- Преподавателю
- Физкультура
- Программа по туризму и краеведению
Программа по туризму и краеведению
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белов В.П. |
Дата | 26.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа рассчитана
на детей 11-15 лет
Срок реализации программы
3 года
Оглавление
№
Название раздела.
страница
1
Пояснительная записка
3-5
2
Учебно-тематический план первого обучения
5-6
3
Содержание программы первого года обучения
6-9
4
Учебно-тематический план второго года обучения
10
5
Содержание программы второго года обучения
10-12
6
Учебно-тематический план третьего года обучения
13
7
Содержание программы третьего года обучения
13-15
8
Формы и методы, используемые в работе по программе
16-17
9
Наглядные и дидактические пособия
17
10
Список литературы
18
Пояснительная записка.
Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.
Туристические походы сочетают в себе активный здоровый отдых, наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения - это пешие и лыжные походы, путешествия. Пешеходный туризм - самый массовый и самый доступный вид туризма.
На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты ежегодно ходят миллионы людей. Такие походы способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозирование физических нагрузок, а также разнообразие впечатлений во время похода и путешествия нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.
Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть во время походов дети изучают историю, природу и культуру родного края - своей малой родины о нем можно сказать не только как об уникальном оздоровительном отдыхе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.
В наше непростое время, когда возросли опасности природных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в экстремальных ситуациях, а так же сейчас в наше время возрастает отчуждённость, жестокость между людьми, нужно тем более использовать возможности туризма для формирования коллективизма, для воспитания взаимовыручки.
Актуальность данной программы заключается в том, чтобы дать воспитанникам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма - значит дать им путёвку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Цель программы: создание условий для развития физических качеств и всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития личности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
-
Обучающие
-
приобретение навыков в работе с картой и компасом;
-
расширение и углубление знаний воспитанников, дополняющих школьную программу по географии, биологии, ОБЖ, физической культуре;
-
получение воспитанниками основных навыков краеведческой работы.
-
Развивающие:
-
удовлетворение естественной потребности учащихся в познании
мира, своего края;
-
привитие интереса к занятиям туризмом;
3. Воспитательные:
-
воспитание бережного отношения к природе;
-
воспитание целеустремлённости, упорства в достижении цели.
-
создание «ситуации успеха» для каждого с целью воспитания «успешной личности».
-
создание условий для формирования разновозрастного детско-
юношеского коллектива.
4. Здоровьесберегающие:
-
укрепление здоровья детей;
-
физическое совершенствование воспитанников - развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями.
Реализация цели и задач данной программы направлена на организацию образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся в объединений, на сплочение единого коллектива.
Данная программ разноуровневая, рассчитана на подготовку обучающихся 5-10 классов.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Содержание программы первого года обучения предусматривает обучение детей азбуке туризма - сообщения им сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своём крае, элементарных понятиях об ориентировании на местности, знаний основ топографии, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.
В первый год занятий особенно важно воспитать у воспитанников сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе, так, чтобы они поняли на собственном опыте, что хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов - умелых и трудолюбивых.
Содержание программы второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, а также накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому путешественнику.
Во втором учебном году идёт знакомство с правилами паркового ориентирования, даются основные понятия и отрабатываются навыки продвижения по заданному маршруту. Практические занятия и учебно - тренировочные походы выстраиваются таким образом, чтобы воспитанники могли самостоятельно выполнять работу, предложенную руководителем.
Содержание программы третьего года обучения предусматривает закрепление и дальнейшее изучение азбуки туризма: максимально подготовить воспитанников к участию в 2-х дневных походах, к умению выживать в экстремальных условиях, уметь применять способы транспортировки пострадавшего, наводить различные переправы через реки, самостоятельно участвовать и проводить парковое ориентирование.
Программы каждого года занятий рассчитаны на 78 учебных часов, включая теоретические и практические занятия в помещении и на местности, а также проведение учебно-тренировочных походов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часа. В каникулярное время проходят учебно-тренировочные походы. Кроме того, занятия могут проходить как со всей группой, так и индивидуально, в зависимости от предстоящей деятельности.
При реализации поставленных выше задач, используются следующие методы:
-
метод самореализации, самоуправление через участие в походах, соревнованиях, экскурсиях;
-
поисково-исследовательский метод - самостоятельная туристко-краеведческая работа обучающихся с выполнением конкретных заданий в походах, экскурсиях;
-
метод контроля: врачебный, спортивный рост, качество усвоения программы.
