- Преподавателю
- Физкультура
- Образовательная программа «Я творю свое здоровье»
Образовательная программа «Я творю свое здоровье»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеев А.А. |
Дата | 09.06.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Я творю свое здоровье»
(уроки физического, психологического и социального здоровья для учащихся начального звена)
(физкультурно-спортивное направление)
(Срок обучения: 3 года, возраст обучающихся: 6-9 лет)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно-двигательного аппарата. В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальных классов. Ведь начало обучения связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптационно к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входит трудолюбие, целеустремленность, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому - к природе, людям, самому себе. Это в свою очередь влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.
Программа дополнительного образования «Я творю свое здоровье» разработана в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Данная программа - это попытка создать учебный курс, который служит для самопознания, самопринятия и самосовершенствования. Эта программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных составляющих здоровья. Программа рассчитана на учащихся младших классов и построена по принципу горизонтали: обучение предлагается проводить по идентичным направлениям (разделам), каждый из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.
Программа создана на основе авторских разработок с использованием элементов методики других авторов: Л.А.Калинкина, В.И.Ковалько, Н.Н.Нежкиной, Н.Ю. Синягиной, И.В. Чупаха.
Программа направлена на формирование у школьников основ физической культуры через формирование готовности к здоровьетворчеству, как личностного качества и установки на здоровый образ жизни. В понятие физической культуры входят:
- культура телесная как отношение к внешним органам своего организма, его форме; показатель-способность управлять своим телом;
- культура физиологическая как отношение к внутренним органам и системам своего организма; проявление - способность индивида управлять в определенных границах физиологическими процессами и наращивать резервные мощности клеток, органов и систем организма;
- культура психологическая как отношение к психоэмоциональной сфере своей личности - способность человека управлять своими чувствами, эмоциями, настроением, переживаниями;
- культура интеллектуальная как отношение к своему разуму, уму, интеллекту - способность управлять своими мыслями и контролировать их.
Все названные компоненты определяют уровень здоровья в единстве.
Программа обеспечивает также формирование трех видов готовности:
1) готовности к согласию с самим собой, с людьми, с природой;
2) готовности к физической, духовной самоорганизации;
3) готовности к творчеству (как способности адаптироваться в быстро меняющихся внешних условиях, изменяя в первую очередь себя), - что и составляет доминанту нравственности.
Под готовностью в данном случае понимается единство ее составляющих: потребности (хочу), способности (могу) и решимости (делаю).
Цель программы
Данная программа имеет своей целью формирование у школьников культуры отношения к своему здоровью через формирование готовности к здоровьетворчеству, как личностного качества и установки на здоровый образ жизни.
Исходя из главной цели, были сформированы и задачи программы:
Образовательные:
- формирование навыков эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
- формирование навыков использования профилактических методик - оздоровительной гимнастики, пальцевой, корригирующей, дыхательной, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассажа;
- формирование знаний о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровья;
- формирование навыков использования практических методов самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Развивающие:
- развитие важнейших социальных навыков, способствующих социальной адаптации;
- профилактика вредных привычек;
- развитие основных функций мышления: анализа, сравнения, самоанализа, самоконтроля, самооценки;
- развитие внимания, зрительной памяти, воображения, мотивации достижения успеха.
Воспитательные:
- воспитание желания быть здоровыми душой и телом;
- воспитание стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- формирование умения адаптироваться в социальных условиях;
- воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
Принципы программы
При отборе содержания, методов, организационных форм в процессе воспитания у детей культуры отношения к своему здоровью были применены следующие принципы.
1. Принцип всеобщности, требующий работать со всеми детьми - как со здоровыми, так и с больными, вызывая у них стремление быть здоровыми в любых условиях.
2. Принцип целостного подхода к здоровью ребенка, требующий относиться к его организму как к единому целому, как к сложноорганизованной системе.
3. Принцип деятельностного подхода к сохранению, укреплению и повышению уровня телесного и духовного здоровья требующий, чтобы все, что дается ребенку на занятиях, не только прослушивалось и просматривалось, но и проживалось вместе с учителем.
