ПРОГРАММА «Духовно – нравственного развития и воспитания СДЮСШОР «Сибиряк»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор НГ МОАУ ДОД

СДЮСШОР «Сибиряк»

______________ Р.В. Александров




ПРОГРАММА

«Духовно - нравственного развития и воспитания СДЮСШОР «Сибиряк»

на 2013-2016 учебные годы

Принята на заседании

Педагогического совета

«___» _____2014г.

Протокол № ___




Паспорт программы:


Наименование

Программа духовно - нравственного воспитания учащихся СДЮСШОР «Сибиряк»

Сроки реализации:

2013-2016 учебные годы

Исполнители и соискатели:

Тренера-преподаватели, учащиеся и родители СДЮСШОР «Сибиряк»

Законодательная база для разработки программы:

Закон «Об образовании Российской Федерации»;

Концепция духовно - нравственного воспитания и развития;

Примерная образовательная программа.

Полное название учебного учреждения

Нефтеюганское городское муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Сибиряк»

Адрес школы

ХМАО-Югра

Г. Нефтеюганск









Пояснительная записка.

Документ «Наш новая школа», утверждённый президентом РФ Д.А.Медведевым, отмечает главные задачи современной спортивной школы - это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, определён современный национальный воспитательный идеал.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребёнка. Этот возрастной период характеризуется проявлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-эстетических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребёнка, оставаясь достаточно оптимистической высокой, становится всё более объективной и самокритичной. Восприятие ребёнком мира, людей и самого себя формируется в первую очередь в семье, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями т.д.; совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге т.д.

Духовное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Духовное воспитание в русской народной педагогике - это развитие трудолюбия, формирование чувства чести, совестливости, порядочности, любви к Отечеству, преданности семейному очагу.

Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы СДЮСШОР «Сибиряк».

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - социальными партнерами школы: Департамент образования и молодежной политики города Нефтеюганска, спортивные школы города Нефтеюганска, СОШ №2, СОШ №8, Начальная школа-детский сад №24, Прогимназия «Сообщество».




Портрет выпускника СДЮСШОР «Сибиряк»

Обобщенный результат образовательной деятельности школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой;

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.



Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, г. Ртищево;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;

  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.















Ценностные установки духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:

  • любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ;

  • закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор:

  • жизнь и смысл жизни; справедливость;

  • милосердие; честь; достоинство;

  • свобода совести и вероисповедания;

  • толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности:

  • уважение к труду;

  • творчество и созидание;

  • стремление к познанию и истине;

  • целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности:

  • уважение родителей;

  • забота о старших и младших;

  • здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности:

  • родная земля;

  • заповедная природа;

  • планета Земля; э

  • кологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности:

  • красота;

  • гармония;

  • духовный мир человека;

  • эстетическое развитие.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся


Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый тренер-прподаватель, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении занятий;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

  • в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера тренера-преподавателя - нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства - целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития - педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания - интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания - соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов: программа «Школа здорового и успешного поколения», программа «наш шаг к Олимпиаде», проект «Помоги себе сам», программа развития массовой физической культуры и спорта и внедрение Всероссийского комплекса ГТО».

.












Этапы реализации программы:

  1. Диагностический: исследование особенностей личности, межличностных отношений, понимание мотивов поведения дают возможность организовать воспитательную работу более рациональной.

  2. Содержательно - деятельностный: реализация комплекса видов форм воспитывающей деятельности.

  3. Рефлексивный: выявление результативности реализуемой программы, обобщение итогов, определение перспектив.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ

  • Воспитательный результат - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

  • Воспитательный эффект - влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первый уровень - приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с тренером-преподавателем

Второй уровень - получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Третий уровень - получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

  1. Диагностичесий этап

    Предмет диагностики

    НП

    УТ 1-4

    УТ-5

    СС

    Самооценка

    Методика «Лесенка»

    Методика А.И.Липкиной «Три оценки»

    Методика С.Л. Рубинштейна

    «Мой круг общения», «Кто виноват?», «Радости и огорчения в моей жизни»

    Графический приём Т.Ю Андрущенко

    Изучение мотивационной сферы учащихся

    «Градусник», «Краски»,

    «Фотография»

    Методика «Настроение»

    Методика «Ранжирование»

    Анкетирование,

    Методика «Номинация»

    Изучение детского коллектива

    Методика «Солнце, тучка, дождик»

    Методика «Социометрия»

    Методика «Круги на воде»

    Проективная методика

    Исследование личности учащегося

    Методика «Сказки»

    Методика «10 моих «Я»

    Методика «Что у меня на сердце»

    анкетирование

    Воспитан-

    ность учащихся

    Методика «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя»

    Методика «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя»

    Тест «Воспитан- ный ли я? «Как вам от-носятся окру-жающие?»

    Тест «Воспитан- ный ли я? «Как вам от-носятся окру-жающие?»

