Нетрадиционные методические подходы в тренеровке юных игроков в лапту

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У НАЧИНАЮЩИХ ИГРОКОВ В РУССКУЮ ЛАПТУ».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

.1 РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ИГРОКОВ В ЛАПТУ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ.

.2 ОПЫТНАЯ ПРОВЕРКА СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ТРЕНИРОВКЕ НАЧИНАЮЩИХ ИГРОКОВ В РУССКУЮ ЛАПТУ.

.3 ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

ВЫВОДЫ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

БИБЛИОГРАФИЯ.

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью русской лапты, является высокая плотность игры. Спортсмены постоянно находятся в сложных игровых условиях, при дефиците времени для принятия и выполнения технико-тактических решений и действий. На первый план выходит способность своевременно и эффективно решать игровые задачи.

При прочих равных условиях наибольшего успеха добиваются игроки, имеющие высокий уровень развития оперативного мышления и технического мастерства, которые позволяют быстро оценить, проанализировать игровую ситуацию, принять единственно верное решение и реализовать его. Более высокий уровень развития этих качеств даёт возможность предвосхищать действия партнёров, соперников и события на площадке. Именно эти способности являются главными предпосылками для воспитания классных игроков.

Анализ научно - методической литературы показал, что в теории и практике русской лапты отсутствует методика по воспитанию и развитию оперативного мышления, а характер тренировочного процесса стал носить характер циклических видов спорта. С этой точки зрения актуальность выбранного направления данной работы не вызывает ни какого сомнения.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Лапта характеризуется тем, что борьба протекает в условиях постоянной смены ситуаций. В связи с этим для успешной игры на передний план выходят требования к оперативному мышлению спортсменов.

Условия конкретной игровой ситуации, являющиеся внешней детерминантой оперативного мышления, определяет набор операций или движений. Каждая ситуация содержит в себе информацию того или иного содержания и разного объёма. Установлено, что быстрота мыслительной деятельности человека находится в обратной пропорциональной зависимости от количества информации . Кроме воспринимаемых объектов игровой ситуации детерминантой оперативного мышления является фактор конфликтности и риска игровой ситуации. Чем меньше выражен конфликт, к примеру, игра со слабым противником или на большом расстоянии от него, тем меньше риск сделать ошибку, тем больше времени отводится для принятия решений игроку и наоборот, чем острее конфликт, тем меньше времени для принятия решений, тем больше его дефицит. (А.В.Родионов).

Одна из основных характеристик оперативного мышления в командно -игровых видах спорта это наглядный, образный характер. В процессе решения задач, спортсмен оперирует в основном непосредственно воспринимаемыми, а не воображаемыми объектами. Процесс принятия игровых задач тесно связан с физическими и функциональными действиями, а не с абстрактными понятиями.

Другая особенность состоит в том, что мышление носит действенный характер и выражено это тем, что спортсмен, используя технические и тактические навыки и умения, реализует в действиях свои замыслы, и фактически сразу же видит их результаты. (Г.М.Гагаева)

Спортивную деятельность игрока характеризуют взаимосвязанные механизмы оперативного мышления и сенсомоторного реагирования. Игровая деятельность протекает в условия крайнего лимита времени, когда практически невозможно отличить моменты реагирования и принятия решений. С характеристиками оперативного мышления тесно связаны такие сенсомоторные реакции, как реакция выбора, реакция вероятностного прогнозирования и реакция предвидения.

Следующая особенность оперативного мышления в спорте - это связь с эмоционально - волевыми процессами спортсмена. Эмоциональность и напряженность - обязательное условие протекания процесса мышления у спортсмена, ему приходится принимать решения в ситуациях непосредственной острой борьбы с противником, сильного эмоционального возбуждения, что может привести к неверной оценке игровой ситуации.

