Программа по физической культуре. 8 класс

Раздел Физкультура
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор МБОУ «СОШ № 2 г.Осы» Зам.дир.по УВР на заседании МО

_____________________ _______________ ______________

«__» ___________ 2015 г. «__» ______ 2015 г. Протокол № __

«__» _______ 2015


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Осы»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебной дисциплине «Физическая культура»

на 2015-2016 учебный год

для 8-х классов

«Основное общее образование»











Разработала:

Тарасова Лариса Михайловна

Учитель физической культуры

I квалификационная категория










Оса

2015

Содержание

  1. Пояснительная записка…………….………………………….….……………3

  2. Учебно-тематический план……….…………………………….…….…….....7

  3. Содержание учебного курса……….………....………..……….………….…..8

  4. Требования к уровню подготовки учащихся……………….………....……...9

  5. Перечень учебно-методического обеспечения……..……………………..…10

  6. Список литературы (основной и дополнительной)………….……………....16

Календарно-тематический план

















1. Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 105 часов в год.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для закрепления теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.

Базовая часть изменена за счет включения регионального компонента (кроссовая подготовка заменяется лыжной подготовкой).

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся, предусмотренное как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный зачет.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Задачи физического воспитания учащихся 8 классов направлены:

- на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций, на здоровый образ жизни;

- на обучение основам базовых видов двигательных действий;

- на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

- на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;

- на углубленное представление об основных видах спорта;

- на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;

- на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- на содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т. д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40 минут каждый. Их основное содержание - двигательная деятельность.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей занятий.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель - способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий - это комплексы из 7-9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6-7 мин. Комплексы упражнений обновляются через 2-3 недели, т. е. 2-3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде - в помещении. Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.

3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т. д.. Цель внеклассных форм занятии состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке.

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся. Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной частях. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и, непосредственно, на двигательную деятельность обучающихся, что очень существенно.

Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например - при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений, при отработке технических приемов игры в волейбол в парах.

Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою очередь, - учеников.

2. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков. Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока.

3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применяется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.

4. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах, как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений. На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов в учебный год (3 часа в неделю).

Программа разработана для учащихся 8 классов.

Критерии оценки успеваемости по способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

· Оценка «5» - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовать место занятия, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, проконтролировать ход выполнения заданий и оценить его.

· Оценка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

· Оценка «3» - допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на конкретную физическую (двигательную) способность. Испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятий.

· Оценка «2» - учащийся не владеет умением осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности.

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями (умениями и навыками)

· Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко.

· Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений.

· Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению.

· Оценка «2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.

Критерии оценивания учащихся по физической культуре (итоговая отметка)

В результате оценивания освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащимся ставятся следующие отметки:

· Отметка «5» ставится за выполнение всех результатов тестирования физической подготовленности учащегося.

· Отметка «4» ставится за 75% выполнения всех результатов тестирования физической подготовленности учащегося.

· Отметка «3» ставится за 50% выполнения всех результатов тестирования физической подготовленности учащегося

· Отметка «2» ставится за менее 50% выполнения всех результатов тестирования физической подготовленности учащегося.

Если в течение года ученик имеет прирост показателей в тестовых испытаниях, то оценка повышается на 1 балл.

Учебные нормативы

по усвоению навыков, умений, развития двигательных качеств


8 класс

Контрольные упражнения

Тесты

Показатели

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

  1. Бег, 30 м.

4,8

5,1

5,4

5,0

5,6

6,0

  1. Бег, 60 м.

9,0

9,7

10,5

9,6

10,2

10,8

  1. Бег, 1000 м.

3,50

4,20

4,50

4,20

4,40

5,10

  1. Бег, 1500 м.

6,40

7,30

9,00

7,20

8,50

10,00

  1. Бег, 2000 м.

9,00

9,45

10,30

10,30

12,00

13,00

  1. Челночный бег, 4*9 м.

9,6

10,1

10,6

10,0

10,4

11,2

  1. Прыжки в длину с места, см

195

185

175

185

170

160

  1. Прыжки в длину с разбега, см

в высоту с разбега, см.

