- Преподавателю
- Физкультура
- Оздоровительно-коррекционная программа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки Тропинка к здоровью в начальных классах
Оздоровительно-коррекционная программа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки Тропинка к здоровью в начальных классах
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Николаева А.К. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Оздоровительно - коррекционная программа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
Пояснительная записка
Основной формой работы группы здоровья по профилактике плоскостопия и нарушения осанки являются коррекционные занятия, а так же корригирующая утренняя гимнастика, которая проводится для предупреждения и исправления дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, искривления позвоночника и др. В нашей школе по медицинским показаниям ведется индивидуальная работа группы здоровья « Тропинка здоровья».
Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь.
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста.
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей большое значение имеет проведение таких занятий, улучшающих физическое развитие, а также воспитывающего у ребенка правильное положение тела и обеспечивающего частичную разгрузку позвоночника.
Основными направлениями системы в работе с детьми являются следующие задачи:
-
Знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;
-
Удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
-
Осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;
-
Формирование правильной осанки;
-
Укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;
-
Развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.
Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Коррекционные занятия улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора методики выполнения и степени нагрузки.
Целями и задачами занятий группы здоровья являются:
1. Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка.
2. Укрепление связочно - мышечного аппарата торса, рук и ног.
3. Укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.
4. Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы.
5. Увеличение силовой выносливости мышц.
6. Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.
7. Повышение эмоционального тонуса.
8. Улучшение вестибулярного аппарата.
9. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.
Различают упражнения общего характера и специального, так для применения упражнений для детей с нарушением осанки используются упражнения специального характера с некоторым добавлением упражнений общего характера. Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организованно в виде физического упражнения и, применяется целенаправленно в соответствии с терапевтическими задачами, в дозированной форме, с учетом общего состояния ребенка, особенностей заболевания и нарушения функции пораженной системы или органа.
Организация коррекционно - физкультурной деятельности:
-
Продолжительность занятия 20-25 мин.
-
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в спортивном зале.
-
Обучение проводится с учениками 7-9 лет. (3-5 группы здоровья)
-
Количество учеников всего детей 6. (по медицинским показаниям)
Структура занятий:
-
Вводная часть: проверка осанки и равнения, различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия - 4мин.
-
Основная часть: ОРУ - блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы - 15мин.
-
ОВД - упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание -6мин., игры разной подвижности - 3мин.
-
Заключительная часть: коррекционные упражнения, релаксация - 2-3 мин.
Перспективный план группы здоровья
«Тропинка к здоровью»
1-ый год обучения
Цель: Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта осанки.
Задачи.
1. Воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение детей к фиксации правильного положения тела.
2. Укреплять мышечный корсет и совершенствовать координацию движений как необходимое условие для восстановления правильного положения тела.
3. Воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки.
4. Совершенствовать двигательные навыки ребенка
Этапы работы
Продолжительность
Задачи
Диагностический период
сентябрь
1. Диагностика состояния здоровья детей
2. Отбор детей для занятий
Подготовительный период
Октябрь - ноябрь.
1. Воспитание сознательного отношения к занятиям.
2. Обучение навыкам принимать и фиксировать правильную осанку.
3. Обучение специальным корригирующим упражнениям.
4. Обучение правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы.
Основной
период.
Декабрь - февраль.
1. Совершенствование навыка правильной осанки и выработка стереотипа правильной походки.
2. Развитие гибкости и подвижности позвоночника.
3. Обучение упражнениям, укрепляющим мышечный корсет, с применением гимнастического инвентаря (гимнастические палки, скамейки, обручи, мячи)
Заключительный период.
Март - май.
1. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса и ног с применением набивных мячей, наклонной доски.
2. Развитие общей и силовой выносливости.
3. Тестирование каждого ребенка.
4. Закрепление достигнутых навыков стереотипа правильной осанки и походки.
Общеразвивающие упражнения
Месяц
Инвентарь
Октябрь
Без предметов.
Ноябрь
С гимнастической палкой.
Декабрь
С гимнастической палкой, мячом.
Январь
С мячом, без предметов.
февраль
С обручем, без предметов
Март
Без предметов, с гимнастической палкой, с мячом.
Апрель
С обручем, без предметов, с гантелями.
Май
С мячом, без предметов
Список литературы
1. Варенник Е.Н. «физкультурно - оздоровительные занятия» -2009г.
2. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. « Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада». М.Н. Клюева
3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7лет). М., 2010
4. Епифанов В.А. «Лечебная физкультура», справочник
5. Стрельникова А.М. «Моя гимнастика» 2011г.
6. Шафранов А. «Лечебная физкультура» 2009г.
7. Подольская Е.И. « Комплексы лечебной гимнастики». 2008г.