Быстрота процессов мышления - не менее важная его особенность, характерная в основном командно - игровым видам спорта. А.В.Родионов считает, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество по этому показателю по сравнению с другими видами спорта (за исключением спортивных единоборств). Особенно быстрота принятия решения проявляется в случаях:

А) когда необходимо оценить все характеристики игровой ситуации;

Б) в случае, необходимости учёта вероятности изменения ситуации;

В) в случае, длительного процесса принятия решения в эмоционально напряженных ситуациях.

Представитель спортивных игр отличаются так называемой «скоростной выносливостью» в оперативном мышлении, которое заключается в непрерывном и частом принятии решений в течение длительного времени. Они же имеют преимущество в показателях быстроты оперативного мышления в условиях выбора одного варианта из нескольких возможных, что вполне объяснимо наличием в спортивных играх большего количества вариантов решений, чем в других видах.

Выделяются следующие наиболее существенные особенности мыслительных операций в спортивных играх:

деятельность в условиях крайнего лимита времени;

непрерывный характер процесса принятия решения;

восприятия большого числа элементов ситуации;

«панорамное» ориентирование по всему полю зрения, где спортсмен логически связывает между собой ситуации мало схожие по внешним признакам;

необходимость выбора решения из нескольких вариантов, довольно близких друг к другу;

способность при решении задач совершать «скачок» через промежуточные и несущественные варианты, способность сразу увидеть конечные решения;

удержание в памяти большого числа элементов тактических и технических задач;

смена плана решения задач непосредственно в ходе их выполнения;

реализация оперативной деятельности при большом числе сбивающих факторов. (А.И. Клименко).

В исследованиях посвященных изучению отдельных свойств оперативного мышления, в частности, быстроты и точности решения игровых задач, выявлены следующие закономерности:

точность решения тактических и технических задач зависит от уровня квалификации спортсменов;

высококвалифицированным спортсменам характерны наименее вариативные показатели оперативного мышления, у них наблюдается тенденция к уменьшению времени решения наиболее сложных задач;

для юных спортсменов характерно увеличение времени решения игровых задач при повышении их сложности;

У спортсменов с малым игровым опытом, отсутствует какая - либо последовательность с предполагаемой ситуацией, они могут неоднократно возвращаться к уже «проигранному» взаимодействию, не переключаясь на более оптимальное. Схему ситуации оценивают наугад и поспешно выбирают решения, не просмотрев всех вариантов.

Опытный спортсмен старается целиком «увидеть» ситуацию и, хотя оптимальное решение, как правило, у них готово сразу, окончательно принимают они его, лишь отвергнув остальные.

Восприятие информации и своевременность реагирования доминируют в простых игровых ситуациях, а в сложных ситуациях уже на первый план выходит быстрота выполнения интеллектуальных операций. Причем в тактических действиях спортсменов слиты воедино операции, как результат оперативного мышления и операции, как результат сенсомоторного реагирования.

Как высшее проявление процессов оперативного мышления следует рассматривать способность спортсменов к игровому предвидению, антиципации игровых ситуаций.

В подготовке спортсменов игровиков предполагается, что существует три группы спортсменов с разным уровнем оперативного мышления и предвидения (А.В. Родионов).

.Спортсмены, которым не свойственна какая-либо программа предвидения. ( В работе с ними рекомендуется применение большого количества упражнений с игровыми эпизодами, с различным числовым соотношением атакующих и защищающихся. Тренер, умышленно ограничивает возможность принятия стандартных решений.)

.Спортсмены, жестко оценивающие ситуацию. Обычно это -неуравновешенные спортсмены. ( В тренировках для них умышленно не следует принимать заблаговременно решений, а действовать строго по ситуации, нарочито меняя готовые решения.)

