Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения«ВведениеЦели и задачиПри разработке воспитательного дела мною ставились следующие цели:1. Обучающая: сформировать первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека;2. Воспитательная: воспитывать культуру поведе­ния, формировать навыки личной гигиены; 3. Развивающая: способствовать росту самосозна­ния и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.Для достижения данных целей необходимо решение задач:• профилактика социально-негативных явлений в детской и подростковой среде;• рассмотрение причин курения в подростковом возрасте;• рассмотрение последствий курения;• определение механизмов психологической защиты при прекращении курения;
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Усть-Удинский районный Дом детского творчества









Воспитательное дело

«Здоровый образ жизни.

Профилактика табакокурения»

Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»


Автор педагогической разработки:

Митюкова Любовь Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД Усть-Удинского районного

Дома детского творчества

12 разряд II квалификационная категория









Усть-Уда 2011 год


Введение

В наше сложное и в экономическом, и в социальном планах время вредные привычки (к которым мы привычно относим курение, алкоголизм и наркоманию) усугубляют должное развитие подрастающего поколения. И само понятие «вредные привычки» оттесняется другим, более соответствующим сегодняшней действительности, - социально-негативные явления. То есть явления (уже процесс, а не просто привычка), несущие вред и отдельно взятому человеку, и обществу в целом.

Проводя занятие по профилактике социально-негативных явлений, следует учитывать возраст аудитории. Во-первых, большее внимание уделять здоровому образу жизни. Во-вторых, использовать больше иллюстративного, наглядного материала. В-третьих, давать информацию дозировано, но систематически. Таким образом, работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике социально-негативных явлений должна проводиться комплексно с использованием всех доступных образовательному учреждению средств и методов, на занятиях и во время воспитательных мероприятий.

Предлагаемая на конкурс педагогическая разработка используется на занятиях детского объединения Дома детского творчества «Общая физическая подготовка» на базе МОУ Юголукская СОШ. Она предназначена для обучающихся 7-8 классов. Качественное отличие данной разработки от других подобных мероприятий в том, что она представляет собой комплексное воспитательное дело. Оно включает в себя и информационно-лекционный материал, и игровой компонент, и тестовые методы для закрепления полученной информации, и экспериментальную часть, во время которой обучающиеся могут увидеть, что называется «изнутри», как сигарета воздействует на организм человека. И, следовательно, данное занятие подтолкнет ребят к размышлению, к самостоятельному анализу и курения в частности, и социально-негативных явлений в целом.

Цели и задачи

При разработке воспитательного дела мною ставились следующие цели:

1. Обучающая: сформировать первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека;

2. Воспитательная: воспитывать культуру поведе­ния, формировать навыки личной гигиены;

3. Развивающая: способствовать росту самосозна­ния и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.

Для достижения данных целей необходимо решение задач:

• профилактика социально-негативных явлений в детской и подростковой среде;

• рассмотрение причин курения в подростковом возрасте;

• рассмотрение последствий курения;

• определение механизмов психологической защиты при прекращении курения;

• определение преимуществ здорового образа жизни.

Место и срок проведения

Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения» разработано в апреле 2011 года. Занятие было проведено 15 октября 2011 года в кабинете химии МОУ Юголукская СОШ с группой детского объединения «Общая физическая подготовка». При проведении воспитательного дела использованы учебно-наглядные пособия: демон­страционный прибор для курения, схема «Путь струи воздуха».

Методика проведения

1. Актуализация знаний о вреде курения - работа с тестом «Что мы знаем о курении?».

2. Изучение нового материала о последствиях курения для растущего организма - рассмотрение схемы «Путь струи воздуха» (Приложение 1). Монологическое и диалогическое изложение информации. Организация исследовательского задания - обучающиеся получают знания в процессе химического опыта на демонстрационном приборе для курения (Приложение 2), составляют словесный портрет курильщика и делают самостоятельные выводы.

3. Закрепление материала. Формирование умений и навыков - проведение игры «Вы рискуете своими легкими» и «Органы-мишени» (Приложение 3). Метод алгоритмических предписаний: курение несет разрушение всем органам человека. Если вы хотите сохранить здоровье, не курите (Приложение 4).

Содержание педагогической разработки - воспитательного дела

«Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

В начале занятия педагог сообщает тему и цель воспитательного дела. Затем с помощью теста «Что мы знаем о курении?» происходит актуализация знаний обучающихся о табакокурении и его вреде для организма человека. Педагог подводит обучающихся к мысли об их ответственности перед самими собой, окружаю­щими и своей будущей семьей. Акцент при этом можно сделать на здоровье близких людей, дру­зей, вынужденных участвовать в так называемом пассивном курении, когда они находятся рядом с курильщиком и дышат воздухом, отравленным табачным дымом.

Тест "Что мы знаем о курении?"

При ответе на вопрос, напишите сбоку слова "Верно" или Неверно".