4. Принцип «не навреди!» определяющий ведущий подход к отбору способов, методов, технологий и средств обучения детей здоровью и здоровому образу жизни.
Согласно этому принципу в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:
просты, то есть легки в освоении и не требуют значительных затрат:
доступны, то есть могут быть освоены самостоятельно и осознанно;
безопасны, то есть оздоровительные технологии не могут причинить вред.
эффективны, то есть достаточно быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать свое состояние;
экспертируемы, то есть дают возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.
5. Принцип гуманизма и альтруизма ориентирующий учителя на признание основной ценностью учебно-воспитательного процесса самого ребенка и его состояния в единстве здоровья тела, души и разума и нацеленный на формирование альтруистических качеств, суть которых можно выразить формулой «научился сам - неси свои знания и умения другим людям (родителям, детям)».
Программа «Я творю свое здоровье» рассчитана на 3 года обучения, где в процессе обучения воспитанники получают общую физическую подготовку со специальной направленностью, приобретают первые навыки оздоровительной физической культуры.
Реализация программы обеспечивает осознание детьми неограниченных возможностей человеческого организма и позволяет раскрыть в самих себе такие же неограниченные возможности творить собственное здоровье, пользуясь резервами своего организма.
Разрабатывая уроки (или занятия), учитель должен исходить исключительно из уровня развития каждого ребенка в отдельности и ученического коллектива в целом.
Базовыми компонентами каждого занятия являются:
- работа по развитию сознания учащихся;
- выполнение физических упражнений, то есть «работа с телом»;
- организация общения детей как основа развития их коммуникативных навыков
Условия набора детей в группы
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медицинской группе, что подтверждается соответствующим документом.
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Педагогические технологии
В процессе занятий используются различные формы занятий внеурочной деятельности:
- традиционные (беседы);
- комбинированные (урок-викторина, урок-путешествие, урок-дискуссия, урок-игра);
- практические занятия (участие в оздоровительных акциях, проведение наблюдений, опытов, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации, коллективного и индивидуального сочинения, сказок, рисования).
В целях совершенствования физических качеств на всех этапах обучения по программе используются следующие методы:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ видео- и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение);
- практический (наблюдения, опыты, анализ, сочинение, рисование, моделирование).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой, парный - организация работы в группах, парах.
Очень важно в образовательном процессе учреждений дополнительного образования сохранить здоровье детей и подростков, сформировать у них представление о том, что здоровье - это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты:
-
высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям; основа этого - нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент);
-
уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент);
-
стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент).
Поэтому программа включает в образовательный процесс следующие здоровьесберегающие и профилактические мероприятия:
-
для уменьшения эмоционального напряжения и улучшения деятельности центральной нервной системы детей использование:
-
теплых пастельных тонов в оформлении зала;
-
релаксационных видов упражнений на занятиях;
-
элементов аутотренинга, формул внушающего воздействия, повышающего самооценку ребенка;
-
для профилактики стрессов и неврозов:
-
составление расписания занятий и определение времени их продолжительности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и степенью их физического развития;
-
корректировка учебно-тематических планов на предмет их соответствия возрастным особенностям детей, степени вариативности, учета оздоровительного диагностического блока (показателей здоровья детей);
-
консультативная психологическая помощь детям и родителям;
-
по формированию валеологической культуры детей и взрослых:
-
проведение с детьми занятий-практикумов с привлечением врачей-специалистов
-
вынесение вопросов о детском здоровье (с привлечением врачей-специалистов) на родительские собрания объединения.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом); развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта само организации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Формы контроля ЗУН (знаний, умений и навыков) обучающихся
В течение учебного года педагог организует и проводит контроль знаний, умений и навыков обучающихся объединения.
Промежуточный контроль осуществляется в форме веселых стартов, а также с помощью диагностике состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Итоговый контроль - это участие в «Празднике здоровья».
