Рабочая программа по физкультуре 5-9 класс

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных организациях. Содержание учебника по физической культуре ориентировано на формирование личности готовой к активной творческой самореализации. Целевая установка сформулирована в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

Рабочая программа по «Физической культуре 5 - 9 классов» разработана, на основе:

  • ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказа Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974 N 167

«Об утверждении Инструкции о ведении школьной документации».

  • Примерной программы основного общего образования по физической культуре. Ляха В.И, Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» М.: Просвещение, 2011.

  • Приказа Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 23.05.2002 N 11/9/6/5 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации".

  • Письма Мин. Обр. и Науки РФ от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

  • Письма министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 года N МД-583/19 О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"

  • ФЗ от 04.12 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

  • Письма Министерства образования РФ «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке» от 03.10.2003 № 13-51-237/13.

С учетом требований сдачи тестовых упражнений по «Президентским спортивным играм», «Президентским спортивным состязаниям», сдачи норм «ГТО».

Уроки физкультуры - это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. Учебный предмет «Физическая культура» ведется как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год на каждый класс, или 3 часа в неделю.

Для прохождения программы по физической культуре в 5-9 классах предлагается использовать 2 части: базовую и вариативную часть программы. Предметом обучения физической культуре, в основной школе, является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, способствует развитию мышления, творчества и самостоятельности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи:

  • личностного, дифференцированного, системного, деятельного и средового подходов,

  • оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей:

Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. В вариативной части учитываются особенности образовательного учреждения, индивидуальные особенности учащихся и специфику занятий.

В 5-9 классах особое внимание уделяется освоению содержания физкультурного образования, с учетом учебно-спортивной базы, для расширения двигательного опыта, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни. Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей.

Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование разносторонне физически грамотной личности, способной активно использовать ценности физической культуры.

Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

  • укрепление здоровья, организация устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью;

  • развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

  • творческого использования средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на:

реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;

реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала, в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Общая характеристика учебного курса

В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности предмет включает в себя раздел:

«Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности). Данный раздел способствует развитию познавательной активности школьника, и включает в себя, такие учебные сведения, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.

Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.

Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

Формы организации учебного процесса по курсу «Физическая культура»

Основные формы организации образовательного процесса по предмету - уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

Уроки физической культуры - это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры условно можно подразделить на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по типу и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы, видео-уроки, теоретические тесты и методические разработки учителя. Так же планируются разученные ранее тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в на уроке может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

В основной части урока могут быть учтены образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части на уроке, зависит от времени, требующегося на решение соответствующих задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами урока рекомендуется включать разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

  • планирование задач обучения осуществляется в логике создания на уроке необходимой среды, способствующей формированию или развитию способностей учащихся;

  • планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами образования, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;

  • планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Отличительные особенности целевых уроков:

  • обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

  • планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7-9 мин);

  • использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;

  • обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

Каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.

В соответствии с ФГОС Предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура» должны отражать:

Физическая культура:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Здесь представлены те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в средней школе.

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • иметь знания об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

  • иметь знания об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

  • иметь знания по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • уметь управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

  • уметь активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

  • уметь предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • уметь планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

  • уметь проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

  • уметь содержать в порядке спортивный инвентарь "й оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • уметь длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;

  • иметь хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

  • уметь передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • уметь осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

  • уметь достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

    • уметь оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • уметь выполнять жизненно важные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

  • уметь выполнять разнообразные физические упражнения различной функциональной направленности, технические действий базовых видов спорта, а также применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • уметь максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • иметь понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

  • иметь понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

  • иметь понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

  • иметь бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

  • иметь уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

  • иметь ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

  • иметь осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

  • уметь рационально планировать учебную деятельность, уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

  • уметь поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, активно использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • уметь воспринимать красоту телосложения и осанку человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формировать физическую красоту с позиций укрепления и сохранения здоровья;

  • уметь понимать культуру движений человека, постигать жизненно важные двигательные умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

  • уметь воспринимать спортивные соревнования как культурно- массовое зрелищное мероприятие, проявлять адекватные нормы поведения.