1. Одна из главных причин, почему подростки курят, чтобы "быть как все".

2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

  1. Курение помогает расслабиться, когда чело­век нервничает.

4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, седает 1 литр табачной смолы.

5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

6. Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное кровоснаб­жение и циркуляция воздуха в легких.

  1. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

  2. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

  3. Большинство подростков в состоянии бро­сить курить в любое время.

10. Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

Лист ответов для теста "Что мы знаем о куре­нии?":

1. Верно. 2. Верно. 3. Неверно. 4. Верно. 5. Неверно. 6. Неверно. 7. Неверно. 8.Верно. 9. Неверно. 10. Неверно

Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

Обучающиеся д/о «ОФП» отвечают на вопросы теста «Что мы знаем о курении?»

Что же происходит при курении табака? При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в орга­низм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; сужи­вает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а под­вергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения, сердечнососудистые и раковые заболевания. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина.

Чтобы учащиеся поняли, как никотин прони­кает с дымом в организм человека, педагог

де­монстрирует схему «Путь струи воздуха».

Схема «Путь струи воздуха»

ПВоспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»ри нормальном дыхании воздух поступает в носовую полость, где прогревается, увлажняется и частично очищается от механических приме­сей. Слизистая оболочка носовой полости по­крыта мерцательным эпителием. В этом покрове много клеток, выделяющих слизь, которая вмес­те с осевшими на оболочку пылевыми частицами удаляется мерцательными движениями ресничек. Именно поэтому человек чихает, когда в нос попадает пыль и другие частицы.

ПВоспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»осле того как воздух покидает носовую по­лость, он проходит через гортань и попадает в трахею (дыхательное горло). Внутренняя поверх­ность трахеи также выстлана слизистой оболоч­кой, покрытой мерцательным эпителием, рес­нички которого находятся в постоянном движении. Важной функцией ресничек является защита от механических, физических и химичес­ких воздействий. Отфильтрованный ресничками воздух поступает через трахею в два бронха, идущих к правому и левому легкому. Подобно корням дерева, бронхи разветвляются на бронхиоли. По краям бронхиоль расположены легоч­ные пузырьки - альвеолы, через стенки которых происходит газообмен между воздухом и кро­вью. Под Легкими над желудком расположена диафрагма. Со слюной пары никотина заглаты­ваются в желудок. Курильщик вдыхает дым через рот и вредные вещества вместе с табачным дымом попадают непосредственно в верхние дыхательные пути. С непривычки появляется кашель, но при постоянном вдыхании дыма мерцательные реснички, фильтрующие попадающий в организм воздух, отмирают. Вредные вещества начинают раздра­жать непосредственно слизистую оболочку, что приводит к хроническому бронхиту. Как пока­зывают исследования, именно в слизистой обо­лочке чаще всего зарождаются раковые клетки. По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиоль разрушительное воздействие никотина, смолы и других химичес­ких веществ усиливается. Один из вредных про­цессов происходит во время газообмена. Отдель­ные химические вещества, вступая в реакцию с кислородом, входящим в состав молекулы угле­кислого газа, образуют ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. В результате длительного отравления угарным газом уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что влечет за собой инфицирование и последующую их ампутацию.

Вредное воздействие химических веществ на альвеолы заключается в том, что, приспосабли­ваясь к изменениям в кислородном обмене, они до предела увеличиваются в объеме и могут разорваться (как лопается чрезмерно надутый шар). Этот процесс носит название эмфиземы. Эмфизема необратима. Однако если удается убедить курящего оставить курение, развитие данного заболевания может быть остановлено.

Патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от интенсивности курения в прошлом, процесс восстановления занимает от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обиль­ное выделение слизи, и начинается процесс оздоровления.

Физиологические последствия курения можно наглядно показать, используя демонстрацион­ный прибор для курения.

При демон­страции химического опыта посредством прибора обучающиеся видят, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие. Для изготовления прибора используются: пластиковая бутылка с крышкой (из-под моющего средства), стеклянная трубка длиной 5 см, ватные шарики, пластилин, сигарета (луч­ше без фильтра), спички.

В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать отверстие пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой - сигарету. Завернуть крышку.

Сжав бутылку, выдавить из нее часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начнет дымиться. Ватные шарики можно положить на дно бутыл­ки. В этом случае после демонстрации часть смолистых веществ осядет на стенках бутылки, и шарики окажутся светлее.

Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

Обучающиеся д/о «ОФП» проводят химический опыт


Результат химического опыта вызывает удивление обучающихся: ватный шарик, находившийся в трубке, пожелтел после эксперимента; на стенках бутылки выступили капельки смолы; ватные шарики внутри бутылки стали белее. То же самое происходит в легких человека, выкурившего сигарету.