.Спортсмены с более гибкой программой прогнозирования. Это люди с уравновешенной и подвижной нервной системой, благоприятный тип для игры, однако они часто уступают спортсменам из 2 группы, потому что нередко колеблются в принятии решений. ( Спортсменам этой группы необходимо в тренировках идти на риск, решительно принимать решения. Всё это поможет выработать игровую линию поведения для каждого игрока.) (А.В. Родионов, М.В. Бриль)

Способность к прогнозированию событий - существенный фактор, во многом определяющий поведение спортсмена в игре, где условия не стационарны, а информация о них во многом зависит от принятого личностью решения на основе анализа статистической структуры ситуации. Успех зависит от точного вероятностного прогноза, понимаемого в современной психологии, как привлечение прошлого опыта для опережающей подготовки к наиболее вероятным реакциям в условиях неопределённости. В этой связи следует рассматривать интуитивное предвидение, как механизм реакции и ответного действия на предвиденную ситуацию. ( А.В. Родионов, К.Л. Бабаян)

Анализ научной литературы по настоящему вопросу показал, что в Русской Лапте проблему игрового мышления никто не исследовал.

Резюмируя литературный обзор, можно отметить, что:

.Методы и средства развития оперативного мышления разработаны недостаточно.

.Отсутствует методика тестирования уровня развития оперативного мышления у начинающих спортсменов.

.Неопределенны пути повышения эффективности игровой деятельности с учётом индивидуального подхода к уровню развития оперативного мышления.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании были поставлены следующие задачи:

.Разработать методику развития оперативного мышления у спортсменов 8-10 лет.

.Разработать методику тестирования для диагностики уровня развития игрового мышления.

.Проверить методику развития игрового мышления в педагогическом эксперименте.

.Разработать предложения по использованию методики развития игрового мышления в работе с начинающими игроками.

. Метод педагогического наблюдения:

наблюдения за тренировочной деятельностью;

наблюдения за соревновательной деятельностью.

. Метод тестирования:

лабораторное тестирование по карточкам;

. Метод обобщения опыта подготовки спортсменов;

беседы с тренерами, спортсменами.

. Метод педагогического эксперимента

Исследование проводилось в 2014 г. В исследовании принимала участие команда юношей 8-10 лет, учащихся МБОУ СОШ № 119.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

3.1 Разработка специальных методических приемов тренировке начинающих спортсменов, направленных на развитие игрового мышления.


В ходе исследования одной из главных задач являлась разработка и экспериментальное обследование методики по воспитанию и развитию игрового мышления. Методика явилась результатом обобщения опыта работы ведущих специалистов по лапте и воплощения на практике новых идей и представлений о системе тренировке. Всё это нашло своё отражение в специальных методических приёмах и средствах, отличных от традиционных своей направленностью, на постоянное формирование игрового мышления.

Следует отметить, что тренировочные занятия, в которых применялись средства на развитие оперативного мышления, как правило, протекали с высоким эмоциональным фоном, вызывали живой интерес у детей, заставляли делать все упражнения в максимальном режиме и с полной отдачей, принимать нестандартные решения.

Основная суть методики заключается в использовании своеобразных методических приёмов, связанных с проведением специальных тренировочных заданий, направленных на развитие оперативного мышления, творчества и инициативы, принятия быстрого, нестандартного решения в сложных, быстро изменяющихся игровых ситуациях.

В качестве примера можно привести варианты методических подходов и их реализацию в специфических упражнениях по видам подготовки:

скоростная подготовка,

скоростно - силовая подготовка,

выносливость,

сила,

ловкость,

тактическая подготовка.

СКОРОСТНАЯ ПОДГОТОВКА


Методический приём


Реализация


Введение необычных исходных положений. Соревновательный метод. Введение различных вариантов команды «СТАРТ». Изменение пространственных границ. Варьирование условий в ходе выполнения упражнения. Изменение скорости и темпа движения.


Старты; стоя спиной к направлению движения, сидя, лёжа, выпрыгиваний, отжиманий, поворота, поворота прыжком. В парах; догнать партнёра на старте - дистанция 3 шага. Различные исходные положения. Кто вперёд из различных стартов; - кувырок лицом спиной - развороты - старт, взявшись за руки. Звуковые: - голосом (на определённое слово) - свистком (на определённый сигнал определённое начало) - хлопком - «на старт, внимание» «третий» Зрительные: - старт по определённому движению руки тренер. «салки» с изменением условий по команде тренера, свистку (остановки, повороты, развороты, бег в обратную сторону, и т.д.) эстафеты.




