Методика обучения студентов по волейболу

Методика обучения студентов  по волейболу в Якутском сельскохозяйственном техникуме Программой дисциплины «Физическая культура» предусматривается проведение теоретических и практических занятий, сдача контрольных нормативов, участие в соревнованиях. В образовательных организациях профессионального образования на занятиях физической культуры отсутствует разделение по половому признаку между юношами и девушками, как в школе, что увеличивает возможность травматизма, как основного фактора риска. В связи с этим, при проведении занятий по предмету «Физическая культура» преподавателю...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика обучения студентов по волейболуМетодика обучения студентов по волейболуМетодика обучения студентов по волейболуМетодика обучения студентов по волейболуМинистерство профессионального образования,

подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»

Предметно-цикловая комиссия социально-гуманитарных дисциплин


Методика обучения студентов по волейболу

Одобрено Утверждаю

на заседании ПЦК СГД зам.директора по УР

Протокол № 6 от 11 марта 2015 г. _____________В.А.Большакова

Председатель ПЦК СГД «______»____________2015 г.

__________ И.Н.Павлов







Осипов Олег Софронович

преподаватель дисциплины «Физическая культура»


Методика обучения студентов по волейболу в Якутском сельскохозяйственном техникуме


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА









Якутск 2015

Пояснительная записка



Программой дисциплины «Физическая культура» предусматривается проведение теоретических и практических занятий, сдача контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

В образовательных организациях профессионального образования на занятиях физической культуры отсутствует разделение по половому признаку между юношами и девушками, как в школе, что увеличивает возможность травматизма, как основного фактора риска. В связи с этим, при проведении занятий по предмету «Физическая культура» преподавателю необходимо обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на индивидуальный уровень подготовки, состояние здоровья студента.

Волейбол в нашей республике является одним из самых популярных и массовых видов спорта. Так, в течение года по линии Управления массового спорта Республики Саха (Якутия), общественной организацией САХАВА, Управлением детского спорта проводятся соревнования по всем возрастным категориям. Кроме того, в последние годы Саха студенческий спортивный союз (далее СССС) ежегодно проводит универсиаду, спартакиады среди образовательных организаций СПО, где студенты Якутского сельскохозяйственного техникума (далее - техникум) занимали не только призовые места, но и были победителями.

С целью популяризации игры волейбол, в техникуме ежегодно проводится среди студентов образовательных организаций СПО в начале второго семестра организуются «Республиканские дни волейбола», а также в марте традиционно проводятся соревнования по волейболу на призы депутата Городской Думы Н. Н. Васильева, а в мае - в память выпускника техникума, воина-интернационалиста Владимира Калашникова.

В связи свыше сказанным, в рамках подготовки по физической культуре студентам большое внимание уделяется обучению игры в волейбол.

При этом, во время проведения первого занятия по волейболу необходимо выявить знание правил, владение техникой игры каждого студента, что определит дальнейший план работы преподавателя. Как показывает практика, в наш техникум в основном поступает молодежь из сельских местностей, где традиционно развиты в основном командные игры, такие как волейбол, баскетбол и мини- футбол. Таким образом, основной контингент студентов подходит сравнительно подготовленным.

В связи с этим, основной задачей на занятиях является формирование двигательных навыков, необходимых для игровой деятельности. Эффективным в данном случае является метод «сопряженного воздействия», основанный на применении игровых упражнений при изучении элементов техники в сочетании с упражнениями, направленными на развитие специальных физических качеств волейболиста. Для решения задач физической, технической и других сторон подготовки довольно успешно использую метод «круговой тренировки», который имеет разные варианты и неограниченные возможности точного дозирования физической нагрузки.

Целенаправленное использование специально подготовительных упражнений из других видов спорта (близких по своей структуре к основным) способствует более эффективному решению задач формирования двигательных умений и навыков.

Практика показывает, что использование тех или иных методов и организационно-методических форм обусловлено спецификой двигательной деятельности.





ПЛАН учебного ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Физическая культура

Специальность: 21.02.04. Землеустройство 1 курс, гр. «А»

Дата проведения: 15 сентября

Тема занятия: «Методика обучения физической подготовки студентов по специальности «Землеустройство» по волейболу.

Вид занятия: учебно-тренировочное.

Форма организации процесса обучения: Групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

- игровые методы;

- демонстративный метод;

-

проведения занятия: индуктивный; дедуктивный; метод круговой тренировки.

Цель: Обучение студентов к элементарным правилам, принятым в волейболе; ознакомление с общим курсом волейбола.

