Конспект урока литературного чтения С. В. Михалков Мой щенок 2 класс

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса к УМК "Школа России" (автор учбеника В.П. Канакина) составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Подробно описаны планируемые результаты универсальных учебных действий и задания, с помощью которых эти действия развиваются. В урок органично вплетены межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как музыка, окружающим мир. Учащимся предлагаются интересные задания творческого, исследовательского характера, а также задания по предмету (с...
Раздел Физкультура
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Тема: С. В. Михалков «Мой щенок»

Цель:

• Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь выразить свое отношение к происходящим событиям.

Задачи:

• Обучать самостоятельной работе с текстом.

• Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

• Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

• воспитывать, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;

• развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;

Оборудование: портрет С. В. Михалкова, выставка книг, карточки с творческим заданием, смайлики для рефлексии, презентация, диск с произведениями.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и мысленно подарите добрые слова, я надеюсь, что урок принесет нам всем радость общения.

Садитесь.

- Ребята, посмотрите на картину. Что вы видите? Кто видел восход солнца?

Когда мы можем его увидеть? (утром)

- Значит это начало нового дня. А новый день приносит всегда что - то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания.

Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

( портфель)

II. Актуализация знаний

- Ребята, вы обратили внимание на выставку книг?

Творчеству какого писателя она посвящена?

- Догадались, с каким писателем мы встретимся на уроке?

- Верно. Тема урока: С.В.Михалков

Портрет поэта.

-Что вы уже знаете о Михалкове? (ответы детей)

- Майсова Даша поработала с дополнительной литературой и хочет сообщить нам некоторые сведения о С. В. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Раннее детство Сергея Владимировича прошло в Подмосковье. Ходить в школу было далеко, поэтому начальное образование он получил дома. В обычную школу Михалков пошёл с четвёртого класса после переезда семьи в Москву.

Стихи Сергей Владимирович начал писать лет с девяти. А в 15 лет его стихотворение «Дорога» напечатали в журнале.

За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, С. Михалков награждён орденами "Красной звезды", "Боевого красного знамени" и медалями.

В 1999 году именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы.

Умер Сергей Владимирович в 2009 году, в возрасте 96 лет. С. Михалков писал не только стихи. Он писал басни, и даже прозу. Также Михалков написал Гимн России.

Его произведения знают во всём мире.

-- За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков написал для вас много разных произведений.

- На этом этапе урока вы получили новые знания? Что нового узнали?

( кладём знания в портфель)

Рассматривание выставки книг С. В. Михалкова.

-С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы?

- Узнайте произведения по ключевым словам.

1. Страна Фантазий, держава детства, секрет, багаж. («Мой секрет»)

2. темнота, свет, страх, сила воли, молодец, трус. («Сила воли»).

3. В доме 8, дробь один у Заставы Ильича

Жил высокий гражданин по прозванью Каланча.

4. Юля плохо кушает, Никого не слушает.(«Про девочку, которая плохо кушала»)

5.В этой речке утром рано, утонули два барана. («Бараны»)

6. Раз - котенок самый белый,

Два - котенок самый смелый,

Три - котенок самый умный,

А Четыре - самый шумный.

Пять - похож на Три и Два -

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке. («Котята»)

7. На дверях висел

Замок.

Взаперти сидел

Щенок.

Все ушли

И одного

В доме

Заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора.

И поэтому щенок

Перепортил всё, что мог. («Трезор»)

- О ком пишет поэт в своих произведениях? (о детях, животных)

4.Подготовительная беседа.

- Сейчас мы с вами совершим путешествие к домашним животным. Першева Ангелина выяснила, у кого из класса есть животные и заботятся ли ученики о своих питомцах).

В классе 24 человека

Имеют кошек - 12 человек.

Имеют собак - 4 человека.

Имеют кроликов - 1 человек.

Имеют черепах - 2 человека.

Имеют рыбок - 1 человек.

Имеют морскую свинку - 1 человек.

Имеют попугаев - 4 человека

Больше всего у ребят нашего класса кошек.

- Встаньте те, у кого собаки.

Расскажите, как вы их любите?

- На этом этапе урока вы узнали что - то новое? (положим новые знания в портфель)

Постановка цели урока.

- С. В. Михалков тоже любил собак.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Владимировича.

- Определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.

( КОНЕЩ ЙОМ)

- Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили»

-Как эти слова связаны с произведением С. В. Михалкова узнаем в конце урока.

III.Изучение нового материала

1)

-Можем ли мы по названию узнать кто главный герой в произведении?

- Выберите картинку, которая подходит к слову щенок. Кто такой щенок?

( детёныш собаки)

Чем щенок отличается от взрослого пса?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Щенок

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз - прыжок и 3 кивка,

два - направо голова,

Три - налево поворот» -

И помчались до ворот.

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

2) Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 35. Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о девочке? (Грустит) А вы можете сказать, почему она грустит?

Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение.

3) Смотрите на экран и слушайте произведение.

