- Преподавателю
- Физкультура
- План занятия по дисциплине «Физическая культура» Баскетбол
План занятия по дисциплине «Физическая культура» Баскетбол
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Атнабаева Н.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Дата
Группа
21.12.15 г.
АЭл-15
План занятия
по дисциплине «Физическая культура»
Цель: Создать условия для совершенствования ранее изученных элементов техники баскетбола.
1. Тема программы: Спортивные игры.
2. Тема занятия: Баскетбол.
Задачи:
1. Образовательные:
1. Обучение ловле двумя руками в прыжке высокого летящего мяча и после отскока от щита.
2. Совершенствование, вырывание и выбивание мяча.
3. Двухсторонняя игра.
2. Воспитательные:
Воспитывать волевые качества; чувства ответственности и взаимопомощи.
3. Оздоровительные:
Развитие мышечной системы. Укрепление ССС и НС.
Развитие двигательных качеств:
- быстрота;
- ловкость;
- выносливость.
Предметные:
- формирование умения выполнения нормативов физической подготовки по баскетболу.
Метапредметные:
Личностные:
- формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Регулятивные:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
- владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом;
- осуществлять анализ выполненных игровых действий; активно включаться в процесс выполнения заданий по спортивным играм.
Коммуникативные:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с преподавателем и партнёрами во время учебной и игровой деятельности.
3. Планируемые результаты:
Знаний:
- технику безопасности на занятиях по баскетболу;
- историю возникновения баскетбола;
- правила игры, назначение спортивных соревнований;
- правила судейства двухсторонней игры.
Умений:
- выполнять в соответствии с техникой передвижения, остановки, повороты, стойки, комбинации из освоенных элементов техники передвижений;
- осуществлять технику ведения мяча, варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника;
- осуществлять ловлю и передачу мяча, варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях);
- осуществлять в соответствии с техникой защитные действия, действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание);
- броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком);
- приёмы, применяемые против броска, накрывание;
- осуществлять в соответствии с техникой перемещения, владеть мячом, применять комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом;
- играть в соответствии с тактикой игры, применять индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите;
- владеть игрой и комплексным развитием психомоторных способностей, играть по правилам баскетбола.
Общих компетенций:
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
- работать в команде, эффективное общение с коллегами (ОК 6).
4. Оснащение занятия: баскетбольные мячи, конусы, свисток, телевизор 50'', видеофильм.
5. Используемые приёмы, методы и элементы педагогических технологий.
Приёмы (методические):
- командный голос;
- тональность;
- жесты.
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- фронтальный;
- круговой;
- индивидуальный;
- групповой;
- игровой.
Элементы педагогических технологий:
- здоровьесберегающая;
- рейтинговая система оценивания,
- технология дифференцированного и индивидуального подхода;
- информационно-коммуникационная.
Ход занятия
1. Организационный момент. Построение в шеренгу. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Приветствие. Проверить форму, состав группы. Сообщение темы и задач занятия. Сообщение основных сведений об игре баскетбол, правила поведения и технику безопасности. Какими физическими качествами должен обладать баскетболист? Сегодня на занятии Вы сами сможете определить правила подбора упражнений для развития одного из важнейших физических качеств человека и выполнить их. А вот на развитие, какого физического качества будут направлены выполняемые Вами упражнения определите сами.
2. Повторение пройденного материала.
Без разминки нам не обойтись, с неё и начнём.
Разминка:
Ходьба:
- на носках, руки с мячом вверху;
- на пятках, мяч за головой;
- в полуприседе, мяч впереди на вытянутых руках.
Общие методические указания: Следить за осанкой, смотреть вперёд.
Бег с мячом:
- равномерный, мяч перед грудью;
- в стойке баскетболиста левым и правым боком, мяч перед грудью;
- спиной вперёд, мяч за головой.
Общие методические указания: Темп медленный, соблюдение дистанции.
