• Преподавателю
  • Физкультура
  • Статья Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями

Статья Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями.

Валеева И.М

« Учитель для школы - то же самое,

что Солнце для Вселенной.

Последняя заржавеет в мертвом

оцепенении, если оно не сумеет

вдохнуть в нее жизнь и движение »

А. Дистервег.

Ни одна профессия не привлекает к себе столько внимания, как профессия учителя. Но школа не может быть просто местом службы. Здесь происходит формирование личности. И не только личности ученика, но и личности учителя . Десятки, сотни глаз, устремлённых на него ежедневно, наблюдают за его деятельностью, оценивают, требуют… Они заставляют учителя смотреть на себя как бы со стороны, видеть себя глазами детей и их родителей, коллег, анализировать собственные поступки, сравнивать результаты труда, сопоставлять свои педагогические проблемы с теми, которые испытывают другие.

Одной из главнейших задач в технологии компетентностно - ориентированного образования стоит перед учителем развитие духовной и физической одаренности учащихся. И успешное решение этой задачи можно достигнуть посредством тесного сотрудничества учителя физического воспитания с классными руководителями при осуществлении внеклассной работы в школе.

Часто за одаренность школьника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано писать и читать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей любящими родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартного решения, такие дети могут проявлять полную беспомощность.

Комитет по образованию США дал следующее определение одаренности: «…одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые , по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».

Как нам известно, психологи выделяют шесть сфер, позволяющих описать особые способности одарённых детей. Это следующие сферы:

1.Интеллектуальная сфера (высокий уровень развития мышления. Памяти, позволяющий успешно решать различные задачи).

2.Сфера академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знаний, таких как математика, чтение, естествознание и т.п.)

3.Креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем).

4.Общение и лидерство ( легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером)

5.Сфера художественной деятельности ( интерес к художественным занятиям и получение удовольствия от них, успешность в различных областях искусства: музыка, изобразительная деятельность).

6.Двигательная сфера ( хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к физической культуре, спорту, к занятиям, требующим физической нагрузки).

Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит краеведению, туризму, физической культуре и спорту. Краеведение, туризм, физическая культура и спорт - средство гармонического развития личности, оно может интегрировать все основные направления воспитания школьников: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, умственное развитие и политехническое образование.

По словам академика И.Д. Зверева, ближайшее окружение школьника повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии. Краеведение, туризм, спорт в школе понятия неделимые. Эти виды деятельности в школе рассматриваются как составная часть внеклассной и внешкольной работы. Краеведение, туризм, физическая культура и спорт - это сложный комплекс взаимосвязанных и педагогически оправданных образовательных и воспитательных задач, а именно:

  1. Учебно - образовательных (реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся, сбор собственного экспериментального материала).

  2. Воспитательных (приобретение навыков жизни и самообеспечения в условиях в условиях малой группы).

  3. Спортивно - оздоровительных (укрепление здоровья, физическое развитие, оздоровительный отдых).

  4. Культурно - досуговых ( организация содержательного быта и досуга, коллективные мероприятия).

Эти виды деятельности довольно успешно (по сравнению с другими ) связывают школьника с учебной деятельностью. Это позволяет учителю использовать их как средство расширения кругозора и накопления знаний, формирования интереса к учебе в целом. Романтика туристской, спортивной деятельности усиливает восприятие краеведческого материала, который не всегда может использоваться непосредственно в учебном процессе. Именно туристская, спортивная деятельность, являясь прикладным искусством в работе с учащимися, позволяет наряду с физическим совершенствованием и укреплением здоровья школьников, расширить, углубить и реализовать их познавательную и мыслительную деятельность.

Созерцательная позиция любого учителя пусть даже с большими возможностями личного психолого - педагогического потенциала, лишенная какой - либо действенности со стороны самого учителя, обязательно приведет к провалу всех целей и задач, даже отлично проработанных на теоретическом уровне. Поэтому только кропотливая и ежедневная четкая работа в определённой направленности, причем через муки творчества, приносит положительные результаты.

Практика показывает, что наиболее эффективно совместные действия учителя физической культуры с классными руководителями проявляются в организации внутриклассных соревнований, проведении оздоровительно - спортивных мероприятий в режиме учебного дня, планировании и проведении общешкольных ученических мероприятий, участии в родительских собраниях и проведении спортивных мероприятий для родителей с учащимися, оздоровительно - спортивных мероприятий, организованных для самих педагогов.

Взаимодействие с классными руководителями, как правило выстраиваются не по накатанному сценарию, исходя из индивидуального уровня их подготовленности, из их интереса к определенному виду физических упражнений. Все взаимодействия выстраиваются только на добровольных началах, которые затем перерастают во взаимообогащающий процесс сотрудничества. Изначально определяются, в чем конкретно заключаются действия каждого и, что при этом необходимо учитывать.