Затем педагог предлагает составить словесный портрет курильщика. Главный акцент при этом можно сделать на внешних проявлениях табако­курения. Дело в том, что подростки в большей степени интересуются сегодняшним днем, а не тем, что с ними будет впоследствии. Поэтому описания раковых и сердечнососудистых заболеваний часто не достигают цели. Акценты следует расставить на последствиях, близких и понятных учащимся. Например, к отрицатель­ным последствиям курения относятся: возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях; появление сухого преры­вистого кашля, неприятного запаха изо рта, ин­фекции полости рта; ухудшение обоняния; преж­девременное образование морщин на лице; по­желтение зубов; нарушение нормального дыха­ния и снижение выносливости, снижение со­противляемости организма к различным заболе­ваниям.

Закрепление материала происходит в игре «Вы риску­ете своими легкими». В игре участвуют 2 команды, каждая из которых имеет капитана. Педагог зачитывает вопрос, на который отве­чает та команда, капитан которой первым под­нял руку. Если ответ правильный, команда получает 10 очков. Если неправильный, то право ответа переходит к другой команде.

Вопросы и ответы к игре «Вы рискуете своими легкими»

Вопрос: при курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?

Ответ: угарный газ. Это ядовитый газ, кото­рый, соединяясь с красными кровяными тельца­ми, уменьшает количество кислорода, переноси­мого кровью.

Вопрос: какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?

Ответ: сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.

Вопрос: верно или нет, что физические упраж­нения сводят на нет пагубное воздействие куре­ния?

Ответ: неверно. Спорт ни в коей мере не Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения» Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»нейтрализует вреда, причиненного курением организму.

Вопрос: какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей - электроприборы, воспламеняющиеся химичес­кие препараты или сигареты?

Ответ: сигареты.

Вопрос: если человек выкуривает пачку сига­рет в день ежедневно на протяжении года, сколь­ко смолы оседает в его легких?

Ответ: около 1 литра.

Вопрос: верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание?

Ответ: верно. Курение порождает как физи­ческую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить.

Вопрос: назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных жен­щин?

Ответ: увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выки­дышей, гибели плода и смерти младенца с 28 недели внутриутробной жизни по 7 сутки жизни новорожденного.

Вопрос: что означает "пассивное курение"?

Ответ: Пассивное курение (или вынужденное курение) состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыха­ния.

Вопрос: назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно с курением!

Ответ: целоваться, принимать душ, плавать, играть в баскетбол и т.д.

Вопрос: назовите три причины, по которым подростки предпочитают не. курить.

Ответ: во-первых, дурной запах; во-вторых, некурящие друзья; в-третьих, некурящие родители.

Вопрос: какие проблемы типичны для детей курильщиков?

Ответ: повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией и т.д.

Вопрос: сколько сигарет необходимо выку­рить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких?

Ответ: одной сигареты достаточно, чтобы уве­личить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообраще­ние и газообмен в легких.

За неправильный ответ присуждается «дефект», т.е. «желтые зубы курильщика» (в виде рисунка, фото) и т.д. Команда, получив­шая три дефекта, выбывает из игры.


Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

Обучающиеся д/о «ОФП» - участники игры «Вы рискуете своими легкими»

Игра «Органы-мишени» также предназначена для закрепления полученной информации о вредных последствиях курения. Черно-белые с видимыми дефектами изображения органов, не соответствующие действительным размерам, характеризуют внутренние органы курящего человека. Обучающиеся рассказывают, как курение влияет на сердце, мозг, печень, легкие, почки и надпочечники, мочевой пузырь, кишечник и желудок, прикрепляя изображение на место нахождения реального органа человека.

Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

Обучающиеся д/о «ОФП» - участники игры «Органы-мишени»

Анализ результатов и выводы

У обучающихся были сформированы первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека; закреплены основные правила культуру поведе­ния, и навыки личной гигиены; занятие способствовало росту самосозна­ния и самооценки подростков; развитию умение анализировать и применять полученные знания в жизни. Обучающиеся подведены педагогом к осознанному отказу от курения, основанному на знаниях о его вредных последствиях; поняли преимущества крепкого здоровья и его значение в своей личной и профессиональной карьере.

Большое впечатление на обучающихся оказал химический опыт с демонстрационным прибором для курения. В результате которого ребята увидели - не на картинке, не в видеоролике - а в реальности, как сигарета выделяет вредные вещества, как капельки смолы появились на стенках прибора. Этот яркий эпизод будет вспоминаться им каждый раз при виде сигареты: зажженной или потушенной, у взрослых или сверстников, но не в их руках.





Приложение 1

Схема «Путь струи воздуха»


Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»








Приложение 2

Демонстрацион­ный прибор для курения

Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»












Приложение 3


Материал для игр «Вы рискуете своими легкими» и «Органы-мишени»

Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»



Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»







Приложение 4



Воспитательное дело «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»


© 2010-2022