Переход на ходьбу.
Упражнение на восстановление дыхания:
1-2 - руки с мячом вверх - вдох;
3-4 - руки с мячом вниз - выдох.
Даю Вам задание: поймать мяч после подброса над собой. Упражнение лёгкое, его могут выполнить даже дети. Ваша задача придумать как можно больше упражнений, но более трудных, стоя на месте.
Разминка на месте:
- подбрасывание мяча одной рукой, ловля двумя руками;
- подбрасывание и ловля мяча двумя руками;
- И.п. - мяч за спиной, перебрасывание мяча вперёд;
- вращение прямых рук с мячом в руках.
3. Мотивация.
Для того чтобы выжить, мы должны соблюдать элементарные правила безопасности на дороге, в использовании бытовых приборов, мы прибегаем к своду закона для того, чтобы добиться истины. В споре мы не можем прийти к компромиссу, то прибегаем к помощи третейского судьи, который должен адекватно оценивать ситуацию в пользу справедливости, а не того кто более симпатичен. Каждый современный человек для того, чтобы стать успешным должным быть уверенным, целеустремлённым, самостоятельным, решительным - это не просто качества лидера, профессионала, это те качества, которыми должен обладать современный специалист в любой области. Для достижения данного «успеха» необходимо воспитывать в себе следующие качества: терпение и ответственность. Соблюдение элементарных правил даёт нам возможность заниматься самовоспитанием, закалять самообладание, волю, стойкость, требовательность к себе и своим поступкам. Следование правилам - это и есть привитие ответственности не только за себя, но и за решения, которые мы принимаем по отношению к окружающим.
Занятия баскетболом способствуют всестороннему физическому развитию и вырабатывают у игроков физические и морально-волевые качества и навыки, необходимые в трудовой деятельности, - быстроту, выносливость, ловкость, смелость, настойчивость, ориентировку, коллективизм и внутреннюю дисциплину.
4. Актуализация опорных знаний.
Совершенствование основных технических и тактических приёмов игры баскетбол посредством выполнения упражнений на координацию: «Челночный бег», «Прыжки в длину, высоту».
5. План изложения материала.
Для баскетболиста очень важно уметь ловко обращаться с мячом, поэтому Вы сейчас будете выполнять следующие упражнения.
Повторить ведение мяча в движении:
- ведение мяча шагом, правой и левой рукой;
- ведение мяча шагом со сменой рук (левой и правой);
- ведение мяча шагом спиной вперёд левой и правой рукой;
- ведение мяча шагом спиной вперёд со сменой рук;
- ведение мяча бегом левой и правой рукой;
- ведение мяча бегом со сменой рук;
-ведение мяча с ускорением.
Напомнить об основных ошибках, хлопок по мячу; туловище сильно наклонено вперёд, голова опущена вниз; мяч ударяется перед собой; ноги недостаточно согнуты.
Показ. Мяч толкать, но не бить по нему. Синхронность шага с ударом мяча.
Рисунок 1 - Ведение мяча
Повторить жонглирование баскетбольным мячом (8 упражнений по 10 раз):
- вращение мяча вокруг шеи в одну и другую сторону;
- вращение мяча вокруг пояса в одну и другую сторону;
- вращение мяча вокруг ног в одну и другую сторону;
- вращение мяча по спирали;
- восьмёрка вокруг ног;
- перебрасывание мяча правой рукой из-за спины через левое плечо;
- перебрасывание мяча левой рукой из-за спины через правое плечо;
- перебрасывание мяча двумя руками из-за спины через голову и в обратную сторону.
Напомнить об основных ошибках, стойка баскетболиста.
Показ. Важно сохранять алгоритм действий не потеряв контроль над мячом.
