• Преподавателю
  • Физкультура
  • Оздоровительно-коррекционная программа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки Тропинка к здоровью в начальных классах

Оздоровительно-коррекционная программа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки Тропинка к здоровью в начальных классах

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оздоровительно - коррекционная программа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Пояснительная записка

Основной формой работы группы здоровья по профилактике плоскостопия и нарушения осанки являются коррекционные занятия, а так же корригирующая утренняя гимнастика, которая проводится для предупреждения и исправления дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, искривления позвоночника и др. В нашей школе по медицинским показаниям ведется индивидуальная работа группы здоровья « Тропинка здоровья».

Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь.

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста.

Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей большое значение имеет проведение таких занятий, улучшающих физическое развитие, а также воспитывающего у ребенка правильное положение тела и обеспечивающего частичную разгрузку позвоночника.

Основными направлениями системы в работе с детьми являются следующие задачи:

  • Знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;

  • Удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;

  • Осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;

  • Формирование правильной осанки;

  • Укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;

  • Развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Коррекционные занятия улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора методики выполнения и степени нагрузки.

Целями и задачами занятий группы здоровья являются:

1. Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка.

2. Укрепление связочно - мышечного аппарата торса, рук и ног.

3. Укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.

4. Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы.

5. Увеличение силовой выносливости мышц.

6. Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.

7. Повышение эмоционального тонуса.

8. Улучшение вестибулярного аппарата.

9. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.

Различают упражнения общего характера и специального, так для применения упражнений для детей с нарушением осанки используются упражнения специального характера с некоторым добавлением упражнений общего характера. Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организованно в виде физического упражнения и, применяется целенаправленно в соответствии с терапевтическими задачами, в дозированной форме, с учетом общего состояния ребенка, особенностей заболевания и нарушения функции пораженной системы или органа.

Организация коррекционно - физкультурной деятельности:

  • Продолжительность занятия 20-25 мин.

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю, в спортивном зале.

  • Обучение проводится с учениками 7-9 лет. (3-5 группы здоровья)

  • Количество учеников всего детей 6. (по медицинским показаниям)

Структура занятий:

  • Вводная часть: проверка осанки и равнения, различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия - 4мин.

  • Основная часть: ОРУ - блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы - 15мин.

  • ОВД - упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание -6мин., игры разной подвижности - 3мин.

  • Заключительная часть: коррекционные упражнения, релаксация - 2-3 мин.

Перспективный план группы здоровья

«Тропинка к здоровью»

1-ый год обучения

Цель: Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта осанки.

Задачи.

1. Воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение детей к фиксации правильного положения тела.

2. Укреплять мышечный корсет и совершенствовать координацию движений как необходимое условие для восстановления правильного положения тела.

3. Воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки.

4. Совершенствовать двигательные навыки ребенка

Этапы работы

Продолжительность

Задачи

Диагностический период

сентябрь

1. Диагностика состояния здоровья детей

2. Отбор детей для занятий

Подготовительный период

Октябрь - ноябрь.

1. Воспитание сознательного отношения к занятиям.

2. Обучение навыкам принимать и фиксировать правильную осанку.

3. Обучение специальным корригирующим упражнениям.

4. Обучение правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы.

Основной

период.

Декабрь - февраль.

1. Совершенствование навыка правильной осанки и выработка стереотипа правильной походки.

2. Развитие гибкости и подвижности позвоночника.

3. Обучение упражнениям, укрепляющим мышечный корсет, с применением гимнастического инвентаря (гимнастические палки, скамейки, обручи, мячи)

Заключительный период.

Март - май.

1. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса и ног с применением набивных мячей, наклонной доски.

2. Развитие общей и силовой выносливости.

3. Тестирование каждого ребенка.

4. Закрепление достигнутых навыков стереотипа правильной осанки и походки.

Общеразвивающие упражнения

Месяц

Инвентарь

Октябрь

Без предметов.

Ноябрь

С гимнастической палкой.

Декабрь

С гимнастической палкой, мячом.

Январь

С мячом, без предметов.

февраль

С обручем, без предметов

Март

Без предметов, с гимнастической палкой, с мячом.

Апрель

С обручем, без предметов, с гантелями.

Май

С мячом, без предметов

Список литературы

1. Варенник Е.Н. «физкультурно - оздоровительные занятия» -2009г.

2. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. « Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада». М.Н. Клюева

3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7лет). М., 2010

4. Епифанов В.А. «Лечебная физкультура», справочник

5. Стрельникова А.М. «Моя гимнастика» 2011г.

6. Шафранов А. «Лечебная физкультура» 2009г.

7. Подольская Е.И. « Комплексы лечебной гимнастики». 2008г.



© 2010-2022