СКОРОСТНО - СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА


Методический приём


Реализация


Направленное варьирование внешних условий и отягощений. Изменение скорости и темпа движений. «Зеркальное» выполнение упражнений


- прыжки через разновысокие скамейки - прыжки через скамейки стоящие на разном расстоянии друг от друга - прыжки с продвижением вперёд (с поворотами, то же на одной ноге, спиной вперёд, то же на одной ноге, то же с продвижением из стороны в сторону) - выполнение заданий с помехой партнёра.



ВЫНОСЛИВОСТЬ


Методический приём


Реализация


Изменение скорости и темпа движения. Введение дополнительных трудностей и раздражителей.


В кроссе: - ускорения - медленный бег - изменение темпа по команде. Кросс с передачами мяча ( в парах, в тройках с двумя мячами) Кросс с движениями в горку и под горку, бег по пересечённой местности. Бег с изменениями способа движений: - спиной вперёд - прыжками - разворотами - правым, левым боком.



СИЛА


Методический приём


Реализация


Изменение скорости и темпа движений. Варьирование комбинаций выполнения упражнения. Направленное варьирование внешних отягощений. Введение дополнительных раздражителей.


Выполнение упражнений с разными по весу снарядами и партнёрами. Изменение структуры движения по сигналу тренера..

ЛОВКОСТЬ


Методический приём


Реализация


Введение необычных исходных положений. Введение дополнительных раздражителей. Варьирование условий выполнения заданий.


- кувырок по определённой команде в ходе выполнения движения, после прыжков, после выпрыгиваний, в ходе выполнения ОРУ, прыжки с поворотами в движении на 180 и 360 градусов, прыжки в сторону с последующим ускорением. - старты из различных положений с усложнением кувырками, перекатами, прыжками с поворотами. Использование в эстафетах: - акробатических элементов - двух и более мячей - скакалок - скамеек - гимнастических матов По определённой команде в эстафетах: - изменение направления движения - изменение способов ведения мячей - выполнение определённого акробатического приёма. В двойках и тройках с движением по площадке. - усложнение: то же с мячами



ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Методический приём


Реализация


Введение дополнительных раздражителей. Изменение по ходу игры условий или правил. Варьирование тактических построений. Изменение скорости и темпа игры. Изменение пространственных границ.


Игра в два мяча; игра двумя мячами в трое ворот; одновременная игра двумя мячами в футбол ручной мяч и баскетбол. Игра с усложнением правил: свободная смена при ловле «свечи»,игрок с мячом не может двигаться. Игра в футбол, взявшись за руки в парах. По свистку или другой команде - смена ворот - игра руками ногами. По свистку или другой команде -смена защиты на нападение. По команде: - организация быстрой атаки - медленный розыгрыш.

Тренировочные занятия, проводимые с применением нестандартных методических приёмов и средств, как правило, отличались высокой эффективностью и хорошим уровнем общей и моторной плотности.

Применение настоящей методики, на наш взгляд, позволило повысить уровень развития оперативного мышления у юных спортсменов, что нашло своё отражение в результатах проверки нашей методики.

3.2 Опытная проверка нетрадиционных методических подходов в тренировке начинающих игроков.

В результате проведённого нами исследования была разработана экспериментальная программа подготовки юных спортсменов.

Данная методика включалась в тренировку, наряду с общепринятыми заданиями, упражнения, развивающие игровое мышление игроков. Основными методами при этом были: игровой метод и метод сопряжённого воздействия.

Для оценки оперативных способностей использовалось параллельное сопоставление результатов лабораторного эксперимента и регистрации соревновательной деятельности спортсменов.

