Программа внеурочной деятельности «Юные олимпийцы»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Управляющий совет директор МОУ «Средняя

__________________ общеобразовательная

Заброда И.Н. школа №49» «___»_____________20___г. __________________

С.А. Торопова

Приказ №_______ «___»__________20___г.



Программа

внеурочной деятельности

« Юные олимпийцы»

Принято с учетом мнения

Совета обучающихся и Совета родителей (законных представителей)

МБОУ СОШ №49

Протокол №______ от ______

Обсуждено и рассмотрено на методическом объединении учителей физической культуры

Протокол № ____

от _______________ 20__ г.

Обсуждено и рассмотрено

на педагогическом совете

протокол № ___________

«___»____________20___г


Разработчик: Яновская Н.Н.,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №49




Новокузнецк, 2015







Пояснительная записка

В современной нормативно-правовой базе, предусматривающей развитиею воспитания именно в системе образования основными направлениями названы: «обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности. Следовательно, основная задача современного образования - формирование личности, отвечающей всем современным требованиям. И в этом смысле внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.

Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности средствами и методами физической культуры, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, овладения универсальными жизненно важными двигательными действиями и навыками, познания окружающего мира, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Объектом физической культуры как учебного предмета, подлежащего изучению в сфере общего образования, является физкультурная деятельность, которая включает информационный (знания), операциональный (способы) и мотивационный (ценностные ориентации) компоненты. Информационный компонент объединяет знания о физической, психической и социальной природе человека, представления о возможностях её преобразования в процессе физкультурной деятельности, о единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

Операциональный компонент охватывает средства и методы организации физкультурной деятельности, планирования и регулирования физических нагрузок, контроля за физическим развитием и двигательной подготовленностью.

Мотивационный компонент представлен примерами движений, двигательных действий, физических упражнений и форм физкультурной деятельности.

Общая цель обучения предмету «Физическая культура» в основной школе - формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с оздоровительно-коррегирующей и спортивно-рекреационной направленностью.

Курс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у школьников представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки в области физической культуры. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенций обучающихся в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.

В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формулируются его задачи:

  • формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;

  • формирование знаний о терминологии, средствах и методах физической культуры;

  • формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, их вариативное использование в учебной деятельности и в процессе самостоятельных занятий;

  • расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;

  • расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития социально значимых качеств личности, основных физических качеств и способностей;

  • формирование навыков и умений, необходимых для выполнения физических упражнений, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

  • формирование умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями, пользоваться этими умениями и навыками для составления комплексов физических упражнений, для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях, при планировании и контроле физических нагрузок, для профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи;

  • формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом, достижение осознания красоты и эстетической ценности физической культуры;

  • воспитание положительных черт характера и поведения в процессе занятий физическими упражнениями и соревновательной деятельности.

Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях к освоению содержания образования, изложенных в федеральном государственном образовательном стандарте, и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности в процессе теоретической, практической и физической подготовки обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета


Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) - достигается формирование физической культуры личности.

Программа общего образования учебного предмета «Физическая культура» разработана на основе программы «Физическая культура 5-9 классы». Авторы: Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров.

Материал программы направлен на реализацию приоритетной цели школьного обучения физической культуре - формирование всесторонне гармонично развитой личности, на реализацию творческих способностей и физическое совершенствование обучающихся, а также на развитие их основных двигательных качеств.

Программа создана с учётом того, что в основной школе образовательный процесс в области физической культуры ориентирован на:

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их роли в сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни;

  • дальнейшее развитие основных двигательных качеств и повышение функциональных возможностей организма;

  • расширение двигательного опыта за счёт физических упражнений с общеразвивающей и корригирующей направленностью, технических действий в базовых видах спорта;

  • обучение навыкам в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • формирование социально значимых качеств личности;

Место учебного предмета в учебном плане


Согласно базисному плану образовательных учреждений на изучение курса «Физическая культура» в 5 классе выделяется 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у обучающихся основной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Результаты изучения учебного предмета

Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования, предъявляющим следующие требования к основным образовательным программам основного общего образования.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе формирования уважительного отношения к труду;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

  • освоение социальных норм, правил поведения, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, научно-исследовательской и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

  • формирование основ экологической культуры;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

познавательные:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения;

  • знание основных направлений развития физической культуры, их целей, задач и форм организации;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

  • владение умением осуществлять поиск информации, смысловое чтение;

коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

  • владение устной и письменной речью: владение культурой речи, умение вести диалог, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств;

  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения;

  • освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью;

  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности, формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных качеств;

  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности;

Содержание общего основного образования по учебному предмету


Знания о физической культуре

Возрождение Олимпийских игр в конце XIX - начале XX в. Деятельность Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр. Принципы олимпизма. Идеалы и символика Олимпийских игр. Начало истории олимпийского движения в нашей стране. Основание Российского олимпийского комитета.

