Развитие учащихся средствами физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Ульяновская средняя школа»













Развитие учащихся средствами физической культуры





Артёмова И.Ф., учитель физической культуры









с. Ульяновское,

2015 г.

Введение

В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Развитие у учащихся умственной активности, вовлечение их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.

Процесс физического воспитания в опоре на активную работу мысли на занятиях способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.

Опираясь на умственную активность школьников на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях, я максимально использую средства физической культуры, как отличный инструмент для развития памяти, логического мышления, воображения, усвоения учащимися речевого материала, внимания.

Подготовка учащихся к самостоятельной жизни в социуме предполагает хорошее физическое развитие, знания и навыки по ведению здорового образа жизни, приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физической культуре.

Основа успешного решения этих задач - умственная активность учащихся в процессе физического воспитания.

Упражнения общеразвивающего характера, которые присутствуют в каждом уроке и оказывают комплексное воздействие на организм школьников, увеличивают активность сенсорных систем, совершенствуют вегетативную регуляцию ( нормализуют работу внутренних органов), повышают эмоциональный тонус организма.

Умственная деятельность в данных упражнениях активизируется за счёт осознания учащимися цели и задачи. Время, потраченное мною на создание мотивации, окупается активностью и старанием учащихся.

В данных упражнениях большие возможности для развития воображения, есть возможность обратиться к образам - растениям или животным. Важно также поддерживать бодрый и быстрый темп, исключая монотонность и однообразие.

Данные упражнения проводятся с помощью показа, это развивает произвольное внимание , а сравнение движений с образами активизирует мысль.

Изменяя темп и ритм в общеразвивающих упражнениях, я формирую у детей умение дифференцировать движения во времени ( быстро - медленно) и пространстве ( высоко-низко, справа-слева).

Общеразвивающие упражнения с предметами, различными по цвету, форме, размеру, фактуре развивают не только крупную и мелкую моторику, а также сенсорику , умение приспособиться к удержанию предмета в зависимости от его формы и размера.

Комплексы ОРУ, не только инструмент для общего физического развития учащихся 1-5, 5-9 классов, но и отличный материал для развития учебных компетенций учащихся - памяти, речи, внимания. Я применяю методы: поисковый, частично-поисковый, проблемный. Мыслительные операции - обобщение, сравнение, анализ, синтез во время выполнения ОРУ проходят в виде:

-анализа выполненного упражнения, либо комплекса, а также самоанализа

-выполнения по словесной инструкции, либо по наглядной опоре

-запоминания учащимися названий движений и исходных положений

-повторения новых слов и расширения понятий в области физической культуры и запоминание комплексов и отдельных упражнений.

Комплексы упражнений

-с мешочком с песком

-с короткой скакалкой

-с обручем

-с гимнастической палкой

-с флажками

(см . Приложение № 1-5)

Важно чтобы занятия по физической культуре сопровождали радостные эмоции. Они позволяют сделать движения более точными и правильными. Радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют требованиям растущего организма. Решать эти задачи мне помогает уличная разметка площадки для ходьбы, бега и прыжков размером 12х20 м. Уличная разметка, выполненная яркими красками, способствует развитию межпредметных связей, пространственно-временной дифференцировки и точности движений.





Развитие учащихся средствами физической культуры





Развитие учащихся средствами физической культуры

С самого начала учащимся необходимо запомнить порядок прохождения и способ выполнения упражнений, затем задача усложняется изменением условий - скорости или способа. « Затруднение функции это стимул к её повышению»- это высказывание педагога - новатора Выготского. Когда задача усложняется учащиеся легко справляются с усложнёнными вариантами на эмоциональном подъёме, который обеспечивает красочная уличная разметка линий и фигур для ходьбы, бега и прыжков. (см . Приложение №6)

Основная форма воздействия на двигательную сферу учащихся это урок физической культуры. Урок с развитием мыслительной деятельности и опорой на умственную деятельность, это мощная профилактика травматизма, воспитание самостоятельности и сознательности, подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Фактор будущей трудовой деятельности присутствует при формировании мотивации к урокам физической культуры в среднем и старшем звене.