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
По окончании первого года обучения, воспитанники должны:
уметь выразить словами: свое настроение, изменения в настроении; свои ощущения, которые испытываю при различных действиях со своим организмом - телом; свои эмоции и чувства, переживаемые при общении с людьми, природой, животными.
уметь объяснить: почему нужно дышать носом; где происходит творение крови; сколько и для чего в организме жидкости; для чего человеку нужна пища; почему без движения человек слабеет; причины того или иного моего состояния; что такое осанка и почему ее нужно сохранять.
уметь под руководством учителя: следить за носовым дыханием; снимать нервное и мышечное напряжение с помощью дыхательных упражнений; укреплять голосовые связки с помощью звуковой гимнастики; выполнять гигиенические требования по уходу за кожей тела, лица, рук; могу делать различные физические упражнения (для улучшения кровообращения, для сохранения осанки, для развития гибкости т.д.).
По окончании второго года обучения воспитанники должны:
уметь отслеживать и выражать словами: процессы, происходящие в моем организме, изменения, происходящие в моем настроении; процессы, происходящие в настроении и поведении других людей; как люди реагируют на доброжелательное отношение к ним других людей; как влияет настроение членов нашей семьи на отношения друг с другом; что происходит вокруг меня, когда мне нездоровится.
уметь объяснить: почему у меня может измениться настроение в школе, на улице, дома; отчего может разболеться голова; когда я больше всего утомляюсь; для чего мне нужен воздух; для чего организму нужны кислород и углекислый газ; как защитить дыхательную систему от простуды; что происходит с человеком во время сна; какие правила нужно соблюдать, чтобы сон был эффективным; для чего человеку нужно питание и что происходит с пищей в желудке и кишечнике; как работает сердце; для чего организму нужна кровь.
уметь делать, хотеть делать и делать самому: самомассаж шеи, горла, носа; некоторые дыхательные упражнения; дыхательную паузу в несколько секунд; упражнения для снятия стресса; упражнения для улучшения кровообращения, водные процедуры (контрастный душ, растирание тела), массаж кистей рук и стоп ног.
По окончании третьего года обучения, воспитанники должны:
уметь отследить: состояние своего здоровья; происходящие в результате физических нагрузок изменения в здоровье; влияние ночного сна на состояние и настроение; ощущения после принятия различной пищи; напряжение зрения в процессе различных видов работы;
уметь объяснить: почему меняется частота моего пульса, частота дыхания и сердечного ритма после физической нагрузки; почему человек простужается: почему пища не всегда идет на благо; почему, живя среди людей, я не могу быть от них свободным; почему я должен жить по законам природы, законам человеческого общежития и нравственности;
уметь делать с помощью учителя: проводить диагностику своего здоровья, вести паспорт и дневник наблюдения за своим здоровьем; предотвращать появление простудных заболеваний; выполнять упражнения для улучшения памяти и снятия агрессии, выполнять физические упражнения для профилактики простудных заболеваний.
Требования к универсальным учебным действиям, сформированным у обучающихся в процессе занятий по данной программе
познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию.
коммуникативные универсальные учебные действия:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли точно и полно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь.
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия;
- прогнозирование уровня усвоения;
- оценка, коррекция.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.
Условия реализации образовательной программы
Для реализации программы необходимо:
1) материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности обучающихся:
-
освещение зала, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам;
-
спортивная форма
-
спортивная обувь
-
помещение для хранения формы, предметов для физической подготовки;
-
настенные часы;
-
весы для взвешивания детей;
-
магнитофон;
-
телевизор, видеомагнитофон (DVD);
-
мячи;
-
скакалки;
-
кегли;
-
гимнастические палки;
-
технические средства контроля: установка с электронными секундомерами (Ф-209) для регистрации скорости пробегания разных отрезков, для измерения высоты выпрыгивания; динамометр
2) организационные условия:
программа предусматривает 34 учебных часа, занятия проводятся по 1 раз в неделю по 35 минут (в соответствии с нормами СанПиН).
Итоговая аттестация воспитанников
Итоговая аттестация воспитанников осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации и рассматривается педагогом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.
