Программа занятий в секции Шахматы одного года обучения

  Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на  шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся а...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«УТВЕРЖДАЮ»

__________________

________________________

________________________


Программа

шахматного кружка

«Белая ладья»



Руководитель кружка учитель физической культуры МБОУ СОШ №2


Солошенко М.Н.

ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА

«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных
занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные
способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует
общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими
занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в
полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же
выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме - помимо
лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это
и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач,
этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

  • Обучающие:

    • познакомить с историей шахмат,

    • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

  • Воспитывающие:

    • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

    • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,

    • научить уважать соперника,

  • Развивающие:

    • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

    • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Программа предусматривает136 часов занятий в течение года - по 4 часа в неделю

В кружке занимаются дети, среднего школьного возраста. В кружок
принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная
диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНЫЙ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы и виды деятельности

Количество часов




1.

Организационное занятие.

1

2.

Шахматы - спорт, наука, искусство.

2

3.

Правила игры.

4

4.

Первоначальные понятия.

4

5.

Тактика игры.

4

6.

Стратегия игры.

4

7.

Соревнования.

4

8.

Итоговое занятие.

1,0

Всего:

20,0







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач
на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные
системы проведения шахматных
соревнований.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья.
Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание
правил шахматной нотации, игры с
ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение
тематических этюдов.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.

7.


Соревнования

8.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на
следующий год.







ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце первого года обучения учащийся:

  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,

  • знает правила игры и турнирного поведения,

  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,

  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,

  • умеет применять полученные теоретические знания на практике,

  • умеет записывать партии,

  • с удовольствием играет в шахматы,

  • видит и осознает свои ошибки,

  • знает нормы этикета при игре в шахматы.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

  1. Шахматные турниры.

  2. Доклады.

  3. Конкурсы по решению шахматных задач.

  4. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в
    течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

    • Вопросы по теории и истории шахмат,

    • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.





© 2010-2022