Профессионально-прикладные физические упражнения и специально подобранные сюжетно-ролевые подвижные игры воспитывают инициативу, чувство коллективизма, выявляют организаторские способности школьников, а также улучшают их психо-физические качества, способствуют снятию тревожности, агрессивности.

Особое положительное воздействие для воспитания и формирования навыков коммуникативного поведения даёт использование пирамидковой гимнастики в парах, тройках, группах с другим количеством участников, часто со всем классом .

Работая с данным материалом, я отмечаю положительное воздействие пирамидковых упражнений для формирования детского коллектива, они хороши для сплочения, воспитания ответственности, дети не хотят подвести друг друга!

При добавлении музыки развивается также чувство музыкального ритма.

Учащиеся с интересом выполняют эти упражнения, а выступления с показом этих номеров является хорошим стимулом для тренировки гибкости, чувства равновесия, силы, координации движений.

Навыки взаимодействия, партнёрские отношения воспитываю в среде доброжелательности и успешности, которую я стараюсь создать на уроках.

Во взаимодействии учащихся друг с другом учу помогать слабому, учиться у сильного, уважать равного.

На фото представлены фрагменты уроков в 5-9 классах с использованием упражнений пирамидковой гимнастики.







Развитие учащихся средствами физической культуры



Фрагмент урока в 9 классе





















Развитие учащихся средствами физической культуры



Фрагмент урока в 5 классе























Развитие учащихся средствами физической культуры

Фрагмент урока в 6 классе





















Развитие учащихся средствами физической культуры



Фрагмент урока в 8 классе





















Развитие учащихся средствами физической культуры



Фрагмент урока в 7 классе











Заключение

Средства физической культуры, которые я использую в работе отвечают запросам современного общества- воспитание гармонически развитой личности.

Уроки физической культуры, спортивные мероприятия и физкультурные праздники отличная площадка для умственного развития, нравственного воспитания социально адаптированной здоровой и счастливой личности.







































способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.

Статья:

Цель: Использование современных методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности,способствующих дифференциации обучения,стимулированию самостоятельности и обеспечению осмысленных двигательных действий.

Задачи:

-укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;

-развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

-приобретение знаний в области гигиены,теоретических сведений по физкультуре;

-развитие памяти, логического мышления,воображения и усвоение учащимися речевого материала.

Моя работа направлена на реализацию:

1. принципа вариативности (планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально-климатическими условиями);

2. принципа мотивации к учению (формирование познавательной и предметной активности учащихся);

3. на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному» и « от известного к неизвестному» т.е. принцип динамичности восприятия;

4. принцип продуктивной обработки (самостоятельное принятие решений);

5. на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физкультуры;

6. на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса.

На уроке физкультуры множество возможностей для обучения детей двигательным навыкам. Это и легкая атлетика с ее эстафетами, бегом, прыжками в длину и высоту, метание мяча в цель и на дальность, гимнастика, баскетбол,волейбол, лыжная подготовка. Все эти виды я использую в своей работе и направлены они на активизацию умственной деятельности.

Умственное развитие детей наиболее эффективно происходит в условиях элементарно-поисковой и проблемной ситуации, упражнений в развитии мыслительных операций (обобщения,сравнения, анализа, синтеза). В процессе физического воспитания необходима активная работа мысли на занятиях по физической культуре и это способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.

На занятиях необходимо ориентироваться не на технику двигательных актов, а на произвольное управление движениями.При проведении уроков не всегда учитывается психические особенности детей, не обращается внимание на формирование мышечного чувства.Объяснение движений чаще всего исчерпывается перечнем элементов выполняемого упражнения, не раскрывается способ действия, а анализ сводится к общей оценки движений.

Для умственного развития детей на занятиях по физической культуре особенно важно сформировать устойчивый интерес к физическим упражнениям, вызвать чувство радостного ожидания, научить ребенка быть внимательным. При этом важен не развлекательный интерес,имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления.