Руководителем объединения могут быть использованы такие формы реализации программы, как: проведение походов, экскурсий, вечеров, соревнований по парковому ориентированию, соревнований по топографии.
Туристический поход - это итог всего изученного материала по каждому году обучения, в нем идет отработка всех тем программы. Поэтому в учебно-тематическом плане поход желательно ставить после изучения тем туристический быт и туристическое снаряжение.
Прогнозируемые результаты:
Прямыми критериями оценки результатов служат:
-
освоение учащимися программы по годам обучения;
-
рост спортивных достижений;
-
участие в походах;
-
участие в Районных и Окружных туристических соревнованиях, слётах:
«Осенняя тропа», «Зимние забавы», «Школа безопасности» и др.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Введение в образовательную программу.
1
1
-
2.
Знакомство с картой области и района.
Краеведческая работа в походе.
2
1
1
3.
Организация и подготовка путешествий.
10
4
6
4.
Ориентирование в походе.
Топографическая подготовка туриста.
12
6
6
5.
Физическая подготовка туриста
18
2
16
6.
Первая доврачебная помощь
10
8
2
7.
Туристическое снаряжение.
8
2
6
8.
Техника преодоления препятствий.
9
3
6
9.
Подведение итогов путешествий.
8
4
4
Итого
78
31
47
По завершении первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
-
передвигаться по дорогам и тропам в составе группы,
-
ориентироваться по карте и компасу,
-
оказывать первую медицинскую помощь,
-
организовывать походный быт, составлять смету и раскладку продуктов,
-
знать основы топографии и ориентирования,
Содержание программы 1 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическое занятие.
Беседа о туризме и о работе кружка. Виды туризма:
-
По характеру путешествия: горный, сухопутно-равнинный, подземный, подводный, комбинированный.
-
По способу передвижения путешественников: пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, парусный, автомобильный, конный.
-
Разнообразие форм и содержание туристической деятельности.
-
Туристические законы. Основы техники безопасности. Задачи на год.
Тема 2. Знакомство с картой области и района.
Теоретическое занятие:
Физико-географическое положение области, края, района. Рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды, памятники природы, заповедные территории.
Климат, растительный и животный мир области и района. История района, памятные и исторические места.
Практическая часть:
-
Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути.
-
Видеосъемка и фотографирование в походе.
-
Оформление отчётов путешествия, альбомов, выставок, уголков туриста.
Тема 3. Организация и подготовка путешествий.
Теоретическая часть:
Инструкция по организации и проведению туристических походов, путешествий и экскурсий с детьми. Подбор группы. Определение целей и района похода. Туристические должности в группе: командир группы, заведующий питанием, снаряжением, краевед, медик, костровой, фотограф, видеооператор. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана подготовки маршрута, план график похода, сметы расходов.
Подбор и подготовка группового и личного снаряжения. Культура поведения туриста, значение дисциплины в походе. Оформление походной документации. Получение разрешения на поход. Расчёт питания, подбор и закупка продуктов.
Практическая часть:
-
Установка палатки, укладка рюкзака.
-
Закупка, расфасовка, укладка продуктов.
-
Подготовка походной документации. Копирование карт, разработка
маршрута, плана графика похода.
-
Подготовка группового и специального снаряжения.
Тема 4. Организация и проведение путешествий.
Теоретическая часть:
Движение по маршруту. Нормы переходов, строй, темп, режимы. Движение в лесу через кустарники и завалы, сложность движения в густом лесу. Движение по заболоченной местности. Техника преодоления естественных препятствий. Страховка и самостраховка. Обеспечение безопасности - главное требование к каждому участнику похода. Основные причины возникновения опасности: дисциплина туристов, плохая подготовка похода, климатические условия. Правила поведения туристов в лесу, на воде, во время грозы, при преодолении естественных препятствий.
Практическая часть:
-
Движение цепочкой, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений и заданий.
-
Преодоление естественных препятствии: подъёмы, спуски, движение по густому лесу, по заболоченной местности.
-
Страховка и самостраховка.
-
Развёртывание и свёртывание бивуака.
-
Работа с картами и компасом. Зарисовка топографических карт.
-
Ориентирование по компасу, карте.
-
Составление, описание маршрута и интересных объектов.
-
Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему.
-
Тема 5. Подведение итогов похода, путешествия
Теоретическая часть:
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, видеофильмов.
Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома. Исследовательская
работа в походе.
Практическая часть:
-
Оформление фотоальбома.
-
Обсуждение похода, разбор похода.
Тема 6. Ориентирование в походе. Топографическая подготовка туриста
Теоретическое занятие:
Устройство и типы компасов. Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасов в походе. Определение азимута. Определение азимута на ориентир, движение по заданному азимуту. Масштаб. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Определение расстояния по карте. Определение сторон света по солнцу, звёздам, местным предметам. Топографическая карта и условные топографические знаки. Измерение на местности.
Практическая часть.
-
Ориентирование по сторонам горизонта, по местным предметам.
-
Ориентирование карты по компасу.
-
Определение расстояния по карте.
-
Измерение азимута.
-
Зарисовка топографических знаков.
-
Чтение топографических карт.
Тема 7. Физическая подготовка туриста.
Теоретическое занятие:
Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений зарядки.
Практическая часть:
-
Сдача нормативов по физподготовке.
-
Спортивные игры.
-
Подвижные игры.
Тема 8. Первая доврачебная помощь
Теоретическое занятие Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде. Купание в походе, значение водных процедур. Состав походной медицинской аптечки. Показаний и противопоказаний лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарственные препараты при хронических заболеваниях. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Виды и способы транспортировки пострадавшего.
Практическое занятие:
-
Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.
-
Транспортировка пострадавшего.
Тема 9 Туристическое снаряжение.
Теоретическое занятие:
Общетуристическое снаряжение: групповое, личное, специальное. Типы различных видов снаряжения, их преимущества и недостатки. Требования к снаряжению: лёгкость, прочность, удобство в пользовании. Типы рюкзаков, спальных мешков их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака. Уход за снаряжением и ремонт. Варочная посуда и костровые приспособления. Теплоизоляционные коврики. Ремнабор. Типы палаток, их достоинства и недостатки. Знакомство со специальным снаряжением: верёвки, карабины, страховочные системы.
Практическое занятие:
-
Подготовка к походу.
-
Получение и распределение снаряжения.
-
Укладка рюкзака.
-
Установка различных видов палаток.
-
Различные виды карабинов, работа с ними.
Тема 10. Техника преодоления препятствий.
Теоретическое занятие.
Основные понятия техники туризма. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, завалы. Знакомство с техникой преодоления препятствий. Меры безопасности при преодолении препятствии.
Практическое занятие
Знакомство со страховкой и самостраховкой. Отработка в помещении и на местности различных приёмов преодоления всевозможных препятствий. Зачетные походы по родному краю.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Краеведческая работа в походе.
2
2
-
2.
Организация и проведение путешествий:
12
6
6
3.
Обеспечение безопасности при передвижении по различным формам рельефа.
4
2
2
4.
Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе.
10
4
6
5.
Физическая подготовка туриста
12
2
10
6.
Первая доврачебная помощь. Зелёная аптека.
10
2
8
7.
Туристическая техника.
10
2
8
8.
Общественно полезная работа в походе.
10
2
8
9.
Подведение итогов путешествий
8
4
4
Итого
78
26
52
По завершении второго года обучения учащиеся должны уметь
-
-
различать лекарственные и ядовитые растения,
-
выполнять различные вязки узлов,
-
наводить самостоятельно переправы,
-
организовать однодневный поход,
-
оформлять фотоальбомы, отчёты о походах,
-
самостоятельно участвовать в ориентировании.
-
Содержание программы 2 года обучения.
Тема 1. Краеведческая работа в походе.
Теоретическое занятие:
Возможности родного края для проведения экскурсий, походов, экспедиций. Основные объекты экскурсий.
Тема 2. Организация и проведение путешествия.
Теоретическая часть:
Движение по маршруту. Строй, темп. Техника преодоления естественных препятствий. Страховка и самостраховка во время движения. Обеспечение безопасности во время похода. Причины возникновения опасности. Правила поведения туристов во время похода в лесу, во время грозы.
Практическая часть:
-
-
Преодоление естественных препятствии.
-
Страховка и самостраховка.
-
Правильное расположение днёвки.
-
Составление, описание маршрута и интересных объектов.
-
Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему.
-
Тема 3. Подведение итогов путешествий
Теоретическая часть:
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, видеофильмов.
Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома. Исследовательская
работа в походе.
Практическая часть:
-
Оформление фотоальбома.
-
Обсуждение похода, разбор похода.