4,00

120

3,60

115

3,20

100

3,50

110

3,10

105

2,60

90

  1. Метание мяча (150 гр) на дальность, м.

45

38

28

30

25

17

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

30

20

15

23

15

10

  1. Подъем туловища за 1 мин., кол-во раз

48

43

38

38

33

25

  1. Наклон вперед из положения сидя, см

+12

+8

+5

+18

+15

+10

  1. Подтягивание на высокой перекладине, раз

на низкой перекладине, раз

10

8

5


20


15


10

  1. Угол в упоре на брусьях, сек.

Поднимание ног до 90° из виса на гимн.стенке

6,0

2,0

1,0


13


10


7

  1. Прыжки со скакалкой за 25 сек.

56

54

52

62

60

58

  1. Бег на лыжах, 3 км.

18.00

19.00

20.00

20.00

23.00

25.00

  1. Бег на лыжах, 5 км

Без учета времени

2. Учебно-тематический план



п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

Базовая часть

1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

2

Спортивные игры (волейбол)

18

18

18

18

18

3

Гимнастика с элементами акробатики

15

15

15

15

15

4

Легкая атлетика

30

30

30

30

27

5

Лыжная подготовка

24

24

24

24

24

Вариативная часть

6

Спортивные игры (баскетбол)

18

18

18

18

18

Итого:

105

105

105

105

102









3. Содержание учебного курса


1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

1.1. Естественные основы.

7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

1.2. Социально-психологические основы.

7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.

1.3. Культурно-исторические основы.

7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.

1.4. Приемы закаливания.

7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.

2. Спортивные игры.

Волейбол

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим дейст­виям одной из спортивных игр.

Обучение сложной технике игры основывается на приобре­тенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наибо­лее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точ­ность дифференцирования и оценивания пространственных, вре­менных и силовых параметров движений, способность к согла­сованию отдельных движений в целостные комбинации) и кон­диционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Од­новременно материал по спортивным играм оказывает многосто­роннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упраж­нений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласо­вывать индивидуальные и простые командные технико-тактиче­ские взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в за­щите, начиная с применения подобранных для этой цели по­движных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприят­ные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцирован­ного подходов к учащимся, имеющим существенные индивиду­альные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самосто­ятельным занятиям спортивными играми.

5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

3. Гимнастика с элементами акробатики.

Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1-4 клас­сах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся уп­ражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие уп­ражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробати­ческие упражнения, упорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.

Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равно­весия, дифференцирования пространственных, временных и си­ловых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).

Начиная с 5 класса усиливается дифференцированный под­ход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса детей к занятиям, содействия эстетическому воспитанию большое значе­ние приобретает музыкальное сопровождение занятий.

После овладения отдельными элементами гимнастические уп­ражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочета­ния, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.

Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходи­мость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплиниро­ванность, чувство коллективизма. В свою очередь, упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уве­ренности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.

С учетом большой доступности, возможности индивидуальных тренировок гимнастические упражнения являются хорошим сред­ством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.

8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

4. Легкая атлетика.

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы началь­ной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и со­вершенствованию прежде всего кондиционных и координацион­ных способностей. Основным моментом в обучении легкоатле­тическим упражнениям в этом возрасте является освоение со­гласования движений разбега с отталкиванием и разбега с вы­пуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполне­ния упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естествен­ных и искусственных препятствий и т. д. для повышения при­кладного значения занятий и дальнейшего развития координаци­онных и кондиционных способностей.

Правильное применение материала по легкой атлетике спо­собствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содей­ствует укреплению здоровья, закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в за­висимости от наличия соответствующей материальной базы, под­готовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5-7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега спо­собом «перешагивание».

Учитывая большую доступность и естественность легкоатле­тических упражнений, особое значение следует уделять форми­рованию умений учащихся самостоятельно использовать легкоат­летические упражнения во время проведения занятий (трениро­вок) в конкретных условиях проживания.

5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.

5. Лыжная подготовка.

В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равно­мерное прохождение дистанции длиной 2-3 км. Затем с увели­чением скорости передвижения дистанция сокращается. Повыше­ние скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов.

