если вначале этот интерес в большей мере пр...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные технологии по физической культуре

в ГБОУ СПО ГТМАУ

Проблема здоровья студентов, образовательных учреждений актуализируется с появлением урочными стандартно-нормативного подхода по физической культуре. Отвечая на требования научно-технической революции и постоянно наращивая объем и интенсивность учебных нагрузок, техникум все больше обострял проблему.

В то же время на всех этапах становления современного техникума существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья студентов. И если вначале этот интерес в большей мере проявлялся со стороны узких специалистов, то в настоящее время инициатива сохранения здоровья принадлежит системе образования в целом.

Вместе с тем перевод проблемы в плоскость физической культуры, педагогики и психологии не завершился созданием технологии организации оздоровительной работы в техникуме, которая зачастую сводится к набору большего или меньшего количества недостаточно обоснованных, плохо систематизированных, мало взаимосвязанных, а значит, и неэффективных мероприятий.

Таким образом, можно констатировать наличие научной проблемы, заключающейся в недостаточной методологической и особенно технологической проработке вопросов организации оздоровительной работы в техникумах, что и стало предметом данного исследования. Оно является результатом многолетней деятельности служб здоровья ряда образовательных учреждений г. Георгиевск и Георгиевского района.

Служба здоровья как основной механизм реализации системного подхода к оздоровительной работе в техникуме. Если исходить из представлений, что каждый преподаватель-предметник должен быть еще и преподавателем здоровья, то в широком смысле служба здоровья - это все участники образовательного процесса, взаимодействующие в пределах функциональных обязанностей на основе общего концептуального подхода в рамках определенной содержательной модели и осуществляющие систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов и педагогов. В узком (технологическом) смысле в состав службы здоровья входят: замдиректора по научной работе, преподаватели физической культуры, врач техникума, психологи, социальные педагоги, руководители методобъединений.

Таким образом, служба здоровья - это не дополнительное структурное подразделение техникума, а функциональное объединение уже имеющихся в техникуме кадров. Обязательным условием результативности работы службы является интеграция в деятельности специалистов различного профиля. Под интеграцией подразумевается состояние связанности и взаимопроникновения в деятельности отдельных служб, а также процесса, ведущего к такому состоянию. Наиболее продуктивна в этом плане адаптивная модель службы здоровья в техникуме, которая не привязана жестко к конкретной образовательной философии.

В соответствии с этой моделью работа службы здоровья разворачивается в определенной последовательности.

Комплексная входная диагностика здоровья участников образовательного процесса. Результаты наших исследований свидетельствуют, что здоровье студентов наиболее заметно ухудшается в периоды максимального студенческого стресса. Причем если на первых курсах основная ротация происходит между первой и второй группами здоровья (функциональные нарушения), то к концу обучения наблюдается хронизация заболеваний с переходом студентов из второй в третью группу здоровья.

В целом наши студенты развиваются медленнее, чем их сверстники из более благоприятных климатических регионов. Причем среда обитания в основном влияет на темпы физического развития и практически не отражается на его гармоничности.

Интересно, что показатели физического развития существенно различаются у представителей различных типов телосложения. Особо уязвимыми при этом оказываются представители астенического телосложения, что еще раз подтверждает литературные данные о том, что неблагоприятные факторы среды направляют физическое развитие преимущественно по данному типу.

Более серьезные отличия от нормативов для южного региона России обнаруживаются для отдельных показателей физической подготовленности студнетов. Так, начиная с юношеского возраста наши студенты (и особенно студентки) значительно уступают своим сверстникам из средней полосы России в скоростной силе, общей и статической выносливости. В связи с занятия по физической культурой на шаг выше чем другие регионы. В пользу такого вывода свидетельствуют данные о высоком уровне физической подготовленности студентов образовательной технологии физического воспитания техникумах.

Оценка факторов, определяющих состояние здоровья ребенка в конкретном техникуме. Управление процессом оздоровления студентов предполагает знание не только состояния самого объекта управления, но и факторов, его определяющих. С этой целью используются корреляционный и факторный анализы.

