Текст к докладу Самоанализ педагогической деятельности

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

п. Чунский

Я, Лазарь Галина Кузьминична, работаю 9 лет в МОУ «СОШ № 90» учителем физической культуры. Ежегодный мониторинг отслеживания результатов физического развития свидетельствует о том, что с каждым годом все больше детей имеют отклонения в здоровье. Моя задача, как учителя физической культуры - сохранить и укрепить здоровье детей, привить им навыки здорового образа жизни.

Решила изучить отношение к здоровью учащихся. Вот результаты опроса ребят 11-14 лет (всего было опрошено 108 человек)

  • 29,63% считают, что здоровье - это «спорт»;

  • 23,15% считают, что здоровье - это « полноценная веселая жизнь».

  • 21,3% говорят, что «здоровье - когда мало или вовсе не болеют».

На вопрос « Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

  • 60,19% опрошенных ответили: заниматься спортом,

  • 25,93% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики.

На вопрос, «что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья?» ответили:

  • 42,6% готовы заниматься спортом;

  • 17,6% согласны делать «все, что нужно», возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно,

  • 13,9% готовы для сохранения здоровья закаляться,

  • 13%- отказаться от курения и приема алкоголя.

Обращает на себя внимания тот факт, что представление о составляющих здоровья разрознены, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают основание верить, что отвечающие будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят. Моя задача - помочь учащимся укрепить здоровье. Желание отследить здоровье обучающихся, возникло в 2007 году, когда я взяла параллель 5 классов. Изучив листы здоровья пятиклассников, составила таблицу.

Класс

Учебный год

Основная

Подготовительная

Специальная

Освобожденные

5

2007-2008

71

10

15

4

Исходя из этого, я определила для себя тему по самообразованию, «Методы и приемы укрепления здоровья обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности». В школе действует программа «Здоровье», в разработке которой я принимала участие, используются здоровьесберегающие технологии, поэтому проблемы здоровья являются актуальными для школы, а значит, моя тема востребована. Можно ли на уроках физического воспитания развивать личностные качества учащихся? Ответить на этот вопрос мне помогла методическая тема школы «Личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании. Совершенствование традиционных и внедрение инновационных технологи в учебный процесс». По технологии личностно - ориентированного обучения уроки строю с учетом интересов обучающихся, их эмоционального настроя. Создаю ситуацию выбора и даю ученикам возможность самим выбрать комплекс упражнений, слежу за моторной плотностью урока, учу снимать стрессовое состояния. Общеразвивающие упражнения провожу разнообразно, в движении, в парах, у стенки, на скамейках, на гимнастических матах. Считаю, что работа по теме самообразования помогает решить проблемы, связанные со здоровьем каждого ребенка. Я работаю не только в общеобразовательных классах, но и веду занятия в специальной медицинской группе с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие или отклонение здоровья. По работе в специальных группах прошла курсы повышения квалификации на тему « Физическое воспитание и ЛФК в системе образования и повышение уровня здоровья школьников»

Основные цели и задачи моей работы:

  • Мониторинг отслеживания состояния здоровья обучающихся:

  • разработать критерии отслеживания здоровья;

  • осуществлять тесную связь с медицинским работником школы;

  • научить учащихся проводить пульсометрию и вести дневник самоконтроля.

  • Подбор индивидуальных оздоровительных упражнений:

  • научить правильному дыханию;

  • сформировать правильную осанку;

  • подобрать упражнений для профилактики и лечения плоскостопия.

  • Развитие физических качеств:

  • овладеть техникой выполнения упражнений;

  • индивидуально регулировать нагрузку обучающихся;

  • предупреждать переутомление организма.

  • Воспитание здорового образа жизни:

  • организовать работу по профилактике заболеваний;

  • проводить профилактические беседы;

  • вовлекать в спортивные секции, соревнования;

  • участвовать в конференции «Здоровый образ жизни».

На каждом уроке отдаю предпочтение поисковому методу, применяю непрерывный, комбинированный, интервальный, круговой, соревновательный, игровой приемы физического развития. Осуществляю рефлексию. Вношу разнообразие в подвижные игры. Наряду с комбинированными уроками провожу уроки - игры, уроки - соревнования. В процессе преподавания я приветствую у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач. Для детей с низким уровнем мотивации, планирую, индивидуальные задания Большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Как учитель, я заинтересована в том, чтобы как можно больше детей смогли перейти из специальной медицинской группы в подготовительную, из подготовительной в основную. Для этого, учащихся специальной медицинской группы разделила на подгруппы по тяжести и характеру заболевания. Занятия с детьми разных подгрупп провожу отдельно, и уровень физической нагрузки варьирую с учетом заболевания каждого ребенка. Укрепление здоровья учащихся веду по разным направлениям:

  • Закаливание организма - занятие по легкой атлетике и лыжной подготовке провожу на свежем воздухе, разработала ряд бесед по данному направлению.

  • Профилактика заболеваний дыхательных путей. Использую на уроке дыхательные упражнения, которые восстанавливают дыхание при длительной нагрузке и одновременно развивают дыхательную мускулатуру. Использую приемы дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н.; Игнатьевой Т.П., Никитиной К.Ф., Бутейко К.П. Применяю комплексы упражнений для больных хроническим бронхитом, звуковую гимнастику, удерживание дыхания и надувания шаров при бронхиальной астме.

  • Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата. Работаю по методике Норбековой М.С., практикую точечный массаж. Разработала комплекс физкультминуток для всех классов, которыми поделилась с учителями нашей школы.

Физическую подготовленность каждого ребенка проверяю тестированием, где многие дети показывают результат выше программных норм.

