«Качественное образование – будущее нации»

Название темы вашей работы, в которой представлена инновация: «Роль хромотерапии в сохранении и укреплении здоровья младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья». Основная идея инновации: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, средствами хромотерапии в условиях специальной (коррекционной) школе – интернат. Аннотация работы: Обобщение опыта работы по теме: «Роль хромотерапии в сохранении и укреплении здоровья младшего...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание инновации


«Роль хромотерапии в сохранении и укреплении здоровья младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья»

Рутковская Ольга Геннадьевна - учитель физической культуры специальной (коррекционной) школы-интерната №8 г. Саяногорска, республики Хакасия. Работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллектуального и речевого развития). Кроме данных отклонений у учащихся имеются и другие заболевания, которые подтверждены медицинскими осмотрами. Так в 2012-2013 учебном году были выявлены:

- болезни глаз и его придатков - у 24 % детей;

- заболевание органов дыхания - у 8 % детей;

- низкое соматическое состояние - у 89 % детей;

- нарушение питания ( дефицит массы тела) - у 31% детей.

Психологическое обследование показало такой немаловажный факт, как эмоциональную расторможенность, высокий уровень проявления тревожности и утомляемости у 87 % детей.

Анализ данных результатов поставил перед нами задачу поиска новых интересных методик по сохранению и укреплению физического и психического состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в специальной педагогике существует много нестандартных коррекционных приемов, таких как сказка - , рефлексо - , хромо -, кукло - , аромо -, фито - терапии, активно применяемых в укреплении здоровья и развития детей младшего школьного возраста, как на уроках, так и во внеурочное время.

Из всех выше перечисленных новых технологии мы выбрали хромотерапию, по которой составили свою систему, апробировали ее и получили положительные результаты.

Обобщенный мною опыт работы по теме «Роль хромотерапии в сохранении и укреплении здоровья младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья» в рамках образовательного пространства школы распространен на уровне города, республики Хакасия, Российской Федерации.

Далее представляю описание опыта работы.

Хромотерапия - наука, изучающая влияние цвета на всестороннее развитие человека.

Цвету издавна придавалось мистическое значение, благотворное или отрицательное воздействие на живой организм, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие - раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Причем воздействие их на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, в зависимости от темперамента и состояния здоровья. Что обязательно должно учитываться при работе с хромотерапиеей.

Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы. Но неосознанно мы впитываем его через кожу и даже кости. Цвет, проникая, таким образом, в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз.

Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Лечебное воздействие цвета связано с влиянием колебания световых волн, определенной длинны на наши органы и психические центры при тех или иных заболеваниях.

Механизм психофизического воздействия цветового сопровождения на детей с ограниченными возможностями здоровья реализизуется по следующим условным направлениям:

1. Организационные возможности цвета (система рационального освещения и цветовое решение интерьера кабинетов, физкультурного зала).

2. Педагогические и реабилитационные возможности цвета (оздоравливания, развитие, воспитание, обучение детей).

При выборе цветового решения интерьера помещений необходимо учитывать то психологическое воздействие, которое цвет оказывает на человека. Ведь он способен придать среде или предмету вид, который будет производить на детей впечатление легкости или тяжести, тепла или холода, вызывать у них чувства веселья или печали. Чем темнее цвет, тем большей плотности и тяжести он производит впечатление. Наоборот, светлые тона по сравнению с темными кажутся легкими и воздушными. И поэтому помещения, в которых мы работаем, по возможности соответствуют нужной цветовой гамме. Например, пол в нашем спортивном зале окрашен различными цветами по определенным зонам. Так в начале урока, на построении и объяснении задач, дети строятся на красную зону, что способствует повышению их работоспособности и активности. Стены окрашены голубым цветом, влияние которого несет успокаивающий эффект.

Не отходя от нашей методики, мы использовали и большие площади мебели (парт и стульев), которые намеренно выкрасили в розовый цвет. Для того чтобы тонизировать подавленное состояние учеников.

Согласно исследованиям Н.Н. Ефименко, В. Кандинского, А. Гельцеля и других авторов физиологическое воздействие цветов можно свести к следующему:

Красный - проникающий тепловой (его излучение, соседнее с инфракрасным, глубоко проникает в человеческие ткани), он увеличивает мускульное напряжение, а следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, активизирует все функции организма. По наблюдениям Ш. Фере, красный вначале возбуждает, но потом быстро теряет свой эффект. Он стимулирует работу пищеварительного тракта и стабилизирует психофизическое состояние. Теплая и мощная энергия способствует бодрости, восстановлению сил, вселяет уверенность в себе.

В нашей школе наряду с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучаются дети со сложными дефектами, у которых наблюдается тяжелое нарушение центральной нервной системы. У большинства из них преобладающим является подавленное эмоциональное состояние. Таких детей очень трудно настроить на работу только словами. Цвет в данном случае оказывает большую помощь: без слов активизируется работа учащихся. Например: в подготовительной части урока физической культуры учитель прикрепляет себе на грудь геометрическую фигуру красного цвета и проводит с детьми комплекс общеразвивающих упражнений.