Получена информация о более чем 80 факторах, влияющих на здоровье студента. Она свидетельствует, что факторы здоровья в конкретном образовательном учреждении могут серьезно отличаться от общестатистических. Более того, они различны и в отдельных параллелях техникума. Так, с возрастом увеличивается степень влияния экологических факторов и, наоборот.

Экспертиза различных сторон учебно-воспитательного процесса, связанная со здоровьем. Среди факторов риска, формирующих пред- и патологические состояния у студентов, важное место занимают различные стороны учебно-воспитательного процесса. Это говорит о необходимости их экспертизы. Исходя из логики учебно-воспитательного процесса, мы выделяем четыре уровня такой экспертизы: техникума, учебного расписания, образовательной технологии и урока. Оценка эффективности оздоровительной работы в ГТМАУ с помощью анкеты для присвоения квалификационной характеристики техникума, содействующей здоровью, свидетельствует, что учебные заведения используют свои возможности только на 74,5%.

Анализ отдельных направлений работы показывает, что относительно благополучно выглядят следующие разделы: организация питания в техникуме (74%), работа с сотрудниками (70%), взаимоотношения учебного заведения с родителями (69%), материально-технические условия СПО (68%). В то же время техникумы недостаточно активно сотрудничают с другими образовательными заведениям по вопросам содействия здоровью (44%). Оставляет желать лучшего и раздел, связанный с двигательной активностью и физическим развитием студентов (48%).

Разработанная нами технология экспертизы студенческого расписания учитывает реальную "цену" обучения. При ее определении мы исходим из допущения, что она будет тем выше, чем значительнее физиологическое и психоэмоциональное напряжение в процессе обучения и чем ниже при этом успехи в умственном и физическом развитии.

Обнаружено, что общая "цена" обучения в утренние часы самая высокая в понедельник и вторник. В остальные дни она поддерживается на относительно постоянном уровне, несколько возрастая в пятницу. Определяющим в общей "цене" обучения является его физиологическая стоимость. Корреляция между этими показателями очень высокая. Связь общей "цены" обучения с напряженностью расписания недостоверная. "Цена" обучения после учебных занятий в первые два дня недели даже ниже, чем в утренние часы, и только в субботу сказывается утомление.

Насколько готов современный преподаватель к осуществлению здоровье сберегающих функций? Наши исследования свидетельствуют, что средний балл самооценки в традиционной пятибалльной шкале, практически совпадает с экспертной оценкой.

Успешнее всего педагоги справляются со следующими функциями: учет возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей студентов; ориентация на формирование представлений; осознание успешности обучения, ставка на позитивные начала в студенте; обеспечение стимулирующей роли оценки. Хуже всего выполняются такие требования, как учет состояния здоровья студенте, обеспечение развития личности в учебной деятельности, обеспечение здоровье сберегающей направленности содержания предмета.

Результаты анализа обнаружили достаточно выраженную связь между готовностью преподавателя к реализации здоровье сберегающих функций и качеством успеваемости.

В продолжение приведенного выше примера отметим, что средний балл самооценки применительно к уроку несколько выше, чем к образовательной технологии (3,72±0,775 балла). Успешнее всего педагоги справляются со следующими здоровье сберегающими функциями урока: соблюдение норм домашних заданий; достижение целей урока; обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемами урока; своевременное окончание урока; обеспечение привычной последовательности и систематичности работы, обеспечение мемориальной информативности на уроке; обеспечение оптимальных взаимоотношений между преподавателем и студентом, студентом и студентом.

Хуже всего выполняются такие требования к уроку, как соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся, сохранение функции зрения, обеспечение первичной и вторичной априорной настройки студентов. И вновь обнаруживается связь между готовностью преподавателя к реализации здоровье сберегающих функций урока и качеством успеваемости.

