Роль школы в формировании духовного, нравственного, физического и психологического здоровья учащихся

Современная эпоха – эпоха реформирования образования, школы, личности педагога и ребенка, отношений к жизни и деятельности, друг к другу, к своему здоровью, формирование новых педагогических идей, нового типа мышления, нового взгляда на самого себя. Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, что связано, прежде всего с идеями целостности, гумманизации, личностно-ориентированного подхода, современная ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современная эпоха - эпоха реформирования образования, школы, личности педагога и ребенка, отношений к жизни и деятельности, друг к другу, к своему здоровью, формирование новых педагогических идей, нового типа мышления, нового взгляда на самого себя.

Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, что связано, прежде всего с идеями целостности, гумманизации, личностно-ориентированного подхода, современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Все чаще отмечается тот факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся. Специалисты считают, что этому способствует сложившаяся здоровьезатратная система образования, то есть освоение знаний в условиях массовой современной школы дается учащимся слишком дорогой ценой - ценой своего здоровья.

Поэтому целью образовательного процесса является не только новое качество обучения, но и сохранение здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Одна из главных задач - нахождение таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизического, социального и нравственного развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей.

Состояние здоровья - один из важнейших фактов, определяющих учебную деятельность. 80% не успевающих в школе имеют отклонения со стороны нервно - психического развития, на втором месте - со стороны органов чувств (зрения, слуха).

В условиях современной школы не часто болеющих детей и детей, имеющих какие - либо хронические заболевания, ложится двойная нагрузка, так как им приходиться «догонять», усваивать учебный материал, пропущенный во время болезни. В результате происходит перегрузка функциональных систем. Причем основная нагрузка ложиться на «слабое звено», больной орган или систему. В результате снова наступает болезнь. Выбраться из этого замкнутого круга очень сложно. Поэтому весьма актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся в условиях современной школы. Существуют два пути сохранения здоровья детей:

1) построение обоснованного учебно - воспитательного процесса;

2) обучение детей укреплению здоровью собственного здоровья (формирование культуры здоровья).

В основе первого направления лежат следующие положения:

- соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- положительный психологический микроклимат в классе;

- расписание занятий, составленное с учетом степени трудности предметов;

- рациональное чередование умственной и физической деятельности.

Одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха - необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение - это универсальное лекарство против любого стресса (считается, что самостоятельные и контрольные работы в школе являются сильнейшей стрессовой ситуацией).

Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение, способствует стимуляции мозговой деятельности, улучшает кровообращение.

Одной из форм двигательной активности в школе являются уроки физической культуры, которые воспитывают потребность детей в движении (хотя и в минимальной форме).

Уроки физической культуры для учащихся основной группы носят оздоровительно-тренирующий характер. Учащиеся получают разностороннюю нагрузку на различные группы мышц, развивают основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость, координацию. На уроках физической культуры дети обучаются основным двигательным действиям и умениям, навыкам игры в волейбол, баскетбол и другим спортивным играм.

Очень большая работа проводиться и с школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. И здесь основным направлением является формирование потребности в систематических занятиях физической культурой, активного отношения к своему здоровью. Занятия физической культурой с данным контингентом обучающихся должны строиться в соответствии с принципом оздоровительной направленности.

Работать с такими детьми одновременно и сложнее, и легче, чем в основной группе. Сложнее в отношении организации занятий. Необходимость четкого дозирования нагрузки, индивидуальный подбор упражнений, очень слабая физическая подготовленность занимающихся - это далеко не полный перечень трудностей, с которыми приходиться сталкиваться учителю.

В то же время большинство детей очень внимательно относятся к своему здоровью. В этом отношении большую помощь оказывают родители, которые следят за здоровьем своих детей, готовы активно сотрудничать с учителем и медицинским работником, часто посещают занятия и очень рады малейшим улучшениям в здоровье своих детей.

Помимо рациональной двигательной активности, важным методом повышения уровня здоровья детей является ранее выявление заболеваний. В этом отношении большую роль может сыграть учитель. Не секрет, что иногда учителя в школе видят детей больше, чем родители дома. В этих условиях учитель первым может заметить какие - либо признаки неблагополучия со стороны органов чувств (слуха, зрения) или функциональных систем (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем). Особенно большая ответственность ложится на учителя физической культуры, которые наблюдают детей в условиях умеренной и максимальной физической нагрузки. В случае любого подозрения на нарушение в деятельности функциональных систем необходимо связаться с родителями и медицинским работником школы. В данном случае перестраховаться, чем пропустить какое-либо заболевание.

Здоровье складывается по крупинкам, которые можно легко растерять. Лишь целенаправленная совместная работа педагога, родителей и самих обучающихся позволит заложить фундамент высокой работоспособности (в том числе и умственной). Основным показателем результативности этой работы является здоровье детей.

© 2010-2022