Определение уровня оперативного мышления проводится с применением методики «тройка» (М. С. Бриль, А. В. Родионов), представляющей модификацию известной игры «15». На бланке с пятью клетками размещены фишки под номерами 1, 2, 3 (рис. 1). Необходимо «ходом ладьи» перемещать фишки так, чтобы наименьшим количеством ходов и за наименьшее время поставить их в положение «I-2-3»

Нетрадиционные методические подходы в тренеровке юных игроков в лапту

Фиксируется число ходов, затраченных на расстановку фишек по порядку и время решения задач разной степени сложности - от «трёх-ходовок» до задач 8 - 10 ходов. На решение первой задачи спортсмены обычно затрачивают около 7 сек. (оптимальное число ходов - 7), на решение второй задачи - 11 сек. (число ходов - 10), на решение третьей задачи - 4 сек. (число ходов - 6).

Тестовые задачи на оперативное мышление

Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3

213 321 321

В ходе исследования проводился сравнительный анализ результатов данного лабораторного теста на различных этапах подготовки в годичном цикле. Результаты тестирования дают основание полагать, что применение специальных средств и методических приёмов в тренировке начинающих спортсменов положительно повлияло на уровень развития оперативного мышления. Также необходимо отметить прирост результатов решения задач, что видимо явилось следствием целенаправленного воздействия на способность оперативно принимать решения. Число ходов сократилось в среднем по группе от 11.85 до 10.69; время от 12.16 до 10.74.


Для оценки эффективности соревновательной деятельности в ходе исследования проводилась регистрация технико-тактических игровых действий в матчах различного уровня. По результатам проведённых обследований оценивались следующие показатели:

Уровень игры,

Уровень игры в нападении,

Уровень игры в защите,

Время технико-тактических действий,

% реализации ударов.

В исследовании была использована доработанная мною система расчёта определения уровня игры команд в русскую лапту и использования игрового времени разработанная специалистами новгородской области.

Система расчёта

Условные обозначения

Определение уровня сложности турнира

Максимальный УР.И-Минимальный Ур.И

Количество участвующих команд

УСТ- уровень сложности игры.

Определение уровня игры

Ур.И=Ур.Н+Ур.З:2

Ур.И-уровень игры

Ур.Н-уровень нападения

Ур.З-уровень защиты

Определение уровня игры в нападении

Ур.н=% РУх2-%ОС

% РУ-процент реализации ударов.

%ОС-процент отданных свеч.

Определение уровня игры в защите

УР.З=100-(%РУСх2)+%ВС

%РУС-процент реализации ударов соперника

%ВС-процент взятых свечей

Определение % реализации ударов

%РУ=КВПх100:КПУ

КВП-колечество выполненных перебежек.

КПУ-количество правильных ударов.

Определение% взятых свечей

%ВС=КВСх100:КПУС

КВС-количество взятых свечей

КПУС-количество правильных ударов соперника.

Определение % отданых свечей

%ОС=КОСх100:КПУ


КОС-количество отданных свечей.


Определение % выполнения ударов

%ПУ+КПУх100:КВУ

КВУ- количество выполненных ударов.

Определение процента результативных ударов

%РЗУ=КРЗУх100:КВУ


Определение времени выполнения удара

ВР.ВУ=Вр.И: общееКВУ

ВР.ВУ-время выполнения удара

ВР.И- время игры

Определение времени технико тактических действий

Вр.ТТД=Вр.ВУхКПУ


Вр.ТТД-время технико-тактических действий.

Определение времени нападения

Вр.Н=Вр.ВУхКВУ

Вр.Н-время нападения

Обследование по данной методике проводилось в течение всего соревновательного периода и в сумме с педагогическими наблюдениями дают возможность определить динамику эффективности соревновательной деятельности.

Хорошие положительные сдвиги были отмечены в ходе сравнения средних показателей соревновательной деятельности на различных этапах соревновательного периода. Прирост отмечен по всем показателям, что, в сумме с ростом спортивных результатов, по моему мнению, явилось следствием использования нетрадиционных методических подходов и средств.