В этой связи нами разработан программно - аппаратный комплекс по обеспечению всех основных направлений работы службы здоровья в техникуме. Аппаратная часть комплекса включает ряд блоков для психофизиологических исследований, программная содержит четыре технологические подсистемы обеспечения. Профессиональный блок содержит комплекс программ по оценке физического, психического и социального благополучия учащихся и педагогов. Эти же программы могут работать в режиме биологической обратной связи.

Разработка технологической карты деятельности службы здоровья. Реализация комплексных оздоровительных программ на уровне техникума требует интеграции в деятельности специалистов различного профиля, однако необходим механизм такого объединения усилий. Существующие функциональные обязанности отдельных специалистов, во-первых, не предполагают подобной интеграции, а, во-вторых, носят настолько общий и глобальный характер, что делаются заведомо невыполнимыми.

Таким механизмом, на наш взгляд, может быть технологическая карта, которую можно определить как форму конструирования оздоровительного процесса на уровне технологии. Она позволяет представить оздоровительную работу в техникуме в виде целостной системы взаимосвязанных действий целеполагания, организации, контроля и регулирования.

Процесс создания технологической карты условно можно разделить на два этапа. Сначала с использованием метода сетевого планирования строится план-график работы специалистов различного профиля в рамках службы здоровья. Затем на его основе составляется детальный план работы каждого участника оздоровительного процесса и только после этого формулируются функциональные обязанности каждого специалиста на соответствующий этап работы.

Организация профилактической работы в техникуме. Профилактика - это сложный многофакторный процесс, который включает три основных этапа: общую, первичную и вторичную профилактики. Все они, безусловно, имеют место в образовательном учреждении, но особую роль играют общепрофилактические мероприятия, которые представляют комплекс социальных и санитарно-гигиенических мер, направленных на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), оптимизацию условий обучения, охрану и оздоровление окружающей среды.

Что касается двух последних направлений, то они обычно реализуется в рамках СанПиНов. Все гораздо проблематичнее с формированием ЗОЖ. Международный опыт свидетельствует, что существует два главных пути изменения привычек - формирование навыков и "контроль вероятности". Считается, что для успешной выработки навыков ЗОЖ необходимы шесть компонентов: обучение, моделирование, практика в процессе обучения, обратная связь, закрепление, практика между тренировочными занятиями. Под "контролем вероятности" понимают выработку устойчивой привычки в будущем путем контроля и воздействия на результат ее реализации в настоящем. При проведении профилактических программ это достигается, например, усилением поощрения за здоровые привычки.

Анализ сложившейся у нас практики формирования здоровых привычек, выполненный на основе результатов опроса 1102 учащихся 1-4 курсов, свидетельствует, что мы относительно хорошо обучаем (50,7%) и моделируем (63%), гораздо хуже практикуем в процессе обучения (30,8%), закрепляем полученные знания, умения и навыки (37,3%), практикуем между занятиями (45,8%) и тем более поддерживаем выработанные привычки (34%). В этой связи наши надежды на устойчивые изменения поведения студентов, связанного со здоровьем, представляются маловероятными.

Для решения данной проблемы нами разработана технология формирования здоровых привычек в условиях техникума. Взяв за основу сложившийся международный опыт, мы сочли необходимым дополнить предложенную схему еще одним компонентом - входной диагностикой. Обоснованность подобного шага диктуется следующими обстоятельствами:

- во-первых, сложность формирования навыков ЗОЖ во многом обусловлена тем, что на определенных этапах онтогенеза у студента отсутствует базовая потребность в здоровье, а самооценка уровня здоровья явно завышена;

- во-вторых, обратная связь от наступивших в организме в результате следования ЗОЖ изменений срабатывает не сразу и положительный эффект иногда отсрочен на годы;

- в-третьих, опросы студентов свидетельствуют, что среди причин, которые заставили бы их изменить свой образ жизни, они называют, как правило, некие экстремальные обстоятельства: болезнь, трагедию близкого человека, любовь и т.д.

Своевременная входная диагностика компенсирует этот дефицит информации, вызывает у подростка состояние своеобразной экстремальности, побуждающее его к поиску новых форм организации своей жизнедеятельности.

