Выступление на РМО Воспитание ЗОЖ на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание ЗОЖ на уроках физической культуры

Учитель высшей категории физической культуры

МБОУ Мальчевская СОШ

Стрелков В.В.

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756) приоритетными задачами ставит создание условий для повышения качества общего образования.

С этой целью предлагается:

  1. Провести оптимизацию учебной психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

  2. Возложение на школу и учащихся задачи - «забота о здоровье учащихся», т.к. взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми.

По данным Министерства здравоохранения, в школьном возрасте

ухудшение здоровья ярко выражено. Из «Аналитических материалов» Госкомстата за 2004 год следует, что по результатам медицинского осмотра школьников:

  • за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза;

  • у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний;

  • особую тревогу вызывает увеличение числа детей в 5 раз с заболеваниями эндокринной системы;

Я проводил апробацию оздоровительных мероприятий в различных классах:

  • в начальной школе, в 5-х, 7-х, 9-х, 11-х классах, т.е. в тех классах, где у

учащихся имелись проблемы с осанкой, зрением, наблюдалась усталость, раздражительность, нервозность и склонность к депрессивным состояниям.

Свое исследование я начал еще в 2003 году. Но это были единичные

упражнения и мероприятия. Но , видя пользу от таких занятий, я уже с 2004 года ввел систему оздоровительных упражнений на своих уроках физкультуры и на летних полевых сборах Миллеровского района по ОБЖ, где вот уже 25 лет я являюсь начальником этих сборов.

Мониторинг (исследование) проводился в нескольких группах по

различным методикам:

Это:

  • элементы гимнастики для детей «Хатха - йога»

  • цветотерапия

  • валеология

  • музыкальная релаксация.

Но для реализации этих методик необходимы благоприятные психологические и экологические условия.

Для оздоровления позвоночника, сердца, органов дыхания и пищеварения я подобрал специальные упражнения Хатха-йога для детей. Эти упражнения естественны, физиологичны; они копируют позы и движения птиц, зверей и др. Я заинтересовал детей выполнением элементов этой гимнастики, ее выполняют даже те дети, которые освобождены от уроков физкультуры.

Заповеди Хатха-йога:

  • Тренируем тело, укрепляем дух

  • Здоровое питание

  • Развиваем свои физические возможности.

Физические упражнения Хатха-йога улучшают кровообращение,

помогают нормализовать работу внутренних органов, очистить организм от шлаков.

Для детей йоговские упражнения - это профилактика сколиоза, астмы, ОРЗ и др., они становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

В осенне-зимний период и ранней весной дети, как правило , подвержены простудным заболеваниям. Я предлагаю им лечение без лекарств прямо на уроке. Валеология дает массу советов по этому поводу (массажи стоп, носа, дыхательные упражнения, точечный массаж, двигательные упражнения, методы закаливания).

  • основными заболеваниями школьников являются ЛОР заболевания, нарушение опорно-двигательного аппарата, зрения , сердечно-сосудистой системы;

  • инвалидность детей возросла в 2 раза

Долгие годы , работая в школе и наблюдая картину ухудшения

здоровья, я решил найти такие формы и методы работы, которые бы не только остановили прогрессирование заболеваний, но и возвратили бы детям здоровье и радость жизни.

Поэтому в рамках исследуемой проблемы на своих уроках физической культуры я поставил цель внедрения здоровьесберегающих технологий .

Работая над проблемой здоровьесбережения, я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературные источники по проблеме внедрения здоровьесберегающих технологий;

  2. Сделать отбор наиболее приемлемых технологий и их последующую реализацию в образовательном процессе;

  3. Провести педагогическую диагностику по внедрению здоровьесберегающих технологий;

  4. Создать условия для практической реализации и внедрения форм и методов здоровьесберегающего процесса.

Так, теоретической основой в моей работе являются изученные работы

следующих авторов:

  • Селевко Г.К. Современные технологии.

  • Кайма В. Валеология.

  • Латохина Л. Хатха-йога для детей.

  • Вайс Ж. Цветотерапия - лечение цветом.

и другие

Мой 35 летний опыт работы в школе показал, что система формирования ЗОЖ в школе позволяет не только сохранить, восстановить, но и развивать природные, психофизиологические особенности учащихся.

У каждого опытного учителя существует свой набор технологий, форм и методов работы с учащимися по здоровьесбережению. И каждый из них положительно влияет на ребенка и его развитие.

Единого рецепта нет. Но есть главная заповедь учителя - «Не навреди!». Я, изучив специальную литературу, наблюдая за учащимися на уроках и во внеурочной деятельности, анализируя свою работу, - старался апробировать различные способы и приемы из разряда здоровьесберегающих технологий. Я должен сказать, что все эти приемы чисто индивидуальны и не всегда ведут к успеху. Если один ребенок готов «горы свернуть», чувствуя доброту и поддержку учителя, то к другому надо искать свой особый подход, заинтересовать его, доказать пользу и необходимость этого метода.

Что касается методики цветотерапии и антистрессовой пластической гимнастики - это новое и интересное направление здоровьесберегающих технологий. Их гармоничное сочетание позволяет создать особую атмосферу на уроке. В начале дети относились к цветовому сопровождению урока с непониманием, но с интересом, ожидая, что же будет дальше? Воздействие цветом очень хорошо сочетается с музыкальным сопровождением (музыкальная релаксация). В течение всего урока или занятия дети работают в подгруппах с определенным заболеванием. Воздействуя на эти подгруппы определенным цветом, мы создаем определенный цветовой микроклимат на уроке.

К примеру:

Зеленый - органы пищеварения,

Желтый - нервная система,

Синий - эндокринная система и другие.

А в сочетании с плавной антистрессовой гимнастикой мы улучшаем двигательные навыки и тем самым решаем проблемы с опорно- двигательным аппаратом. В результате визуальных наблюдений и регулярных медицинских обследований детей были получены следующие результаты:

  1. До проводимых мною исследований уровень заболеваемости учащихся ОРЗ, опорно-двигательного аппарата и др. составлял 30%. За два года практического применения здоровьесберегающих технологий уровень заболеваемости снизился на 3%, и теперь он составляет 27%.

  2. Уровень физической подготовки детей, которые были отнесены к средней группе, составлял 30%, после применения здоровьесберегающих технологий он повысился на 5% и теперь составляет 35%.

  3. За исследуемый период у 20% учащихся стабилизировалось давление, у многих период восстановления после стандартной нагрузки максимально приблизился к норме.

И ко всему этому на 40 % сократились пропуски занятий как без

уважительных причин, так и по болезни. Дети стали более спокойными и уравновешенными, занимаются с большим интересом гимнастикой, ритмикой, спортивными играми. Многие из тех, кто раньше сидел на скамеечке в спортзале, почувствовав уверенность в своих возможностях, постепенно перестали комплексовать по поводу своего заболевания. Они поняли, что с болезнями можно и нужно бороться.

И в заключение хочу привести высказывание И.И. Брехмана: «Для того, чтобы человек мог соответствовать своей роли венца природы и выполнять историческую миссию на Земле и в Космосе, он должен быть здоров!».

Говоря о проблемах модернизации образования, считаю, что главное, на что надо делать опору - это воспитывать и развивать ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА.


© 2010-2022