Необходимо осознавать и понимать важность владения информацией об учащихся, например, как строить «рабочие» и человеческие отношения с детьми, которые чрезмерно стройны, или, наоборот, имеют избыточный вес, попросту говоря, как работать с «худышками» и «пышками», тем более, что и те и другие в наших школах не редкость. Как таких детей вовлечь в полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое внимание в первую очередь?

В таком деликатном и сложном деле важно не только не обидеть ребенка, не убить в нём веру в своё «я», но и самим педагогам найти достойное место в процессе детского самопознания и самосовершенствования. Поэтому учащимся предлагается самостоятельно подобрать физические упражнения, игры, которые им по душе.

Учитывая ряд особенностей учащихся в физическом развитии, совместное сотрудничество с классными руководителями помогает сделать физкультурно-спортивные мероприятия нужными для всех учащихся независимо от их подготовленности, веса и роста.

В проведении физкультурно - спортивных мероприятий с классом ведущее место обычно занимают подвижные и спортивные игры. Выбор игр определяется поставленной задачей. Выбирая их, учитываются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, а также ориентир на место их проведения. В спортивном зале проводятся организованные перемены, игры с линейным построением, игры, в которых участники вступают в игру поочередно. На пришкольной площадке вместе с классными руководителями организуются различные игры с бегом врассыпную, с метанием малых мячей, с элементами спортивных игр. В школе введен специальный курс по волейболу.

При совместной с классными руководителями организации спортивных мероприятий с детьми выявились и определенные особенности. Совместно от начала и до конца планируется, организовывается, обеспечивается необходимым инвентарем проводимое мероприятие, а также подведение итогов: награждение лучших участников. Сотрудничая с классными руководителями, такой вариант наиболее удачный.

В то же время опыт показывает, что практикуя и такое: старшие учащиеся выступают в роли судей, руководителей состязаний младшеклассников или наоборот, младшие ребята управляют старшими и оценивают их, заметно проявляется духовное и физическое развитие детей, то есть полное равноправие среди учащихся, при присутствии учителя физической культуры и классного руководителя как сторонних наблюдателей.

Что касается развития духовной и физической одаренности учащихся, а также вовлечения школьников в организацию физкультурно - спортивных мероприятий, то очень важно вместе с классными руководителями выявить истинное отношение каждого учащегося к данному направлению общественной деятельности. Для этого используются беседы с учащимися, анкетирование, написание «физкультурных» сочинений, практическая проверка спортивных способностей учащихся. Регулярно, пользуясь такой информацией, нам удастся вносить необходимые коррективы в процесс развития духовной и физической одаренности учащихся и в учебно-воспитательный процесс во всех его проявлениях.

Учитель физической культуры и классный руководитель для проведения каких-либо мероприятий могут создавать временные разновозрастные группы с приглашением детей из других классов, особенно тех, которые не знают куда приложить свои силы. Ведущая цель данной ситуации - оградить детей от дурных поступков, предложив им взамен конкретные занятия благородного характера, отвечающего их вкусам.

Отдельно, хочется подчеркнуть, что учителя физической культуры являются членами большого и дружного коллектива. И при организации спортивных мероприятий они не должны в одиночку взваливать на себя всю нелёгкую ношу их подготовки и проведения. Профессионализм учителя физической культуры должен заключаться и в подключении к этой работе классных руководителей, ученического коллектива, родителей учащихся, и в умелом дирижировании данной работой. А общий успех творческого сотрудничества учителя физической культуры и классных руководителей в развитии духовной и физической одаренности учащихся, во многом зависит от совокупного педагогического умения привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества.

Ценность взаимодействия учителя физической культуры с классными руководителями в развитии духовной и физической одаренности учащихся, а также в организации внеклассных и спортивно - массовых мероприятий возрастает многократно, когда такое взаимодействие распространяется и на уроки физической культуры. Ведь внеклассная работа по сути дела является продолжением уроков. И все вопросы, возникающие на них: успеваемость, дисциплина, посещаемость, ношение спортивной формы и т.п. решаются на много проще при искренней озабоченности этим и классных руководителей, ибо такой своеобразный контроль и сотрудничество, построенные на обоюдном начале и единых требованиях, всегда наиболее эффективен.

Задача развития духовной и физической одаренности учащихся может быть решена лучше и легче, если на помощь будут призваны те резервы, которыми так богата окружающая среда. Речь идет не только о природном окружении, но и об отвечающем всем требованиям эстетики оформлении гимнастических залов и площадок, их оснащении и оборудовании, а также о внешнем облике учителя и учеников, их внешнем виде и манерах поведения. Все эти «мелочи», когда они сопряжены с основными источниками эмоционального подъёма и « вдохновения», содействуют эстетическому, физическому и духовному воспитанию детей.


© 2010-2022