Спортивно-образовательный проект «Юный легкоатлет»

Спортивно-образовательный проект «Юный легкоатлет» разработан для учащихся 5 классов, желающих заниматься лёгкой атлетикой в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС ООО. Проект предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа.
Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Спортивно-образовательный проект «Юный легкоатлет» для учащихся 5 классов







Разработан

учителем физической культуры

МБОУ СОШ № 17

Ефимовым А.В.

















Содержание

Содержание

Стр. 2

Пояснительная записка

Стр. 3

Цели программы

Стр. 4

Задачи

Стр. 4

Ожидаемые результаты

Стр. 4

Учебно-тематический план

Стр. 5

Содержание программы

Стр. 6

Контрольно-нормативные требования

Стр. 7

Материально-техническая база

Стр. 8

Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике

Стр. 8

Поурочное планирование

Стр. 11

Список использованной литературы

Стр. 16































Пояснительная записка.

Спортивно-образовательный проект «Юный легкоатлет» для учащихся 5 классов разработан на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Просвещение, 2012 год); методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011год); комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012), в соответствии с требованиями ФГОС ООО к спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности.

Проект предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа.

Проект ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.

Программа одного года обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.

Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетические многоборья - десятиборье, пятиборье и др. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.

Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное - желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее. Набор в группу детей более старшего возраста, учитывает увеличение физической нагрузки.

Цели программы:

- укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- получение знаний о легкой атлетике, ее истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- освоение и совершенствование техники легкоатлетических видов спорта.

Задачи:

- развитие основных физических качеств и способностей

- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;

-подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины;

-подготовка общественного актива организаторов спортивно-массовой работы по легкой атлетике для общеобразовательной школы.

Ожидаемые результаты:

-желание заниматься тем или иным видом легкой атлетики.

-стремление овладеть основами техники бега, прыжков

-расширение знаний по вопросам правил соревнований.

-повышение уровня разносторонней физической подготовленности.

-освоить технику бега на короткие и средние дистанции.

-иметь представление о технике бега на длинные дистанции.

-развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, самообладания.

-интерес родителей к занятиям ребенка в кружке.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ №

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

История развития легкоатлетического спорта.

1

1

-

3.

Гигиена спортсмена и закаливание.

5

5

-

4.

Места занятий, их оборудование и подготовка.

2

1

1

5.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.

1

1

-

6.

Ознакомление с правилами соревнований.

6

3

3

7.

Общая физическая и специальная подготовка.

80

-

80

8.

Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы.

108

-

108

Контрольные упражнения и спортивные соревнования.

Согласно плану спортивных мероприятий.

ИТОГО

204

12

192



Содержание программы.

Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.

История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение.

Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий

Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина - основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.

Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании меча, прыжках в высоту, длину.

Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия.

упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения;прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие;силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног; гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза;упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки; подвижные игры и эстафеты.

Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы. 1. Изучение техники спортивной ходьбы (ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног).

2. Изучение техники бега (ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног.Низкий старт, стартовый разбег).

3. Изучение техники бега на короткие дистанции (ознакомление с техникой, изучение техники бега по прямой, изучение техники высокого старта, выполнение стартовых положений, поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу, изучение техники низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок, выполнение стартовых команд).По дистанции (изучение техники бега по повороту, изучение техники низкого старта на повороте, изучение техники финиширования, совершенствование в технике бега, бег 60 м).

4. Обучение технике эстафетного бега (Встречная эстафета.Совершенствование техники эстафетного бега).

5. Кроссовая подготовка (Бег на средние дистанции 300-500 м.Бег на средние дистанции 400-500 м.Бег с ускорением.Бег в медленном темпе (2-2,5 мин).Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м.Повторный бег 2х60 м. Равномерный бег 1000-1200 м.Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м.Кроссовый бег 1000 м.Челночный бег 3х10 м.Ходьба и бег в течение 7-8 мин.Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).

Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий.

Контрольно-нормативные требования

Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки.

Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом - правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа предусматривает следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000 м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств.

Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.

Материально-техническая база.

Занятия, как правило, должны проводиться на свежем воздухе. Для этого в школе имеются спортивные площадки, яма для прыжков в длину с разбега, мячи для метания, гранаты, беговые дорожки, спортивный городок.Так же имеется методический материал с описанием основных легкоатлетических упражнений, наглядное пособие в виде картинок, журналов.

Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям легкой атлетикой допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

- травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;

- травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;

- выполнение упражнений без разминки.

1.4. При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который информирует об этом администрацию учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.8. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь - шипами вниз.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме - месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.

2.3. Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т. п.).

2.4. Провести разминку.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.

3.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

3.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

3.5. Не производить метания без разрешения учителя (преподавателя), не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

3.6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя (преподавателя).

3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.

3.8. Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

3.9. в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

3.10. запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.









