- Преподавателю
- Физкультура
- Текст к докладу Самоанализ педагогической деятельности
Текст к докладу Самоанализ педагогической деятельности
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лазарь Г.К. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
п. Чунский
Я, Лазарь Галина Кузьминична, работаю 9 лет в МОУ «СОШ № 90» учителем физической культуры. Ежегодный мониторинг отслеживания результатов физического развития свидетельствует о том, что с каждым годом все больше детей имеют отклонения в здоровье. Моя задача, как учителя физической культуры - сохранить и укрепить здоровье детей, привить им навыки здорового образа жизни.
Решила изучить отношение к здоровью учащихся. Вот результаты опроса ребят 11-14 лет (всего было опрошено 108 человек)
-
29,63% считают, что здоровье - это «спорт»;
-
23,15% считают, что здоровье - это « полноценная веселая жизнь».
-
21,3% говорят, что «здоровье - когда мало или вовсе не болеют».
На вопрос « Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»
-
60,19% опрошенных ответили: заниматься спортом,
-
25,93% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики.
На вопрос, «что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья?» ответили:
-
42,6% готовы заниматься спортом;
-
17,6% согласны делать «все, что нужно», возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно,
-
13,9% готовы для сохранения здоровья закаляться,
-
13%- отказаться от курения и приема алкоголя.
Обращает на себя внимания тот факт, что представление о составляющих здоровья разрознены, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают основание верить, что отвечающие будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят. Моя задача - помочь учащимся укрепить здоровье. Желание отследить здоровье обучающихся, возникло в 2007 году, когда я взяла параллель 5 классов. Изучив листы здоровья пятиклассников, составила таблицу.
Класс
Учебный год
Основная
Подготовительная
Специальная
Освобожденные
5
2007-2008
71
10
15
4
Исходя из этого, я определила для себя тему по самообразованию, «Методы и приемы укрепления здоровья обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности». В школе действует программа «Здоровье», в разработке которой я принимала участие, используются здоровьесберегающие технологии, поэтому проблемы здоровья являются актуальными для школы, а значит, моя тема востребована. Можно ли на уроках физического воспитания развивать личностные качества учащихся? Ответить на этот вопрос мне помогла методическая тема школы «Личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании. Совершенствование традиционных и внедрение инновационных технологи в учебный процесс». По технологии личностно - ориентированного обучения уроки строю с учетом интересов обучающихся, их эмоционального настроя. Создаю ситуацию выбора и даю ученикам возможность самим выбрать комплекс упражнений, слежу за моторной плотностью урока, учу снимать стрессовое состояния. Общеразвивающие упражнения провожу разнообразно, в движении, в парах, у стенки, на скамейках, на гимнастических матах. Считаю, что работа по теме самообразования помогает решить проблемы, связанные со здоровьем каждого ребенка. Я работаю не только в общеобразовательных классах, но и веду занятия в специальной медицинской группе с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие или отклонение здоровья. По работе в специальных группах прошла курсы повышения квалификации на тему « Физическое воспитание и ЛФК в системе образования и повышение уровня здоровья школьников»
Основные цели и задачи моей работы:
-
Мониторинг отслеживания состояния здоровья обучающихся:
-
разработать критерии отслеживания здоровья;
-
осуществлять тесную связь с медицинским работником школы;
-
научить учащихся проводить пульсометрию и вести дневник самоконтроля.
-
Подбор индивидуальных оздоровительных упражнений:
-
научить правильному дыханию;
-
сформировать правильную осанку;
-
подобрать упражнений для профилактики и лечения плоскостопия.
-
Развитие физических качеств:
-
овладеть техникой выполнения упражнений;
-
индивидуально регулировать нагрузку обучающихся;
-
предупреждать переутомление организма.
-
Воспитание здорового образа жизни:
-
организовать работу по профилактике заболеваний;
-
проводить профилактические беседы;
-
вовлекать в спортивные секции, соревнования;
-
участвовать в конференции «Здоровый образ жизни».
На каждом уроке отдаю предпочтение поисковому методу, применяю непрерывный, комбинированный, интервальный, круговой, соревновательный, игровой приемы физического развития. Осуществляю рефлексию. Вношу разнообразие в подвижные игры. Наряду с комбинированными уроками провожу уроки - игры, уроки - соревнования. В процессе преподавания я приветствую у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач. Для детей с низким уровнем мотивации, планирую, индивидуальные задания Большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Как учитель, я заинтересована в том, чтобы как можно больше детей смогли перейти из специальной медицинской группы в подготовительную, из подготовительной в основную. Для этого, учащихся специальной медицинской группы разделила на подгруппы по тяжести и характеру заболевания. Занятия с детьми разных подгрупп провожу отдельно, и уровень физической нагрузки варьирую с учетом заболевания каждого ребенка. Укрепление здоровья учащихся веду по разным направлениям:
-
Закаливание организма - занятие по легкой атлетике и лыжной подготовке провожу на свежем воздухе, разработала ряд бесед по данному направлению.
-
Профилактика заболеваний дыхательных путей. Использую на уроке дыхательные упражнения, которые восстанавливают дыхание при длительной нагрузке и одновременно развивают дыхательную мускулатуру. Использую приемы дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н.; Игнатьевой Т.П., Никитиной К.Ф., Бутейко К.П. Применяю комплексы упражнений для больных хроническим бронхитом, звуковую гимнастику, удерживание дыхания и надувания шаров при бронхиальной астме.
-
Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата. Работаю по методике Норбековой М.С., практикую точечный массаж. Разработала комплекс физкультминуток для всех классов, которыми поделилась с учителями нашей школы.
