Профилактика нарушений осанки на занятиях физического воспитания

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактика нарушений

осанки на занятиях физической культуры

Осанка - это привычная поза или манера человека держать свое тело. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильная осанка - определяется следующими признаками:

1. Голова и туловище держатся прямо.

2. Грудная клетка слегка выступает вперед, а плечи отведены назад, живот подтянут.

3. В области поясницы есть изгиб вперед.

4. Ноги прямые.

Осанка зависит от состояния позвоночника, от того, насколько сложно работают мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Если все мышцы развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная. Рационально организованные физические упражнения - эффективное средство не только предупреждения, но и лечения нарушения осанки.

Дети младшего школьного возраста при длительном сидении за партой испытывают повышенную нагрузку на все органы и системы организма, в том числе и на опорно-двигательную систему, которая в этом возрасте довольно чувствительна к различным, продолжительное время фиксированным изменениям позы, что ведет к нарушению осанки. В этом возрасте осанка имеет неустойчивый характер. Она в значительной мере зависит от состояния психики и нервно-мышечного аппарата, от степени развития мышц шеи, спины, живота, ног, а также к способности мускулатуры к длительному статическому напряжению. Основной признак, характеризующий осанку, - форма позвоночного столба.

Чаще всего встречается нарушение осанки во фронтальной плоскости - сколиотическая осанка, характеризующаяся смещением позвоночника вправо или влево от среднего положения. По локализации эти смещения могут быть грудными, поясничными,

S-образными, тотальными. Признаки их: наклонение головы вперед и в сторону, вогнутости позвоночника, асимметрия шейно-плечевых линий, лопаток, неравномерность контуров и треугольников талии. При сколиотической осанке отмечаются некоторые нарушения функций внешнего дыхания и сердечно сосудистой системы. Другие нарушения осанки связаны в основном с изменением формы спины. Круглая спина характеризуется увеличением физиологического изгиба грудного отдела позвоночника и уменьшением изгиба шейного и поясничного, а также угла наклона таза. Связки и мышцы передней части туловища укорочены, связки спины растянуты. При кругловогнутой спине увеличены все изгибы позвоночника и наклоны таза. Мышцы спины растянуты, поясничные и грудные укорочены. Плоская спина характеризуется уменьшением всех изгибов позвоночника и угла наклона таза. Грудная клетка узкая, мышцы спины ослаблены, лопатки часто крыловидные. Рессорная функция позвоночника снижена. Нарушения осанки бывают комбинированными.

Эффективное средство борьбы с нарушениями осанки, особенно с начальными формами, - физические упражнения; гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня. Упражнения, направленные на устранение уже образовавшихся нарушений осанки, включаются в основную часть урока с постепенным увеличением их числа и дозировки. Эти же упражнения с профилактической целью вводятся в подготовительную часть урока с соответственным уменьшением количества и интенсивности выполнения. При нарушении осанки применяются дыхательные и специальные упражнения. Особое внимание обращается на гармоническое развитие мышц спины, брюшного пресса, бедер, что проводится дифференцированно с учетом изменений опорно-двигательного аппарата. Например, при круглой спине растянутые мышцы и связки задней поверхности туловища необходимо укрепить и сократить, а укороченные, растянуть и укрепить. При уменьшении угла наклона таза рекомендуется укреплять мышцы поясничного отдела спины и задней поверхности бедер, а при увеличении - растягивать мышцы передней поверхности бедер.

Коррекция отклонения позвоночника во фронтальной плоскости при сколиотической осанке допустима только за счет симметричных упражнений в исходных положениях лежа, на четвереньках, стоя. При крыловидных лопатках выполняют упражнения, способствующие укреплению трапециевидных и ромбовидных мышц, а также растяжению грудных мышц. Коррекция, достигнутая при помощи физических упражнений, может дать стойкий положительный результат лишь при одновременном формировании навыка правильной осанки. Применение корригирующей гимнастики на уроках физической культуры носит элементы воспитательного характера: правильную осанку нужно вырабатывать, т.е. затрачивать на это определенное волевое усилие. Выработка и закрепление правильной осанки происходит также во время выполнения общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела, упражнений в равновесии и на координацию. Должны широко использоваться игры, предусматривающие сохранение правильной осанки. Например, такие подвижные игры: «Замри», «Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «К своим флажкам». Для формирования правильной манеры держать свое тело используются упражнения и позы, которые позволяют формировать ощущения положения собственного тела в различных условиях двигательной деятельности. Это упражнения с предметами на голове, упражнения у плоскости.