  • В области коммуникативной культуры:

  • иметь культуру речи, уметь вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение;

  • уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

  • уметь логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

  • иметь способы организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планировать и содержательно наполнять;

  • иметь широкий арсенал двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно- оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • иметь способы наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, уметь использовать эти показатели в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же, как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • иметь знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

  • иметь знания об основных направлениях развития физической культуры в обществе, их целях, задачах и формах организации;

  • иметь знания о здоровом образе жизни, его связи с профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • уметь проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, иметь доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

  • уметь оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

  • уметь проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • уметь преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

  • усметь организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

  • уметь самостоятельно организовывать и проводить занятия по профессионально-прикладной физической подготовке, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • уметь организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

  • уметь организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

  • уметь вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

  • уметь интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

  • уметь формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;

  • уметь осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

  • уметь отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

  • уметь составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

  • уметь проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Теоретические вопросы по физической культуре, для оценки знаний учащихся


  • История физической культуры. Олимпийские игры древности.

  • Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

  • История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Известные спортсмены Нижегородской области.

  • Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Виды спорта, развиваемые в нашей области.

  • Физическая культура в современном обществе.

  • Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).

  • Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

  • Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

  • Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

  • Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

  • Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

  • Адаптивная физическая культура.

  • Спортивная подготовка.

  • Здоровье и здоровый образ жизни.

  • Профессионально-прикладная физическая подготовка.

  • Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

  • Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

  • Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

  • Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж. Проведение банных процедур.

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт пауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической культурой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика (девочки).

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).

Легкая атлетика. Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.

Подъемы, спуски, повороты, торможения.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

  • Основы истории развития физической культуры в России;

  • Особенности развития избранного вида спорта;

  • Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

  • Биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их пользования в решении физического развития и укрепления здоровья;

  • Физиологические основы в деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

  • Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

  • Психофункциональные особенности собственного организма;

  • Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

  • Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

  • Правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  • Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

  • Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

  • Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • Пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях:

  • С максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта;

  • В равномерном темпе бегать до 20 мин. (мальчики) и до 15 мин. (девочки);

  • После быстрого разбега с 9 -13 шагов совершать прыжок в длину;

  • Выполнять с 9 -13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;

В метаниях на дальность и на меткость:

  • Метать малый мяч и мяч 150 г с места и разбега (10 -12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма;

  • Метать малый мяч и мяч 150 г с места и трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10 - 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10 - 12 м;

В гимнастических и акробатических упражнениях:

  • Выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки);

  • Опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки);

  • Комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов;

  • Выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок в перёд и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);

  • выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся, прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её в перёд и назад;

В спортивных играх:

  • Играть в одну из спортивных игр.

Физическая подготовленность:

  • Должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей (табл. 1), с учётом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.


Особенности программы образовательной области

«физическая культура»

в МАОУ СШ № 2


1. В соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, определяющим образовательную область, «Физическая культура» является обязательной составляющей основного образования. Программа делится на две части базовую и вариативную. Базовая часть - выполняет обязательный минимум по предмету. Вариативная часть - включает в себя программный материал по разделам: лыжная подготовка; спортивные игры - баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол; гимнастика. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденного. Для прохождения теоретического материала отводится время в процессе уроков.

2. Используется принцип вариативности, дающий возможности подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастными и половыми особенностями учащихся, материально-технического оснащения учебного процесса.

3. Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончанию основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, соответствующих обязательному минимуму содержания образования. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке» от 03.10.2003 № 13-51-237/13, учитывая специфику предмета, для оценивания физической подготовленности учащихся определены следующие показатели: «5» - «отлично» - соответствует выполненной требуемой норме, в случае невозможности выполнить предъявленный норматив учащимся, выставляется оценка «4» - «хорошо».

4. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного Образовательного Стандарта.

5. Для учащихся, не имеющих возможность посещать уроки по различным причинам, задаются теоретические задания и оцениваются в соответствии с требованиями Письма Мин. Обр. и Науки РФ от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

6. Результаты контрольных упражнений по программе «Президентские игры» и «Президентские состязания» заносятся в соответствующий протокол.

Протокол №

От ___________________________МАОУ СШ № 2. г. Бор

Школьного этапа соревнований «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания»

Фамилия Имя

Класс

«Президентские спортивные игры»

«Президентские состязания»

Сумма очков

Мальчики /Девочки

Мальчики/Девочки

Бег 60 м.

Бег 600 / 800 м.

Прыжок с

разбега

Метание

Сумма очков

1000м

3*10

30м.60м

100м

Сгибание рук в упоре

Прыжок в длину

Подъем туловища 30 сек.