Физическую подготовленность каждого ребенка проверяю тестированием, где многие дети показывают результат выше программных норм.
Уровень физической подготовленности заношу в таблицу:
ФИ
ученика
класс
Бег 30 м.
Прыжки в длину с места
1000 м.
гибкость
Поднимание туловища за 30 сек.
Сгибание разгибание рук в висе на высокой перекладине
Асадчий Женя
9
10
11
4,6
4,4
3,8
215
220
242
4,09
4,03
4,00
10
12
13,5
34
35
37
10
12
15
Нуртинова Рима
9
10
11
4,7
4,6
4.2
185
197
210
4,32
4,21
4,00
12
14
18
28
32
36
-
-
-
На основании собственных наблюдений, изученной литературы я пришла к выводу, что ребенок может жить без болезней, если он ведет здоровый образ жизни, т.е.
-
пользуется самоконтролем, умеет проводить саморегуляцию; физических и психических состояний;
-
соблюдает процедуру закаливания;
-
корректирует недостатки физического развития;
-
осуществляет рациональное питание;
-
придерживается правильного дыхания во время физических занятий;
-
умеет владеть собой в условиях эмоционального подъема.
Каких результатов в укреплении здоровья добилась я за последних четыре года?
Учебный
год
класс
Количество учащихся
Основная
Подгото-
вительная
Специ-
альная
Освобо
жденные
2009-2010
5
100
71
10
15
4
2010-2011
6
100
74
12
10
4
2011-2012
7
93
73
6
10
4
2012-2013
8
93
78
4
8
3
Из диаграммы видна положительная динамика изменений здоровья. Работа по данному направлению уже дала положительный результат, есть дети, которые после ежегодного медицинского осмотра были переведены в подготовительную группу, а некоторые в основную.
Продолжением учебной деятельности является внеклассная работа по предмету. Руковожу спортивной секцией, которая пользуется популярностью среди обучающихся школы.
Продолжением спортивно - массовой работы стала детская оздоровительная, спортивная площадка, которая функционирует в нашей школе с 2005 года, где я являюсь организатором спортивно - массовой и воспитательной работы. Провожу различные спортивные состязания, эстафеты, полосы препятствий.
Новым направлением работы стало участие в научно - практических конференциях «За здоровый образ жизни», при подготовке к которой ребята изучают влияние разных факторов на здоровье человека. Конференция стала популярной в школе и в районе, мои ученики - активные участники и призеры.
Тема самообразования проходит красной нитью через внеклассную работу. Может быть, поэтому, мои воспитанники имеют высокий процент участия и результативности в мероприятиях разного уровня?
Внеклассные мероприятия
Учебный год
2009-2010
2011-2012
2013-2014
Районные соревнования по волейболу
2-4
2 место
3 место
Кросс «Золотая осень»
1-2-3
3
1-2-3
Двоеборье
1-2
1-2
1-2-3
Районные соревнования по баскетболу
3 место
2-3 место
1-2 место
Районные соревнования по футболу
3 место
Районные соревнования по легкой атлетике
1-2-3 места
1-3
1-2-3
«Лыжня России»
16уч.
12 уч.
Районные соревнования по зимнему троеборью
1-2
1-2-3
Четвертый год мои воспитанники результативно участвуют в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по физической
культуре
Учебный год
Призеры
Победители
2009 -2010
Лазарь Татьяна Бакирова Фарида
2010 -2011
Виноградова Екатерина
Лазарь Татьяна
Асадчий Евгений
2011-2012
Лазарь Таня Виноградова Катя
2012-2013
Логвиненко Евгений
2013-2014
Брюханова Евгения
И работа над темой самообразования, и повышение квалификации, и регулярное посещение районных методических объединений, школьных семинаров, педагогических советов способствовало повышению степени обученности моих учеников.
Учебный год
Класс
Количество
обучающихся
% успеваемости
На 4 и 5
Степень обученности
2010-2011
8,9,10,11
193
100
170
89,8
2011-2012
5,9,10,11
167
100
144
92,2
2012-2013
5, 6,,10,11
131
100
117
94,3
Вот результаты за последние 3 года,
Являюсь классным руководителем 6»в» класса. С детьми и их родителями сложились дружеские и доверительные отношения. Класс считается одним из лучших среди 6 классов. Мои воспитанники - активные участники всех внутришкольных и районных мероприятий, спортивных соревнований и занимают призовые места. Трое из них принимали участие в областных соревнованиях и также заняли призовые места: Минов Никита, Шибанов Дима, Харлинский Володя. Победители в конкурсе «Ученик года» Минов Никита, Шибанов Дима. Приняли участие в конкурсе «Наше портфолио» и тоже заняли призовое место. Двое моих выпускников связали свою жизнь со спортом: Юлдашева Евгения, Галиевский Денис.
С коллегами в школе сложились ровные, деловые отношения
Подводя итоги работы над темой самообразования, определила для себя принципы, проблемы и перспективы дальнейшей работы.
Принципы работы:
-
Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других;
-
Уважать личность каждого ученика;
-
Организовать активный ученический труд.
Проблемы, которые я вижу в своей работе:
-
Низкий уровень школьной мотивации отдельных учащихся;
-
Нерегулярное посещение уроков отдельными учащимися;
-
Высок процент пропусков в связи с заболеваниями верхних дыхательных путей:
-
Невыполнение домашних рекомендаций по укреплению здоровья. Перспективы в работе:
-
Продолжить работу над темой самообразования;
-
Выстроить индивидуальные маршруты для детей, имеющих проблемы на уроках физической культуры
-
Осуществлять более тесную связь с классными руководителями, родителями.
Я убеждена в том, чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь, и тогда все, что задумано, исполнится.