Упражнения для выработки ощущения правильной осанки:

  1. Ходьба с предметом на голове, сохраняя правильное положение тела; то же с закрытыми глазами.

  2. Поставив ступни на одну линию и удерживая предмет на голове, выполнять различные движения руками.

  3. Уравновесить гимнастическую палку на пальцах одной руки и пройти 5-10 шагов; то же с поворотом кругом.

  4. Палка вертикально на ладони, встать и сесть.

Ощущение правильной осанки проверяется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза, головы:

  1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стене. Повторить несколько раз.

  2. Стать к стене в основной стойке, присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

  3. Стать к стене в основной стойке, сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, вернуться к стене.

Основная задача учителя физической культуры во всех классах - это систематическое наблюдение за осанкой, исправление недостатков ее в ходе урока. Нельзя пропускать даже, казалось бы, мелких нарушений осанки. Необходимо требовать соблюдения правильных исходных положений при выполнении гимнастических упражнений, обращать внимание на положение головы. За соблюдением правильной осанки должны следить на уроках все учителя, так как если ученик будет стараться держаться правильно только на уроке физической культуры, а на других будет сидеть, развалившись, с опущенной головой, сведенными вперед плечами, - работа над формированием осанки не будет эффективной. К работе над осанкой необходимо привлекать и родителей.

Нередко плохой осанке сопутствует частичное или полное плоскостопие - опущение поперечного или продольного свода стопы. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения. У людей с плоской и полой стопами при длительной ходьбе, стоянии, беге и прыжках появляются боли в ногах и спине. Это сказывается на общем развитии и осанке.

Упражнения для плоской стопы:

  1. Ходьба по гимнастической палке, лежащей на полу, охватывая ее сводом стопы.

  2. Перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой ступни на гимнастической палке.

  3. Собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, шнура; захватывание и перекладывание пальцами ног различных предметов: шариков, карандашей.

  4. Ходьба на пятках или наружных сторонах стопы с шариками, захваченными пальцами ног.

  5. Захватить пальцами правой ноги ручку скакалки, поднять ее и взять рукой; затем пальцами левой ноги взять ее из рук и положить на пол; то же выполнить в обратном порядке.

  6. Захватывание сводами ступней малого мяча в положении сидя на скамейке; поднять ноги до положения «угол», опустить, положить мяч на пол.

  7. Ходьба по колючей доске босиком.

  8. Стоя или сидя на стуле , катание гимнастической палки серединой ступни.

Для успешной борьбы с нарушениями осанки следует проводить упражнения в положении лежа на спине, на животе, стоя на коленях.

Упражнения лежа на спине:

  1. И.п.- лежа на спине, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу.

1-2 - медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользя по полу) вверх, стопы

на себя.

3-4 - и.п. выдох. 5-6 раз.

2. И.п.- лежа на спине, руки вверх, левая нога согнута в колене.

1-2- поднимите прямую правую ногу до касания живота.

3-4- примите и.п. То же с другой ноги. 4 раза правой ногой, 4 раза левой ногой.

3. И.п.- лежа на спине, руки в стороны, ноги согнутые в коленях.

1-2- движение ногами влево, до касания пола.

3-4- движение ногами вправо, до касания пола. 4-6 раз

4. И.п.- лежа на спине, руки прижаты к туловищу.

1-2- поднять голову, плечи, посмотреть на ноги.

3-4- вернуться в и.п. 3-4 раза

5. И.п.- лежа на спине, ноги согнуты в коленях.

1-2- сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик),

3-4- на выдохе вернуться в и.п. 4-5 раз

6. И.п.- лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях, слегка расставлены.

1-2- поднять голову, оторвать плечи от пола.

3-4- вернуться в и.п. 7-8 раз

Упражнения лежа на животе.

  1. И.п.- лежа на животе, руки вверх

1-2- поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать.

3-4- и.п.

5-6- поднять вверх левую руку и правую ногу, задержать.

7-8- и.п. 6-8 раз

2. И.п.- лежа на животе, руки за спиной сцепить в замок.

1-2-3- поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад.

4- и.п. 5-7 раз

3. И.п.- лежа на животе, руки вверх.

1-2-3- поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться, взгляд прямо.

4- и.п. 5-6 раз

4. И.п.- лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног.

Прогнуться - «корзиночка», покачаться 2-3 раза

  1. И.п. - лежа на животе, руки вверх.

Одновременно делать ножницы руками и ногами 5-7 раз

  1. И.п.- лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол.

