Классный час Забытая игра Зоска

Раздел Физкультура
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

Забытая игра «Зоска»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, - писал В.А. Сухомлинский. Маленькие дети…играют, как птица поет. В жизни ребенка игры занимают самое большое место, - отмечала Н.К. Крупская. - Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия.

Еще в 40-70-е годы прошлого века в любой школе нашей страны учителя постоянно отчитывали старшеклассников за игру в зоску (лянгу) на переменках. Сегодня детей, играющих в зоску (лянгу) не увидишь. Может быть, эти невинные развлечения запрещены президентским указом или осуждаются общественным мнением? Нет, все гораздо проще. Эти игры забыты. Они практически ушли в небытие, уступив место новым «формам досуга». При анализе перечисленных литературных и интернет, источников, дети играют в игру - набивание внутренней стороной стопы кусочек свинца с «парашютом» из шерсти животных. Изготовление воланчика для игры, а также правила игры практически везде одинаковые. А вот называлась игра у всех народов называлась по-разному: зоска, жестка, чеканка, тэбэг, лянга, сокс, маялка, ти щянзы.

Название ЗОСКА - это искаженное китайское слово, означающее монету. Дело в том, что в этой игре буряты и халхасцы часто использовали в качестве битка тяжелые китайские монеты (или неск. монет, спаянных, видимо?) или же кусочек олова, выплавленный по форме китайской монеты. По-бурятски, эта игра называлась ТЭБЭГ (игра в волан)

Линг, ланг, ленг и даже «long» - разные производные в индо-европейских языках от одного индо-иранского корня, обозначающего удлиненную часть чего-либо, например, тела - в том числе, конечность, ногу. От этого же корня в русском языке, возможно, произошло слово «ляжка» - мышца ноги и «лягать». Значит, лянга - вовсе не легкомысленная игра, а древнее упражнение для ног?..

Socks (Сокс) - это практически та же лянга просто с матерчатым мешочком (раньше это был просто носок - оттуда и название) и гречкой внутри заместо лянги.

Маялка, маялки - устаревающая игра, в которой набивают ногой некий предмет - "маялку" - мешочек с песком, опилками или горохом, камешек с бахромой, кусочек меха со свинцом и т. п.; тоже региональное, иначе называется жёс(т)ка, зоска, лянга, лянка

История игры.

О происхождении этой игры можно поспорить. Игра своими корнями уходит в глубокую древность и совсем в другие страны.

ЗОСКА-эта игра проникла к русским в конце 19 века из Забайкалья, конкретно - через забайкальских казаков, которые сами взяли ее от бурят-монголов. Сначала в нее стали играть где-то в Сибири, в Омске, кажется, причем в кадетском училище (или как называется этот суз, где будущих казачьих офицеров готовили?).
Так, основатель школы русского кулачного боя Юрий Костров, всерьез считает, что его предки занимались по особой методике тренировки тела "Зоска", которой обучились во времена татаро-монгольского игра. Эта методика в основном направлена на технику боя ногами и позволяла, по словам Кострова, сносить шапки с головы противника. На самом деле, зоска (или тэбэг) - это популярная в монгольском мире детская игра. Играли в нее, подбрасывая ногами и не позволяя коснуться земли битку с перьями. Эта битка и есть "зоска". Существовало несколько приемов удара ногой по зоске, разной степени сложности. По количеству сложных приемов начислялись очки и определялся победитель. Зоска проникла в Россию в конце XIX века из Забайкалья, конкретно - через забайкальских казаков, которые сами взяли ее от бурят. Теперь зоска популярна не только в Монголии, но и в Европе. Особенно много поклонников у этой игры в Польше.

Другой автор утверждает, что упражнения с предметами из шкур барана или козы существовали в древности на юге Китая, где их использовали для укрепления мышц ног в единоборствах без оружия и всадники при стрельбе из лука. Назывался этот спорт «ланк-га» - «крепкая нога».