Рисунок 2 - Жонглирование вокруг шеи
Повторить передачи и ловлю мяча разными способами:
- передача мяча двумя руками от груди, в парах;
- передача мяча одной рукой от плеча (правой и левой);
- передача мяча двумя руками снизу, в парах;
- передача мяча двумя руками от груди в движении, в парах;
- передача мяча двумя руками от груди в движении, в тройках;
- передача мяча одной рукой от плеча в движении со сменой мест (левой и правой рукой).
Напомнить об основных ошибках, несогласованность движения рук и ног; передача и ловля мяча разучиваются одновременно.
Показ. Передачи выполняются на разные расстояния в опорном и безоопорном положениях (в парах, тройках, в движении).
Рисунок 3 - Передача мяча двумя руками от груди
Повторить броски мяча в кольцо разными способами:
- ведение два шага бросок с правой стороны;
- ведение два шага бросок с левой стороны;
- ведение два шага бросок с центра площадки;
- штрафной бросок;
- бросок мяча с трёх очковой линии.
Напомнить об основных ошибках, бросок выполняется без работы ног, траектории обратного вращения; отсутствует захлестывающее движение кистями; несогласованность в работе рук и ног. Показ. Согласованно с руками выпрямлять ноги.
Рисунок 4 - Бросок в корзину одной рукой от плеча в движении
Создать двигательное представление о выполнении ловли двумя руками в прыжке высокого летящего мяча.
Видеодемонстрация.
Акцентировать внимание студентов на особенности ловли мяча, летящего высоко. Техника ловли зависит от высоты полёта и крутизны траектории.
Ориентировать студентов на выполнение прыжка с места и в движении.
1. Обучение ловле двумя руками в прыжке высокого летящего мяча и после отскока от щита.
При ловле мяча, летящего высоко над головой, игрок должен выпрыгнуть с выносом рук вверх. Кисти рук разворачиваются навстречу мячу. В момент касания мяча пальцев, кисти поворачиваются вовнутрь и обхватывают мяч. Затем руки сгибаются в локтях, и мяч притягивается к туловищу. После приземления занимающийся сохраняет основную стойку нападающего с мячом. Ловля высоколетящих мячей в прыжке двумя руками после их отскока от щита. Для каждого игрока важно уметь овладеть мячом после неточных бросков в корзину. Ловить мяч двумя руками после отскока от щита приходится как в нападении, так и в защите.
Упражнения для обучения ловле мяча в прыжке
1. Занимающиеся выстраиваются в одну колонну лицом к щиту на расстоянии 3-4 м от него. Направляющий с мячом ударяет мяч о щит, после чего выпрыгивает, ловит мяч двумя или одной рукой, приземляется и передаёт мяч следующему по колонне. Выполнив задание, студент уходит в конец колонны.
2. То же, только направляющий, ударив мяч о щит, сразу же убегает в конец колонны следующий по колонне студент ловит мяч в прыжке приземляется с мячом на две ноги. После этого студент ударяет мяч о щит и убегает в конец колонны, а мяч ловит следующий по колонне и т. д.
3. Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Направляющий с мячом выполняет навесную передачу выше головы направляющего противоположной колонны, который в прыжке ловит мяч двумя или одной рукой. Передав мяч, занимающийся уходит в конец противоположной колонны, а студент, овладевший мячом, выполняет передачу и т. д.
Рисунок 5 - Приём мяча, летящего выше головы, в прыжке
2. Совершенствование, вырывание и выбивание мяча в баскетболе.
Вырывание мяча. Если защитнику удалось захватить мяч, то, прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, а затем резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем. Мяч надо поворачивать вокруг горизонтальной оси, что облегчает преодоление сопротивления соперника.
Выбивание мяча. В настоящее время рациональность и эффективность приёмов выбивания мяча значительно выросли в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении этих приёмов контакт руки защитника одновременно с мячом - с рукой нападающего.