1-2-3- упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться.

4- вернуться в и.п. Повторить в другую сторону. 4-6 раз

7. И.п.- лежа на животе, руки за голову.

1-2- поднимать максимально вверх верхнюю часть туловища. Ноги удерживает

напарник.

3-4- и.п. 6-8 раз

Упражнения стоя на коленях.

1. И.п.- сед на пятках, руки на поясе.

1-2- перейти в стойку на коленях.

3-4- вернуться в исходное положение. 6-8 раз

2. И.п.- упор на коленях.

1-2- правую руку вперед, левую ногу назад вверх.

3-4- и.п.

5-6- левую руку вперед, правую ногу назад вверх.

7-8- и.п. 4-6 раз

3. И.п.- упор на коленях.

Выгнуть спину - прогнуться в пояснице. «Кошечка»

Каждую позу удерживать, считая до 5-8 раз. 6 раз

  1. И.п.- стоя на коленях, руки за головой.

1-2- сесть на левое бедро.

3-4- сесть на правое бедро 4-6 раз

Комплекс упражнений в речитативах.


Речитатив

Упражнения

1.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

Ходьба:

а) ходьба в колонне по одному

б) на носках, руки в стороны;

в) на пятках руки за голову.

2.

Высоко подняв колени,

Все шагают как олени.

Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на пояс.

3.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Посмотрели через левое плечо,

Через правое еще.

Дружно все присели,

Пяточки задели.

И.п- лежа на животе. 1-руки в стороны; 2-руки к плечам; 3-руки вверх, помахали; 4- руки за спину;

5-посмотреть через левое плечо;

7- сед на пятки в упоре; 8-сед на пятки, руки через стороны назад-вниз, дотянуться до пяток, плечи развернуть.

4.

Руки вверх поднять пора

Дружно ловим комара.

И.п.- лежа на животе, руки вверх.

1-2-голову поднять, хлопки в ладоши.

5.

Мы с приятелем вдвоем

Через речку поплывем

Стилем - «брасс».

Вот как здорово! Вот класс!

И.п.- лежа на животе.

Движения руками, имитирующие стиль «брасс»

6.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим. Держим. Напрягаем.

Загорели! Отпускаем!

Ноги не напряжены,

А расслаблены они.

И.п.- лежа на животе.

1- поднять левую ногу

2- поднять правую ногу

3- держать обе ноги

4- опустить ноги.

7.

Вот так лодка- лодочка

По волнам бежит.

И.п.- лежа на животе, руки вверх, кисти в замок.

Перекаты вперед. Упражнение «лодочка».

Комплекс упражнений на осанку с мешочком.

  1. И.п.- о.с., руки на пояс, мешочек на голове.

1-2- поднимаясь на носки, отвести локти назад, прогнуться.

3-4- и.п. 5-7 раз.

2. И.п.о.с., руки в стороны, мешочек в правой руке.

1-2- подняв согнутую в колене правую ногу, переложить мешочек в левую руку.

3-4- и.п. 5-8 раз.

3. И.п.- узкая стойка, мешочек на голове.

1-2- поворот туловища влево, руки в стороны.

3-4- и.п. то же в другую сторону. 6-8 раз.

4. И.п.- о.с., руки вперед, мешочек на голове.

1-2- присесть на правой ноге, отставив левую ногу назад.

3-4- и.п. то же с левой ноги. 5-7 раз.

5. И.п.- о.с., руки на пояс, мешочек на полу справа.

1- перепрыгнуть мешочек двумя ногами вправо.

2- перепрыгнуть мешочек двумя ногами влево. 5-8 раз.

Упражнения для позвоночника по системе М.Норбекова.

Шейный отдел:

  1. И.п.- о.с.

1-2-3- подбородок скользит вниз, касаясь груди.

4- и.п. 4 раза.

2. «Черепаха»

И.п.- о.с.

1- голову плавно наклоняем назад, затылком коснуться спины.

2- втянуть в себя плечи до вертикали.

3- плавно наклон головы вперед, подбородок прижать к груди, тянем вниз.

4- и.п. 5-6 раз.

3. И.п.- о.с.

1-2- наклон головы вправо, коснуться ухом правого плеча. Плечи неподвижно.

3-4- наклон головы влево, коснуться ухом левого плеча. 6-8 раз

4. Круговые движения головой.

И.п.- о.с.

1- наклон головы вправо, коснуться ухом правого плеча.

2- наклон головы назад, затылком коснуться спины.