Итоговая аттестация воспитанников строится на принципах научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; адекватности специфике деятельности детского объединения и периоду обучения; необходимости, обязательности и открытости проведения; свободы выбора педагогом форм и методов проведения и оценки результатов; обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для педагогов в сочетании с закрытостью для детей.
Итоговая аттестация воспитанников детского объединения проводится во II полугодии.
Сроки проведения итоговой аттестации: апрель-май.
Теоретические знания воспитанников проверяются с использованием кроссвордов, тестов. Практические умения и навыки проверяются в процессе выполнения воспитанниками практических зачетных заданий по годам обучения. Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе итоговой аттестации воспитанников детского объединения».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п
Название темы занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, электро и пожарной безопасности, ПДД
2
2
-
2.
Я - человек
9
3
6
3.
Я и мир
7
3
4
4.
Я и мое здоровье
16
7
9
4.1.
Работа с сознанием
2
1
1
4.2.
Мое дыхание
4
1
3
4.3.
Водно-солевой обмен
2
1
1
4.4.
Режим дня и его основные компоненты
2
1
1
4.5.
Я и моя осанка
2
1
1
4.6.
Мое питание
2
2
-
4.7.
Мои движения
2
1
1
Всего:
34
15
19
2 год обучения
№ п/п
Название темы занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, электро и пожарной безопасности, ПДД
2
2
-
2.
Я - человек, личность, индивидуальность
9
2
7
3.
Я и мир
7
2
5
4.
Я учусь творить свое здоровье
16
6
10
4.1.
Работа с сознанием
2
2
-
4.2.
Мое дыхание
2
1
1
4.3.
Мой сон
2
1
1
4.4.
Мое питание
4
1
3
4.5.
Водно-солевой обмен
4
1
3
4.6.
Мое сердце
2
1
1
Всего:
34
12
22
3 год обучения
№ п/п
Название темы занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, электро и пожарной безопасности, ПДД
2
2
-
2.
Я - человек, личность, частица природы и социума
9
2
7
3.
Я и мир
7
2
5
4.
Я знаю, как идти по пути здоровья. Я учусь отслеживать свое здоровье
16
7
9
4.1.
Сознание
3
1
2
4.2.
Мое дыхание
3
1
2
4.3.
Почему люди простужаются?
3
1
2
4.4.
Мое питание
3
3
-
4.5.
Режим труда и отдыха
4
1
3
Всего:
34
13
21
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Теория
Практика
Оборудование
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, электро и пожарной безопасности, ПДД
Ознакомление:
1) с Инструкциями по ОТ при работе в спортивном зале (ИОТ-021-08);
2) Инструкцией по пожарной безопасности (ИОТ-001-08);
3) с Инструкциями по оказанию первой помощи (ИОТ-044-08 - ИОТ-054-08)
4) с основными правилами электробезопасности;
5) с Правилами дорожного движения (для пешеходов);
6) с Правилами поведения в ЦДТ, в спортивном зале и общественных местах;
Формирование:
-
осознанной потребности в разумном досуге и здоровом образе жизни;
-
умения адаптироваться в социальных условиях;
воспитание бережного отношения к традициям Центра детского творчества, к оборудованию, оформлению и оснащению ЦДТ, уважение к результатам чужого труда.
1.Инструкции по ОТ и ПБ.
2. Плакаты:
-
по пожарной и электробезопасности, ПДД;
3. Памятки:
-
«Правила поведения в спортивном зале»;
-
«Правила поведения в общественных местах».
2.
Я - человек
Формирование понятий:
- кто я?
- кто такой человек?
-почему человек главная ценность в мире?
- я и мое тело
- что я в себе вижу?
- какое у меня здоровье?
- я и моя душа: что я в себе слышу?
- я и мой разум: что я о себе думаю?
- что я вижу и слышу в другом человеке?
- что меня отличает от других детей, что меня с ними роднит?
Подготовка к диагностике состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, проведение диагностики, обсуждение результатов диагностики с детьми, составление детьми паспорта здоровья и дневников наблюдения за своим здоровьем.