Умению правильно распределять силы на дистанции учащие­ся обучаются на кругах длиной до 1 км с фиксацией времени прохождения каждого круга и последующим анализом результа­тов. Рекомендуется также провести 1-2-темповые тренировки, что помогает распределить силы на всей дистанции и улучшает функциональные показатели школьников.

На каждом занятии необходимо уделять внимание устране­нию ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.

Успешное освоение техники передвижения на лыжах во мно­гом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся и выполнения до­машних заданий. Задача педагога - ознакомить учащихся с пра­вилами самостоятельной работы для того, чтобы эти занятия не имели отрицательного эффекта.

5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.

6. Спортивные игры.

Баскетбол

5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

4. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по оконча­нии основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

  • основы истории развития физической культуры в России (в СССР);

  • особенности развития избранного вида спорта;

  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональ­ной направленностью;

  • биодинамические особенности и содержание физических уп­ражнений общеразвивающей и корригирующей направленно­сти, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кро­вообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

  • возрастные особенности развития ведущих психических про­цессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регу­лярных занятий физической культурой;

  • психофункциональные особенности собственного организма;

  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физи­ческой подготовленности;

  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудова­ния, принципы создания простейших спортивных сооруже­ний и площадок;

  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и ока­зания доврачебной помощи при занятиях физическими уп­ражнениями.

Уметь:

• технически правильно осуществлять двигательные действия
избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации соб­ственного досуга;

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подби­рать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, доби­ваться оздоровительного эффекта и совершенствования физи­ческих кондиций;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматиз­ма на занятиях физическими упражнениями, оказывать пер­вую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарем и обору­дованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать:

Физические

способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с.

9,2

10,2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

180

165

Лазание по канату на расстояние 6 м, с.

12

-

Поднимание туловища, лежа на спине, руки
за головой, количество раз

-

18

К выносливости

Бег 2000 м, мин

8,50

10,20

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с.

10,0

14,0

Броски малого мяча в стандартную мишень, м

12,0

10,0

5. Перечень учебно-методического обеспечения


Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «физическая культура»

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа




1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д



Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.4

Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре

Д



1.7

Авторские рабочие программы по физической культуре

Д



1.8

Учебник по физической культуре

К



В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.9

Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»

Г



Комплекты разноуровневых тематических заданий, дидактических карточек

1.10

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

Д



В составе библиотечного фонда

1.11

Методические издания по физической культуре для учителей

Д



Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

2

Демонстрационные печатные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д



2.2

Плакаты методические

Д



Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения

Д



3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»

Д



3.2

Аудиозаписи

Д



Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

4

Технические средства обучения

4.1

Телевизор с универсальной приставкой

Д

Телевизор не менее 72 см по диагонали

4.2

Видеомагнитофон с комплектом видеокассет

Д

4.3

Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Д

Аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, МР-3, а также магнитных записей

4.4

Радиомикрофон (петличный)

Д

4.5

Мегафон

4.6

Мультимедийный компьютер

Д

Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

4.7

Сканер

Д

4.8

Принтер лазерный

Д

4.9

Копировальный аппарат

Д

Может входить в материально-техническое оснащение образовательного учреждения

4.10

Цифровая видеокамера

Д

4.11

Цифровая фотокамера

Д

4.12

Мультимедиапроектор

Д

4.13

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25 × 1,25

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Гимнастика

5.1

Стенка гимнастическая

Г



5.2

Бревно гимнастическое напольное

Г



5.3

Бревно гимнастическое высокое

Г



5.4

Козел гимнастический

Г



5.6

Перекладина гимнастическая

Г



5.7

Брусья гимнастические разновысокие

Г



5.8

Брусья гимнастические параллельные

Г



5.10

Канат для лазанья с механизмом крепления

Г



5.11

Мост гимнастический подкидной

Г



5.12

Скамейка гимнастическая жесткая

Г



5.13

Скамейка гимнастическая мягкая

Г



5.14

Комплект навесного оборудования

Г



В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания

5.15

Контейнер с набором тяжелоатлетических гантелей

Г



5.21

Вибрационный тренажер М. Ф. Агашина

Г



5.22

Коврик гимнастический

К



5.23

Станок хореографический

Г



5.24

Акробатическая дорожка

Г



5.27

Маты гимнастические

Г



5.28

Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг)