Другим важнейшим резервом в формировании субъективного отношения учащегося к проблеме здоровья и ЗОЖ является изучение его потребностно-мотивационной сферы. В этой связи нами разработан компьютерный вариант оценки жизненных предпочтений ученика, степени их удовлетворения и структуры мотивации оздоровительной деятельности с учетом побудительных, базисных и процессуальных оснований.

Коррекционная и реабилитационная работа. Успешное функционирование среднего профессионального образовательного учреждения с учетом сегодняшнего состояния здоровья студентов невозможно без квалифицированной коррекционной и реабилитационной работы, поэтому создана система валеологического сопровождения студентов, которая включает четыре этапа: прием студентов в техникум, введение в жизнь техникума, постоянное сопровождение, итоговое сопровождение.

На этапе приёма студентов в техникум обеспечивается: знакомство специалистов с поступающими; выбор условий и программ адаптации, обучения и развития. Введение в школьную жизнь предполагает: оценку адаптационного периода, коррекцию нарушений познавательных процессов и трудностей адаптации. К видам постоянного сопровождения можно отнести: коррекцию уровня развития общеучебных навыков и студенческих трудностей; преодоление недостатков развития, определение предельно допустимой учебной нагрузки, обеспечение успеха в усвоении программы, адаптацию среды техникума к поступающему. Наконец, основными видами итогового сопровождения, напрямую связанными с деятельностью студенческой службы здоровья, являются: помощь студентам в выборе профессии и учебного заведения, обеспечение преемственности между различными ступенями образования, участие в подготовке документации на выпускника, обеспечение достаточной самостоятельности выпускника в сохранении и укреплении своего здоровья.

Повышение оздоровительной направленности физического воспитания студентов. Принцип оздоровительной направленности - один из важнейших принципов в системе физического воспитания студентов. Однако его реализация не является простым автоматическим следствием решения каждой частной задачи физического воспитания. Более того, в процессе применения повышенных функциональных нагрузок порой весьма сложно определить ту грань, которая отделяет их позитивный и негативный эффекты, поэтому повышение оздоровительной эффективности физического воспитания подрастающего поколения - важнейшая задача службы здоровья техникума. Средствами ее реализации прежде всего могут быть:

- спортизация физического воспитания студентов, когда физкультурное образование осуществляется в форме теоретико-методических занятий, а физическая подготовка - в форме учебно-тренировочных занятий, проводимых за рамками учебного расписания;

- спартианское движение, которое стремится использовать гуманные игровые формы организации соревнований с ориентацией на самосовершенствование, красоту действий и поступков, творчество, гармоничное развитие;

- новые организационно-деятельностные формы физического воспитания, позволяющие соревноваться детям различного возраста, проживающим в разных регионах, как очно, так и заочно ("Президентские состязания");

- дифференцированный подход, обеспечивающий групповую индивидуализацию процесса физического воспитания студентов, имеющих сходные групповые закономерности.

Обучение сохранению здоровья в образовательном учреждении. К настоящему времени сложилось четыре основных подхода к обучению сохранения здоровья в СПО:

- санитарно-гигиеническое просвещение учащихся посредством дисциплин естественно-научного цикла и внегруповые мероприятия;

- расширение теоретического раздела программы по физической культуре в техникуме;

- проведение специализированных уроков здоровья в рамках федеральной междисциплинарной программы "Здоровье" для средних профессиональных учреждений;

- наполнение здоровье сберегающим содержанием всех дисциплин учебного плана техникума.

Укрепление профессионального здоровья преподавателя. Резкое ухудшение здоровья студентов во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой в том числе и преподавателями. Однако и сама профессия преподавателя может быть отнесена к группе профессий повышенного риска. Результаты наших исследований свидетельствуют, что только часть педагогов СПО имеют удовлетворительный тип адаптации. Основная часть наставников находится до стадии пограничного состояния и требует серьезных усилий по снятию напряжения и другой коррекционной работы. Наконец, некоторые, преподаватели имеют тип адаптации, критическое напряжение систем регуляции и нуждаются в немедленном восстановлении функциональных резервов.