Таблицы, схемы, диагностики
3.
Я и мир
- Я в этом мире. Зачем я?
- Мир вокруг меня: из чего он состоит?
- Мир природы. Для чего мне нужен этот мир?
- Мир людей, которые меня окружают.
- Я и мой класс. Зачем мы вместе?
- Почему мы иногда не понимаем друг друга? О чем думают мальчики? Чем увлекаются? Какие игры любят?
- В какие игры играют девочки?
Разучивание и организация совместных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Необходимый спортинвентарь для проведения подвижных игр
4.
Я и мое здоровье
4.1.
Работа с сознанием
- Что значит быть здоровым?
- Что значит быть больным?
- Что такое здоровье?
- Что такое болезнь?
- Отчего возникают болезни?
- Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым?
- Начало пути здоровья.
Усвоить мысли:
- свое здоровье человек делает сам;
- с годами человеку свойственно быть здоровее и мудрее;
- здоровье - это труд;
- мое здоровье зависит от здоровья других, поэтому мне выгодно, чтобы вокруг меня были здоровые люди.
4.2.
Мое дыхание
- Зачем мы дышим?
- Для чего человеку нужен воздух?
- Чем мы дышим? «Путешествие» в нос.
- Как уберечься от простуды?
- Профилактика простудных заболеваний.
- Как дышит кожа?
- Умывание и купание. Закаливание водой.
Отработка носового дыхания через:
- диафрагмальное дыхание; - уравновешивающее дыхание; - гармонизирующее дыхание; - очищающее дыхание; - ритмичное дыхание и др.
-
Отработка носового дыхания в сочетании со звуковой гимнастикой. Выполнение упражнений:
- на удлинение выдоха; - способствующих увеличению дыхательной паузы; - на увеличение силы легких.
Дидактический и наглядный материал
4.3.
Водно-солевой обмен
- Освоить правила гигиены и режима использования воды снаружи и внутрь.
- Сколько и для чего организму нужно жидкости для принятия внутрь?
- Какого качества должна быть эта жидкость?
- В чем польза родниковой воды?
Как улучшить качество водопроводной воды, в которой есть хлор?
- Где хранится вся жидкость, которая есть в нашем организме?
- Для чего так много жидкости нужно организму?
- Что такое наша кровь?
- Из чего она состоит?
- Где располагается «фабрика» крови?
- Для чего нужна в организме кровь?
- Как сохранить, улучшить и постоянно поддерживать хорошее кровоснабжение организма?
Разучивание и выполнение общеразвивающих упражнений для улучшения кровоснабжения органов и систем организма.
Выполнение комплексов аэробных упражнений.
Выполнение элементарных приемов самомассажа.
Дидактический и наглядный материал
4.4.
Режим дня и его основные компоненты
- Зачем мне нужен режим дня?
- Как и когда я выполняю домашнюю работу?
- Как я отдыхаю?
- Зачем мне нужен отдых?
- Чем я занимаюсь в свободное время?
- Сколько надо спать?
- Нужен ли дневной сон?
- Как правильно спать?
- Какой должна быть постель?
Выполнение релаксационных упражнений.
Музыкальное оформление, гимнастические коврики
4.5.
Я и моя осанка
- «Дерево жизни». Где у человека позвоночник и зачем он нужен?
- Что заставляет его сгибаться и разгибаться?
- Как следить за своей осанкой?
- Как правильно сидеть при чтении и письме?
Разучивание комплекса корригирующей гимнастики для сохранения осанки и укрепления мышечного корсета.
4.6.
Мое питание
- Зачем человек ест?
- Как происходит пищеварение?
- Что такое пищевые продукты?
- Что можно есть в сыром виде, а что - в вареном, жареном, соленом?
- Как нужно хранить продукты питания?
- «Мятное королевство». Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены?
- Как нужно ухаживать за зубами?
- Пища, которую «любят» и «не любят» зубы.
Дидактический и наглядный материал
4.7.
Мои движения
- Какие физические качества должен развивать в себе каждый мальчик?
- Какие физические качества должна формировать в себе каждая девочка? Почему?