Дидактические задачи:

  1. Обучение студентов к раскрытию сущности волейбола как олимпийского вида спорта;

  2. Ознакомление с требованиям к занимающимся по волейболу;

  3. Обучение студентов к боковой и нижней подачи мяча.

  4. Обучение верхней передачи мяча двумя руками в движении;

Развивающие задачи:

  1. Развитие навыков быстроты приема мяча;

  2. Развитие умений ловкости передачи мяча;

  3. Развитие быстроты, разносторонней физической и функциональной подготовленности;

  4. Развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах;

  5. Укрепление опорно-двигательного аппарата.

Воспитательные задачи:

  1. Выработать чувство коллективной игры

  2. Уметь анализировать индивидуальные поступки с общими целями коллектива

  3. Формирование у личности студента общей выносливости;

  4. Выработать чувство ответственности и сплоченности.

Время проведения - 90 минут.

Место проведения - спортивный зал.

Внутрипредметные связи: спортивные игры.

Литература: Госстандарт. Рабочая программа. Календарно-тематический план. Методические разработки.

Основная часть

На первый год обучения занятия строятся по принципу от легкого к сложному. Основное внимание уделяется методике индивидуального и группового обучения.

Каждый раз после занятий, для студентов дается индивидуальное указание с целью обнаружения собственных ошибок, и проработки на их исправление.

Круговой метод, используемый мной на этапах начального обучения игре в волейбол («Волейбол» - один из разделов программы по физической культуре) и совершенствование приемов игры в волейболе представляет структуру, при которой выполнение упражнений происходит в условиях, адекватных игровым, и одновременно способствует комплексному воспитанию специальных физических качеств и формированию навыков.

Известно, что традиционно структура занятия по физической культуре включает в себя подготовительную, основную и заключительную части, каждая из которых имеет определенные задачи и содержательное наполнение. Анализируя построение учебных занятий по волейболу в сельсхозяйственному техникуму и других заведениях, уровень физического развития студентов своего учреждения, я обратил внимание на недооценку подготовительной части занятия для решения задач обучения навыкам игры. Если в основной части занятия комплекс действий связан непосредственно с применением специальных средств волейбола (и в этом наблюдается единство подхода специалистов), то в принципах построения подготовительной части обнаруживаются различные тенденции.

Подготовительная часть занятия способствует решению задач основной части и является ее логическим продолжением. Как правило, она включает в себя два этапа.

В первом осуществляется разогревание организма занимающихся, выполняются упражнения для разностороннего развития, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.п.; во втором обеспечивается специальная нервно-мышечная подготовка, в основном за счет упражнений специальной физической подготовки.

Как правило, в подготовительной части занятия проявляется высокий уровень физической подготовленности студентов как непременное условие обучения основным упражнениям в технике конкретного вида спорта.

Именно уровень физической подготовленности обучаемых определяет темпы усвоения техники соревновательных упражнений.

Основываясь на данных специальных научных исследований по обоснованию рационального содержания подготовительной части занятия, я предлагаю оптимальный вариант последовательного распределения в ней средств.

При общей продолжительности занятия 90 минут до 25 минут отводится у нас на подготовительную часть занятия, в которой решение организационных вопросов занимает приблизительно 10% времени, на применение средств ОФП уходит еще 10%, все остальное время (80%) используется на специальную физическую подготовку.

Занятие 90 минут


Подготовительная часть 25 минут

Применение средств специальной физической подготовки 65 минут

Организационные вопросы

Применение средств ОФП

Увеличение объема времени на подготовительную часть занятия за счет использования специальных комплексов упражнений вполне оправдано. Освоение предлагаемых комплексов упражнений предусматривает не только совершенствование физических качеств занимающихся, но и последовательное овладение ими основными двигательными навыками, что и осуществляется в основной части занятия.

Основу специальных комплексов составляют упражнения, выполнение которых оказывает, с одной стороны, всестороннее воздействие на организм волейболистов, с другой, позволяет решать задачу одновременного развития необходимых для волейбола физических качеств и формировать двигательные навыки. По форме и содержанию они должны быть сходны с основными упражнениями в волейболе. Цель предлагаемых комплексов - создать модель тех двигательных условий, в которых проявление физических качеств соответствовало бы необходимой подготовке организма к решению задач основной части занятия.

К примеру, если в основной части предстоит изучение нападающего удара, то в комплекс целесообразно включить такие упражнения и их сочетания, выполнение которых способствовало бы проявлению у студентов скоростно-силовых, координационных способностей в условиях, адекватных игровым.

