Статья «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя технологии»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Здоровьесберегающие технологии в

работе учителя технологии»


Вопросы здоровьесбережения актуальны во все времена. Но особенно актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу: за последние годы втрое увеличилось количество детей с хронической патологией. 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми (по некоторым другим исследованиям этот процент еще выше). Таким образом, годы учебы в школе не только пополняют багаж знаний, умений и навыков, но и перечень таких заболеваний, как болезни костно-мышечной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения, нервные болезни, сердечно-сосудистые. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, нельзя исключить школьный компонент: это и отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многие другие. Но есть еще одна причина - это недостаточные действия учителя в отношении охраны здоровья на уроке. Какой выход я вижу для себя?

  • Надо переосмыслить подходы к воспитанию ЗОЖ на уроке.

  • Надо признать, наконец, приоритет воспитательных целей над целями обучения.

  • Надо понять: здоровьесберегающий аспект обязателен на каждом уроке каждым учителем в каждом классе.

  • Надо создать комфортно-щадящий психологический микроклимат на своем рабочем месте для всех вместе и для каждого отдельно.

Другим аспектом здоровьесбережения считаю регуляцию психологической и физической нагрузки на уроке. Понимаю, что одна из причин ухудшающегося здоровья школьников - недостаточные действия в отношении охраны здоровья именно на уроке. От урока зависит будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока - особое время: настрой на урок, вхождение в урок - главное. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

  • Здравствуйте, мои дорогие, я рад вас видеть.

  • Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.

  • Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.

  • Ребята! Согласен, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!

Конечно, кроме психологического словесного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок в расписании - после обеда или физкультуры, первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

Иногда предлагаю детям подвигаться свободно, как хочется им: покачаться березкой, достать до неба, распластаться на стуле как клякса, подвигаться как медуза, показать, какими они были, когда были маленькими, какими станут, когда вырастут.

Успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем дыхательная чудо-гимнастика А. Н. Стрельниковой. Я ее регулярно провожу перед первым уроком, когда в помещении еще чистый воздух. Вдох носом - короткий, шумный, резкий, как укол. Выдох - ртом. Количество вдохов-выдохов минимум 16.

Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней. Поэтому я четко утвердился в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Я стараюсь выработать у каждого ученика устойчивую привычку, потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и вне его, в своей повседневной жизни. Позиция «когда я здоров - это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» - губительна. И я как педагог в ответе за здоровье наших детей.


© 2010-2022