Выполнение комплексов упражнений силовой и скоростно-силовой направленности для мальчиков;
Выполнение комплексов упражнений для девочек, направленных на гибкость.
2 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Теория
Практика
Оборудование
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, электро и пожарной безопасности, ПДД
Ознакомление:
1) с Инструкциями по ОТ при работе в спортивном зале (ИОТ-021-08);
2) Инструкцией по пожарной безопасности (ИОТ-001-08);
3) с Инструкциями по оказанию первой помощи (ИОТ-044-08 - ИОТ-054-08)
4) с основными правилами электробезопасности;
5) с Правилами дорожного движения (для пешеходов);
6) с Правилами поведения в ЦДТ, в спортивном зале и общественных местах.
Формирование:
-
осознанной потребности в разумном досуге и здоровом образе жизни;
-
умения адаптироваться в социальных условиях;
воспитание бережного отношения к традициям Центра детского творчества, к оборудованию, оформлению и оснащению ЦДТ, уважение к результатам чужого труда.
1.Инструкции по ОТ и ПБ.
2. Плакаты:
-
по пожарной и электробезопасности;
-
по ПДД.
3. Памятки:
-
«Правила поведения в спортивном зале»;
-
«Правила поведения в общественных местах».
2.
Я - человек, личность, индивидуальность
- Во мне живет наблюдатель. Я учусь слушать себя, наблюдать, что во мне и со мной происходит.
- Я учусь свои наблюдения выражать разными средствами.
- Я начинаю понимать, отчего у меня портится настроение, почему у меня иногда болит голова.
- Я учусь понимать людей, быть к ним внимательным.
- Я уникален и неповторим. Все люди разные и уникальные.
- Каждый человек имеет право на свою жизнь.
- Я умею делать одно, другие дети сильны другим.
- Я учусь слушать и слышать своих товарищей по классу.
- Я учусь бережно обращаться со слово.
- Я учусь принимать и любить себя таким, какой я есть.
- Я учусь принимать своих одноклассников такими, какие они есть.
- Я учусь строить свои отношения с людьми по принципу четырех «п»: учусь принимать, понимать, поддерживать и прощать.
Подготовка к диагностике состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, проведение диагностики, обсуждение результатов диагностики; проведение психологических игр.
Материал для проведения диагностики в письменном виде, медицинское оборудование для измерения антропометрических данных, спортинвентарь для проведения тестов по определению уровня физической подготовленности
3.
Я и мир
- Я и моя семья. Что значит слово «семья» (семь я)?
- Что для меня значат мои папа и мама, мои дедушка и бабушка?
-Что я знаю о них? Зачем мы вместе?
- В нашей семье есть традиции. Что такое традиции и для чего они нужны семье?
- Мой дом. Что я называю моим домом?
- Люблю ли я мой дом? За что? Как относятся мои родители к моим друзьям?
Организация подвижных игр со сверстниками.
Необходимый спортинвентарь для проведения подвижных игр
4.
Я учусь творить свое здоровье
4.1.
Работа с сознанием
- здоровье - это повышение резервных мощностей всех органов внутри меня;
- у каждого человека должна быть собственная оздоровительная система;
- мысль «материальна»: стремись думать только о хорошем, творить только добрые мысли;
- неподвижный образ жизни ведет к нездоровью и уменьшению продолжительности жизни.
4.2.
Мое дыхание
- Для чего нужен воздух? «Путешествие» в легкие.
- Воздушный и пищевой «тоннели». Какие правила нужно соблюдать, чтобы пища не попала в дыхательное горло?
- Почему легкие можно сравнить с виноградной гроздью или деревом, направленным корнями вверх?
- Почему простуде подвержены более всего органы дыхания? Можно ли защитить их от простуды?
- Как следует заботиться о горле и легких?
- С помощью дыхательной гимнастики я снимаю нервное напряжение и ослабляю стрессы.
- Что такое стресс?
- Когда я испытываю состояние стресса?