Эта игра пришла в Европу с Востока, а точнее с Китая. Называется она Лянга. Иероглиф -лян означает «два» или «пара», а -гэ значит штуки. Парни играя считают: «Оп па - пара, оп па - две…». Да так оно и есть, недаром, это излюбленная игра дунган. А они то по типу и кухне скорее китайцы, хотя и мусульмане. Вот это игра всем играм игра! Играя, физически парни развивались очень быстро. Это вам не тренировки под контролем старших, а игра в чистом виде.«Лянга» по китайски - лоскуток козьей или овечьей шкуры с пришитой к нему пластинкой свинца. Вообще, китайцы - страшно азартный народ, игры разных уровней у них занимают 90% свободного времени. И уж всегда найдется местечко в широких китайских штанинах для кусочка кожи, воткнутой в продырявленную монетку. :)

Лянга, скорее всего, могла быть тренировочным упражнением древних восточных всадников, удерживавшихся в седле без стремян, одной силой мышц ног. «Индо-иранские катафракты (тяжеловооружённые парфянские и тохарские всадники - элитные воины из сословия аристократов-кшатриев) были облачёны в железо с головы до ног, вооружены длинными мечами и тяжелыми штурмовыми копьями», - пишет автор. - «Их сокрушительные удары не могли выдержать знаменитые легионы римлян разбитой ими армии Краса. Удивительно, как держались они на конях без стремян? Их ноги, тоже закованные в железо, наверное, обладали железными мускулами».

Игра в ти щянзы (лянга) - «ножной волан» (известная как «кикание» у русских) - самая любимая игра дунганских мальчиков и юношей. Это поистине народная игра у дунган Семиречья. По рассказам дунганских стариков, в этой игре участвовали даже взрослые, организуя соревнования.

Англичане взяли на вооружение эту игру, но придумали ей свое название "сокс". В их консервативном варианте применен мячик, набитый песком. Думаю, что это связано с тем, что в Англии дуют ветра, и легкую лянгу просто уносит от игрока. Но правила китайского спорта сохранились и там.

Не стоит отрицать и возможного тюркского происхождения игры-тренировки для ног. Ведь тюркские всадники с самых древних времен удивляли противников своим умением не только держаться на коне без седла, но и метко стрелять из лука на полном скаку, бросив поводья.

Скорее всего, игра, в том или ином ее виде, была общей для всех народов Евразии, но дольше всего сохранялась там, где сохранилось и кочевое скотоводство, и мастерство лихих наездников.

А вот в советское время взрослые считали игру зоску- игрой хулиганов и лоботрясов. "Зоска" была преследуемая учителями занятная игра. В школах запрещали играть, на линейке перед всей школой, выставляли провинившихся учеников, стыдили их , что они позорят честь пионеров и комсомольцев. Родители пугали своих детей « если много играть, будет грыжа». Не знаю, как грыжу, но новичок-неумеха, попытавшийся сгоряча, в пылу азарта повторить за классным игроком в зоску какую-нибудь из «акробатических» фигур, мог легко получить вывих, растяжение связок и даже перелом ноги. А начинавшие с непривычки упражняться с зоской по три-четыре часа в день потом долго ходили «походкой кавалериста» - так болели натруженные мышцы ног и спины. Зато у мастеров игры, одновременно похожей на спорт и на цирковое представление, зоска могла часами взлетать, не опускаясь на землю, умело подбиваемая то ребром ботинка, то носком, то пяткой, то подошвой. То, стоя на одной ноге, то в прыжке, то двумя ногами сразу. Исполнялись бесчисленные комбинации - «виси», «пары» прямые и кривые, «люры», «джанджи», «кайчи».

Настоящий мастер зоски мог часами солировать перед толпой зевак, среди которых не находилось желающих вступить с ним в соревнование. Или опытные игроки демонстрировали друг другу финты, совсем как киношные герои популярных в то время восточных единоборств. Да и что говорить, зоска по сложности и необходимой физической подготовке почти не уступала последним.