Рисунок 6 - Выбивание мяча
Выбивание мяча при ведении. В момент начала прохода нападающего с ведением защитник отступает и слегка отпрыгивает назад, оставив сопернику прямой путь к корзине, и преследует его, оттесняя к боковой линии. Затем защитник набирает такую же скорость, как и нападающий, и, опередив ритм ведения, выбивает мяч ближайшей к сопернику рукой в момент приёма мяча, отскочившего от площадки.
Рисунок 7 - Выбивание мяча у соперника при ведении
Упражнения для вырывания и выбивания мяча
1. Построение в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2 м. Игроки одной шеренги держат мяч двумя руками перед собой. За сигналом игроки без мячей передвигаются приставными шагами вперёд и выбивают мячи в партнёров, которые оказывают пассивное сопротивление. Потом они меняются местами.
2. Построение то же, только игроки стоят друг против друга, удерживая одновременно один мяч в руке. За сигналом - вырывание мяча.
3. То же, только мяч находится на полу.
4. Построение в круг. Один из студентов ведёт мяч ближней рукой к студентам, которые стоят в кругу на расстоянии 1 м. Игроки, делая по очереди выпады, пытаются выбить мяч движением руки снизу вверх или сбоку по направлению ведения.
5. То же, только ведение выполняют 3-4 игрока, равномерно рассредоточиваясь по всему кругу.
6. Построение в паре, один за одним лицом к стене в 2 м от неё. Игрок, который стоит впереди, - нападающий, сзади - защитник. Нападение выполняет передачу в стену, ловит мяч и выполняет поворот. В момент поворота защитник должен попробовать захватить мяч и вырвать его.
3. Двухсторонняя игра.
6. Закрепление полученных знаний.
Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
7. Рефлексия. Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.
8. Подведение итогов.
Формирование умения правильно выполнять все элементы игры. Построение в шеренгу. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!». Подведение итогов занятия. Попробуем вывести правило подбора упражнений для развития ловкости. Когда человек бежит - он это выполняет довольно легко, бежит с ведением мяча - это уже труднее, приседает - легко, прыгает - легко. Но легкость упражнения не способствует развитию ловкости. Какими же должны быть задания, чтобы развивалась ловкость? Помните. Что без ловкости в обычной жизни не обойтись. «Ловкий человек - это мудрый человек». Выставление оценок студентам.
9. Домашнее задание.
Составить комплекс упражнений для развития ловкости и координационных способностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Портнов, Ю. Баскетбол для студентов [Текст]: учеб. / Ю. Портнов - М.: ФиС. 2003.
2. Ильинична, В.И. Физическая культура студента [Текст]: учеб. / под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики. 2003.
3. Лях, В.И. Физическая культура 10 - 11 классы [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. fizkult-ura.ru
2. fizkulturavshkole.ru
3. fisio.ru/fisiokids.html
4. fizkultura-vsem.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика развития быстроты
Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп.
Пример круговой тренировки
1. И.п.: - партнёры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте.
2. И.п.: - наклон вперёд, руки в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: вращение прямых рук в вертикальной плоскости с фиксацией прямой головы.
3. И.п.: - высокий старт. Выполнение: челночный бег с ускорением 10 м.
4. И.п.: - лёжа на животе проползание по-пластунски под препятствием (высота ворот 30-40 см) с максимальной скоростью.
5. И.п.: - упор присев. Выполнение: в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.
6. И.п.: - высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120 м.
Упражнения для развития скорости
1. Быстрые шаги без отягощения вперёд, назад, влево, вправо с касанием пола рукой при каждой смене направления - 1 минута (по 2-3 шага).
2. Те же шаги с касанием пола одной рукой и ведением мяча другой.
3. Старты лицом или спиной вперёд на дистанцию 5-10 м. Мяч находится на расстоянии 3 м от старта. Игрок должен взять мяч и вести его вперёд. Упражнение полезно для развития стартовой скорости.
4. Бег на дистанцию 30-40 м с высоким подниманием бедра, переходящий в ускорение на такую же дистанцию. Это же упражнение можно выполнять с ведением одного или двух мячей.