Наклон вперед

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки









РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Виды программного материала

Количество часов (уроков)

Классы

5

6

7

8

9

1.

Базовая часть

75

75

81

84

84

1.1

Основы знаний о физической культуре

В течение учебного года

1.2.

Гимнастика с элементами акробатики

15

15

12

12

12

1.3.

Спортивные игры

18

18

18

18

18

1.4.

Легкая атлетика

21

21

21

21

21

1.5.

Лыжная подготовка

18

18

18

18

18

1.6.

Элементы единоборств

6

9

9

2.

Вариативная часть

27

27

21

18

18

2.1.

Связанный с региональными и национальными особенностями

15

15

12

9

9

3.

Итого:

102

102

102

102

102



Содержание тем учебного курса

5 класс

Знания о физической культуре

История Олимпийских игр. Укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности средствами физической культуры; Знание закаливания, природные факторы закаливания (воздух, вода и солнце). Основные виды закаливания; Режим дня и его значение. Значение утренней гимнастики. Занятие физическими упражнениями на свежем воздухе. Коррекционная гимнастика, направленная на укрепление здоровья (осанки, плоскостопия)

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Строевые упражнения: Команды: «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!»; Рапорт учителю; Повороты на месте, Расчет по порядку, Расчет по 2 и

по 3; Перестроение из одной шеренги в две и три (на каждом уроке)

Комплекс ОРУ: без предметов и с предметами ходьба, бег

(на каждом уроке)

Прыжки: с гимнастической скамейки

, спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку, преодоление прыжком боком небольшого препятствия с опорой на одну руку, прыжки через скакалку, опорный прыжок через гимнастического «Козла» (вскок в упор присев и соскок со взмахом рук)

Упражнения в равновесии- ходьба по скамейки выпадами, назад на носках, опустившись в упор стоя на коленях повороты на гимнастической скамейке

Акробатические упражнения- кувырок назад, кувырок вперед, сочетание двух кувырков вперед, мост с положения стоя с помощью или у стены, наклон из положения стоя.

Висы- Вис на согнутых руках, подтягивание

Легкая атлетика

Бег 15м., 30м., 60м., Челночный бег 3\10, Прыжки в высоту с прямого, и бокового разбега, и с места, Метание набивного мяча без отрыва от пола на дальность, Метание в вертикальную и горизонтальную цель. Сгибания рук в упоре лежа, Поднимание туловища с положения лежа за 30 сек., 1 мин., Бег 1000 метров.

Длительный бег от 5 до 12 мин, Распределение дыхания на дистанции, техника дыхания на дистанции, кросс1500 м. - девочки, 2000 м- мальчики.

2. Техника -тактическая подготовка в избранном виде спорта

Баскетбол

Стойка игрока; перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.

Волейбол

Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой; Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара); Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках. Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры. Подводящая игра «Пионербол»

Лыжная подготовка

Правила техники безопасности История лыжного спорта. Одежда, обувь и лыжный инвентарь. Попеременный двушажный и одновременный бесшажный ходы. Подъём «полуёлочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 3 км. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

Требования к учащимся

Уметь использовать на занятиях по физической культуре знания и навыки, приобретенные на уроке. Выполнять учебные нормативы.


УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

5 класс.

Контрольные упражнения

мальчики

девочки

«5»

«5»

1

Бег 30м.(сек)

5,0

5,2

2

Бег 60м.(сек)

10,0

10,3

3

Бег 500м (мин. Сек.)

2,10

2,30

4

Бег 800/600м. (мин. Сек.)

3,20

2,50

5

Бег 1 км (мин. Сек.)

4,20

5,10

6

Бег до 6 минут

1250

1100

7

Метание мяча 150 гр. на дальность (м.)

22

13

8

Прыжок в длину с места (см)

190

180

9

Наклон вперед из положения сидя (гибкость см.)

7

11

10

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

10

7

11

Бег на лыжах 300 м (мин. Сек.)

2,05

2,10

12

Бег на лыжах 1 км (мин.)

7,00

7,30

13

Поднятие туловища из положения лежа (раз) за 1 минуту

30

30

14

Подтягивание (раз) (м.-высокая перекладина; д.-низкая перекладина)

5

12

15

Челночный бег 3*10 (сек)

8,5

8,9

16

Прыжок через скакалку (1 мин. раз)

30

60

17

Прыжок в высоту (см)

95

85

18

Прыжок в длину с разбега (см)

330

300

19

Метание т. мяча в цель 1м*1м с 6м (раз)

4

4

20

Метание на дальность мяча 150 гр. (м)

22

13

21

Попадание т. мячом в цель 1м*1м с расстояния (м)

8

8

22

Лазанье по канату (м. сек.)