Тема 4. Обеспечение безопасности при передвижении по различным формам рельефа.
Теоретическая часть:
Особенности естественных и искусственных полостей представляющих
опасность для туристов. Обязанности ведущего и замыкающего.
Практическая часть:
-
Работа с верёвкой, тросом.
-
Изучение техники и отработка страховки и самостраховки.
Тема 5. Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе. Теоретическое занятие:
Топографическая карта и условные топографические знаки.
Измерение на местности. Виды ориентирования.
Практическое занятие:
-
Зарисовка топографических знаков.
-
Чтение топографических карт.
-
Топографический диктант.
-
Определение расстояния до недоступного предмета.
Тема 6. Физическая подготовка туриста.
Теоретическое занятие:
Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений зарядки.
Практическая часть
-
Сдача нормативов по физподготовке.
-
Спортивные игры.
-
Подвижные игры.
Тема 7. Первая доврачебная помощь
Теоретическое занятие:
Личная гигиена туриста. Купание в походе, значение водных процедур.
Состав походной медицинской аптечки. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Виды и способы транспортировки пострадавшего.
Зелёная аптека: знать и уметь различать на рисунках, в походе лекарственные и опасные растения. Использование и применение лекарственных растении.
Практическое занятие:
-
Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.
-
Транспортировка пострадавшего.
-
Знакомство с дикорастущими съедобными и ядовитыми растениями.
Тема 8. Туристическая техника.
Теоретическое занятие:
Вязка узлов. Узлы и их значение. Различные виды переправ. Грудная обвязка и страховочная система. Подъёмы и спуски спортивным способом.
Практическое занятие:
-
Подъём спортивным способом при помощи «схватывающего узла»
-
Спуск спортивным способом,
-
Переправы с наведением перил.
Тема 9. Общественно полезная работа в походе.
Теоретическое занятие:
Правильная постановка целей и задач. Для чего нужна общественно полезная
работа в походе.
Практическое занятие:
-
составление дневников по работе.
-
фотоматериал.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Краеведческая работа в походе.
3
1
2
2.
Организация и проведение путешествий.
44
8
36
3.
Элементы спасательных работ.
4
2
2
4.
Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе.
8
3
5
5.
Физическая подготовка туриста.
4
1
3
6.
Парковое ориентирование.
5
1
4
7.
Лыжные походы.
7
1
6
8.
Подведение итогов путешествия.
3
1
2
Итого
78
18
60
По завершении третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
-
применять способы транспортировки пострадавшего;
-
выживать в экстремальных условиях;
-
определять размеры водоёмов;
-
применять различные переправы через реки;
-
применять свои знания в различных соревнованиях;
-
самостоятельно участвовать и проводить парковое ориентирование.
Содержание программы 3 года обучения.
Тема 1. Изучение водных объектов
Краеведческая работа в походе.
Теоретическое занятие:
Изучение переправ через реки: в брод, над водой, по воде, вплавь.
Практическая работа:
-
уметь зарисовывать правильно озёра.
-
уметь измерять ширину и глубину озёр и рек.
-
уметь переправляться через реки.
Тема 2. Организация и подготовка путешествий .
Теоретическая часть:
Инструкция по организации и проведению туристических походов(однодневных и двухдневных). Подбор группы. Определение целей и района похода. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана подготовки маршрута, плана графика похода, сметы расходов. Основные меры безопасности при плохой видимости, при дожде и ветре.
Практическая часть:
-
Установка палатки, укладка рюкзака.
-
Закупка, расфасовка, укладка продуктов.
-
Подготовка походной документации.
-
Копирование карт, разработка плана-графика похода.
Тема 3. Организация и проведение путешествий.
Теоретическая часть:
Движение по маршруту. Движение в лесу через кустарники и завалы, сложность движения в густом лесу. Движение по заболоченной местности. Движение в лесу через кустарники и завалы, сложность движения в густом лесу. Движение по заболоченной местности. Техника преодоления рек. Страховка и самостраховка. Обеспечение безопасности во время похода.
Практическая часть:
-
-
Выполнение общественных поручений и заданий.
-
Наведение переправы через реку.
-
Страховка и самостраховка.
-
Работа с картами и компасом. Зарисовка топографических карт.
-
Ориентирование по компасу, карте.
-
Составление, описание маршрута и интересных объектов.
-
Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему.
-
Тема 4. Подведение итогов похода, путешествия.