Для формирования устойчивого интереса к занятиям по физической культуре я применяю комплекс различных стимулов:создаю привлекательные условия для занятий; использую игровые, соревновательные и занимательные приемы; пример товарищей;создаю преднамеренные педагогические ситуации; сознательное изучение двигательных действий; раскрываю значимость занятий.

Практическая значимость каждого изучаемого действия или развиваемого физического качества - это самое важное и именно с этого я начинаю работу. Ведь учащиеся должны не только знать изучаемое упражнение, но и быть уверенными в его важности. Для того, чтобы дети это знали я провожу беседы.

Решить вопросы развития самостоятельности учащихся, их активности не удается, если занятия недостаточно эмоциональны.Поэтому, при применении на уроках методов физического воспитания, предпочтение отдаю игровому и соревновательному методам. Игровой метод часто использую с сюжетной основой. Соревновательный метод применяю в сравнительно элементарных формах. При этом предметом соревнований могут быть любые физические упражнения.Использую традиционные для уроков физической культуры соревнования типа эстафет. Воспитанию произвольного внимания на занятиях по физической культуре отводится одно из основных мест. Активность детей проявляется,прежде всего, во внимании и интересе к произвольной деятельности. На каждом занятии необходима активная работа мысли, стремление уловить последовательность объяснения. Внимание в психологии определяется как психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на определенных предметах (объектах).Если внимание детей не направленно, то раздражения, поступающие в кору головного мозга (в процессе обучения), падают на заторможенные участки и не осознаются.Внимание умственно отсталого ребенка легко нарушается и долго не восстанавливается.Неустойчивость внимания объясняется особенностями высшей нервной деятельностью ребенка. Известно, что внимание бывает произвольным и непроизвольным. На занятиях по физической культуре важно формировать произвольное внимание,опираясь на непроизвольное.

Учитывая большую непроизвольность детского внимания, я создаю соответствующие условия (определяю наиболее рациональное место для построения детей, выбираю удобное место для показа упражнения).Например, если учитель выполняет физическое упражнение на фоне ярко освещенного окна, то его фигура будет бледна, не выразительна и не привлекает внимания детей. Основная направленность занятий - воспитание произвольного внимания, как специально организованного,направленного на избранное действие.Внимание детей на уроке я привлекаю показом движений, интересным содержанием занятий, четкостью проведения урока, а также использую игровые приемы. В ходе занятий важно направить внимание детей на характер заданий, настроить на их выполнение. Для активизации мышления и внимания детей уже в водной части можно создать некоторую элементарно-поисковую ситуацию. Например, дети стоят в колонне,впереди самый высокий ребенок. Предлагаю перестроиться так, чтобы впереди был самый низкий ребенок. Детям предлагаю подумать и дать 2-3 варианта ответов(повернуться всей колонной, построиться вновь и т.д.). Для поддержания интереса к занятиям применяю нестандартные задания (кто быстрее пробежит 10м; за сколько прыжков можно преодолеть волейбольную площадку; определить свою скорость пробегания отрезка). Развитие внимания и активизация их мышления в водной части урока способствует различные задания, игры: «Уголки», «Слушай-запоминай»;различные варианты перестроений и построений и т.д. В водной части урока также необходимо развивать у детей самостоятельность, например: я не показываю упражнение, а только называю его. Называю 1-2 учеников, которые показывают упражнения. Устойчивость внимания во многом зависит от характера ведения занятия: монотонность, однообразие расстраивают внимание; бодрый, быстрый темп и особенно включение элементов соревнования поддерживают устойчивость произвольного внимания.

Я считаю, что каждый ученик должен получить шанс для реализации своих способностей на уроке физкультуры. Не позволяют ростовые данные доминировать в баскетболе, ничего, есть гимнастика,лыжи и т.д. Весь класс обучается на уроке новому, повторяет ранее изученное.Изученное движение, элемент нужно попробовать применить в игре, соревновании сразу, на этом же уроке. Не менее важная задача на уроке - развитие физических качеств. Главным условием успешного проведения силовой подготовки будет систематичность, т.е. обязательное проведение на каждом уроке. Тем самым я практически показываю детям важность физической подготовки, постепенно увлекаю их ростом результатов. На уроках я использую межпредметную связь(математика, русский язык). Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок в виде фрагмента отдельного его этапа, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащимися решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.Для эстафет с использованием межпредметных связей характерна широкая постановка задач, куда входят и развитие интереса учащихся, и умственное развитие, и эстетическое воспитание.