23

Попадания в баскетбольное кольцо (под углом 45 %) из 10 раз

2

2

24

Удержание отскока в/б мяча от стены (не менее раз)

2

2

25

Метание набивного мяча из-за головы (1-9-2 кг. 10-11-3 кг)

250

220

Содержание тем учебного курса

6 класс

Знания о физической культуре

Физическое качество быстрота, выносливость, сила. Понятие нагрузки и отдыха. Массаж и самомассаж (цели, задачи, формы организации, основные способы и приемы массажа.) профилактика травматизма на занятиях физической культуры и спортом. Организация до врачебной помощи при ушибах. Реакция организма на различные физические нагрузки. Основные приемы самоконтроля. самостраховки при выполнении упражнений. Оказание первой помощи при травмах.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатика

Комплекс упражнений коррекционной гимнастики. Акробатическая комбинация (серия кувырков вперед и назад в группировки); стойка на лопатках; переворот боком; стойка на голове; стойка на руках у стены, кувырок назад в полушпагат; Наклон вперед из положения сидя длинный кувырок с разбега выполнение слитно 2-3 кувырка, мост

Строевые упражнения:

перестроение из колонны по одному в колонну по два дроблением и сведением. Пол-оборота направо. И налево. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. (на каждом уроке)

Комплекс УГГ: с предметами и без предметов (на каждом уроке)

Висы (3 часа): Вис на согнутых руках, подтягивание. Подъем переворотом, передвижение в висе на руках.

Упражнение в равновесии: ходьба приставными шагами на скамейке; приседание; соскоки прогнувшись. Пробежка по бревну, прыжки на одной ноге, расхождение при встрече, повороты на носках в полу приседе, полу шпагат, соскок прогнувшись, ласточка.

Опорный прыжки: вскок в упор присев соскок прогнувшись козел в ширину h100-110см.

Легкая атлетика

Старт с опорой на одну руку, бег 30м, 60м,100м, челночный бег 4\15м, прыжок в длину с разбега и с места, метание малого мяча на дальность. метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель с 8 метров 5 попыток, сгибание рук в упоре лежа за 30 сек и 1 мин, бег 1000м.преодоление препятствий с опорой на одну руку

Длительный бег от 5 до 20 мин. распределения дыхания на дистанции, техника дыхания на дистанции, кросс2500 м. - девочки, 3000 м- мальчики.

2. Техника -тактическая подготовка в избранном виде спорта.

Баскетбол

Стойка игрока; перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.

Волейбол

Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой; Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед; Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара); Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках. Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры, Подводящая игра «Пионербол»

Настольный теннис

Стойка, перемещения в стойках. Подачи, приемы. Правила игры. Техника атакующих ударов, одиночная и парная игра. Игра по упрощенным правилам.

Лыжная подготовка

История лыжного спорта. Основные правила соревнований. Одежда, обувь и лыжный инвентарь. Правила техники безопасности Одновременный двушажный и бесшажный ходы. Подъём «ёлочкой» Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3,5 км. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку» и др.

Требования к учащимся

Уметь использовать на занятиях по физические культуры знания и навыки, приобретенные на уроке. Выполнять учебные нормативы.

УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

6 класс.

Контрольные упражнения

мальчики

девочки

«5»

«5»

1

Бег 30м.(сек)

5,1

5,1

2

Бег 60м.(сек)

9,9

10,3

3

Бег 500м (мин. Сек.)

2,00

2,20

4

Бег 800/600м. (мин. Сек.)

3,15

2,45

5

Бег 1 км (мин. Сек.)

4,10

5,00

6

Бег до 6 минут

1300

1150

7

Метание на дальность мяча 150 гр.(м.)

25

15

8

Прыжок в длину с места (см)

195

185

9

Наклон вперед из положения сидя (гибкость см.)

7

12

10

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

12

10

11

Бег на лыжах 300 м (мин. Сек.)

2,00

2,05

12

Бег на лыжах 1 км (мин.)