3- наклон головы влево, коснуться ухом левого плеча.

4- наклон головы вперед, коснуться подбородком груди.

То же в другую сторону. 5-7 раз

  1. И.п.- о.с.

1- поворачивая голову вправо до упора, уводим взгляд вправо, как бы стараясь увидеть что-то за спиной.

2- и.п.

3- поворачивая голову влево до упора, уводим взгляд влево, как бы стараясь увидеть что-то за спиной.

4- и.п. 5-6 раз

Верхнегрудной отдел позвоночника:

  1. Прогнуться как лук.

И.п.- о.с.

1- подбородок тянем вниз, руки скрестно тянем вниз, верхняя часть позвоночника должна округлиться.

2- и.п.

3- голова откинута, затылок к спине, тянем голову вниз, свести за спиной лопатки, плечи не поднимать, прогибаем верхнюю часть спины.

4- и.п. 4-5 раз

2. Весы.

И.п.-о.с.

1- правое плечо вверх, левое плечо вниз, голова слегка наклоняется вниз влево.

Наклоняется верхний грудной отдел.

2- и.п.

3- левое плечо вверх, голова наклонена вправо.

4- и.п. 5-7 раз.

3. Подъемы и падения плеч. Позвоночник и голова единая прямая.

И.п.- о.с.

1- опустить плечи, тянуть руки вниз.

2- и.п.

3- поднять плечи (до упора и небольшое усилие).

4- и.п. 5-7 раз.

4. « Паровоз»

И.п.- о.с.,, руки согнуты в локтях.

10- круговых движений вперед.

10- круговых движений назад.

5. « Насос» Наклоны туловища влево, вправо. Изгибается верхняя часть позвоночника.

И.п.- о.с.

1-2- правую руку тянем вниз.

3-4- левую руку тянем вниз.

Нижнегрудной отдел позвоночника.

  1. И.п.- сидя на стуле, руками держимся за стул.

1- наклон вперед, стремиться достать подбородком пол. Вдох.

2- и.п. Выдох.

3- наклон назад, позвоночник уходит вперед, затылком тянемся к полу.

4- и.п. 5-7 раз.

2. И.п.- о.с. кулаки уперлись в область почек.

1- стараемся как можно ближе свести локти, позвоночник выгибается как натянутый лук.

2- и.п.

3- начинаете сутулиться, наклоняя нижний отдел позвоночника.

4- и.п. 6-8 раз.

3. И.п.- о.с. левая рука на затылке, правая вдоль туловища.

1- наклон вправо.

2- и.п. смена рук.

3- наклон влево.

4- и.п. 5-7раз.

4. И.п.- сидя на скамейке.

1- поворот плеч и головы вправо, повернувшись до упора, совершаем колебательные

движения с усилием.

2- и.п.

3- то же в другую сторону. 4-6 раз.

Поясничный отдел позвоночника.

  1. « Конькобежец»

И.п.- узкая стойка, руки сзади на пояснице.

1- наклон вперед, растягиваем мышцы.

2- и.п. 5-7 раз

2. « Мостик»

И.п.- узкая стойка.

1- наклон головы назад.

2- затем шеи.

3- наклон спины.

4- и.п. в последовательности: спина, шея, голова. 4-6 раз.

3. И.п.- сидя на полу ноги врозь.

1- наклон к правой ноге, дойдя до предела, добавляем усилие.

2- наклон вперед.

3- наклон к левой ноге.

4- и.п. 5-8 раз.

4. И.п.- узкая стойка, руки вверх, пальцы в замок.

1- наклон туловища назад.

2- и.п. 2 раза по 15 наклонов.

5. Осмотр пяток.

И.п.- узкая стойка.

1- посмотреть через правое плечо, прогнуться назад.

2- и.п.

3-4- то же в другую сторону. 2 раза по 15 движений.










Литература.

  1. КаюровВ.С. Книга учителя физической культуры. - М., 1973г.

  2. КузнецоваЗ.И. Физическая культура в школе. Методика уроков в 4-8 классах. - М., 1972г.

  3. БогдановаГ.П. Уроки физической культуры в 4-6 классах. - М., 1979г.

  4. БайбородоваЛ.В., БутинИ.М., ЛеонтьеваТ.Н., МасленниковС.М. Методика обучения физической культуре 1-11классы. Методическое пособие.- М., 2004г.

  5. НорбековМ.,ХванЮ.Уроки Норбекова: дорога в молодость и здоровье.- СПб: Издательство «Питер», 1999.



© 2010-2022