5. Бег с касанием голенью ягодиц на 30-40 м с переходом в ускорение на ту же дистанцию.
6. Бег с подскоками попеременно на левой и правой ноге на 30-40 м с переходом в ускорение на такую же дистанцию, с ведением и без ведения мяча.
7. Прыжки на двух ногах вперёд (ноги вместе) на дистанцию 30-40 м с переходом в ускорение (бег) на ту же дистанцию. Это упражнение можно выполнять с ведением одного или двух мячей.
8. Бег с выбрасыванием прямых ног вперёд (не сгибая колен) до 50 м с переходом на ускорение на ту же дистанцию.
9. Рывок на 15-40-60 м с вращением мяча вокруг корпуса, шеи.
10. Скоростное ведение мяча от лицевой до штрафной линии, возвращение к щиту с забрасыванием мяча в кольцо. Затем ведение до центра и обратно, до противоположной штрафной и обратно.
Упражнения для развития быстроты
1. Прыжки, приседания, наклоны и т. п. по сигналу.
2. Бег с высоким подниманием бедра.
3. Бег на месте в максимально быстром темпе с ускорением по сигналу (вперёд, в сторону, назад).
4. Ускорение на 10-20 м по сигналу из различных исходных положений, стоя спиной и лицом в направлении движения, лёжа, в приседе.
5. Остановки по сигналу после быстрого бега.
6. Передвижение в стойке защитника.
7. Пробегание отрезков в 30, 50, 60 и 100 м на время.
8. Броски различных предметов на быстроту.
9. Эстафеты и подвижные игры с бегом.
Методика развития ловкости
Ловкость - это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся игровой ситуацией. Это самое общее определение, поскольку ловкость - комплексное качество, в котором сочетаются проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приёмами.
Специальные упражнения для развития ловкости
1. Прыжки на месте с поворотами на 90-130° с ведением одного или двух мячей.
2. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5-6 м, кувырок вперёд с мячом в руках и вновь рывок.
3. Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперёд с мячом в руках и бросок по кольцу.
4. Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.
5. Рывок с ведением мяча на 5-6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидной доски с мячом в руках.
6. Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперёд, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.
7. Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной.
8. Игрок совершает рывок на 5-6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.
9. Прыжки через гимнастическую скамейку с одновременными передачами в стену. Выполняются одним или двумя мячами.
10. Ходьба по гимнастическому бревну с одновременным жонглированием двумя мячами.
11. Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90-180°.
12. Игрок выполняет два шага после быстрого ведения и делает два оборота мячом вокруг корпуса.
Упражнения для развития ловкости
1. Акробатические упражнения; кувырки и перевороты.
2. Гимнастические вольные упражнения.
3. Прыжки через гимнастическую скамейку с ловлей и передачей мяча в полёте.
4. Броски мяча вверх с поворотом на 180 и 360° во время полёта мяча.
5. Броски мяча вверх-назад и ловля двумя руками за спиной.
6. Жонглирование двумя, тремя мячами и больше.
7. Комплексные упражнения с выполнением различных заданий и преодолением препятствий, расставленных по залу.
8. Подвижные игры, эстафеты, спортивные игры.
Методы развития выносливости
Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, а также контрольный (или соревновательный) методы тренировки.
Упражнения для воспитания выносливости
1. Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком):
- от лицевой линии до штрафной и обратно;
- до центра и обратно;
- до противоположной штрафной и обратно;
- до противоположной лицевой и обратно.
2. Усложнённый вариант - с попаданием каждый раз в кольцо.
3. Упор присев, мяч внизу. Продвижение вперёд по прямой, перекатывая руками мяч (два мяча, три мяча).
4. Игра в баскетбол 6 таймов по 10 минут. Отдых между первым и вторым таймом 5 минут, между вторым и третьим 4 минуты, между третьим и четвертым 3 минуты, между четвертым и пятым 2 минуты между пятым и шестым 1 минуту.