6,30

7,00

13

Поднятие туловища из положения лежа (раз) за 1 минуту

32

32

14

Подтягивание (раз) (м.-высокая перекладина; д.-низкая перекладина)

6

14

15

Челночный бег 3*10 (сек)

8,4

8,8

16

Прыжок через скакалку (1 мин. раз)

70

90

17

Прыжок в высоту (см)

110

105

18

Прыжок в длину с разбега (см)

350

320

19

Метание т. мяча в цель 1м*1м с 6м (раз)

-

-

20

Метание на дальность мяча 150 гр. (м)

25

15

21

Попадание т. мячом в цель 1м*1м с расстояния (м)

10

8

22

Лазанье по канату (м. сек.)

6/12

4/

23

Попадания в баскетбольное кольцо (под углом 45 %) из 10 раз

4

4

24

Удержание отскока в/б мяча от стены (не менее раз)

5

3

25

Метание набивного мяча из-за головы (1-9-2 кг. 10-11-3 кг)

300

290

26

Бег 1500 м(мин.)

7,30

8,00

27

Метание т. мяча в цель 1м*1м с 10 м (попадание раз из 5)

3

3

28

Выполнение кувырков подряд (сек)

10

14

29

Прыжок через козла(см)

100

100

30

Приседания на одной ноге с опорой

3

3

31

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (раз) 9 д.- прыжки в упор на перекладину брусьев раз)

4

12

Содержание тем учебного курса

7 класс

Знания о физической культуре

История развития современных Олимпийских игр. Характеристика подросткового возраста и его проблемы. Нужды организма для правильного функционирования. Питание и его значение для роста и развития. Оздоровительные системы. Составление комплексов упражнений корригирующей гимнастики.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатика

Комплекс упражнений коррекционной гимнастики. Акробатическая комбинация (серия кувырков вперед и назад в группировки); стойка на лопатках; переворот боком; стойка на голове; стойка на руках у стены, кувырок назад в полушпагат; Наклон вперед из положения сидя длинный кувырок с разбега выполнение слитно 2-3 кувырка, мост

Строевые упражнения - на каждом уроке:

перестроение из колонны по одному в колонну по два дроблением и сведением. Пол-оборота направо. И налево. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

Комплекс УГГ - на каждом уроке: с предметами и без предметов.

Висы -: Вис на согнутых руках, подтягивание. Подъем переворотом, передвижение в висе на руках.

Упражнение в равновесии -Ходьба приставными шагами на скамейке; приседание; соскоки прогнувшись. Пробежка по бревну, прыжки на одной ноге, расхождение при встрече, повороты на носках в полу приседе, полу шпагат, соскок прогнувшись, ласточка.

Опорный прыжки - вскок в упор присев соскок прогнувшись козел в ширину h100-110см.

Легкая атлетика

Старт с опорой на одну руку, бег 30м, 60м,100м, челночный бег 3\10м, прыжок в длину с разбега и с места, метание малого мяча на дальность. метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель с 8 метров 5 попыток, сгибание рук в упоре лежа за 30 сек и 1 мин, бег 1000м.преодоление препятствий с опорой на одну руку

Длительный бег от 5 до 20 мин. распределения дыхания на дистанции, техника дыхания на дистанции, кросс2500 м. - девочки, 3000 м- мальчики.

2. Техника -тактическая подготовка в избранном виде спорта.

Баскетбол

Стойка игрока; перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.

Волейбол

Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой; Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед; Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара); Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках. Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры, Подводящая игра Пионербол»

Лыжная подготовка

История лыжного спорта. Основные правила соревнований. Одежда, обувь и лыжный инвентарь.

Правила техники безопасности Одновременный одношажный ход. Подъём в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции 4 км. Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыванием», «Карельская гонка» и др.

Настольный теннис

Стойка, перемещения в стойках. Подачи, приемы. Правила игры. Техника атакующих ударов, одиночная и парная игра. Игра по упрощенным правилам. Тактика игры.

Требования к учащимся

Уметь использовать на занятиях по физические культуры знания и навыки, приобретенные на уроке. Выполнять учебные нормативы.

УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

7 класс.

Контрольные упражнения

мальчики

девочки

«5»

«5»

1

Бег 30м.(сек)

4,9

5,0

2

Бег 60м.(сек)

9,4

9,9

3

Бег 500м (мин. Сек.)

1,50

2,15

4

Бег 800/600м. (мин. Сек.)

3,10

2,40

5

Бег 1 км (мин. Сек.)

4,00

4,55

6

Бег до 6 минут

1300

1200

7

Метание на дальность мяча 150 гр.(м.)

