Рабочая программа по внеурочной деятельности Лыжная подготовка

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-х классов "Лыжная подготовка".

Выполнил:

Садретдинов Ильнур Мусагитович

учитель физической культуры

МБОУ "СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов"



Пояснительная записка


Рабочая программа для учебной группы начальной подготовки «Лыжные гонки» (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, соответствует Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (приказ Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013г. №730), учитывает требования федерального государственного стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки (Приказ Министерства спорта РФ от 14 марта 2013г. № 111 ― «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки»), возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 12.05.2014г. Рабочая программа для учебной группы начальной подготовки «Лыжные гонки» содержит:

1) пояснительную записку;

2) общую характеристику учебного предмета « Лыжные гонки»;

3) описание места учебного предметов учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Лыжные гонки»;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Лыжные гонки»;

6) содержание учебного предмета;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Основными задачами реализации Программы являются:

- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;

- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Содержание Программы учитывает особенности подготовки обучающихся по лыжным гонкам, в том числе:

- большой объем разносторонней физической подготовки в общем объеме тренировочного процесса;

- постепенное увеличение интенсивности тренировочного процесса и постепенное достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок; - повышение специальной скоростно-силовой подготовленности за счет широкого использования различных тренировочных средств.

Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.

Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:

- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта

Задачи:

- приобщение подростков к здоровому образу жизни;

- формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом;

- развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом

- укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка;

- освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов;

- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

Высокий уровень эффективности работы учебной группы может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта.

В реализации программы принимают участие мальчики и девочки. Программа рассчитана на 35 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основными показателями выполнения программных требований на данном этапе начальной подготовки являются следующие показатели:

  • стабильность состава занимающихся;

  • динамика прироста показателей физической подготовленности;

  • уровень освоения основ техники лыжных гонок.

Содержание программного материала


Теоретическая подготовка

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.

Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и па учеб­но-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжны­ми палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыж­ного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных по­годных условиях

3.Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений па мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Зна­чение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.

4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортив­ных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при перед­вижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила пове­дения на соревнованиях.


Практическая подготовка

1.Общая физическая подготовка.

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на раз­витие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упраж­нения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

2. Специальная физическая подготовка.

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, пре­имущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

3. Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов тех­ники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обуче­ние технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стой­ках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основ­ными элементами конькового хода.

4. Контрольные упражнении и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготов­ленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистан­циях 1-2 км, в годичном цикле.

Ожидаемые результаты и диагностика результативности образовательного процесса (средства контроля).

Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью учащихся. В практических и научных работах отечественных и зарубежных исследованиях по лыжному спорту можно встретить большое количество разнообразных контрольных испытаний и тестов по определению уровня тренированности. С помощью этих тестов определяется уровень развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития технических и тактических навыков. В течение тренировочного года такие испытания проводятся 2-3 раза. Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства. Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ.

Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для лыжного кружка.

п-п

Контрольное упражнение

возраст

Оценка

мальчики

девочки

3

4

5

3

4

5

1. Общая физическая подготовка

1.

Бег 30м (сек)

10

6,6

6,0

5,4

6,8

6,2

5,5

11

6,5

5,8

5,1

6,6

6,0

5,2

2.

Бег 60 м (сек)

10

11,2

10,6

10,0

11,4

10,8

10,1

11

10,6

10,0

9,4

11,1

10,4

9,8

9

145

155

165

135

145

155

3.




Прыжок в длину с места (см)

10

155

165

175

145

155

165

11

160

170

190

150

160

170








4.


Подтягивание на перекладине (раз)


10

4

6

8

-

-

-

11

5

7

9




9

12

14

16

8

11

14

5.


Отжимание в упоре на руках (раз)


10

14

16

18

10

14

16





14

16

18





14

16

18





2. Специальная физическая подготовка


1.

Лыжи. Классический стиль. 1 км (мин, сек)

10

6,17

5,47

5,12

7,38

6,32

5,47

11

5.40

5,00

4,30

7,10

6,00

5,15

9

15,18

13,39

12,44

16,34

15,19

13,52

2.