При выполнении физических упражнений у детей возникают новые задачи, для решения которых требуется сенсомоторная и умственная активность. В процессе занятий по физической культуре необходимо активизировать умственную деятельность детей за счет осознания ими цели и задачи действия, обучения наблюдению, сравнению,анализу, оценке движений, умению планировать свою деятельность. На каждом уроке я даю возможность ученику приготовиться к выполняемому действию,увидеть снаряд (пособие), вспомнить порядок и особенности выполнения каждого элемента движения, - это вызывает в сознании детей представление образа движения, активизирует внимание и мысль.Получая задание, дети стремятся сразу же приступить к его выполнению, т.е. к действию путем проб и ошибок. Поэтому особенно важно, чтобы ученик, прежде чем выполнить движение, понял его специфику, ознакомился с методом выполнения, вычленил отдельные детали движения. Создавая у ребенка сложный двигательный навык, я использую подготовительные упражнения.

Сначала нужно развить те двигательные качества, которые необходимы для выполнения сложного двигательного действия. Применение этих упражнений строго индивидуализировано. Повышая в процессе физического воспитания уровень развития физических качеств у детей с помощью целенаправленных индивидуально-дозированных упражнений,я оказываю влияние на развитие их умственной работоспособности. Затем необходимо давать подготовительные упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений, которыми начинается и заканчивается сложное движение. Пример: при обучении опорному прыжку согнув ноги с поворотом на 90°,дети должны уметь принять положение перед разбегом. Потом отрабатывается постановка стоп на мостик (при наскоке)и рук на коня и группировка при переносе тела над снарядом. Трудным для ребят является завершающая фаза - устойчивое приземление с поворотом на 90°. И опять помогают подготовительные упражнения:прыжки в длину с места толчком ногами в обозначенную зону, прыжки в глубину с различным исходным положением, прыжки через гимнастическую скамейку. Так как опорный прыжок отличается сложностью своей структуры, он требует от умственно отсталого ученика не только хорошей координации, но и умения правильно осмыслить поставленную перед ним задачу,экономно выполнить упражнение в целом,вычленить основное двигательное звено(часть) в сложном упражнении, уметь в дальнейшем соединить простые движения в сложное. Наибольший эффект достигается в том случае, когда учитель сначала называет движение, а затем показывает и объясняет его, стараясь сделать объяснения образным. Однако следует помнить, что, применяя образное пояснение,нужно помнить и о дозировке, в противном случае можно перегрузить внимание детей. Основные исходные положения дети принимают по слову учителя. В этом случае только название двигательного действия уже вызывает ориентировочную реакцию,готовность к действию.

Выполняя какое-либо задание, дети должны осуществлять его осознанно, меньше используя показ (который носит характер подсказок), т.к. он вызывает механическое подражание, заглушающее активность и инициативу. Показ действий учителем,рассматривается как эталон, которому следует ребенок, с которым сопоставляет свои действия и движения товарищей. В объяснении я подчеркиваю не только что,но и как должен делать ребенок, т.е.способ действия. Роль показа - метод наглядного обучения, т.е. последовательность,расчлененный показ движений в различном темпе. Пример: ряд упражнений (прыжки,равновесие) лучше показать в боковой проекции, метания - в двух положениях,сбоку и прямо.

На занятиях по физкультуре важно обогащать внимание детей специальными знаниями по технике и способах выполнения действий: знать специальную терминологию,название частей тела, иметь представление о применении различных движений в жизни;знать название и назначение физкультурного инвентаря, правила ухода за ним, иметь знания о личной гигиене - эти знания позволяют детям более осознанно и самостоятельно заниматься физкультурой. Но эти знания у меня осуществляются на уроках от простых к более сложным, с учетом возрастных особенностей учащихся.Для закрепления этих знаний я провожу тестирования.