28

17

8

Прыжок в длину с места (см)

200

195

9

Наклон вперед из положения сидя (гибкость см.)

7

12

10

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

14

12

11

Бег на лыжах 300 м (мин. Сек.)

1,55

2,00

12

Бег на лыжах 1 км (мин.)

6,15

6,45

13

Поднятие туловища из положения лежа (раз) за 1 минуту

35

35

14

Подтягивание (раз) (м.-высокая перекладина; д.-низкая перекладина)

7

19

15

Челночный бег 3*10 (сек)

8,0

8,7

16

Прыжок через скакалку (1 мин. раз)

90

110

17

Прыжок в высоту (см)

115

110

18

Прыжок в длину с разбега (см)

380

330

19

Метание т. мяча в цель 1м*1м с 6м (раз)

3

3

20

Метание на дальность мяча 150 гр. (м)

28

17

21

Попадание т. мячом в цель 1м*1м с расстояния (м)

12

11

22

Лазанье по канату (м. сек.)

6/12

4/

23

Попадания в баскетбольное кольцо (под углом 45 %) из 10 раз

4

4

24

Удержание отскока в/б мяча от стены (не менее раз)

6

4

25

Метание набивного мяча из-за головы (1-9-2 кг. 10-11-3 кг)

320

300

26

Бег 1500 м(мин.)

7,00

7,30

27

Метание т. мяча в цель 1м*1м с 10 м (попадание раз из 5)

3

3

28

Выполнение кувырков подряд (сек)

10

14

29

Прыжок через козла(см)

110

110

30

Приседания на одной ноге с опорой

3

3

31

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (раз) 9 д.- прыжки в упор на перекладину брусьев раз)

5

15

Содержание тем учебного курса

8 класс

Знания о физической культуре

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляция систем дыхания и кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Анализ техники физического упражнения, и освоение и выполнение по объяснению. Ведения дневника самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроль за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека. Водные процедуры (обтирание душ), купание в открытых водоемах.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатика

Комплекс упражнений коррекционной гимнастики. Акробатическая комбинация из изученных элементов. М.- Кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойка на голове. Д.-Мост и поворот в упор стоя на одном колене.

Строевые упражнения - на каждом уроке:

Команда «Прямо», повороты в движении направо и налево

Комплекс УГГ - на каждом уроке: с предметами и без предметов

Висы -Вис на согнутых руках, подтягивание. Подъем переворотом, подъем силой.

Упражнение в равновесии -Ходьба приставными шагами на скамейке; приседание; соскоки прогнувшись. Пробежка по бревну, прыжки на одной ноге, расхождение при встречах, повороты на носках в полу приседе, полу шпагат, соскок прогнувшись, ласточка.

Опорный прыжки -вскок в упор присев соскок прогнувшись козел в ширину h100-110см.

Легкая атлетика

Старт с опорой на одну руку, бег 30м, 60м,100м, челночный бег 3\10м, прыжок в длину с разбега и с места, метание малого мяча на дальность, метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель с 8 метров 5 попыток, сгибание рук в упоре лежа за 30 сек и 1 мин, бег 1000м.преодоление препятствий с опорой на одну руку. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «Перешагиванием»

Длительный бег от 5 до 20 мин. распределения дыхания на дистанции, техника дыхания на дистанции, кросс2500 м. - девочки, 3000 м- мальчики.

2. Техника -тактическая подготовка в избранном виде спорта.

Баскетбол

Стойка игрока; перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.

Волейбол

Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой; Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед; Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара); Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках. Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры.

Настольный теннис

Стойка, перемещения в стойках. Подачи, приемы. Правила игры. Техника атакующих ударов, одиночная и парная игра. Игра по упрощенным правилам. Тактические приемы. Верхняя и нижняя подрезка. Накат.

Лыжная подготовка

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4,5 км. Игры «Гонки с выбыванием», «Как по часам», «Биатлон». Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 км. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др.

Требования к учащимся

Уметь использовать на занятиях по физические культуры знания и навыки, приобретенные на уроке. Выполнять учебные нормативы.

УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

8 класс.

Контрольные упражнения

мальчики

девочки

«5»

«5»

1

Бег 30м.(сек)

4,8

4,9

2

Бег 60м.(сек)

8,8

9,7

3

Бег 500м (мин. Сек.)

1,40

2,00

4

Бег 800/600м. (мин. Сек.)

3,00

2,35

5

Бег 1 км (мин. Сек.)