Применение красных дорожек помогает активизировать детей для выполнения основных движений (ползание, ходьба, бег, прыжки), которые служат своеобразным ограничителем спонтанной двигательной активности младших школьников и направляющим их движения в нужном русле. Например: детям предоставляется поле из цветных лент на потолке зала. Им нужно видеть маршрут только красного цвета и продвигаться в нужном направлении.

Данные упражнения развивают ориентировку в пространстве, улучшают координацию движений, а красный цвет повышает работоспособность, поднимает настроение.

Леонор Кент утверждал, что оранжевый - это пылкий и блестящий. Он вызывает радость, создает чувство теплоты, благополучия и веселья. Поскольку является одновременно и согревающим (желтым), и стимулирующим (красным), то может в разных случаях и успокаивать, и раздражать. Помогает преодолевать депрессию и нервные срывы. Лечит все виды пессимизма, обоснованные и необоснованные страхи и неврозы. Благотворно влияет на систему кровообращения, мышечную систему, устраняет асматические и ревматические явления, снимает спазмы. Повышает аппетит и омалаживает.

Дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются, поэтому на наших уроках рекомендуется проводить по две физминутки, которые обеспечивают активный отдых учащихся. С помощью цвета они помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, тем самым активизируют детей на последующие этапы работы.

В подвижные упражнения, сопровождаемые стихотворной формой, мы включаем не только цветные иллюстрации, предметы из цветной бумаги, материи, но и натуральные овощи и фрукты. Например: каждый ребенок берет апельсин и становится в круг. При выполнении упражнений он фиксирует взгляд как на всю группу предметов в целом, так и на свой предмет в отдельности.

Желтый - тонизирующий, способствует мускульной деятельности. Успокаивает слишком возбужденное состояние, стимулирует мозг, активизирует умственную работу, помогает сконцентрироваться. К.Шенэ ассоциировал желтый цвет с солнцем, светом, радостью, отмечал, что он легкий, свежий, юный, сияющий. Эффективен против депрессий, придает ясность мыслям. Желтый благоприятно действует на пищеварение, нервную систему и лимфообмен.

Поэтому на уроках мы используем игровые упражнения с ватой желтого цвета. Упражнения с ватой можно выполнять, как игровую двигательную разминку во время урока. Дети укладывают кусочки ваты на различные части тела (руки, ноги, плечи) и пытаются ходить по залу так, чтобы комочки ваты не упали. Затем дети начинают бегать на месте, при этом кусочки ваты они перемещают с ладони на локоть, с локтя на плечо, с плеча на голову, с головы опять на плечо.

Данные упражнения развивают двигательную активность учащихся с помощью нестандартных приемов и методов. Осознание учащимися необходимости занятий по развитию собственной двигательной активности; развитие внимания, координации движений; воспитание уважения к себе и другим.

Зеленый - цвет внутренней гармонии. Благоприятно влияет на сон, контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах. Его нейтральная энергия имеет мощные восстановительные свойства, дарит внутренний мир и спокойствие. Зеленый эффективен в борьбе с головными болями и невралгией, нормализует кровяное и глазное давление, снижает мускульное напряжение, повышает остроту зрения. Зеленая палитра обладает антисептическим действием. Дает короткий отдых уму, пробуждает в человеке терпение. Н.Н. Ефименко говорил, что абсолютно зеленый цвет дисциплинирует, заставляет людей строго контролировать себя.

Зеленый цвет мы чаще всего применяем в профилактических упражнениях для глаз, т.к. он стимулирует зрение, а следовательно, и нервы. Например, работа с геометрическими фигурами зеленого цвета, расположенными на большой плоскости. Когда дети следят глазами, отслеживая фигуры по часовой стрелке и против нее, по диагональным, горизонтальным и вертикальным линиям.

Представленные упражнения направлены на развитие пространственного ориентира, формирование зрительно- двигательной координации, а цвет благоприятно влияет на зрение и контролирует усталость и раздражительность детей.

Голубой - Снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Оказывает успокаивающее воздействие. Под воздействием этого цвета восстанавливается равновесие и гармония. Согласно Гегелевской символике эмоционально-световых соответствий, голубое - это короткое, тихое, осмысленное.

Очень интересно и необычно можно построить игровые двигательные упражнения, используя голубые стаканчики. Дети становятся напротив друг друга и бросают стаканчик друг другу, перед тем, как поймать стаканчик, они должны: - сделать поворот на 360 градусов (присесть на корточки и быстро встать); - развести ноги на ширине плеч, передать стаканчик между ногами из одной руки в другую.

Помимо того, что у детей развивается воображение, координация движений рук, еще снимается эмоциональное напряжение.