    Изучение удовлетворён-ности учащихся школьной жизнью

    Методика «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева

    Анкета «Моё мнение о классе»

    Методика «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева

    Анкета «Моё мнение о классе

    Методика «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева

    Анкета «Моё мнение о классе

    Методика «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева

    Анкета «Моё мнение о классе

    Нравственные приоритеты учащихся

    Диагностика нравственных приоритетов учащихся.

    Методика неоконченных предложений.

    Ранжирование понятий по степени личной значимости

    Диагностика нравственных приоритетов учащихся.

    Методика неоконченных предложений.

    Ранжирование понятий по степени личной значимости

    Диагностика нравственных приоритетов учащихся.

    Методика неоконченных предложений.

    Ранжирование понятий по степени личной значимости

    Диагностика нравственных приоритетов учащихся.

    Методика неоконченных предложений.

    Ранжирование понятий по степени личной значимости

    Уровень развития нравственных качеств учащихся

    Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся. (Метод: наблюдение)

    Тест «Как к вам относятся окружающие?»

    Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся. (Метод: наблюдение)

    Тест «Как к вам относятся окружающие?»

    Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся. (Метод: наблюдение)

    Тест «Как к вам относятся окружающие?»

    Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся. (Метод: наблюдение)

    Тест «Как к вам относятся окружающие?»

    Удовлетворён-ность родителей школьной жизнью

    Комплексная методика для изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения. (А.А.Андреев)

    Комплексная методика для изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения. (А.А.Андреев)

    Комплексная методика для изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения. (А.А.Андреев)

    Комплексная методика для изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения. (А.А.Андреев)

  2. Содержательно - деятельностный этап

НП

УТ 1-4

УТ-5

СС

Классные собрания


Права и обязанности школьника

Школьный дневник. Как с ним работать?

Домашние задания и как мы к ним относимся

Наши читательские умения

Что такое поручение?

Режим дня школьника

Традиции класса

Как мы дежурим в классе

Как надо вести себя в библиотеке?

Наш класс на перемене

Анализ участия класса во внеклассном мероприятии. Умеем ли мы ответственно относится к порученному делу.

Наш класс в жизни школы

Как вести себя в столовой?

Как мы выполняем свои поручения

Мы переходим в 5 класс

Классные часы


Это - Я! (самопредставление)

От улыбки солнечной одной

Жадность. Что это такое?

Друг в моей жизни

Что такое «хорошо и что такое «плохо»?

О лени и лентяях

Правда и ложь - какие они?

Душевность и бездушность

Страна, в которой я живу

Об обидах и причинах обид

Что значит в жизни похвала

Читательская конференция «Будь человеком»

О невежах и вежливости

Эгоисты. Кто они такие?

Что такое характер?

Мои мечты и мои желания

Моя семья

Мой папа - защитник.

Один день из жизни моей семьи

Я имею право

Чем люди отличаются друг от друга

Когда говорят «извините»…

Что такое справедливость?

Ты и твои друзья

(2 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Механизм: ученик - ученик)

Традиционные мероприятия


1 сентября - День знаний


Лучше друга нет на свете, чем бабушка моя (1 октября - День пожилых людей)


Праздник, посвящённый Дню матери


День защитников Отечества


День здоровья


Прощание с Азбукой

Помощь в проведении праздника.

Праздник , посвящённый 8 Марта


Этих дней не смолкнет слава (к Дню Победы!)


Праздник «До свидания, первый класс!»

Помощь в проведении праздника.

Выпускной вечер «До свидания, начальная школа!»

Участие в общешкольных мероприятиях.


Выставка цветов.


Концерт к Дню учителя


Осенний праздник.


Акция «Помогите птицам! Мастерим и вывешиваем кормушки»


Конкурсы рисунков, стихов, сочинений


Участие в спортивных соревнованиях


Новогодняя ярмарка. Новогодний карнавал.


Часы творчества (поделка небольших сувениров , открыток для вручения своим мамам, бабушкам, сёстрам, папам, ветеранам и т.д.)


Выставка детского творчества


Месячник военно-патриотической работы.


Ролевые игры, практикумы, викторины …


Этическое игровое шоу «По стране вежливых слов»

Конкурс «Знаток

Фольклора»

(В жюри приглашены родители)

Игровой практикум по культуре речи «Как по-русски говорят? Вот задачка для ребят!»

Игровой практикум «Будь воспитанным везде - не один ты на земле»

Час общения «Добрые слова о моей игрушке»

Деловая игра «Дарите комплименты»

Игровая викторина по басням «В каждой басне есть намёк, добрым молодцам урок!»

Поисковая работа «Моя родословная»

Игра-путешествие «Путешествие в страну Мультфильмию»

Беседа «Что такое любовь к близким?»

Викторина по правилам дорожного движения для малышей и постарше

Развивающая ролевая игра «Планета истинных друзей»

(3 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия (Механизм: ученик - социум)

Ежедневные добрые дела «Улыбка» (общение в семье, школе, магазине, библиотеке, Доме культуры, спорткомплексе, на улице)


Совместные проекты родителей детей

«Моя азбука»

Посадка деревьев

с родителями около своего дома или на своей улице

Проведение классных мероприятий родителями. Игра «Что? Где? Когда?»