3,50

4,50

6

Бег до 6 минут

1400

1250

7

Метание на дальность мяча 150 гр.(м.)

35

25

8

Прыжок в длину с места (см)

205

195

9

Наклон вперед из положения сидя (гибкость см.)

8

13

10

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

16

15

11

Бег на лыжах 300 м (мин. Сек.)

1,50

1,55

12

Бег на лыжах 1 км (мин.)

6,00

6,15

13

Поднятие туловища из положения лежа (раз) за 1 минуту

40

40

14

Подтягивание (раз) (м.-высокая перекладина; д.-низкая перекладина)

8

19

15

Челночный бег 3*10 (сек)

8,0

8,6

16

Прыжок через скакалку (1 мин. раз)

100

115

17

Прыжок в высоту (см)

120

110

18

Прыжок в длину с разбега (см)

410

350

19

Метание т. мяча в цель 1м*1м с 6м (раз)

-

-

20

Метание на дальность мяча 150 гр. (м)

35

25

21

Попадание т. мячом в цель 1м*1м с расстояния (м)

13

12

22

Лазанье по канату (м. сек.)

6/12

4/

23

Попадания в баскетбольное кольцо (под углом 45 %) из 10 раз

4

4

24

Удержание отскока в/б мяча от стены (не менее раз)

8

6

25

Метание набивного мяча из-за головы (1-9-2 кг. 10-11-3 кг)

350

320

26

Бег 2000 м(мин.)

10,00

11,00

27

Метание т. мяча в цель 1м*1м с 10 м (попадание раз из 5)

3

3

28

Выполнение кувырков подряд (сек)

10

14

29

Прыжок через козла(см)

115

110

30

Приседания на одной ноге с опорой

4

4

31

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (раз) 9 д.- прыжки в упор на перекладину брусьев раз)

6

15

Содержание тем учебного курса

9 класс

Знания о физической культуре

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляция систем дыхания и кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Анализ техники физического упражнения, и освоение и выполнение по объяснению. Ведения дневника самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроль за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека. Водные процедуры (обтирание душ), купание в открытых водоемах.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатика

Комплекс упражнений коррекционной гимнастики. Акробатическая комбинация из изученных элементов. М.- Кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойка на голове. Д.-Мост и поворот в упор стоя на одном колене.

Строевые упражнения - на каждом уроке:

Команда «Прямо», повороты в движении направо и налево

Комплекс УГГ - на каждом уроке: с предметами и без предметов

Висы: Вис на согнутых руках, подтягивание. Подъем переворотом, подъем силой.

Упражнение в равновесии - Ходьба приставными шагами на скамейке приседание; соскоки прогнувшись. Пробежка по бревну, прыжки на одной ноге, расхождение при встрече повороты на носках в полу приседе, полу шпагат, соскок прогнувшись, ласточка.

Опорный прыжки - 3 часа: вскок в упор присев соскок прогнувшись козел в ширину h100-110см.

Легкая атлетика

Старт с опорой на одну руку, бег 30м, 60м,100м, челночный бег 3\10м, прыжок в длину с разбега и с места, метание малого мяча на дальность, метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель с 8 метров 5 попыток, сгибание рук в упоре лежа за 30 сек и 1 мин, бег 1000м.преодоление препятствий с опорой на одну руку. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «Перешагиванием»

Длительный бег от 5 до 20 мин. распределения дыхания на дистанции, техника дыхания на дистанции, кросс 2500 м. - девочки, 3000 м- мальчики.

2. Техника -тактическая подготовка в избранном виде спорта.

Баскетбол

Стойка игрока; перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.

Волейбол

Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой; Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара); Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках. Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры

Лыжная подготовка

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4,5 км. Игры «Гонки с выбыванием», «Как по часам», «Биатлон». Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона.

Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

Требования к учащимся

Уметь использовать на занятиях по физические культуры знания и навыки, приобретенные на уроке. Выполнять учебные нормативы.

УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

9 класс.

Контрольные упражнения

мальчики

девочки

«5»

«5»

1

Бег 30м.(сек)

4,7

4,9

2

Бег 60м.(сек)

8,5

9,6

3

Бег 500м (мин. Сек.)

1,40

2,00

4

Бег 800/600м. (мин. Сек.)

2,55

2,30

5

Бег 1 км (мин. Сек.)

3,40

4,40

6

Бег до 6 минут

1450

1250

7

Метание на дальность мяча 150 гр.(м.)