На физкультурных занятиях следует создавать условия, при которых дети могут мышечно ощутить движения. Для осознания мышечных ощущений прибегаю к образному объяснению: «носки ног оттяните, сделайте их острыми, как иголочки». Можно использовать прием практической помощи детям. Пример:легкое поглаживание по спине помогает ребенку принять правильное положение тела при подлезании (прогнуть спину).Использую методы, позволяющие ощутить правильное положение тела: удержание мешочка с песком на голове; упражнения у вертикальной стены. «Прочувствовать»движения можно путем повторения двигательных актов, точно соблюдая направление, быстроту, размах движения.Такие приемы способствуют развитию двигательных ощущений, помогают усвоить различия быстроты, направления, силы и амплитуды движения.

Для активизации умственной деятельности на занятиях по физкультуре особо важно создание ярких и точных представлений о движении. При этом важную роль играет опора на наглядность. Двигательные представления формируются через показ движения и объяснение, через оценку и самостоятельное воспроизведение движений. Также на занятиях важно, чтобы ребенок не просто копировал образец учителя, а выполнял движение сознательно,видел новые приемы, способ действия,стремился овладеть ими. Важнейшим средством реализации этого положения является слово. Слово учителя помогает в формировании представлений о движении,создании мыслительного образа. Слово всегда поддерживалось мимикой и жестикуляцией, без этого невозможно достичь внимания детей в полном объеме.

Большее развивающие значение имеет анализ и оценка детьми движений товарищей и самооценка. Оценка должна быть направлена на отдельное, определенное количество движений и иметь различные формы: сравнение движений двух детей(уметь найти общее и различие), определить лучшего в классе, найти, что было нового и красивого в движении. Необходимо направлять внимание детей на качество выполняемого действия, а не просто на процесс выполнения. Предлагаю детям вопросы, заставляющие их мыслить: «Как ты сумел правильно выполнить движение?»,«Почему упал?». Предлагаю задания типа:«В какой команде большинство детей правильно выполнили движение?». В начале ребенок овладевает умениями оценивать движения других детей, а затем появляется умение оценивать и свои собственные движения, находить и исправлять ошибки.Для формирования у школьников потребности в совершенствовании своего физического здоровья, повышения интереса к урокам я провожу диагностику, отслеживая ее в дневниках. Диагностика физической подготовленности проводится два раза в учебном году, что позволяет отслеживать состояние физического здоровья школьников, намечать программу его совершенствования. Результативность проявляется в повышении уровня физического здоровья во всех классах, а также появляется у детей целеустремленность,оптимизм, уверенность.

В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы,как анализ, синтез, обобщение и другие,которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Создание на уроках проблемной (поисковой) ситуации, развитие у учащихся умственной активности,потребности в решении возникшей проблемы,вовлечение их в самостоятельную,познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.













способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.

Статья:

Цель: Использование современных методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности,способствующих дифференциации обучения,стимулированию самостоятельности и обеспечению осмысленных двигательных действий.

Задачи:

-укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;

-развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

-приобретение знаний в области гигиены,теоретических сведений по физкультуре;

-развитие памяти, логического мышления,воображения и усвоение учащимися речевого материала.

Моя работа направлена на реализацию:

1. принципа вариативности (планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально-климатическими условиями);

2. принципа мотивации к учению (формирование познавательной и предметной активности учащихся);

3. на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному» и « от известного к неизвестному» т.е. принцип динамичности восприятия;

4. принцип продуктивной обработки (самостоятельное принятие решений);

5. на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физкультуры;

6. на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса.

На уроке физкультуры множество возможностей для обучения детей двигательным навыкам. Это и легкая атлетика с ее эстафетами, бегом, прыжками в длину и высоту, метание мяча в цель и на дальность, гимнастика, баскетбол,волейбол, лыжная подготовка. Все эти виды я использую в своей работе и направлены они на активизацию умственной деятельности.