Уровень физической подготовленности заношу в таблицу:

ФИ

ученика

класс

Бег 30 м.

Прыжки в длину с места

1000 м.

гибкость

Поднимание туловища за 30 сек.

Сгибание разгибание рук в висе на высокой перекладине

Асадчий Женя

9

10

11

4,6

4,4

3,8

215

220

242

4,09

4,03

4,00

10

12

13,5

34

35

37


10

12

15

Нуртинова Рима

9

10

11

4,7

4,6

4.2

185

197

210

4,32

4,21

4,00

12

14

18

28

32

36

-

-

-

На основании собственных наблюдений, изученной литературы я пришла к выводу, что ребенок может жить без болезней, если он ведет здоровый образ жизни, т.е.

  • пользуется самоконтролем, умеет проводить саморегуляцию; физических и психических состояний;

  • соблюдает процедуру закаливания;

  • корректирует недостатки физического развития;

  • осуществляет рациональное питание;

  • придерживается правильного дыхания во время физических занятий;

  • умеет владеть собой в условиях эмоционального подъема.

Каких результатов в укреплении здоровья добилась я за последних четыре года?

Учебный

год

класс

Количество учащихся

Основная

Подгото-

вительная

Специ-

альная

Освобо

жденные

2009-2010

5

100

71

10

15

4

2010-2011

6

100

74

12

10

4

2011-2012

7

93

73

6

10

4

2012-2013

8

93

78

4

8

3

Из диаграммы видна положительная динамика изменений здоровья. Работа по данному направлению уже дала положительный результат, есть дети, которые после ежегодного медицинского осмотра были переведены в подготовительную группу, а некоторые в основную.

Продолжением учебной деятельности является внеклассная работа по предмету. Руковожу спортивной секцией, которая пользуется популярностью среди обучающихся школы.

Продолжением спортивно - массовой работы стала детская оздоровительная, спортивная площадка, которая функционирует в нашей школе с 2005 года, где я являюсь организатором спортивно - массовой и воспитательной работы. Провожу различные спортивные состязания, эстафеты, полосы препятствий.

Новым направлением работы стало участие в научно - практических конференциях «За здоровый образ жизни», при подготовке к которой ребята изучают влияние разных факторов на здоровье человека. Конференция стала популярной в школе и в районе, мои ученики - активные участники и призеры.

Тема самообразования проходит красной нитью через внеклассную работу. Может быть, поэтому, мои воспитанники имеют высокий процент участия и результативности в мероприятиях разного уровня?

Внеклассные мероприятия

Учебный год

2009-2010

2011-2012

2013-2014

Районные соревнования по волейболу

2-4

2 место

3 место

Кросс «Золотая осень»

1-2-3

3

1-2-3

Двоеборье

1-2

1-2

1-2-3

Районные соревнования по баскетболу

3 место

2-3 место

1-2 место

Районные соревнования по футболу



3 место

Районные соревнования по легкой атлетике

1-2-3 места

1-3

1-2-3

«Лыжня России»

16уч.

12 уч.


Районные соревнования по зимнему троеборью

1-2

1-2-3


Четвертый год мои воспитанники результативно участвуют в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по физической

культуре

Учебный год

Призеры

Победители

2009 -2010

Лазарь Татьяна Бакирова Фарида

2010 -2011

Виноградова Екатерина

Лазарь Татьяна

Асадчий Евгений

2011-2012

Лазарь Таня Виноградова Катя

2012-2013

Логвиненко Евгений

2013-2014

Брюханова Евгения

И работа над темой самообразования, и повышение квалификации, и регулярное посещение районных методических объединений, школьных семинаров, педагогических советов способствовало повышению степени обученности моих учеников.

Учебный год

Класс

Количество

обучающихся

% успеваемости

На 4 и 5

Степень обученности

2010-2011

8,9,10,11

193

100

170

89,8

2011-2012

5,9,10,11

167

100

144

92,2

2012-2013

5, 6,,10,11

131

100

117

94,3

Вот результаты за последние 3 года,

Являюсь классным руководителем 6»в» класса. С детьми и их родителями сложились дружеские и доверительные отношения. Класс считается одним из лучших среди 6 классов. Мои воспитанники - активные участники всех внутришкольных и районных мероприятий, спортивных соревнований и занимают призовые места. Трое из них принимали участие в областных соревнованиях и также заняли призовые места: Минов Никита, Шибанов Дима, Харлинский Володя. Победители в конкурсе «Ученик года» Минов Никита, Шибанов Дима. Приняли участие в конкурсе «Наше портфолио» и тоже заняли призовое место. Двое моих выпускников связали свою жизнь со спортом: Юлдашева Евгения, Галиевский Денис.

С коллегами в школе сложились ровные, деловые отношения

Подводя итоги работы над темой самообразования, определила для себя принципы, проблемы и перспективы дальнейшей работы.

Принципы работы:

  • Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других;

  • Уважать личность каждого ученика;

  • Организовать активный ученический труд.

Проблемы, которые я вижу в своей работе:

  • Низкий уровень школьной мотивации отдельных учащихся;

  • Нерегулярное посещение уроков отдельными учащимися;

  • Высок процент пропусков в связи с заболеваниями верхних дыхательных путей:

  • Невыполнение домашних рекомендаций по укреплению здоровья. Перспективы в работе:

  • Продолжить работу над темой самообразования;

  • Выстроить индивидуальные маршруты для детей, имеющих проблемы на уроках физической культуры

  • Осуществлять более тесную связь с классными руководителями, родителями.

Я убеждена в том, чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь, и тогда все, что задумано, исполнится.



© 2010-2022