При подборе упражнений, составляющих специальные комплексы, необходимо руководствоваться принципами систематичности, постепенно увеличивая нагрузки до максимальных.

Например, если обучение верхней передачи мяча в падении с перекатом на спину календарно-тематическим планом предусматривается на первом занятии, то отработку элементов этого сложного технического приема следует планировать не только в комплексе этого занятия, но и в упражнениях последующих трех-четырех занятий. Аналогично осуществляется распределение упражнений при изучении нападающего удара, освоение которого, к примеру, запланировано на одном из занятий, а его элементы, подводящие упражнения, последовательно включались в предыдущие занятия.

В качестве примера можно привести содержание комплексов, используемых соответственно в начале и в конце общего курса волейбола.

Этот комплекс в соответствии с выполняемыми действиями, можно описать и по следующей схеме (с учетом преимущественного воздействия): динамическая сила - быстрота - имитация техники - быстрота - ловкость - быстрота - имитация техники.

По аналогичному принципу можно составить схему и для второго комплекса, но с добавлением уже изученных игровых приемов с мячом и более сложных сочетаний в действиях.

Здесь упражнения общеразвивающего характера на гимнастической стенке сменяются движениями, в которых проявляются скоростно-силовые усилия и точность при броске теннисного мяча в цель, действия с проявлением ловкости и выполнения технических приемов с мячом чередуются с быстротой передвижения и скоростно-силовыми усилиями, связанными с преодолением гимнастического коня.

Следует отметить, что приведенные варианты комплексов и выполняемые в них действия близки к игровым ситуациям волейбола и одновременно оказывают всестороннее воздействие на организм обучаемых.

В среднем, в подготовительной части занятия рекомендуется выполнять каждый комплекс 2-3 раза (в зависимости от его сложности и степени усвоения). Первоначальный этап обучения предполагает выполнение комплекса упражнений в медленном темпе, в облегченных условиях - с целью «опробования» входящих в комплекс упражнений.

Особое внимание следует обратить на правильность имитации технических приемов и выполнение подводящих упражнений, а также на четкость переключения с одного действия на другое. Дозировку каждого упражнения в данном случае необходимо снижать до минимума. Второй раз комплекс следует выполнять в среднем темпе с учетом всех требований. В третьей попытке можно уже увеличить скорость и темп выполнения входящих в комплекс упражнений, самостоятельно контролируя при этом технику движений.

Выполнение специальных комплексов упражнений целесообразно осуществлять поточным методом, так как он в наибольшей степени соответствует характеру и режиму специфичной для волейбола работы. Кроме того, использование поточного метода позволяет осуществить следующие действия:

- подобрать комплексы упражнений, необходимых для подготовки к работе в основной части занятия, сочетая их с целенаправленным воздействием на организм занимающихся;

- повысить возможности развития не только специальных физических качеств и качеств овладения двигательными навыками, но и воспитывать волю спортсменов;

- организовать оптимальный контроль за действиями всех тренирующихся, сравнить их действия, оперативно делать замечания (осуществлять корректировку), давать оценку частным и характерным ошибкам;

- дать возможность каждому занимающемуся контролировать свои действия не только в ходе выполнения упражнений комплекса, но и наблюдая за действиями товарищей, подмечать в их действиях положительное и отмечать недостатки с целью исправления ошибок;

- регламентировать физическую нагрузку, а также придать особую значимость воспитанию качеств, необходимых для овладения теми или иными навыками, изучение которых предусмотрено задачами занятия.

Регулировать нагрузки при выполнении комплексов упражнений можно за счет варьирования следующих компонентов:

• количества упражнений;

• продолжительности выполнения комплекса в целом;

• продолжительности каждого отдельного упражнения;

• интенсивности выполнения упражнений;

• продолжительности отдыха между каждым выполнением;

• высоты и размеров специального и дополнительного оборудования.

Поскольку комплексы предъявляют достаточно высокие требования к организму (показатель пульса во время работы находится в пределах 170-180 уд./мин), то после вы выполнения каждого комплекса рекомендуется использовать паузы отдыха (в среднем продолжительность их 45-50 секунд), во время которых идет разъяснение преподавателем методических основ выполняемой занимающимися работы.

В процессе обучения и совершенствования специальных двигательных навыков я считаю целесообразным обращать внимание на решение воспитательных и образовательных задач. Необходимым условием этого являются четкая организация и продуманность действий преподавателя и студентов, информационная насыщенность учебного процесса.

При использовании мной указанной методики я уделяю особое внимание четкому доведению до сознания студентов смысла предлагаемых заданий, последовательности их применения и предполагаемому эффекту. В целях предупреждения ошибок заранее акцен тирую внимание слушателей на самые трудные элементы того или иного упражнения, входящего в комплекс.