2 км (мин,сек)

10

13,28

12,44

11,19

15,19

13,52

12,38

11

12,50

12,00

10,40

14,40

13,00

12,10

Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся:

Объект наблюдения

Степень и признаки утомления

Небольшая

Средняя

Большая (недопустимая)



Цвет кожи лица

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Редкое покраснение, побледнение или синюшность.



Речь

Отчетливая

Затрудненная

Крайне затрудненная или невозможная.

Мимика

Обычная

Выражение лица напряженное

Выражение страдания на лице.

Потливость

Небольшая

Выраженная верхней половины тела

Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли.

Дыхание

Учащенное, ровное

Сильно учащенное

Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием.

Движения

Бодрая походка

Неуверенный шаг, покачивание

Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение.

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах.

Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота


Самоконтроль в подготовке


Самоконтроль играет в подготовке юных лыжников важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенствование подготовленности юных лыжников. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблю­дений, их систематичность, а также анализ показателей, проводи­мый совместно с тренером и врачом.


































Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Дата

1

Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Общая физическая подготовка.

2

Контрольные упражнения. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

3

Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости.

4

Специально физическая подготовка. Контрольные упражнения и соревнования.

5

Общая физическая подготовка.

6

Специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка.

7

Бег в равномерном темпе. Бег 1000м. ОРУ.

8

Бег 1500м. Спортивная игра «Лапта». ОРУ. Специальные беговые упражнения.

9

Имитация лыжных ходов. Передача мяча в тройках со сменой места. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча с сопротивлением.

10

Развитие координационных способностей. Учебная игра «Баскетбол».

11

Работа рук, ног, имитация.

Учебная игра «Баскетбол».

12

Скользящий шаг. Схема движения. Стойка.

13

Коньковый ход. Схема движения.

Бег 1500-2000м.

14

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочным занятии. Построение в шеренгу с лыжами на руках.

15

Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Повороты на месте переступанием. Передвижение ступающим шагом 2000м.

16

Попеременный двухшажный ход, согласование движений рук и ног. Передвижение 200-300м без палок.

17

Передвижение по учебной лыжне попеременным двухшажным ходом. Игра «Смелее с горки».

18

Передвижение попеременным двухшажным ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск: спуск в осн. стойке.

19

Преодоление подъёма ступающим шагом и «Лесенкой», спуск в основной стойке.

20

Прохождение дистанции 3000м попеременным двухшажным ходом в умеренном темпе.

21

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Передвижение двухшажным ходом 3500м.

22

Соревнования по лыжным гонкам. Дистанция 2000-3000м. Подъём «полуёлочкой», «лесенкой»; спуски в основной стойке.

23

Коньковый ход без палок. Дистанция 3000м.

24

Основные классические способы передвижения на равнине, крутых подъёмах, спусках. Дистанция 3000м.

25

Спуск в высокой стойке. Подъём «ёлочкой». Дистанция 3000-4000м.

26

Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости. Дистанция 3000-4000м.

27

Соревнования. Дистанция 3000-5000м.

28

Общая физическая подготовка. Техническая подготовка. Дистанция 3000м.

29

Соревнования юных лыжников. Техника спуска и подъёма. Коньковый ход. Дистанция 3000м.

30

Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Играй, играй, мяч не давай».

31

Развитие координационных способностей. Популярность лыжных гонок в России.

32

Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Лазанье по канату в три приёма.

33

Развитие скоростных качеств. Бег 1000м. Игра «Парашютисты».

34

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности «общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей».

35

Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка.




Использованная литература

  1. Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подго­товки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

  2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физ­культура и спорт, 1977.

  3. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардии Г.Б. Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.

  4. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.

  5. Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Бвстратова, Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

  6. Манжосов ВН., Огольцов ИТ., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. -М.: Высшая школа, 1979.

  7. Манжосов ВН. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физ­культура и Спорт, 1986.

  8. Мищенко B.C. Функциональные возможности спортсменов. -Киев: Здоровья, 1990.

  1. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

  2. Поварницин Л.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

  3. Раменскам Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физ­культура и спорт, 1999.

  4. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустипа. - М.: Издательство «СААМ», 1995.

  5. Филин ВН., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.



© 2010-2022