- Преподавателю
- Физкультура
- Программа занятий в секции Шахматы одного года обучения
Программа занятий в секции Шахматы одного года обучения
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Солошенко М.Н. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«УТВЕРЖДАЮ»
__________________
________________________
________________________
Программа
шахматного кружка
«Белая ладья»
Руководитель кружка учитель физической культуры МБОУ СОШ №2
Солошенко М.Н.
ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА
«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных
занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные
способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует
общему развитию и воспитанию школьника.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими
занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в
полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же
выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме - помимо
лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это
и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач,
этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
-
Обучающие:
-
познакомить с историей шахмат,
-
дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
-
-
Воспитывающие:
-
-
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
-
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
-
научить уважать соперника,
-
-
Развивающие:
-
-
развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
-
ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
-
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Программа предусматривает136 часов занятий в течение года - по 4 часа в неделю
В кружке занимаются дети, среднего школьного возраста. В кружок
принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная
диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕРНЫЙ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы и виды деятельности
Количество часов
1.
Организационное занятие.
1
2.
Шахматы - спорт, наука, искусство.
2
3.
Правила игры.
4
4.
Первоначальные понятия.
4
5.
Тактика игры.
4
6.
Стратегия игры.
4
7.
Соревнования.
4
8.
Итоговое занятие.
1,0
Всего:
20,0
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач
на год. Правила техники безопасности.
2.
Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные
системы проведения шахматных
соревнований.
3.
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».
4.
Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья.
Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание
правил шахматной нотации, игры с
ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
5.
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение
тематических этюдов.
6.
Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.
7.
Соревнования
8.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на
следующий год.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце первого года обучения учащийся:
-
имеет представление об истории и происхождении шахмат,
-
знает правила игры и турнирного поведения,
-
знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
-
владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
-
умеет применять полученные теоретические знания на практике,
-
умеет записывать партии,
-
с удовольствием играет в шахматы,
-
видит и осознает свои ошибки,
-
знает нормы этикета при игре в шахматы.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.
Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:
-
Шахматные турниры.
-
Доклады.
-
Конкурсы по решению шахматных задач.
-
Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в
течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:-
Вопросы по теории и истории шахмат,
-
соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.
-