• Преподавателю
  • Физкультура
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

Автор: Шумкова Разина Марсовна,

учитель МОУ «Каслинская ООШ №25»

I. Актуальность проблемы

Состояние здоровья школьников - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:

- стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

- чрезмерная интенсификация образовательного процесса; - невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

- несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;

- недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;

- низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ёе главная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.

П р и н ц и п ы здоровьесберегающей педагогики:

- « не навреди»;

- приоритет действенной заботы о здоровье учащихся ( предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);

- триединое представление о здоровье ( единство физического, психического и духовного здоровья);

- непрерывность и преемственность;

- субъект- субъективные взаимоотношения с учащимися ( связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом - главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

П у т и р е ш е н и я п р о б л е м ы :

  1. Увеличение количества уроков физической культуры (как минимум 3 часа в неделю).

  2. Изменение содержание уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»).

  3. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.)

  4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.

  5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников).

  6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будутфизкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия различают следующие технологии: Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть - температурное закаливание, физические нагрузки.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма. И т.п.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

II.Гигиенические условия

обеспечения учебного процесса

Обеспечение оптимальных условий в школе - важный элемент здоровьесберегающих технологий.

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.

Учитель физической культуры должен: - осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря; - не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях; - контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки; - перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.

Санитарно-гигиенические требования

к спортивным залам

- Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося.

- Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность.

- Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через 2часа занятий.

- Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча.

- Потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску.

- Освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк.

В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные, либо светильники с лампами накаливания полностью отражённого светораспределения.

- Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом.

- Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки.

- На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.

- В помещении на видном месте должен быть план эвакуации.

- В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.

Санитарно- гигиенические требования

к открытым спортивным площадкам

- Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.

- Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми.

- Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие продолжаться не менее 15м после финиша.

- Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м.

Песок должен быть чистым.

- Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м.

Санитарно-гигиенические требования

к инвентарю и оборудованию

- Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности.

- Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы.

- Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить.

- Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой.

- Гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев.

- Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.

- Гимнастические маты должны вплотную укладываться.

- Гимнастический мостик должен быть подбит резиной.

- Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой.

- Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований.

III. Требования к школьным

образовательным технологиям

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;

- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

- отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;

- учитываются индивидуальные особенности учащихся;

- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;

- обеспечивается достаточный уровень мотивации;

- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;

- предупреждается переутомление;

- позитивные воздействия преобладают над негативом;

- показатель успешности используется для развития позитивных начал;

- оценка выполняет стимулирующую роль;

- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

IV. Рациональная организация урока

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут (исключение ученики 1класса -35минут).

Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:

- плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);

- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);

- длительность каждого вида деятельности (минут);

- частота смены видов деятельности (минут);

- число видов преподавания ( словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;

- места, длительность и условия применения ТСО;

- частота чередования видов преподавания.

Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут - для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.

V. Двигательная активность школьника

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.

2 урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по - разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке.

Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на плечах учителей физической культуры.

«Физкультура без освобожденных» - принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:

1) Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.

2) Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).




© 2010-2022