Теоретическая часть:
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, видеофильмов. Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома. Исследовательская работа в походе.
Практическая часть:
-
Оформление фотоальбома.
-
Обсуждение похода, разбор похода.
Тема 5. Элементы спасательных работ.
Теоретическое занятие.
Способы транспортировки при различных травмах, сигналы бедствия.
Способы выживания в экстремальных условиях.
Практическое занятие.
Отработка способов транспортировки при различных травмах, сигналы бедствия. Отработка способов выживания в экстремальных условиях.
Тема 6. Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе.
Теоретическое занятие:
Топографическая карта и условные топографические знаки.
Измерение на местности. Чтение карт-схем и работа с ними.
Практическое занятие:
-
Зарисовка топографических знаков.
-
Чтение топографических карт.
-
Топографический диктант.
-
Копировка карт.
Тема 7. Физическая подготовка туриста.
Теоретическое занятие:
Спортивно-оздоровительная подготовка туриста. Физическая и морально-психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений зарядки.
Практическая часть:
-
Сдача нормативов по физподготовке.
-
Спортивные игры.
-
. Подвижные игры.
Тема 8. Парковое ориентирование.
Теоретическое занятие:
Парковое ориентирование - один из видов ориентирования. Место проведения.
Правила организации и проведения паркового ориентирования.
Практическое занятие:
-
Составление карт.
-
Организация и судейство соревнований по спортивному ориентированию.
Тема 9. Лыжные походы.
Теоретическое занятие:
Уход за снаряжением, техника безопасности при ходьбе на лыжах, тропление лыжни. Защита от ветра и снега. Движение в строю на лыжном маршруте и отдых на малых привалах.
Практическое занятие:
-
Подбор лыж и снаряжения. Отработка умений использования различных
видов смазки лыж при различной температуре.
-
Отработка спусков и подъемов на лыжах.
Формы и методы, используемые в работе по программе
Наименование тем
Формы организации
Методы
Методы контроля
Введение в образовательную
программу.
Беседа.
Проблемного-изложения
Тестирование.
Знакомство с картой области и района.
История Краеведческая работа в походе.
Беседа. Лекция.
Частично-поисковый, исследовательский
Письменный опрос
Викторина «По родному краю»
«Моя малая Родина»
Организация и подготовка похода, путешествия.
Инструктаж, беседа. Игра «Завтра в поход»
Организация и проведение похода, путешествия.
3 однодневных похода
1 трёхдневный поход
Беседа.
Частично - поисковый, исследовательский
Тестирование.
Подведение итогов похода, путешествия
Беседа.
Топографическая подготовка туриста.
Ориентирование.
Беседа.
Топографическая игра «Путешествие по карте»
Исследовательс-кий.
Контрольный поход с картой и компа-сом. Топографии-
ческий диктант.
Физическая подготовка туриста
Учебно-тренировоч-ное занятие.
Метод частично-регламентирован-ных упражнений
Тестирование уровня физической подготовки.
Первая доврачебная помощь
Беседа.
Частично - поисковый, исследовательский
Письменный опрос, сбор гербариев.
Викторина «Аптека под ногами»
Туристическое снаряжение.
Беседа. Игра с карточками «Упакуем походный рюкзак»
Техника преодоления препятствии.
Беседа, лекция.
Зачёт по технике преодоления препятствий.
Общественно полезная работа в походе.
Беседа, лекция.
Частично-поисковый, исследовательский
Проблемного-изложения
Парковое ориентирование.
Беседа
Частично-поисковый, исследовательский
Проведение соревнований
Наглядные и дидактические пособия:
-
учебно-топографический карты;
-
плакаты, схемы по технике туризма и технике безопасности;
-
фото- и видеоматериалы, слайды;
-
карточки-задания по оказанию первой медицинской помощи;
-
обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию.
Список используемой литературы:
-
Вестник школьного туризма и краеведения.
№ 3 июль-сентябрь 2001 года.
-
Методические рекомендации в помощь руководителям туристических кружков и секций.- К.: 1985.
-
Настольная книга учителя физической культуры, под редакцией Л.Б. Кофмана.
-
Энциклопедия туризма, под редакцией Е. Тамм.
-
Туризм в школе. Физкультура и спорт.
-
Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов.- М.: Профиздат, 1987
-
Тыкул В. И. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1990.
-
Тыкул В. И.Спортивное ориентирование. - М.: Просвещение, 1990.