«Фиолетовый цвет,- говорил А. Гельцель, - соединяет эффект красного и синего цветов, благосклонно действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивая их органическую выносливость…». Это мягкий терапевтический эффект для тех, кто испытывает психофизические стрессы. Он стабилизирует расшатанную психику, принося душевное равновесие. У творческих натур служит сильным стимулятором креативного мышления.

На уроках физической культуры используются фиолетовые платки. Дети одновременно подбрасывают платок в высоту. Они выполняют следующие действия: - дают платку упасть, наблюдая за его падением; - повторяют всем своим телом каждое движение платка; - пытаются поймать платок прямо перед падением; - пытаются подбросить платок так высоко, чтобы можно было поймать его головой; - пока платок находится в полете, пытаются повернуться на 360 градусов и вернуться в исходное положение.

Игровые упражнения с платком помогают ребятам расслабиться, успокаивают их, помогают настраиваться на серьезные и трудные виды деятельности. Способность к релаксации, умение расслабиться и успокоиться, преодолевать трудности.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы выделяем упражнения, в которых цвет воздействует на их физиологическое состояние (зрение, органы пищеварения и дыхания) - таблица № 1. В которой вы, по мере представлений упражнений с цветом, должны будете отметить его влияние на органы.

1. Упражнение «Рукавички - мигалочки». Когда в качестве тренажера ребята надевают очки с зелеными стеклами и следят за движениями рук учителя, который поочередно закрывает метки на правой или левой руке, меняя их направление.

- слушатели отмечают орган!

Использование в заданиях зеленого цвета, предупреждает зрительное утомление, влияет на органы зрения, укрепляет глазодвигательные мышцы.

2 Психологическая особенность детей с ограниченными возможностями здоровья заключается еще и в том, что у них плохо развита фантазия и воображение. В данном случае хорошо проходит медитация, поэтому ребятам предлагается картинка с фоном желтых листьев, на которую они смотрят в течение 1- 2 минут. После чего закрывают глаза и представляют эти листья, падающие с деревьев.

- слушатели отмечают орган!

Данный цвет улучшает аппетит и стимулирует слюноотделение.

3. В упражнениях мы используем синий цвет, сочетая зрительное восприятие с ритмическим дыханием. Такие статические задания выполняются без движения конечностей и туловища.

Например: игра «Воздушный мяч», когда дети задувают мяч в ворота противника на синем поле.

- слушатели отмечают орган!

С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Этот цвет воздействует на органы дыхания.

Таблица № 1 « Влияние цвета на физиологическое состояние детей»

синий

желтый

зеленый

Органы зрения

Органы дыхания

Органы пищеварения


Таблица № 2 « Влияние цвета на психологическое состояние детей»


Эмоции

оранжевый

Голубой

Спокойствие, уравновешенность

Чувство радости


Результат психологического обследования показал: повышение беспокойства, неуверенности, эмоциональной неустойчивости. В своих упражнениях мы стараемся дать детям такие задания, которые оказывают успокаивающее воздействие, стабилизируют душевное равновесие, вызывают радость, создают чувство теплоты, благополучия и веселья.

Вы должны отметить в таблице № 2 эмоциональное состояние детей в предложенных играх.

1. Игра «Найди пару». Детям раздаются части предметов оранжевого цвета (например: моркови и апельсина). Они должны за определенное время найти у других детей части своего предмета и объединиться в команду. Для того, чтобы показать мимикой и жестами тот предмет, который они собрали.

- слушатели отмечают эмоцию!

Оранжевый цвет в упражнении вызывает радость, доброту, веселье. Учит детей общаться друг с другом.

2. Игра «Море волнуется раз». Ведущий держит руками ткань голубого цвета, раскачивая ее перед детьми, и произносит текст. Ребята пристально смотрят на ткань и выполняют нужные движения спокойно, плавно, неторопясь.

- слушатели отмечают эмоцию!

Под воздействием голубого цвета восстанавливается равновесие и гармония. Дети успокаиваются.


ИТОГ: Успешность работы по использованию хромотерапии в работе с детьми отражен в таблице №1

Заболевание детей

Начало учебного года

Конец учебного года

болезни глаз и его придатков

24 %

20%

заболевание органов дыхания

8%

6%

нарушение питания

31%

25%

соматическое состояние

89%

85%

Психологическое состояние детей улучшилось в среднем на 2%.

Таким образом, хромотерапия дает нам возможность более эффективно решать поставленные задачи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и использовать данный метод для сохранения и укрепления здоровья учеников, развивать их эмоционально-волевую сферу.

Список литературы:

1. Поваляева М.А.. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов -на-Дону, 2002

2. Ефименко С.М. Театр физического воспитания - М. Просвещение, 2005

3. Шовкопляс Е.И. «Россия: народная медицина» - Самара, 2003.



© 2010-2022