Описание изготовления зоски

Настоящая "зоска" должна быть похожа на "волан". В старину были китайские монеты с отверстиями по середине. Вот они и служили основой для "зоски". Для планирования "зоски" брались птичьи перья или конский волос. Как делалась "зоска" - брали китайскую монету с отверстием, сейчас можно брать металлический кружок с отверстием в середине, размер кружка примерно, как советский "пятак". Берут пучок конских волос длиной 7-10 см, по усмотрению игрока, и деревянную пробку для отверстия. Конский волос равномерно пропустить через отверстие кружка, аккуратно расправить и закрепить деревянной пробкой. Получиться "зоска" очень похожая на "волан". С ударной стороны кружка всё лишнее подрезается и шлифуется, можно наклеить кусочек кожи. Со стороны длинных волос пробка также подрезается. Вот это и есть настоящая "зоска".

Из другого источника: надо взять большую монету пробить в ней дырку гвоздем, пробить потому, как тогда в 50-х не было даже понятия о сверлах и дрелях (в Китае были монеты с дырками). Затем взять пучок конских волос из гривы или хвоста, а еще лучше белоснежную козлиную шерсть длиной 8-10 см продеть в дырку в монете и закрепить ее там, подпалив шерсть снизу монеты. Зоска готова.

Из воспоминания: Ну и, конечно, ценились сами зоски, от изначального качества которых зависели их «летные свойства». Лучше всего были зоска из козьих шкур с особенно длинным и жирным ворсом. Если к ним был еще правильно пришит свинец, то они, подлетев высоко, парили, как маленькие парашюты. Попытки делать зоску из кроличьих шапок или синтетических воротников пальто, стянутых из бабушкиного сундука, приводили к тому, что такие изделия летали не вертикально вверх, как от них требовалось, а куда им самим захочется. Хотя малышня, помнится, с удовольствием упражнялась даже с цветками мальвы - похожей формы, с длинными лепестками и тяжелым пестиком вместо свинца.

Как изготовить летний вариант зоски. Это можно сделать на природе - в лесу, на пляже, во дворе и вообще везде, где растет клен.

Листы клена надеваются на пальцы так, чтобы черенок каждого нового листа был на противоположной от черенка предыдущего листа стороне. Листы укладываются до тех пор, пока хватает пальцев.

Дальше товарищ берет и перевязывает черенки листов мягкой но прочной бечевкой затягивая бечевку так, чтобы кипа листов не была плоской, а черенки листов немного помялись и зоска обрела округлую форму. Получается вот такой плоский блинчик из травы. После этого зоску стригут, т.е. удаляют острые концы листьев, чтобы она еще больше походила на мячик. После этого зоску размягчают: бьют об асфальт, тогда она не будет сильно пружинить от ноги.

Правила игры

Как в неё играть? Попробуй, опиши, чтоб никогда не видевший представил. Зоску нужно пинать, но, не разгибая ногу вперёд, а поворачивая согнутую в колене ногу так, чтобы голень качалась маятником. Зоска при этом должна подлетать, и опускалась перед тобой. Свинец тяжелее, мех выполняет функцию стабилизатора (такую же, как оперение у стрелы), поэтому зоска всё время падает свинцом вниз. Задача - сделать как можно больше ударов, не давая ей упасть на землю. Число участников не ограничивается. Игра многоступенчатая. Удары разные по сложности: простушки, пары, виси, люры, джанзы, фанзы.

Простушки - они и есть простушки: нога после удара опускается на землю, затем поднимается для нового удара. Пара - это два удара. Чтобы набить десять пар, нужно, соответственно, сделать двадцать ударов. Бьёшь, а вокруг считают пацаны: пара-одна, пара-две. Виси уже сложнее: ногу, которой бьешь, на землю ставить нельзя. Были ещё виси - пары. Люры - удары из-под бедра, когда подпрыгивая, выставляешь левую ногу вперёд, а правой бьёшь лянгу под бедром левой ноги.

Играют в лянгу как командами, так и поодиночке. Цель - выполнить все фигуры первым, фигуры назывались:

•Простушки - 5 раз нужно набить лянгу одной из ног.

•Пары - 10 раз (5 пар) набить лянгу одной из ног.