- Когда это полезно, а когда вредно для моего здоровья
Самомассаж шеи (передней поверхности);
Выполнение комплексов упражнений для горла, для укрепления мышц шеи, голосовых связок, для профилактики заболеваний горла и снятия напряжения с голосовых связок;
Выполнение комплексов упражнений для снятия нервного напряжения
Дидактический и наглядный материал
4.3.
Мой сон
- Во время сна происходит «текущий ремонт» наших биоструктур: усиленная нейтрализация токсических веществ, нормализация обмена веществ и энергетического обмена.
- Правила полноценного и эффективного сна и способы преодоления нарушений сна.
Выполнение элементов аутогенной тренировки и психофизической релаксации
Музыкальное оформление, гимнастические коврики
4.4.
Мое питание
- Что собой представляют органы пищеварения?
- Что происходит с пищей в желудке? Функции желудочного сока. Когда должен начинать свою «работу» желудочный сок?
- Когда человек должен принимать пищу?
- Как узнать, голоден ты или нет?
- Куда направляется пищевой конвейер из желудка?
- Почему кишка называется двенадцатиперстной?
- Что в ней происходит с пищей?
- Функция тонкого кишечника. Почему стенки тонкого кишечника мохнатые, как толстый кот?
- Функция толстой кишки. Почему ее называют «сестрой-хозяйкой»?
- Что может произойти с человеком, если его толстая «сестра-хозяйка» не справляется со своими функциями?
- Можно ли помочь кишечнику вовремя и регулярно освобождаться от переработанной пищи.
- Выполнение самомассажа брюшной полости;
- массаж и растирание биологически активных точек, улучшающих пищеварение;
- физические упражнения, благотворно влияющие на функции ЖКТ
4.5.
Водно-солевой обмен
- Из чего сделана «живая» вода?
- Чем отличается артерия от вены?
- Из чего состоит кровь?
- Почему кровь красная?
- Функции красных и белых клеток крови. Кто расплачивается за царапины?
- Функции кровяных пластинок.
- Почему «река» вен течет в гору? Почему в вене кровь темная?
- «Санитары», очищающие кровь.
- Функции почек в кровоснабжении организма.
- Выполнение упражнения для улучшения кровоснабжения организма;
- выполнение упражнения для улучшения почечного кровоснабжения;
- мышечное напряжение с последующим расслаблением в форме определенных статических поз
Дидактический и наглядный материал
4.6.
Мое сердце
- Как работает сердце?
- Как нужно тренировать сердце?
- Какие упражнения делают сердце здоровым?
- Что такое нормальный вес?
- Какое питание способствует здоровью сердца?
- выполнение комплекса аэробных упражнений для тренировки ССС;
- выполнение упражнений на кардиотренажерах;
- выполнение циклических упражнений для тренировки ССС
кардиотренажеры
3 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Теория
Практика
Оборудование
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, электро и пожарной безопасности, ПДД
Ознакомление:
1) с Инструкциями по ОТ при работе в спортивном зале (ИОТ-021-08);
2) Инструкцией по пожарной безопасности (ИОТ-001-08);
3) с Инструкциями по оказанию первой помощи (ИОТ-044-08 - ИОТ-054-08)
4) с основными правилами электробезопасности;
5) с Правилами дорожного движения (для пешеходов);
6) с Правилами поведения в ЦДТ, в спортивном зале и общественных местах.
Формирование:
-
осознанной потребности в разумном досуге и здоровом образе жизни;
-
умения адаптироваться в социальных условиях;
воспитание бережного отношения к традициям Центра детского творчества, к оборудованию, оформлению и оснащению ЦДТ, уважение к результатам чужого труда.
1.Инструкции по ОТ и ПБ.
2. Плакаты:
-
по пожарной и электробезопасности;
-
по ПДД.
3. Памятки:
-
«Правила поведения в спортивном зале»;
-
«Правила поведения в общественных местах».
2.
Я - человек, личность, частица природы и социума
- Я - частица природы.
-Законы человеческие, законы природы и законы нравственные неразделимы.
- Я буду стараться оставлять только добрые следы, меньше говорить и больше делать.