- Кто главный герой стихотворения? (щенок)

- Какой он? Составьте словесный портрет щенка. (Он маленький, забавный, весёлый)

- Как ведёт себя щенок? (шалит, проказничает)

- А почему он себя так ведёт? (чтобы обратили на него внимание)

- Что почувствовала девочка, когда щенок пропал? Докажите свои мысли.

- Почему девочка грустит?

- От чьего имени ведётся рассказ?

- О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?

- Что предшествовало этому? Что было с утра?

- Как долго девочка ждала щенка?

- Прочитайте ее размышления во время ожидания.

- Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.

- Как вы думаете, где был щенок? Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?

- Какие чувства вы испытывали, слушая это стихотворение?

- Что надо было сделать, чтобы такого не случилось?

( погулять со щенком, закрывать дверь)

- А если бы щенок не вернулся домой, что тогда можно бы было предпринять? ( написать объявление)

- Откройте рабочие тетради на стр. 61. попробуем написать объявление о пропаже щенка.

Работа в тетрадях страница 61, упр. 5. Пишем объявление. Правильно ли написано объявление?

(указать адрес или телефон).

(образец «Обращаться по адресу улица Щорса, дом, квартира)

- Чему научились? (писать объявление)

(кладём новые знания в портфель)

6) Повторное чтение с целью выявления трудных и непонятных по значению слов.

( чтение цепочкой)

7) Словарная работа

-Давайте поработаем над значением новых неизвестных вам слов. Если значение слова не знаем что надо сделать? ( обратиться к словарю или к справочнику.

(даются справочники)

- Пользуясь справочником, найдите сами значение слова или выражения.

- Работа в группах (найти значение слов)

ЖБАН - кувшин с крышкой

КЛАДОВАЯ - помещение для хранения припасов

ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА - щёки неодинаковые

СБИЛАСЬ С НОГ - много ходила, устала.

ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ - лежит вытянувшись, не двигаясь

ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ - семья пчел

- Что нового узнали? (познакомились со значением некоторых слов)

7.Закрепление пройденного материала.

1) Составление картинного плана.

- Сколько частей выделили? (4)

-Какие части?

Деление текста на части (расположи картинки в правильной последовательности, найди название к части, определи настроение, с которым надо читать эту часть).

- Для чего мы составляли картинный план? (он помогает пересказывать,

восстановить события)

- Определим отношение автора к героям.

- Как относится автор к девочке? (ему её жалко)

- Как относится автор к щенку? (он за него переживает вместе с девочкой)

Выразительное чтение стихотворения по частям.

- Чему научились? (составлять картинный план, определять настроение, с которым надо читать произведение)

Физкультминутка:

для глаз (электронная)

3) На доске слова писатель поэт композитор

- Найти лишнее слово (композитор - человек, который пишет музыку)

- Можно с помощью музыки выразить своё настроение?

-А сейчас мы с вами познакомимся с произведением великого композитора Петра Ильича Чайковского. Он написал целый альбом детских музыкальных произведений. Мы прослушаем одно из произведений .

- Прослушайте и определите характер музыкального произведения

(грустная, весёлая, печальная, задорная)

-Подходит ли это музыкальное произведение к нашему произведению? Какие моменты из произведения подходят?

- Определим, как называется это музыкальное произведение?

Анаграмма

4 35 67 1 2 2 3 5 1 4

ЕЛЗНЬБО УКЫКЛ

А у нас заболел щенок.

- Давайте поможем девочке вылечить щенка.

У вас на столах лежат карточки

Вставьте подходящие слова в стихотворный текст.

_______ нос и ____ глазки,

_____ лекарство мой щенок.

Не прожить ему без _____ ,

Он со мной не _____.

Слова для справок: (мажу, мою, пьёт, ласки, одинок)

Проверка по образцу.

- В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

-Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их)

6.Итог урока.

Откроем тетрадь на стр. 60

- Кто автор произведения?

- Какое произведение С. В. Михалкова мы сегодня читали?

- Какой из заголовков соответствует теме стихотворения, главной мысли, героям произведения.

-Что главное хотел сказать нам автор в этом произведении?

Любите животных!

7.Рефлексия:

-А теперь подведем итог работы на уроке.

- Давайте возьмём наш портфель знаний и посмотрим на него. Он пополнился знаниями? (да)

1. Сегодня на уроке я научился…
2.Сегодня на уроке было интересно …
3. Сегодня на уроке было трудно…
4. Сегодня на уроке я понял, что…

5.Мне захотелось…

- Сделаем вывод: - Учиться - всегда пригодиться!

- А сейчас покажите мне своё настроение ( зелёная карточка - хорошее настроение, жёлтая - не очень хорошее, красная - плохое)

8. Самооценка.

Раздать детям картинки с изображением щенка. Дома раскрасьте картинки и помните, о чем мы говорили сегодня на уроке.

(Домашнее задание : выразительное чтение стихотворения,

Оценки.


© 2010-2022