В ходе педагогических наблюдений главное внимание уделялось следующим характеристикам:

умению быстро и эффективно принимать решения

способность перестраивать свои действия в изменяющейся обстановке игры

умению действовать неожиданно и нестандартно в различных игровых ситуациях

способности своевременно и качественно проводить технико - тактические действие адекватное текущему моменту

умению своими действиями опережать и предугадывать действия соперников на площадке


3.3 Итоги педагогического эксперимента


.Запланированный объём тренировочной нагрузки выполнен полностью.

.Экспериментальная проверка методики развития игрового мышления показала эффективность тренировочного процесса, построенного на использовании нетрадиционных подходов и средств.

.Разработана методика тестирования и педагогических наблюдений для диагностики уровня развития игрового мышления у юных игроков.

ВЫВОДЫ

.Разработанная и экспериментально обоснованная методика развития оперативного мышления у начинающих игроков в лапту позволяет воспитывать у спортсменов способность к быстрому принятию решений и антиципации. Методика позволяет приблизить тренировочный процесс к соревновательной деятельности за счёт применения специальных методических приёмов и средств.

.Контрольное тестирование до и после эксперимента и результаты педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью, свидетельствуют о положительных статистически достоверных сдвигах показателей уровня оперативного мышления, а также об улучшении качественных и технических показателей игры, повышении плотности и эффективности технико - тактических действий в матчах.

.В ходе эксперимента была выявлена взаимосвязь между показателями развития оперативного мышления и показателями соревновательной деятельности.

.Методика тестирования может быть использована в системе подготовки игоков.

.Результаты проведённых исследований дали возможность сформулировать практические рекомендации по применению методики.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для повышения уровня оперативного мышления и эффективности тренировочной и соревновательной деятельности юных лаптистов рекомендуется применять следующий комплекс мероприятий:

.Определить уровень развития оперативного мышления каждого игрока и контролировать этот показатель на различных этапах подготовки, используя методику тестирования и педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью.

.Использовать в тренировочном процессе методические приёмы и средства, направленные на развитие оперативного мышления на всех этапах подготовки юных игроков.

БИБЛИОГРАФИЯ

. Готовцев, Е. В. Педагогический контроль в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст] : метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. - Воронеж : [б. и.], 2006.

.Александров П.Н. «Из области психологии. Теннис.» сб. 1972

.Арутюнян Г.В. «Проблемы мышления в спорте» Т и ПФК 1962

.Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх» 1980

.Гагаева Г.М. «Психология футбола» М. ФиС 1969

.Горбунов Г.Д. «Исследование влияния физических нагрузок на оперативное мышление и скорость переработки информации» Вопросы психологии. 1968. «Методика исследования оперативного мышления» Проблемы инженерной психологии. 1968

.Завалишина Д.Н., Пушкин В.Н. «О механизмах оперативного мышления» Вопросы психологии. 1964

.Зациорский В.М. «Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте» ТиП 1971

.Каменинский Ю.А. «О вопросах принятия решений в игровых видах спорта» Итоговый сб. молодых учёных. 1970

.Клименко А.И. «Исследование особенностей оперативного мышления баскетболистов с целью индивидуализации тактической подготовки» Автореферат - диссертация. 1975

.Костка В. «Современный хоккей» 1976

.Малиновский С.В. «Моделирование тактического мышления спортсмена» М. ФиС 1981. «Исследование психологических особенностей выбора ответных действий» Автореферат - диссертация. 1969

.Мармор В. «Игровое внимание» С.И. 1970

.Родионов А.В. «Быстрота мышления» ФиС 1973. «Психодиагностика спортивных способностей» М. ФиС 1973. «Психологические факторы решения оперативных задач в спорте» Автореферат - диссертация. АПН СССР 1976. «Спортсмен прогнозирует решение» М. ФиС 1971

.Усков В.А. «Тест для оценки оперативного мышления» ТиПФК 1989

.Юрзинов В.В. «Своя дорога» Спортивные игры 1990


© 2010-2022