Организация здорового образа жизни

Показатели здоровья человека. Понятие«здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни. Распорядок дня.

Показатели физического развития человека.

Планирование занятий физической культурой

Типы телосложения. Особенности людей с разным типом телосложения.предпочтительные виды спорта для людей с разным типом телосложения.

Тесты для оценки уровня развития мышечной силы, быстроты, выносливости. Оценка уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений.

Физкультурно-оздоровительая деятельность

Способы, средства, комплексы упражнений для развития мышечной силы, гибкости, быстроты, координации движений и выносливости.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приёмы (построения и перестроения в одну, две, три колонны и шеренги; передвижения, смыкания и размыкания строя).

Акробатические упражнения (кувырок вперёд и назад; кувырок назад в полушпагат - девушки; два кувырка вперёд в упор присев; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа;).

Упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорный прыжок: вскок в упор присев и соскок прогнувшись; вис согнувшись, вис прогнувшись, смешанные висы, сгибание и разгибание рук в висе; ходьба по гимнастической скамейке и гимнастическому бревну).

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Лыжные ходы. Преодоление подъёмов и спусков, повороты, торможения, преодоление препятствий.

Спортивные игры. Баскетбол, волейбол. Правила и техника игры. Организация школьных соревнований по баскетболу, волейболу.

Физическая подготовка с прикладной направленностью.Прикладно-ориетированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Волейбол. Развитие быстроты, силы, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1ч..в неделю, 35ч

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности обучающихся

Раздел 1. Знания о физической культуре ( в процессе уроков)

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

Деятельность Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр.

Идеалы и символика Олимпийских игр и олимпийского движения.

Олимпийское движение в России, роль А.Д.Бутовского в его становлении. Основание Российского олимпийского комитета.

Объяснять цель возрождения Олимпийских игр.

Понимать и раскрывать принципы олимпизма.

Объяснять смысл символики Олимпийских игр.

Пересказывать тексты о возникновении олимпийского движения в России.

Раздел 2. Организация здорового образа жизни ( в процессе уроков)

Понятие «здоровый образ жизни», показатели ЗОЖ. Распорядок дня.

Раскрывать понятие «здоровый образ жизни».

Выявлять основные показатели ЗОЖ в собственном распорядке дня.

Раздел 3. Планирование занятий физической культурой ( в процессе уроков)

Типы телосложения человека, предпочтительные виды спорта для людей с разным типом телосложения.

Тесты для оценки уровня развития силы, быстроты, выносливости. Оценка их уровня развития.

Сравнивать группы людей с разным типом телосложения.

Обосновывать предпочтительное использование видов спорта для людей с разным типом телосложения.

Определять свой тип телосложения.

Оценивать развитие собственных основных двигательных качеств.

Сравнивать индивидуальный уровень развития с возрастными стандартами.

Раздел 4. Физкультурно-оздоровительая деятельность ( в процессе уроков)

Способы и средства развития мышечной силы, гибкости, быстроты, координации движений и выносливости.


Называть способы и средства развития основных двигательных качеств.

Составлять и выполнять комплексы упражнений для необходимой тренировки двигательных качеств.

Организовывать вместе со сверстниками тренировки и состязания для сравнения степени развития разных двигательных качеств.

Спортивно - оздоровительная деятельность (35 ч)

Гимнастика с основами акробатики (6 ч)

Организующие команды и приёмы (построения и перестроения в одну, две, три колонны и шеренги; передвижения, смыкания и размыкания строя).

Акробатические упражнения (кувырок вперёд и назад; кувырок назад вполушпагат - девушки; два кувырка вперёд в упор присев; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа;).

Упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорный прыжок: вскок в упор присев и соскок прогнувшись; вис согнувшись, вис прогнувшись, смешанные висы, сгибание и разгибание рук в висе; ходьба по гимнастической скамейке и гимнастическому бревну).

Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений и упражнений на спортивных снарядах.

Описывать технику акробатических упражнений и упражнений на спортивных снарядах.

Выполнять строевые команды, акробатические упражнения, упражнения и комбинации на гимнастических: стенке, скамейке, перекладине.

Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений и упражнений на гимнастически снарядах.

Анализировать технику выполнения своих упражнений и сверстников.

Выявлять ошибки при выполнении упражнений.

Лёгкая атлетика(7 ч)

Беговые упражнения (высокий старт, бег на короткие дистанции до 60 м; на выносливость до 1 км; равномерный бег до 17 мин; преодоление препятствий).

Прыжковые упражнения (в длину с места и с разбега способом «согнув ноги», «прогнувшись»; прыжок в высоту способом «перешагивание»; многоскоки).

Метание малого мяча (в горизонтальную и вертикальную неподвижную и по движущейся цели, на дальность с места и разбега).

Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых, прыжковых упражнений, при метании малого мяча.

Описывать технику высокого и низкого старта.