•Шлеи - 5 раз не касаясь земли той ного, которой набиваешь

•Джюпы - поочередно двумя ногами

•Люры - 5 раз. Один из самых сложных элементов. Зоска бьется правой ногой, но не спереди себя, а сбоку, заведя правую ногу за левую (представьте себе, что вы садитесь на стул подгибая ногу под себя, приблизительно так). Да, «люру» делают так: подбросив зоску слева или справа от себя правой или левой ногой из под другой ноги подпрыгнув подбиваем «зоску» и если это «безка», то снова побивать так же, все это подпрыгивая каждый раз… Более просто было чередовать «люры» с «простушками», т.е правой или левой ногой перед собой сбоку. Носком тоже били, как в футболе.

•Ганы - тоже самое, что и люры, удар производится точно также, но зоска после удара должна вылетать перед игроком, потом он ее должен в прыжке пропустить между ног, и когда она пролетает между ног поддеть правой ногой так, чтобы она вылетела сбоку.

При выполнении последних двух фигур можно подбивать ногой простушки, чтобы направить зоску в нужном направлении и правильно положить на ногу. Если зоска упала, то ход передает другому игроку.

Можно бить все фигуры сразу, не переставая. Все фигуры считаются выполненными тогда, когда ты поймал зоску в руки, а нога отсчитала нужное количество ударов. Если поймал, но отсчитал неправильно, то ход не засчитывается.

После выполнения всех фигур по 5 раз, выполняется тоже самое, только по 4, потом по 3, потом по 2 раза, а потом выполняется "коронка", т.е. все фигуры одну за одной по одному разу без остановки.

У некоторых было уже такое мастерство, что они выполняя все без остановки проходили круги от 5-го до 1-го. Чтобы выяснить, кто из этих спецов победил бились ганы, но подряд без возможности набивать между ганами простушки...Простушки, носки, люры и комбинации разные. Однако это чисто заказная игра. Вот если заказал «люр» 20 штук, то уж другим игрокам сделать надо столько же иначе их ждало наказание. Называлось это «малаить». Наверно кто-то читал о путешествиях Миклухи-Маклая, а наша пропагандистская машина всегда трубила об угнетенных народах Востока, да это и была правда в чистом виде касательно малайцев. «Малаиться» т.е. прислуживать приходилось до тех пор, пока не сравнивался счет невыполненных подбиваний зоски в заданной комбинации фигур. Выглядело это так, малающейся кидал зоску на ногу победителю. А тот запинывал ее куда подальше. Затем, штрафник бежал, искал, находил эту зоску и снова кидал ему на ногу. Малаинье заканчивалось и тогда когда удавалось поймать зоску после удара победителя. В эту игру обычно играли дети дошкольного и младшего школьного возраста. Настоящая игра в "зоску" начиналась с элементов - "люры", "джанзы", "фанзы" и затем строился ряд из их различных сочетаний.

Заключение.

Подвижная игра «Зоска» является прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

При многократном повторении элементов игры развиваются и совершенствуются такие физические качества, как:

- Быстрота двигательной реакции;

- Быстрота движений ногами;

- Общая выносливость;

- Статическое и динамическое равновесие;

-Гибкость;

-Ловкость;

-Координация движений в пространстве;

Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Список использованных источников

forums.boojle.com/archive/index.php?t-2148.html

pereplet.ru/text/sokolov_rudoy24oct06.html

Казахский форум

bb.ct.kz/lofiversion/index.php/t54799.html

«АиФ Прикамье»

perm.aif.ru/issues/579/20_01

Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай

altay-250-letie.ru/kultura/nacion-igru.html

Газ. Алтайская правда

ap.altairegion.ru/211-06/12.html

Описание народной игры

el-oiyn.altai-republic.ru/a15.html

grani.ru/Culture/essay/d.127779.html?limit=500

forum.stream.uz/index.php?showtopic=3690

tula.rodgor.ru/gazeta/636/molodi/1993/

nash-sovremennik.ru/p.php?y=2001&n=4&id=1



© 2010-2022