- Преподавателю
- Физкультура
- Статья из опыта работы по теме «Анатомно-физиологические и психические особенности юношеского возраста»
Статья из опыта работы по теме «Анатомно-физиологические и психические особенности юношеского возраста»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чукичев А.А. |
Дата | 18.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья из опыта работы по теме
«Анатомно-физиологические и психические особенности
юношеского возраста»
Чукичев А.А., руководитель физического воспитания,
преподаватель физической культуры
ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Строя работу с обучающимися, нельзя забывать об анатомно-физиологических и психических особенностях этого возраста. В педагогике возраст 15-17 лет называется юношеским.
Юношеский возраст (15-17 лет) отличается от младшего (7-10 лет) и подросткового (11-14 лет) тем, что организм продолжает развиваться медленнее. Юноши в физическом развитии не только догоняют девушек, но и уходят вперед. К 17 годам заканчивается формирование костной и мышечной систем. Если в подростковом периоде особенно быстро развивались мышцы-сгибатели, то в 15-17 лет их догоняют в развитии мышцы-разгибатели.
У юношей значительно увеличиваются мышцы тела (достигают 40 % общего веса). Однако недостаточно сросшиеся кости грудины требуют постепенной нагрузки на верхний плечевой пояс. Старший школьный возраст - период тренировки мышечной силы и выносливости.
Большой собственный вес, недостаточная двигательная активность делают трудными для девушек упражнения на выносливость. Вот почему сдаче установленных для девушек нормативов, связанных с проявлением выносливости, должна предшествовать тщательная и последовательная подготовка. Следует учитывать склонность девушек к выполнению плавных движений, заимствованных из художественной гимнастики и хореографии. Необходимо осторожно использовать упражнения, связанные с сильным сотрясением тела, которые вредно сказываются на функциях половых органов.
Юношеский возраст - ответственный период в становлении личности человека. В это время активно формируется мировоззрение молодых людей, появляется устойчивый интерес к отдельным отраслям знаний, производства, определенной профессии. Обучающиеся старших классов наиболее внимательно изучают те предметы, которые по их мнению, будут способствовать успешному освоению выбранной профессии. Задача учителя физической культуры - объяснить (и доказать), что физическая подготовка поможет приобрести навыки, необходимые в их будущей трудовой деятельности.
В нашем учебном заведении девушки обучаются профессии:
- секретарь-машинистка;
- оператор связи.
Эти профессии требуют от обучающихся развитие и совершенствование общей выносливости, тонкой координации движений пальцев рук, точности движений, совершенствование профессионально важных функций - быстроты зрительных различий, тактильной чувствительности пальцев рук, концентрации внимания, развитие быстроты реакции, профилактика неблагоприятного воздействия условий труда, кифотическая деформация позвоночника и сколиотическая болезнь, одностороннее развитие групп мышц, занятых в профессиональной деятельности. Для учащихся данных специальностей рекомендуются такие виды спорта как лёгкая атлетика, волейбол, настольный теннис, ручной мяч.
Средства профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП):
- бег 1000 метров;
- прыжки через скакалку;
- упражнения на гимнастической скамейке;
- перенос скамейки слева на право;
- подъём туловища из положения сед на полу, на скамейки;
- прогибы из положения лёжа на животе;
- жонглирование двумя теннисными мячами;
- ведение мяча пальцами рук;
- броски в цель на точность;
- верхняя передача;
- поочередное отталкивание пальцами левой и правой руки от стены и другие.
Юношей готовят по специальности электромонтёр по ЛКСТС и ОПС. Эти профессии требуют развитие ручной ловкости, способности выполнять ударные дозированные движения, развитие статической и динамической выносливости мышц пальцев и кистей рук и статической выносливости позных мышц (спины, брюшного пресса и разгибателей бедра), развитие мышц плечевого пояса, туловища, стоп, совершенствование равновесия в вертикальном положении, развитие выносливости, совершенствование координации движений рук, закаливание.
Средства ППФ:
- гимнастика (упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами, на гимнастической скамейке и стенке);
- упражнениями с отягощениями (штангой, гирей, поднимание и переноска тяжёлых предметов);
- разновидности метания (мяча, гранаты), толкание ядра;
- элементы спортивных игр (на точность и ловкость движений рук, игры на внимание и др.);
- занятия на открытом воздухе;
- закаливающие общие и местные процедуры.
Рекомендуемые виды спорта: лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные и подвижные игры.
В режиме учебного дня (на 3-4 уроке) проводятся физкультминутки. Но если учитель (мастер производственного обучения) видит, что учащиеся сильно утомлены, то физкультминутку проводят на каждом уроке за 15-20 минут до его конца. Для физкультурных пауз, которые проводятся в классе у парты (верстака) подбираем пять простейших упражнений (повторяемых 6-8 раз каждое) для мышц спины, рук, кистей, плечевого пояса и ног. Физкультминутки проводит физорг группы, а инициатором проведения физкультминуток является руководитель физического воспитания.
Комплексы упражнений разрабатываем и меняем два раза в месяц на совете физоргов.