Поурочное планирование

Лёгкая атлетика - 6 часов в неделю.

Содержание занятий

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения и ТБ в кружке. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.

2

2.

Лёгкоатлетическая разминка. ОРУ, Специальные беговые упражнения, ускорения.

2

3.

Разминка,ОРУ, СБУ.Высокий старт. Низкий старт. Бег с ускорениями. Техника эстафетного бега.

2

4.

Разминочный бег, ОРУ,СБУ. Переменный бег, ОФП-торс

2

5.

Разминка,ОРУ,СБУНизкий старт. Бег на короткие дистанции.

2

6.

Разминка,ОРУ,СБУ. Развитие гибкости, ОФП-торс

7.

Кросс, Ору, СБУ, бег на короткие дистанции, силовые упражнения на руки, ОФП-торс

2

8.

Кросс, ОРУ, СБУ,прыжки-с места, тройной, десятирной, через барьр.

2

9.

Кросс, ОРУ, СБУ, бег по отрезкам. Гигиена спортсмена и закаливание. Места занятий, их оборудование и подготовка.

2

10.

Кросс, ОРУ, СБУ, отработка низкого старта, упражнения на руки, ОФП- торс.

2

11.

Кросс, ОРУ, СБУ, силовые упражнения на ноги. Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой

2

12.

Кросс, ОРУ, СБУ, медленный бег по отрезкам с ускорениями.

2

13.

Кросс, ОРУ,СБУ, метание набивного мяча из различных положений,ОФП-торс.

2

14.

Кросс, ОРУ,СБУ, упражнения со штангой на ноги. Гигиена спртсмена и закаливание

2

15.

Кросс,ОРУ, СБУ, переменный бег, ОФП-пресс

2

16.

Кросс, ОРУ, СБУ, упражнения со штангой на руки, ОФП-торс. Техника метания мяча.

2

17.

Кросс, ОРУ,СБУ, разновидности прыжков. История развития

Легкоатлетического спорта

2

18.

Кросс, ОРУ,СБУ, бег на длинные отрезки 70-80 % силы

Правила соревнований по кроссу.

2

19.

Разминочны бег,ОРУ,СБУ, упражнения на руки- отжимания, подтягивание, ОФП-торс, низкий старт

2

20.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, силовые упражнения на ноги, ускорения.

2

21.

Разминочный бег, ОРУ. СБУ, повторый бег 85% силы

2

22.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, бег на короткие дистанции, ОФП-руки, торс

2

23.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, упражнения на тренажерах на ноги, ускорения.

2

24.

Разминка, ОРУ, СБУ, медленный бег по отрезкам с ускорениями.

2

25.

Разминка, подвижные игры, ОФП-торс. Судейство соревнований.

2

26.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, отработка низкого старта, упражнения на тренажерах на руки.

2

27.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, прыжки, ускорения. Гигиена спортсмена и закаливание

2

28.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, переменный бег, ОФП-торс.

2

29.

Разминка, подвижные игры, упражнения на координацию. Техника спортивной ходьбы.

2

30.

Разминочны бег, ОРУ, СБУ, бег с высокого старта. Метания набивного мяча из различных положений. ОФП-торс.

2

31.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, прыжки в высоту, в длину с разбега.

2

32.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, круговая тренировка.

2

33.

Разминка, подвижные игры, ОФП-торс

2

34.

Разминочный бег, обучения бега с низкого старта с легкоатлетических колодок. Упражнения на руки.

2

35.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, силовые упражнения на ноги.

2

36.

Разминочный бег, ОРУ,СБУ, бег по отрезкам на 80-85% силы

ОФП-торс

2

37.

Разминка, подвижные игры.

2

38.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, спринт, отжимания, подтягивания. ОФП-торс

2

39.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, упражнения со штангой на ноги.

2

40.

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, повторный бег 90% силы, ОФП-торс.

2

41.

Разминка, подвижные игры. Правила соревнования по прыжкам в высоту.

2

42.

Разминка, ОРУ, СБУ, разновидности метания, ОФП-торс

2

43.

Разминка, ОРУ, СБУ, упражнения на ноги на тренажерах, ускорения.

2

44.

Разминка, ОРУ, СБУ, бег на короткие дистанции через маленькую паузу отдыха.

2

45.

Разминка, ОРУ, СБУ, подвижные игры, ОФП-торс

2

46.

Разминка, ОРУ, СБУ, ускорения

2

47.

Разминка, ОРУ, СБУ, контрольные старты на короткие дистанции

2

48.

Разминка, ОРУ, СБУ, подвижные игры

2

49.

Разминка, ОРУ, СБУ, упражнения на руки с тренажерами.

ОФП-торс.

2

50.

Разминка, ОРУ, СБУ, разновидности прыжков, ускорения.

2

51.

Разминка, ОРУ, СБУ, ускорения.

2

52.

Разминка, ОРУ, СБУ, контрольные старты на длинные дистанции.

2

53.