Выполнять беговые и прыжковые упражнения, метание малого мяча.

Бегать на короткие дистанции с максимальной скоростью и 1 км на время.

Метать малый мяч на дальность и на точность.

Лыжные гонки (7ч)

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход. Преодоление подъёмов способами: «полуёлочка», «лесенка», «ёлочка». Спуски со склона в основной и высокой стойках. Передвижение по пересечённой местности.

Называть и соблюдать правила техники безопасности во время лыжной подготовки.

Объяснять назначение и применять технику разных лыжных ходов.

Сравниватьдвухшажный и одношажный, одновременный и попеременный ходы.

Выполнять передвижения по ровной местности от 1км до 2 км.

Преодолевать дистанцию 1 км на время на лыжах.

Описывать технику спуска со склонов, поворотов различными способами.

Использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.

Контролировать по ЧСС физическую нагрузку во время занятий.

Спортивные игры (12ч)

Баскетбол. Стойкаи передвижение игрока. Остановки прыжком, двумя шагами. Повороты без мяча и с мячом. Вырывание и выбивание мяча. Ведение мяча левой и правой рукой внизкой, средней и высокой стойкахшагом, бегом; с изменением направления движения и высоты отскока мяча. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника, двумя руками от груди с отскоком от пола. Броски мяча одной и двумя руками с места и в движении без сопротивления защитника. Тактические действия и взаимодействия в нападении и защите. Игра по упрощённым правилам.

Волейбол. Стойки игрока. Перемещения в стойке.Передача мяча сверху на месте и после перемещения вперёд. Передачи над собой и через сетку. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Тактические действия. Игра по упрощённым правилам.

Выполнять правила техники безопасности во время игры в баскетбол.

Развивать знания, навыки и умения игры в баскетбол.

Называть и описывать технику элементов баскетбола.

Показывать способы ведения, передач, приёмов и бросков мяча.

Организовывать и участвовать в играх со сверстниками.

Использовать баскетбол в организации активного отдыха.


Выполнять правила техники безопасности во время игры в волейбол.

Называть и описывать виды подач, способы приёмов и передач мяча.

Развивать знания, навыки и умения игры в волейбол.

Показывать способы подач, приёмов и передач мяча.

Организовывать и участвовать в играх со сверстниками.

Развивать навыки коммуникации при подготовке и во время проведения игры.

Использовать волейбол как средство досуга и развития собственных двигательных качеств.

Физическая подготовка с прикладной направленностью (3 ч)

Цели и значение физической подготовки с прикладной направленностью. Передвижение ходьбой, бегом, прыжками. Преодоление препятствий. Прыжки через препятствия.

Раскрывать понятие «прикладная направленность».

Описывать цель физической подготовки с прикладной направленностью.

Определять место физической подготовки с прикладной направленностью в обычной жизни.

Описывать и называть способы переноски пострадавшего в зависимости от травмы.

Выполнять упражнения прикладной подготовки.

Договариваться со сверстниками во время занятий в парах и группах.


Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

I.Учебно - методическое обеспечение

Для обучающихся:

  1. 1.Учебник «Физическая культура 5-7 классы» Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С.Петров М.: Вентана-Граф, 2012.

Для учителя:

  1. «Физическая культура 5-9 классы» Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С.Петров М.: Вентана-Граф, 2013.

  2. Учебник «Физическая культура 5-7 классы» Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С.Петров М.: Вентана-Граф, 2012.

II. Раздаточные и демонстрационные пособия

библиотечный фонд:

  • дидактические материалы по основным разделам и темам;

  • научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению;

  • методические издания по физической культуре для учителя;

демонстрационные печатные пособия:

  • таблицы и методические плакаты;

  • портреты выдающихся спортсменов;

экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы по основным разделам и темам;

  • аудиозаписи;

III.Учебно-практическое оборудование:

гимнастика с основами акробатики

  • маты гимнастические - 10 шт.;

  • скамейка гимнастическая - 3 шт.;

  • скакалка гимнастическая - 25 шт.;

  • гимнастическая стенка - 7 шт.;

  • гимнастический козёл - 1 шт.;

  • гимнастический мост - 2 шт.;

лёгкая атлетика

  • мяч малый теннисный - 15 шт.;

  • мяч набивной 1 кг - 8 шт.;

  • рулетка измерительная - 1 шт.;

  • секундомер - 1 шт.;

баскетбол

  • щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой - 7 шт.;

  • мячи баскетбольные - 25 шт.;

  • компрессор для накачивания мячей - 1 шт.;

лыжная подготовка

  • комплект лыж - 25 пар;

измерительные приборы

  • пульсометр;

  • весы медицинские с ростомером;

спортивные залы:

  • спортивный игровой зал;

  • спортивный гимнастический зал;

пришкольный стадион:

  • лёгкоатлетическая дорожка;

  • сектор для прыжков;

  • сектор для метания;













© 2010-2022