Постепенно увеличивая число упражнений в комплексах (по мере усвоения студентами учебного материала курса), я одновременно усложняю как отдельные фрагменты комплекса, так и сами комплексы.

В процессе выполнения парных заданий и фрагментов комплекса обязательным считаю освоение отдельных элементов инструкторской практики. Очередность выполнения заданий позволяет каждому из студентов побывать в роли инструктора. Его обязанности заключаются не только в том, чтобы обеспечить строгое выполнение партнером задания, но и указать на ошибки, по ходу работы сделать необходимые замечания (особенно если выполнялись имитационные, подводящие и основные упражнения).

В целях обеспечения психологической комфортности я придаю значение созданию положительного эмоционального тонуса и формированию сознательности в подходе к изучаемому материалу за счет использования форм традиционных эстафет и подвижных игр. Кроме того, в ходе организации и проведения упражнений особое внимание уделяю постановке и выполнению специальных заданий типа «кто точнее», «чья команда техничнее» и т.п. В методическом уголке помимо тематических планов занятий и графика прохождения общего курса я заранее вывешиваю график дежурства студентов, текст с изложением обязанностей дежурного, схемы, помещаю рисунки наиболее значимых упражнений подготовительной и основной частей занятия, даю перечень необходимого инвентаря, оборудования и предлагаю информацию о порядке их расстановки перед началом занятия.

Это также способствует значительной активизации студентов, формированию у них способности осознанно подходить к изучению дисциплины, воспитывает волевые качества.

Нормативы и оценка зачетных требований по овладению навыками игры волейбол

1. Верхняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние от стены не менее 1 метра):

1. 8 раз - удовлетворительно;

2. 12 раз - хорошо;

3. 16 раз - отлично.

3. Нижняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние от стены не менее 1 метра):

1. 6 раз - удовлетворительно;

2. 9 раз - хорошо;

3. 2 раз - отлично.

3. Верхняя передача мяча двумя руками над собой (высота 2-3 метра) в чередовании с передачей партнеру (на расстоянии 6-8 метров). Из 10 попыток:

1. 7-8 раз технически правильно - удовлетворительно;

2. 9 раз технически правильно - хорошо;

3. 10 раз технически правильно - отлично.

4. Верхняя передача мяча двумя руками из зоны 3 для нападающего удара в зону 4 (при первой передаче из зоны 6). Из 5 попыток:

1. 3 передачи технически правильно - хорошо;

2. 5 передач технически правильно - отлично.

5. Нижняя прямая подача на точность. Из 5 попыток:

1. 3 попадания в левую или правую половину площадки по заданию - удовлетворительно;

2. 4 попадания в левую или правую половину площадки по заданию - хорошо;

3. 5 попаданий в левую или правую половину площадки по заданию - отлично.

6. Верхняя прямая подача в пределы площадки. Из 5 попыток:

1. 3 раза - удовлетворительно;

2. 3 раза - хорошо;

3. 5 раз - отлично.

7. Прямой нападающий удар из зоны 4 при передаче из зоны 3.

Из 5 попыток:

4. 3 раза - удовлетворительно;

5. 3 раза - хорошо;

6. 5 раз - отлично.

Прием вышеуказанных нормативов можно осуществлять по мере усвоения студентами тех или иных навыков игры. Окончательную оценку уровня овладения техникой я выставляю на основании результатов выполнения предусмотренных нормативов в конце курса обучения игре волейбол. Результаты выполнения этих нормативов фиксируются в рабочем журнале.

Заключение

Предлагаемая методика обучения, основанная на применении специальных комплексов упражнений, оказывает существенный эффект на функциональное состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата.

Использование мной специальных комплексов позволяет создать такой режим мышечной деятельности студентов, при котором проявляются:

1. способность к длительной концентрации внимания и точность ответных действий при различных внезапно возникающих раздражителях,

2. точная и тонкая дифференцировка ответной реакции в разнообразных для волейбола ситуациях,

3. быстрота переключений с одной деятельности на другую,

4. высокая работоспособность в сложных условиях.

Именно такой подход к организации занятий со студентами по волейболу позволяет успешно развивать у них силу, упражнять динамический механизм нервных процессов, а также способствует эффективному решению специфических двигательных задач в процессе обучения и совершенствования в игре.