Умственное развитие детей наиболее эффективно происходит в условиях элементарно-поисковой и проблемной ситуации, упражнений в развитии мыслительных операций (обобщения,сравнения, анализа, синтеза). В процессе физического воспитания необходима активная работа мысли на занятиях по физической культуре и это способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.

На занятиях необходимо ориентироваться не на технику двигательных актов, а на произвольное управление движениями.При проведении уроков не всегда учитывается психические особенности детей, не обращается внимание на формирование мышечного чувства.Объяснение движений чаще всего исчерпывается перечнем элементов выполняемого упражнения, не раскрывается способ действия, а анализ сводится к общей оценки движений.

Для умственного развития детей на занятиях по физической культуре особенно важно сформировать устойчивый интерес к физическим упражнениям, вызвать чувство радостного ожидания, научить ребенка быть внимательным. При этом важен не развлекательный интерес,имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления.

Для формирования устойчивого интереса к занятиям по физической культуре я применяю комплекс различных стимулов:создаю привлекательные условия для занятий; использую игровые, соревновательные и занимательные приемы; пример товарищей;создаю преднамеренные педагогические ситуации; сознательное изучение двигательных действий; раскрываю значимость занятий.

Практическая значимость каждого изучаемого действия или развиваемого физического качества - это самое важное и именно с этого я начинаю работу. Ведь учащиеся должны не только знать изучаемое упражнение, но и быть уверенными в его важности. Для того, чтобы дети это знали я провожу беседы.

Решить вопросы развития самостоятельности учащихся, их активности не удается, если занятия недостаточно эмоциональны.Поэтому, при применении на уроках методов физического воспитания, предпочтение отдаю игровому и соревновательному методам. Игровой метод часто использую с сюжетной основой. Соревновательный метод применяю в сравнительно элементарных формах. При этом предметом соревнований могут быть любые физические упражнения.Использую традиционные для уроков физической культуры соревнования типа эстафет. Воспитанию произвольного внимания на занятиях по физической культуре отводится одно из основных мест. Активность детей проявляется,прежде всего, во внимании и интересе к произвольной деятельности. На каждом занятии необходима активная работа мысли, стремление уловить последовательность объяснения. Внимание в психологии определяется как психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на определенных предметах (объектах).Если внимание детей не направленно, то раздражения, поступающие в кору головного мозга (в процессе обучения), падают на заторможенные участки и не осознаются.Внимание умственно отсталого ребенка легко нарушается и долго не восстанавливается.Неустойчивость внимания объясняется особенностями высшей нервной деятельностью ребенка. Известно, что внимание бывает произвольным и непроизвольным. На занятиях по физической культуре важно формировать произвольное внимание,опираясь на непроизвольное.

Учитывая большую непроизвольность детского внимания, я создаю соответствующие условия (определяю наиболее рациональное место для построения детей, выбираю удобное место для показа упражнения).Например, если учитель выполняет физическое упражнение на фоне ярко освещенного окна, то его фигура будет бледна, не выразительна и не привлекает внимания детей. Основная направленность занятий - воспитание произвольного внимания, как специально организованного,направленного на избранное действие.Внимание детей на уроке я привлекаю показом движений, интересным содержанием занятий, четкостью проведения урока, а также использую игровые приемы. В ходе занятий важно направить внимание детей на характер заданий, настроить на их выполнение. Для активизации мышления и внимания детей уже в водной части можно создать некоторую элементарно-поисковую ситуацию. Например, дети стоят в колонне,впереди самый высокий ребенок. Предлагаю перестроиться так, чтобы впереди был самый низкий ребенок. Детям предлагаю подумать и дать 2-3 варианта ответов(повернуться всей колонной, построиться вновь и т.д.). Для поддержания интереса к занятиям применяю нестандартные задания (кто быстрее пробежит 10м; за сколько прыжков можно преодолеть волейбольную площадку; определить свою скорость пробегания отрезка). Развитие внимания и активизация их мышления в водной части урока способствует различные задания, игры: «Уголки», «Слушай-запоминай»;различные варианты перестроений и построений и т.д. В водной части урока также необходимо развивать у детей самостоятельность, например: я не показываю упражнение, а только называю его. Называю 1-2 учеников, которые показывают упражнения. Устойчивость внимания во многом зависит от характера ведения занятия: монотонность, однообразие расстраивают внимание; бодрый, быстрый темп и особенно включение элементов соревнования поддерживают устойчивость произвольного внимания.

