Программа внеурочной деятельности по физкультуре Баскетбол

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ПО БАСКЕТБОЛУ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназна­ченной для внеурочной формы дополнительных занятий по фи­зическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Рекомендуется применить в общеобразовательных учреждени­ях, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича, вариативная часть: баскетбол, а также самостоятельно.

Место программы в образовательном процессе

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, уча­щиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют,

воспитывают чувство коллективизма, волю, целеуст­ремленность, способствуют поддержке при изучении общеобра­зовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смо­гут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

Цели и задачи:

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходи­мых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы ~ углублённое изучение спортивной игры баскетбол.

Основными задачами программы являются:

• укрепление здоровья;

• содействие правильному физическому развитию;

• приобретение необходимых теоретических знаний;

• овладение основными приемами техники и тактики игры;

• воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплини­рованности, коллективизма, чувства дружбы;

• привитие ученикам организаторских навыков;

• повышение специальной, физической, тактической под­готовки школьников по баскетболу;

• подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;

Содержание программы:

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по исто­рии развития баскетбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим прие­мам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя вы­полнение комплексов

упражнений для повышения общей и спе­циальной физической подготовки.

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке, также и по теории проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий. Выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игро­вые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскет­болом и более успешного решения образовательных, воспита­тельных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти ме­тоды помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

- метод упражнений;

- игровой;

- соревновательный,

- круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который пре­дусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

- в целом,

- по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после то­го, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Уп­ражнения подбираются с учетом технических и физических спо­собностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Материально-техническое обеспечение занятий

Для занятий необходимо следующее оборудование и ин­вентарь:

1. Щиты с кольцами - 2

2 Насос ручной со штуцером - 1 шт.

3 Стойки для обводки - 6 шт.

4. Мячи баскетбольные - 20 шт.

6. Гимнастические скамейки - 4 шт.

7. Гимнастический трамплин - 1 шт.

8. Гимнастические маты - 3 шт.

9. Скакалки - 15шт.

10. Мячи набивные различной массы -2шт.

Теория ( в процессе урока). Правила игры. Жесты судей. Техническая подготовка (25 часов).

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Повороты без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком. Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным и активным сопротивлением защитника.

Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и переда­ча мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола, двумя от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным и активным сопротив­лением защитника.

Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.

Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения.

Освоение индивидуальных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия (1 : 1) (1 : 2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча.

3Закрепление техники и развитие координационных способ­ностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

Тактическая подготовка (15 часов). Позиционное нападе­ние (5 : 0) со сменой мест. Позиционное нападение в игровой с взаимодействиях 2 : 2, 3 : 3, 4 : 4, . Нападение быстрым про­рывом (1 : 0), (2 : 1), (3 : 2). Взаимодействие двух игроков в защите и на­падение через заслон. Личная защита. Двустороння игра.

Общефизическая подготовка (18 часов).

Упражнения для развития физических способностей: скоро­стных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорениями до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег. Бег 60 м с низкого старта, 100 м. Эстафетный бег с этапами. Бег с препятствиями. Прыжки в длину с места, с разбега .

Подвижные игры: «Салки», «Невод», «Мет­ко в цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Пере­стрелка», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната».

Специальная физическая подготовка. Упражнения для раз­вития быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15... м, с постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставным шагом. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.

Бег с остановками и с резким изменением направления. Чел­ночный бег на 5, 8, 10 м (с общим пробеганием за одну попытку 20-32 м). Челночный бег, отрезки пробегаются лицом, спиной вперед, правым, левым боком, приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала.

Бег в колонну по одному - по постоянно меняющемуся зри­тельному сигналу выполняется определенное задание: ускоре­ние, остановка, изменение направления и способа передвиже­ния, поворот на 360° прыжком вверх, имитация передачи и т. д. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от ли­цевой до лицевой линий.

Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног (правая, левая), с доставанием одной и двумя руками подвешен­ных предметов (сетки, щита, кольца). Выпрыгивание из исход­ного положения. Спрыгивание с возвышения 40-60 см. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Раз­нообразные прыжки со скакалкой. Прыжки с места вперед-вверх, назад-вверх, вправо-вверх, влево-вверх, отталкиваясь од­ной и двумя ногами, то же, но с преодолением препятствия.

Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (2- кг); передачи различными способами одной и дву­мя руками с места и в прыжке (20-50 раз). Ходьба в полуприсе­де с набивными мячами

Соревнования (10 часов). Принять участие в трех соревно­ваниях.

( 2 часа в неделю ( 68ч в год).

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

|

Основы знаний

В процессе занятий.

2

Специальная подготовка техническая

25

3

Специальная подготовка тактическая

15

4

5

ОФП

Соревнования

18

10

Ожидаемый результат

В конце изучения программы занимающиеся получат необ­ходимый минимум знаний для физического самосовершенство­вания, знание правил игры, навыки простейшего судейства. На­учатся играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникатив­ные способности, то есть умение играть в команде.

Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Система диагностики - тестирование физических и технических качеств:

Нормативы технической подготовки.

Оценка

Штрафные броски

Броски с дистан­ции

Скоростная техника

Передачи мяча в стену на скорость

5

12

11

17

24

4

10

9

19

22

3

9

7

21

16

Штрафные броски выполняются последовательно по 2 бро­ска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).

Броски с дистанции выполняются последовательно от деся­ти равноудаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, па­раллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям под углами 45° и 90° к щиту. Считается число попаданий.

Скоростная техника. При выполнении обводки 3-секунд­ной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо. Секундомер ос­танавливается после того, как игрок выполнит упражнения в об­ратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При вы­полнении ведения следует соблюдать правила игры.

Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.


Нормативы технической подготовки


оценка

Прыжок в длину с места

Челночный бег

10/ 3

Бег 30 м

Бег 1000 м

5

200/ 180

7.7

4.5

3.50.0

4

195/ 170

8.0

4.7

4.00.0

3

180/150

8.2

5.0

4.20.0


Норматив «челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш - с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штраф­ного броска; далее бежит до противоположной линии штрафно­го броска и возвращается к месту старта.

Проверка знаний правил судейства осуществляется путем привлечения учащихся к судейству внутришкольных соревно­ваний в качестве судей в поле (3-й год обучения), судей на про­токоле (2-й год обучения).

Участие в соревнования. Учащиеся принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5-7 матчевых встреч.

По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить юношеский разряд по баскетболу и иметь навыки организации и проведения соревнований по баскетболу






© 2010-2022