- Я сам несу ответственность за себя - за свою жизнь, поступки, мысли.
- Никто, кроме меня самого, не может уберечь меня от необдуманных действий.
- Я живу среди людей, и я от них не могу быть свободным.
- Учась ответственности за себя, я учусь не вредить окружающим меня людям.
Диагностика физического развития, физической подготовленности, психологическая диагностика
Материал для проведения диагностики в письменном виде, медицинское оборудование для измерения антропометрических данных, спортинвентарь для проведения тестов по определению уровня физической подготовленности
3.
Я и мир
- Мир велик и разнообразен. У меня есть Родина.
- Что я могу сделать, чтобы мой город и моя Родина процветали?
- Чтобы любить свой город, нужно о нем много знать.
- В каких видах деятельности мужчины и женщины проявляют себя одинаково компетентно?
- В каких видах деятельности разумнее использовать труд женщины, а в каких труд мужчины?
Проектная деятельность по разработке спортивного праздника «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Мультимедиа
4.
Я знаю, как идти по пути здоровья. Я учусь отслеживать свое здоровье
4.1.
Сознание
- «Кто всему голова?».
- Как выглядит головной мозг?
- Какую функцию он выполняет?
- Что такое память? Можно ли улучшить память? - Информация - это пища для мозга? Для каждого дела «свой» мозг: наш сторож - средний мозг; важная персона - продолговатый мозг; спинной мозг и его функции.
Выполнение упражнений для улучшения памяти
Дидактический и наглядный материал, тренинговый материал
4.2.
Мое дыхание
Почему современная атмосфера вредна для человека, можно ли приспособиться к ней и жить в здоровье и радости; что можно сделать для ее улучшения; можно ли всегда глубоко дышать. Почему бывшие спортсмены часто болеют. Что такое дыхание, что происходит в организме во время дыхания? Я умею определять контрольную дыхательную паузу.
Я умею диагностировать работу своих органов дыхания: частоту дыхания в одну минуту, влияние физической нагрузки на работу легких, влияние физической нагрузки на работу сердечной мышцы. Почему после физической нагрузки сердце бьется чаще?
- Проведение функциональных проб;
- Выполнение комплексов дыхательных упражнений
Дидактический и наглядный материал
4.3.
Почему люди простужаются?
- Терморегуляция организма.
- В каких случаях погода может стать причиной простуды?
- Как подготовить свой организм к температурным перепадам?
- Влияет ли питание на возможность заболевания простудой?
- Какие правила следует соблюдать, если заболел простудным заболеванием?
- Как нужно общаться с больными людьми?
Выполнение физических и дыхательных упражнений с использованием элементов методики Б.С. Толкачева для предупреждения и преодоления простудных заболеваний.
4.4.
Мое питание
- Питание как священнодействие.
- Место, где мы принимаем пищу.
- Как понять смысл пословиц: «Стол - это престол, алтарь семьи», «Как на столе, так и в семье».
- Почему нельзя готовить пищу в плохом настроении?
- Как нужно принимать пищу?
- Почему иногда после приема пищи чувствуется усталость?
- О правилах пережевывания пищи и здоровье человека.
- Почему рекомендуется выходить из-за стола с небольшим чувством голода?
- Какие ритуалы сопровождают прием пищи?
Дидактический и наглядный материал
4.5.
Режим труда и отдыха
- Что такое утомляемость?
- Признаки утомления и переутомления.
- Самоконтроль.
- Что необходимо делать для восстановления организма после физических нагрузок?
- выполнение комплексов аэробных упражнений
- выполнение комплекса восстановительных упражнений;
- оформление дневника самонаблюдения
ЛИТЕРАТУРА
1. Калинкин Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся ОУ. - М., ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - М., «ВАКО», 2004.
3. Нежкина Н.Н. ПФТ - основа вариативных программ по физическому воспитанию детей в учреждениях образования. - Иваново, ИПКиППК,2005.
4. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей. - М., «Владос», 2004.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М., АРКТИ, 2005.
6. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М., «Илекса», 2004.