С учетом сказанного необходима комплексная и эффективная система мер по охране и укреплению профессионального здоровья работников народного образования. Опыт нашей работы свидетельствует, что с технологической точки зрения достаточно наличия в программе работы с учителем пяти блоков (модулей): организационного, диагностического, информационно-познавательного, оздоровительно-профилактического и педагогического.

Повышение студенческого потенциала оздоровительных программ техникума. Большинство существующих программ сохранения и укрепления здоровья основаны на "взрослом" видении проблемы. Студенту при этом отводится достаточно пассивная роль субъекта, которому предлагают усвоить необходимую, чаще всего "устрашающую", информацию. Между тем, сколько бы ни давалось правильных советов и занудных нравоучений, студент останется к ним глух, если не осознает, что быть здоровым - его обязанность перед собой и обществом, если в процессе обучения в школе не приобретет опыта самостоятельности в оздоровительной деятельности.

Эта задача может быть реализована:

- посредством изучения и использования студенческой инициативы в оздоровительной деятельности;

- благодаря управлению самовоспитанием и само-оздоровлением студентов;

- путем организации самостоятельной работы студентов по сохранению и укреплению здоровья;

- в рамках сотрудничества с общественными организациями студентов.

Взаимоотношения СПО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения должны быть отношениями сотрудничества. Однако необходимо иметь в виду реальные возможности сегодняшней семьи в реализации этих партнерских отношений. И поскольку масштабное видение проблем, знание, профессионализм - на стороне СПО, то именно она в лице службы здоровья должна выполнять функции просвещения, консультирования, а при необходимости и воспитания семьи.

Среди основных направлений работы службы здоровья с семьей можно выделить следующие:

- изучение и анализ семей, условий воспитания и оздоровления;

- просвещение родителей в вопросах медицинской активности семьи, здоровья и ЗОЖ;

- работа службы с особыми категориями студентов и их родителями;

- привлечение родителей в органы самоуправления техникума;

- проведение совместных с родителями акций и мероприятий.

Среди других направлений работы службы здоровья в техникуме следует выделить такие виды деятельности, как выполнение внедренческих и консультативных функций, обобщение и популяризация передового опыта.

ГТМАУ, имеющий службу здоровья, опережает средние профессиональные учреждения, придерживающиеся других подходов к организации оздоровительной работы, как по общей сумме рангов, так и по сумме мест в рассматриваемых группах факторов. Об этом же свидетельствуют и субъективные ощущения студентов.


Список литературы

1. Баль Л.В. Новое направление детских профилактических программ - детское движение в защиту здоровья // Школа здоровья. 1998, № 1, с. 17-22.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995, № 4, с. 2-8.

3. Богатырев В.С. Физиологическая характеристика физического развития и репродуктивного здоровья выпускниц средней школы, проживающих на экологически различных территориях Кировской области: Автореф. докт. дис. М., 1999. - 34 с.

4. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебник. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с.

5. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. Педагогические стратегии и технологии. - М.: "Теория и практика физической культуры", 2002. - 270 с.

6. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования: Автореф. докт. дис. СПб., 1998. - 48 с.

7. Инновационная образовательная технология спортизированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе / Под ред. Л.Н. Прогонюк // Сургут: Дефис, 2001. - 212 с.

8. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд-во ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

9. Касаткин В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья: Автореф. докт. дис. М., 1999. - 44 с.

10. Кумарин В. Самая "страшная" глава в учебнике Дистервега, или Как нам построить, наконец, школу для детей, а не против них // Народное образование. 2001, №1, с. 20-28.

11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 363 с.

12. Симонова С. Без здоровых детей у страны нет будущего // Народное образование. 1999, № 8, с. 159-167.

13. Currie C., Hurrelmann K., Setfrertobulte W., et el. Health and Health Behavior among Young People. World Health Organization Regional Office for Europe // Denmark, 2000. - P. 9-11.

14. Elder J., Geller S., Hovell M., et el. Motivating Health Behavour. - Albany: Deimar, 1994.

© 2010-2022