Лёгкоатлетическая разминка. ОРУ, Специальные беговые упражнения, ускорения

2

54.

Разминка,ОРУ, СБУ.Высокий старт. Низкий старт. Бег с ускорениями.

2

55.

Разминочный бег, ОРУ,СБУ. Переменный бег, ОФП-торс

2

56.

Разминка,ОРУ,СБУ Низкий старт. Бег на короткие дистанции.

2

57.

Разминка,ОРУ,СБУ. Развитие гибкости, ОФП-торс

2

58.

Кросс, Ору, СБУ, бег на короткие дистанции, силовые упражнения на руки, ОФП-торс

2

59

Кросс, ОРУ, СБУ,прыжки-с места, тройной, десятирной, через барьр.

2

60

Кросс, ОРУ, СБУ, бег по отрезкам. Гигиена спортсмена и закаливание

2

61

Кросс, ОРУ, СБУ, отработка низкого старта, упражнения на руки, ОФП- торс.

2

62

Кросс, ОРУ, СБУ, силовые упражнения на ноги

2

63

Кросс, ОРУ, СБУ, медленный бег по отрезкам с ускорениями.

2

64

Кросс, ОРУ,СБУ, метание набивного мяча из различных положений,ОФП-торс.

2

65

Кросс, ОРУ,СБУ, упражнения со штангой на ноги. Правила соревнований по прыжкам в длину.

2

66

Кросс,ОРУ, СБУ, переменный бег, ОФП-пресс

2

67

Кросс, ОРУ, СБУ, упражнения со штангой на руки, ОФП-торс.

2

68

Кросс, ОРУ,СБУ, разновидности прыжков.

2

69

Кросс, ОРУ,СБУ, бег на длинные отрезки 70-80 % силы

2

70

Разминочны бег ,ОРУ,СБУ, упражнения на руки- отжимания, подтягивание, ОФП-торс, низкий старт

2

71

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, силовые упражнения на ноги, ускорения. Гигиена спртсмена и закаливание

2

72

Разминочный бег, ОРУ. СБУ, повторый бег 85% силы

Правила соревнований по эстафетному бегу.

2

73

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, бег на короткие дистанции, ОФП-руки, торс

2

74

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, упражнения на тренажерах на ноги, ускорения.

2

75

Разминка, ОРУ, СБУ, медленный бег по отрезкам с ускорениями.

2

76

Разминка, подвижные игры, ОФП-торс. Правила соревнований по метанию различных снарядов.

2

77

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, отработка низкого старта, упражнения на тренажерах на руки.

2

78

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, прыжки, ускорения.

2

79

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, переменный бег, ОФП-торс.

2

80

Разминка, подвижные игры, упражнения на координацию

2

81

Разминочны бег, ОРУ, СБУ, бег с высокого старта. Метания набивного мяча из различных положений. ОФП-торс.

2

82

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, прыжки в высоту, в длину с разбега. Подготовка места для прыжков в высоту.

2

83

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, круговая тренировка.

2

84

Разминка, подвижные игры, ОФП-торс

2

85

Разминочный бег, обучения бега с низкого старта с легкоатлетических колодок. Упражнения на руки.

2

86

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, силовые упражнения на ноги.

2

87

Разминочный бег, ОРУ,СБУ, бег по отрезкам на 80-85% силы

ОФП-торс

2

88

Разминка, подвижные игры

2

89

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, спринт, отжимания, подтягивания. ОФП-торс

2

90

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, упражнения со штангой на ноги.

2

91

Разминочный бег, ОРУ, СБУ, повторный бег 90% силы, ОФП-торс.

2

92

Разминка, подвижные игры.

2

93

Разминка, ОРУ, СБУ, разновидности метания, ОФП-торс

2

94

Разминка, ОРУ, СБУ, упражнения на ноги на тренажерах, ускорения.

2

95

Разминка, ОРУ, СБУ, бег на короткие дистанции через маленькую паузу отдыха.

2

96

Разминка, ОРУ, СБУ, подвижные игры, ОФП-торс

2

97

Разминка, ОРУ, СБУ, ускорения

2

98

Разминка, ОРУ, СБУ, контрольные старты на короткие дистанции

2

99

Разминка, ОРУ, СБУ, подвижные игры

2

100

Разминка, ОРУ, СБУ, упражнения на руки с тренажерами.

ОФП-торс.

2

101

Разминка, ОРУ, СБУ, разновидности прыжков, ускорения.

2

102

Разминка, ОРУ, СБУ, контрольные старты на длинные дистанции.

2

Список использованной литературы.

  1. «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011год

  2. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.

  3. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г.

  4. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 1984г.

  5. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.

  6. Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 1984г.

  7. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 1988г.

  8. Ломан В. «Бег. Прыжки. Метание». Пер. с немецкого. М. 1988г.

  9. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М. 1981г.

  10. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.

  11. Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.

  12. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г.

19


© 2010-2022