Г



5.29

Мяч малый (теннисный)

К



5.30

Скакалка гимнастическая

К



5.31

Мяч малый (мягкий)

К



5.32

Палка гимнастическая

К



5.33

Обруч гимнастический

К



5.34

Коврики массажные

Г



5.35

Секундомер настенный с защитной сеткой

Д



5.36

Пылесос

Д



Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря

5.37

Сетка для переноса малых мячей

Д



Легкая атлетика

5.38

Планка для прыжков в высоту

Д



5.39

Стойки для прыжков в высоту

Д



5.41

Флажки разметочные на опоре

Г



5.42

Лента финишная

Д



5.43

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

Г



5.44

Рулетка измерительная (10 м, 50 м)

Д



5.45

Номера нагрудные

Г



Спортивные игры

5.46

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Д

5.47

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

Г

5.48

Мячи баскетбольные

Г



5.49

Сетка для переноса и хранения мячей

Д



5.50

Жилетки игровые с номерами

Г



5.51

Стойки волейбольные универсальные

Д



5.52

Сетка волейбольная

Д



5.53

Мячи волейбольные

Г



5.54

Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей

Д



5.55

Табло перекидное

Д



5.56

Ворота для мини-футбола

Д



5.57

Сетка для ворот мини-футбола

Д



5.58

Мячи футбольные

Г



5.59

Номера нагрудные

Г



5.60

Компрессор для накачивания мячей

Д

Туризм

5.61

Палатки туристские (двухместные)

Г

5.62

Рюкзаки туристские

Г

5.63

Комплект туристский бивачный

Д

Измерительные приборы

5.64

Пульсометр

Г


5.65

Шагомер электронный

Г


5.66

Комплект динамометров ручных

Д


5.67

Динамометр становой

Д


5.68

Ступенька универсальная (для степ-теста)

Г


5.69

Тонометр автоматический

Д


5.70

Весы медицинские с ростомером

Д


Средства доврачебной помощи

5.71

Аптечка медицинская

Д


Дополнительный инвентарь

5.72

Доска аудиторная с магнитной поверхностью

Д

Доска должна быть передвижная и должна легко перемещаться по спортивному залу

6

Спортивные залы (кабинеты)

6.1

Спортивный зал игровой

Д

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек

6.2

Спортивный зал гимнастический

Д

6.3

Зоны рекреации

Д

Для проведения динамических пауз (перемен)

6.4

Кабинет учителя

Д

Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

6.5

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Д

Включает в себя стеллажи, контейнеры

7

Пришкольный стадион (площадка)

7.1

Легкоатлетическая дорожка

Д

7.2

Сектор для прыжков в длину

Д

7.3

Сектор для прыжков в высоту

Д

7.4

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

Д

7.5

Площадка игровая баскетбольная

Д

7.6

Площадка игровая волейбольная

Д

7.7

Гимнастический городок

Д


7.8

Полоса препятствий

Д


7.9

Лыжная трасса

Д

С небольшими отлогими склонами

7.10

Комплект шанцевых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе

Д




6. Список литературы


Основная литература:

  1. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я.Виленский, Т.Ю.Торочкова, И.М.Туревский; под общей ред. М.Я.Виленского. - М.: Просвещение, 2010 г.

  2. Комплексная программа физического воспитания. Авторы: Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений 1-11 классы. - М.: Просвещение, 2011 г.

  3. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича / авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. - Волгоград: Учитель, 2012 г.

Дополнительная литература:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.03.2004 г. № 1312;

  2. Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 21.04.2001);

  3. Настольная книга учителя физической культуры: научно-педагогический аспект: книга для педагога. - Ростов н/Д : Феникс, 2009 .

  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751;

  5. О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30-51-197/20.

  6. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. распоряжение Правительства РФ от 07.02.2001 г. № 163-р.;

  7. О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;

  8. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р.








© 2010-2022