Я считаю, что каждый ученик должен получить шанс для реализации своих способностей на уроке физкультуры. Не позволяют ростовые данные доминировать в баскетболе, ничего, есть гимнастика,лыжи и т.д. Весь класс обучается на уроке новому, повторяет ранее изученное.Изученное движение, элемент нужно попробовать применить в игре, соревновании сразу, на этом же уроке. Не менее важная задача на уроке - развитие физических качеств. Главным условием успешного проведения силовой подготовки будет систематичность, т.е. обязательное проведение на каждом уроке. Тем самым я практически показываю детям важность физической подготовки, постепенно увлекаю их ростом результатов. На уроках я использую межпредметную связь(математика, русский язык). Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок в виде фрагмента отдельного его этапа, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащимися решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.Для эстафет с использованием межпредметных связей характерна широкая постановка задач, куда входят и развитие интереса учащихся, и умственное развитие, и эстетическое воспитание.

При выполнении физических упражнений у детей возникают новые задачи, для решения которых требуется сенсомоторная и умственная активность. В процессе занятий по физической культуре необходимо активизировать умственную деятельность детей за счет осознания ими цели и задачи действия, обучения наблюдению, сравнению,анализу, оценке движений, умению планировать свою деятельность. На каждом уроке я даю возможность ученику приготовиться к выполняемому действию,увидеть снаряд (пособие), вспомнить порядок и особенности выполнения каждого элемента движения, - это вызывает в сознании детей представление образа движения, активизирует внимание и мысль.Получая задание, дети стремятся сразу же приступить к его выполнению, т.е. к действию путем проб и ошибок. Поэтому особенно важно, чтобы ученик, прежде чем выполнить движение, понял его специфику, ознакомился с методом выполнения, вычленил отдельные детали движения. Создавая у ребенка сложный двигательный навык, я использую подготовительные упражнения.

Сначала нужно развить те двигательные качества, которые необходимы для выполнения сложного двигательного действия. Применение этих упражнений строго индивидуализировано. Повышая в процессе физического воспитания уровень развития физических качеств у детей с помощью целенаправленных индивидуально-дозированных упражнений,я оказываю влияние на развитие их умственной работоспособности. Затем необходимо давать подготовительные упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений, которыми начинается и заканчивается сложное движение. Пример: при обучении опорному прыжку согнув ноги с поворотом на 90°,дети должны уметь принять положение перед разбегом. Потом отрабатывается постановка стоп на мостик (при наскоке)и рук на коня и группировка при переносе тела над снарядом. Трудным для ребят является завершающая фаза - устойчивое приземление с поворотом на 90°. И опять помогают подготовительные упражнения:прыжки в длину с места толчком ногами в обозначенную зону, прыжки в глубину с различным исходным положением, прыжки через гимнастическую скамейку. Так как опорный прыжок отличается сложностью своей структуры, он требует от умственно отсталого ученика не только хорошей координации, но и умения правильно осмыслить поставленную перед ним задачу,экономно выполнить упражнение в целом,вычленить основное двигательное звено(часть) в сложном упражнении, уметь в дальнейшем соединить простые движения в сложное. Наибольший эффект достигается в том случае, когда учитель сначала называет движение, а затем показывает и объясняет его, стараясь сделать объяснения образным. Однако следует помнить, что, применяя образное пояснение,нужно помнить и о дозировке, в противном случае можно перегрузить внимание детей. Основные исходные положения дети принимают по слову учителя. В этом случае только название двигательного действия уже вызывает ориентировочную реакцию,готовность к действию.