Использование специально-подготовительных комплексов упражнений способствует повышению плотности занятий, предъявляет более высокие требования к функциональному состоянию центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы организма занимающихся. Применение этих комплексов ведет к активизации физиологических функций, к более быстрой адаптационной перестройке систем организма, способствует эффективному воспитанию комплексных проявлений специальных физических качеств волейболиста: прыгучести, динамической силы мышц рук и туловища, ловкости, скоростной выносливости, а значит, и более успешному овладению основными техническими приемами игры в волейбол.

Следует заметить, что наиболее высокими показателями специальных физических качеств, характерных для волейболиста, отличаются студенты, которые специализируются на спортивных играх, легкой атлетике, тяжелой атлетике, которые посещали спортивные секции во время учебы в школе. Акцентированное воспитание специальных физических качеств в ходе обучения создает объективные предпосылки для овладения студентами практическим материалом общего курса волейбола. Применение в подготовительной части занятия специальных комплексов упражнений позволяет в короткие сроки создать у

занимающихся ту базу специальной физической подготовки, на фоне которой успешно будут решаться задачи обучения двигательным действиям.

Характерное отличие от общепринятых средств, применяемых в подготовительной части занятий по волейболу, заключается в том, что наряду со специально подготовительными, в комплексы систематически включались основные упражнения, позволяющие моделировать игровую деятельность волейболиста.

Как правило, студенты, сформировав способность правильной оценки и получив навыки четкого выполнения действий в предлагаемых ситуациях того или иного комплекса, могут быстро и адекватно решать задачи освоения сложных игровых действий в основной части занятий по волейболу.

Особенностью процесса обучения в волейболе является достижение не только устойчивости, стабильности освоенных игровых приемов, но и выработка способности варьировать их в соответствии с внезапно изменяющимися условиями.

Помехами для достижения результативности в волейболе обычно считают:

1. лимит времени, отводимого правилами на контакт игрока с мячом;

2. высокую скорость полета мяча;

3. сложность расчета траектории и направления его полета;

4. необходимость мгновенно менять решение двигательной задачи в зависимости от постоянно меняющихся игровых ситуаций;

5. трудность в выборе целесообразных ответных действий и рациональных приемов.

Поэтому для обеспечения необходимой стабильности и успешности в процессе обучения волейболу оправдано применение комплексов специально подготовленных и основных упражнений, моделирующих наиболее характерные для игры ситуации, условия и режим двигательной деятельности.

Целенаправленное применение специально подготовленных комплексов упражнений в подготовительной части занятий общего курса волейбола в наибольшей степени способствует повышению эффективности процесса формирования двигательных навыков.

Использование специальных комплексов упражнений в подготовительной части занятия является наиболее эффективным способом повышения уровня спортивной подготовки будущих специалистов-медиков.

Предлагаемая методика организации и проведения подготовительной части занятия предусматривает систематическое включение в них элементов инструкторской практики непосредственно в ходе выполнения студентами предлагаемых преподавателем упражнений.

При данной методике проведения подготовительной части занятия в значительной степени усиливаются воспитательная и образовательная стороны преподавания и повышается степень сознательности и активности студентов.

Таким образом, применение методики с использование специальных комплексов упражнений в подготовительной части занятий общего курса волейбола способствует оптимизации учебного процесса, повышению уровня спортивной подготовленности студентов.

Список использованных источников

  1. Книги:

  1. . Спортивные и подвижные игры и методика обучения: Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. - М. 1980.

  2. 9. Железняк Ю.Д. Тактическая подготовка волейболистов: Учебное пособие для студентов институтов физкультуры. - Смоленск, 1975.

  3. Беляев А.В. Волейбол: Методы, средства и контроль развития у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести: Методические рекомендации для студентов институтов физкультуры. - М., 1989.

  4. Верхало Ю. В. Гурович Л.И. Прибор для исследования реакции волейболист «Теория и практика физической культуры» № 12 1985 с 37 -38

  5. Гурович Л.И. Совершенствование преподавания общего курса волейбола. Методические рекомендации. Л., 1974.

  6. Железняк Ю.Д. Техническая подготовка волейболистов: Учебное пособие для студентов институтов физкультуры. - Смоленск, 1984.

  7. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для педагогических институтов. - Минск: Высшая школа, 1985.

  8. Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов. - Минск 1976.

  1. Журналы:

  1. Абалаков В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники - М.; Физкультура и спорт, 1980.

  2. Бубе Х., Фек Г. Тесты в спортивной практике. Физкультура и спорт. М., 1968.

  3. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. Физкультура и спорт. 1988.

  4. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. Физкультура и спорт. 1982.

  5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Физкультура и спорт.1966.

© 2010-2022