«Потенциал спортсмена-подростка и процесс его становления»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Потенциал спортсмена- подростка и процесс его становления»

Преподаватель колледжа имени Жаяу Мусы

Павлодарская область г. Аксу

Ахтанов Рашид Султанович


Для достижения своих целей в жизни каждому человеку особенно важен индивидуальный волевой потенциал его личности. Анализ научных источников по проблеме его развития показывает, что существуют различные точки зрения. Однако среди ученых до сих пор не существуем единого мнения о путях развития волевого потенциала личности, в том числе и в спортивной деятельности

Было выбрано 40 спортсменов-подростков мужского пола в возрасте 16 - 17 лет различных спортивных специализаций, занимающихся в спортивных секциях колледжа. Исследование проводилось в 2013-2014 годах нашего колледжа.

Методами исследования служили: анализ литературных данных, педагогическое наблюдение, беседа со спортсменами, опросы тренеров.

Результаты исследования. Опыт нашей работы показал, что если ситуации успеха создаются тренером систематически, то это способствует волевому саморазвитию и является осознаваемой потребностью личности. Было установлено, что при формировании мотивационного компонента готовности к волевому саморазвитию необходимы положительная мотивация к волевому саморазвитию и межличностные отношения тренера со спортсменом.

При формировании ориентационного компонента важны знания спортсмена об индивидуальных особенностях своей личности, о способах развития своего волевого потенциала, необходимо акцентировать внимание на том учебном материале, который обеспечивает получение спортсменами-подростками знания о волевой активности как способности и способах саморазвития спортсменов. Как показал опыт, материал, касающийся проблем самопознания и способов саморазвития, очень востребован спортсменами.

При формировании операционально-действенного компонента готовности к волевому саморазвитию важным условием выступает умение осуществлять самопознание и саморазвитие в групповой работе. Сочетание индивидуального задания и групповой работы показывает очевидные преимущества этих путей формирования готовности к волевому саморазвитию: возникает благоприятный эмоциональный фон, исчезает страх перед неудачей, возникает уверенность спортсменов в собственных силах.

Особое внимание нами было уделено подросткам с низким уровнем притязаний и самооценки. В процессе работы с ними было установлено, что заниженная самооценка часто обусловлена комплексом индивидуально-психологических особенностей личности и проявлялась в неуверенности в себе спортсменов, неудовлетворенности результатами деятельности, завышенных требованиях к себе и невозможности им соответствовать, повышенной тревожности, мнительности, частых неудачах в той или иной жизнедеятельности.

При формировании оценочного компонента готовности подростков к развитию своего волевого потенциала было установлено, что рефлексия способствует оптимизации деятельности спортсменов-подростков, что является основным критерием оценочного компонента готовности личности к развитию своего волевого потенциала. Рефлексия понимается как исследовательский акт, направленный на себя как субъекта жизнедеятельности. Таким образом, рефлексия помогает самосознанию человека подняться на более высокий уровень развития. Алгоритм рефлексии деятельности спортсменов заключался в том, что в конце каждого занятия широко использовались самые разнообразные методы фронтального, группового или индивидуального опроса спортсменов-подростков и анализа их деятельности.

Проведено было целенаправленное обучение подростков рефлексивным навыкам, к которым относятся: самонаблюдение, самоанализ, самооценка. Возможность возникновения установок в структуре личности спортсменов есть результат перевода неосознаваемого (неконтролируемого) поведения в осознаваемое.

Выводы

  • готовность личности спортсмена-подростка к волевому саморазвитию является внутренним условием и психологическим средством его активного участия как субъекта спортивной деятельности в развитии своего волевого потенциала в целях достижения успеха в спорте.

  • индивидуальность спортсменов-подростков правомерно рассматривать как саморазвивающуюся и самоорганизующуюся систему, состоящую из относительно замкнутых подсистем или уровней индивидуальных свойств человека, между которыми существует определенная зависимость.

  • в структуру волевого потенциала спортсмена- подростка необходимо включать природные ресурсы и функциональные резервы его формирующейся личности.

  • владение тренером методами спортивного воспитания юных спортсменов может выступать важнейшим условием формирования и фактором укрепления волевых черт спортивного характера их личности.





© 2010-2022