Выполняя какое-либо задание, дети должны осуществлять его осознанно, меньше используя показ (который носит характер подсказок), т.к. он вызывает механическое подражание, заглушающее активность и инициативу. Показ действий учителем,рассматривается как эталон, которому следует ребенок, с которым сопоставляет свои действия и движения товарищей. В объяснении я подчеркиваю не только что,но и как должен делать ребенок, т.е.способ действия. Роль показа - метод наглядного обучения, т.е. последовательность,расчлененный показ движений в различном темпе. Пример: ряд упражнений (прыжки,равновесие) лучше показать в боковой проекции, метания - в двух положениях,сбоку и прямо.

На занятиях по физкультуре важно обогащать внимание детей специальными знаниями по технике и способах выполнения действий: знать специальную терминологию,название частей тела, иметь представление о применении различных движений в жизни;знать название и назначение физкультурного инвентаря, правила ухода за ним, иметь знания о личной гигиене - эти знания позволяют детям более осознанно и самостоятельно заниматься физкультурой. Но эти знания у меня осуществляются на уроках от простых к более сложным, с учетом возрастных особенностей учащихся.Для закрепления этих знаний я провожу тестирования.

На физкультурных занятиях следует создавать условия, при которых дети могут мышечно ощутить движения. Для осознания мышечных ощущений прибегаю к образному объяснению: «носки ног оттяните, сделайте их острыми, как иголочки». Можно использовать прием практической помощи детям. Пример:легкое поглаживание по спине помогает ребенку принять правильное положение тела при подлезании (прогнуть спину).Использую методы, позволяющие ощутить правильное положение тела: удержание мешочка с песком на голове; упражнения у вертикальной стены. «Прочувствовать»движения можно путем повторения двигательных актов, точно соблюдая направление, быстроту, размах движения.Такие приемы способствуют развитию двигательных ощущений, помогают усвоить различия быстроты, направления, силы и амплитуды движения.

Для активизации умственной деятельности на занятиях по физкультуре особо важно создание ярких и точных представлений о движении. При этом важную роль играет опора на наглядность. Двигательные представления формируются через показ движения и объяснение, через оценку и самостоятельное воспроизведение движений. Также на занятиях важно, чтобы ребенок не просто копировал образец учителя, а выполнял движение сознательно,видел новые приемы, способ действия,стремился овладеть ими. Важнейшим средством реализации этого положения является слово. Слово учителя помогает в формировании представлений о движении,создании мыслительного образа. Слово всегда поддерживалось мимикой и жестикуляцией, без этого невозможно достичь внимания детей в полном объеме.

Большее развивающие значение имеет анализ и оценка детьми движений товарищей и самооценка. Оценка должна быть направлена на отдельное, определенное количество движений и иметь различные формы: сравнение движений двух детей(уметь найти общее и различие), определить лучшего в классе, найти, что было нового и красивого в движении. Необходимо направлять внимание детей на качество выполняемого действия, а не просто на процесс выполнения. Предлагаю детям вопросы, заставляющие их мыслить: «Как ты сумел правильно выполнить движение?»,«Почему упал?». Предлагаю задания типа:«В какой команде большинство детей правильно выполнили движение?». В начале ребенок овладевает умениями оценивать движения других детей, а затем появляется умение оценивать и свои собственные движения, находить и исправлять ошибки.Для формирования у школьников потребности в совершенствовании своего физического здоровья, повышения интереса к урокам я провожу диагностику, отслеживая ее в дневниках. Диагностика физической подготовленности проводится два раза в учебном году, что позволяет отслеживать состояние физического здоровья школьников, намечать программу его совершенствования. Результативность проявляется в повышении уровня физического здоровья во всех классах, а также появляется у детей целеустремленность,оптимизм, уверенность.

В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы,как анализ, синтез, обобщение и другие,которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Создание на уроках проблемной (поисковой) ситуации, развитие у учащихся умственной активности,потребности в решении возникшей проблемы,вовлечение их в самостоятельную,познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.



© 2010-2022