Участие родителей в классных часах.

Заочное путешествие «Я там был»

Совместное участие детей и родителей в общешкольных конкурсах «Моя семья»

Участие в конкурсах и концертах, проводимых ДДТ «Гармония», библиотекой.

Участие в акциях «Школьный двор», «Очистим планету от мусора», «Самый зеленый класс».

Помощь ветерану (выполнение посильной работы)

Участие в митингах, посвящённых Дню Победы (9 мая) и Дню памяти (22 июня)

Работа с родителями

НП

УТ 1-4

УТ-5

СС

Тематические родительские собрания

Психологическая физическая готовность детей к школе

Как относиться к школьной отметке

Воспитание и родительское время

Физиологическое взросление и его влияние на формирование личностных качеств ребёнка

Трудности школьной адаптации

Нравственность. Значение семьи в её развитии

Что такое мотивация?

Искусство наказывать и прощать

Эмоции положительные и отрицательные

Роль общения в семье и со сверстниками

Компьютер в жизни младшего школьника

Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению

Воображение и его роль в жизни ребёнка

Секреты вежливых людей («Устами младенца)

Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте

Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте

Совместные мероприятия

Помощь классному руководителю в организации и проведении мероприятий, в подготовке кабинета к учебному году


Первый урок «Здравствуй, школа!»

Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?»

классный час

Заочное путешествие «Я там был»

Помощь детям в выполнении работ к выставкам и конкурсам, к ярмарке


Совместные проекты родителей детей

«Моя азбука»

Поисковая работа «Моя родословная»

Помощь в изготовлении новогодних костюмов


Праздник «До свидания, первый класс!»

Выпускной вечер «До свидания, начальная школа!»

Индивидуальная работа

Посещение занятий родителями

Беседа «Индивидуальные особенности ребёнка»

Общение по телефону на неотложные темы

Индивидуальные беседы

Выходы в проблемные и неблагополучные семьи

Консультации на психологические темы «Как помочь ребёнку»

Рекомендации по семейному воспитанию: «памятки», «советы», специальная литература по интересующему вопросу

3.

Рефлексивный этап

Изменение социальной духовно-нравственной позиции младших школьников; определение системы дальнейшей деятельности.




























Календарь традиционных школьных дел и праздников

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября - День знаний; День солидарности в борьбе с терроризмом, военно-спортивная игра «Зарница».

Октябрь

Акция «Твори добро», День здоровья, конкурс проектов «Толерантность»

Ноябрь

День народного единства, Праздник посвящения в юные спортсмены

Декабрь

Новогодний праздник, Всемирный День ребенка, Всемирный День борьбы со СПИДом.

Февраль

Проведение месячника по военно-патриотическому воспитанию.

Март

Праздник мам.

Апрель

Участие во Всемирном Дне Земли, акция «Мы выбираем жизнь».

Май

Торжественная линейка «Нам память досталась в наследство», проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы, праздник «Выпускник»








Социальные проекты

В школе реализуются следующие социальные проекты:

ПУТЕШЕСТВИЯ - проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ - проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО - проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.

ВОЛОНТЕРСТВО - проект предполагает организацию помощи ветеранам, охрану окружающей среды и т. д.

Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

  • изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

  • осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности ( наличие актового зала)

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся


Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория.

  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций .

  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы.

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Система организации контроля за исполнением Программы:

Координация и контроль за исполнением Программы возложены на заместителя директора по учебно- воспитательной работе через:

- тематическое инспектирование деятельности участников воспитательного процесса по реализации Программы с последующим обсуждением данного вопроса на тренерском совете в соответствии с планом работы

- статистические и оперативные отчёты участников воспитательного процесса на начало и конец 2013, 2014, 2015, 2016 года и подготовке на их основе аналитической справки;

- проведение мероприятий с учащимися (смотры, конкурсы, олимпиады, соревнования, фестивали и т.д.), с тренерами-преподавателями (семинары, совещания, конференции) с последующим подведением итогов;

- отчеты администрации школы на тренерских советах, районных семинарах по вопросам воспитания.







Список литературы, рекомендуемой при реализации программы

  • Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

  • Балабанова И.П. Счастливая этика. - М., 1997.

  • Басаргина А.А. Народоведение. 1 - 4 кл. : Кн. для учителя. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

  • Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М., 1982.

  • Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.

  • Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

  • Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 - 2-х классах. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

  • Дик Н.Ф. Классные часы в 3 - 4-х классах. Изд. 3-е. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

  • Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. - Псков, 1997.

  • Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.

  • Козлов Н. Философские сказки. - Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 19994.

  • Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.

  • Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. - М.: «СПЕКТР», 1994.

  • Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 - 6.

  • Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  • Прутченков А.С. Наедине с собой. - М. 1996

  • Фольклор и дети: Сборник материалов / Сост. Д.Л. Кредлина. - М., 1994.

  • Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

  • Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

  • Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.

  • Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.






© 2010-2022