40

25

8

Прыжок в длину с места (см)

215

200

9

Наклон вперед из положения сидя (гибкость см.)

9

15

10

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

20

17

11

Бег на лыжах 300 м (мин. Сек.)

1,45

1,50

12

Бег на лыжах 3 км (мин.)

18,0

20,0

13

Поднятие туловища из положения лежа (раз) за 1 минуту

45

45

14

Подтягивание (раз) (м.-высокая перекладина; д.-низкая перекладина)

9

17

15

Челночный бег 3*10 (сек)

7,7

8,5

16

Прыжок через скакалку (1 мин. раз)

100

115

17

Прыжок в высоту (см)

125

115

18

Прыжок в длину с разбега (см)

430

370

19

Метание т. мяча в цель 1м*1м с 6м (раз)

-

-

20

Метание на дальность мяча 150 гр. (м)

40

25

21

Попадание т. мячом в цель 1м*1м с расстояния (м)

3

3

22

Лазанье по канату (м. сек.)

6/12

4

23

Попадания в баскетбольное кольцо (под углом 45 %) из 10 раз

4

4

24

Удержание отскока в/б мяча от стены (не менее раз)

10

8

25

Метание набивного мяча из-за головы (1-9-2 кг. 10-11-3 кг)

440

380

26

Бег 2000 м(мин.)

9,20

10,20

27

Метание т. мяча в цель 1м*1м с 10 м (попадание раз из 5)

3

3

28

Выполнение кувырков подряд (сек)

10

14

29

Прыжок через козла(см)

115

110

30

Приседания на одной ноге с опорой

4

4

31

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (раз) 9 д.- прыжки в упор на перекладину брусьев раз)

7

15


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

- старт не из требуемого положения;

- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

- несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки - это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки) по совокупности выполненных за урок упражнений.

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, выполнение установленных требований и норм. Допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если не выполнены требования и нормы, допущены ошибки в выполнении спортивных упражнений или занятий.

Оценка «3» выставляется, если допущены значительные грубые ошибки в реализации физической культуры на уроке и не исправлены в течении урока. Ученику разрешается повторное выполнение упражнений и исправление ошибок.

Оценка «2» выставляется, если упражнение или задание полностью не выполнено. Ученику разрешается повторное выполнение упражнений и исправление ошибок.

В 5-9 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту. Дополнительное стимулирование учащихся для занятия физкультурой. Участие в олимпиаде по физической культуре, а также в спортивных соревнованиях представляя школу, учащийся получает дополнительные оценки и соответственно претендует на лучшего спортсмена школы, формируя свой спортивный рейтинг.

Формирование универсальных учебных действий в соответствии с технологией средового подхода (Мануйлова Ю.С.):

Личностные

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

(совершенствоваться, сопоставлять, соревноваться, соперничать)

  • Действие смыслообразования.

(соображать, сообразовывать, составлять, соблюдать)

  • Нравственно-этическое оценивание.

(сопоставлять, сопереживать, советоваться)

Коммуникативные УДД

  • Умение выражать свои мысли.

(сомневаться, соглашаться, соучаствовать, состязаться)

  • Разрешение конфликтов.

(сотрудничать, содействовать, совладать, согласовывать)

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

(сопротивляться, соизмерять, соотносить, сориентироваться)

  • Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

(сотрудничать, составлять)

  • Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.

(соединять, сориентироваться)

Регулятивные УДД

  • Целеполагание.

(соотносить, сориентировать)

  • Волевая саморегуляция.

(сопереживать, сострадать, соизмерять)

  • Коррекция.

(совершенствоваться)

  • Оценка качества и уровня усвоения.

(соизмерять)

  • Контроль в форме сличения с эталоном.

(сопоставлять)

  • Планирование промежуточных целей с учетом результата.

(сосредотачиваться)

Познавательные универсальные учебные действия:

  • Умение структурировать знания.

(составлять, сослагать, сочленять)

  • Выделение и формулирование учебной цели.

(соотносить, сообразовывать)

  • Поиск и выделение необходимой информации.

(сопричислять, сочетать)

  • Анализ объектов.

(соразмерять)

  • Синтез, как составление целого из частей.

(собирать, сослагать, соединять).

  • Классификация объектов.

(соотносить, создавать)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Оборудование должно проходить ежегодное испытание и иметь соответствующий разрешающий акт.


© 2010-2022