МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Проблема урока физической культуры вытекает как следствие из общих проблем современного образования. Для полноценного и гармоничного развития детей нужно не только развивать их умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремленность, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для педагога ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

федеральное агенство по образованию федеральное государственное образовательное

учреждение

среднего профессионального образования

«приморский промышленно - экономический техникум»












МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»


Выполнила: Иващенко Дина Викторовна

Дисциплина: «Физическое воспитание»





Лесозаводск, 2009

Содержание

1 Введение 3

2 Формирование групп 7

3 Специальная медицинская группа 7

4 Основная группа здоровья 9

5 Спортивно-массовая работа 11

6 Здоровый образ жизни 12

7 Заключение 15

8 Приложение 1 16

9 Приложение 2 17

10 Список литературы 19







Введение


Проблема урока физической культуры вытекает как следствие из общих проблем современного образования. Для полноценного и гармоничного развития детей нужно не только развивать их умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремленность, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания по предмету, но и также подходить к предмету с творческой стороны, увлекая ребят в мир физкультуры. Для достижениям результата при работе с учащимися, независимо урок ли 310 по физкультуре или внеклассное мероприятие, как например, час здоровья, необходимо знать методику проведения занятия, непосредственно работать с коллективом и изучать происходящие изменения в развитии ребят.

Проблема сама по себе возникла не вчера, она имеет глубокие корни. Понимание этого обстоятельства дает нам повод в очередной раз подумать, что уроки физической культуры существуют не только для того, чтобы дети двигались, но и для получения знаний.

Именно ради повышения эффективности всех других форм урок физической культуры должен нести в себе, прежде всего образовательную функцию, обеспечивая необходимый уровень образованности населения в сфере физической культуры. В природе не существует более приспособленной формы для решения образовательных задач, чем урок. Не решая в должной мере эти задачи на уроках физической культуры, мы фактически не решаем их вовсе и тем самым не просто обедняем весь процесс физического воспитания, но и мешаем его самой главной из основ.

При этом упование на образовательный эффект от самих физических упражнений вряд ли имеет под собой достаточные основания. При упрощенном подходе к организации и определению содержания учебных занятий, когда их

основу составляет лишь освоение и выполнение физических упражнений, все дело, по сути, сводится к формированию всего лишь сенсомоторного уровня интеллектуальных способностей, характерного для детей младенческого возраста. Поэтому занятия в школе, ориентированные на образовательный эффект, может быть полезен лишь от применяемых в нем физических упражнений, неизбежно приобретает характер «обезьяньей гимнастики».

К сожалению, одной из главных бед школьной физической культуры, является низкий уровень эффективности всей системы физического воспитания в обществе. Данное обстоятельство - одна из главных причин недопустимо низкого уровня физкультуры у большинства населения нашей страны, отсутствие устойчивых традиций систематических, самостоятельных занятий

самостоятельных занятий физическими упражнениями на протяжении всей индивидуальной жизни, следствием чего, в свою очередь, является низкий уровень и здоровья, и физической и двигательной подготовленности населения.

Таким образом, несовершенство учебной формы - одно из главных обстоятельств, обуславливающее низкую эффективность физического воспитания в целом.

Проблемы школ плавно переходят в средние специальные учебные заведения, в высшие учебные заведения, где решить их подчас уже поздно, но они решаются и над этой проблемой работают не только педагоги, но и сами студенты.

Потому что, физическая культура в учебном заведении является неотъемлемо частью формирования общей и профессиональной культуры личности и современного специалиста.

Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всестороннего развития личности, оптимизации физического и психофизического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

В основе учебно-воспитательного процесса лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки специалистов,

в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью человеческой культуры, истории, цивилизации. Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно. При этом система образования должна отводить должное место физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

XXI век внес существенные изменения в здоровье человека. С другой стороны, научно-технический прогресс, развитие медицинской науки, культуры и образован бия - позволяли бороться с рядом ранее считавшимися неизлечимыми болезнями и предупреждать их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека, а именно, увеличился объем умственного труда, наблюдается гиподинамия, что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, эпидемии, то сегодня это, главным образом, сердечнососудистые, нервно-психические нарушения опорно-двигательного аппарата, злокачественные, обменные нарушения и т. д.

Проблема укрепления здоровья и улучшения физического развития остается в наше время исключительно актуальной, о чем свидетельствует резкое нарушение состояния здоровья учащейся молодежи. Свидетельство тому 80% абитуриентов имеют отклонение в состоянии здоровья. Число девушек, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 43% до 75%. К окончанию учебных заведений остается менее 5% относительно здоровой молодежи.

Основными причинами создавшегося положения, по мнению исследователей, является дефицит двигательной активности на протяжении всего периода обучения в образовательных учреждениях, обусловленных несовершенством действующих государственных программ по физическому воспитанию и недостаточный уровень культуры здорового образа жизни всех субъектов.

Большое количество студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, носят узконаправленный характер. Недостаточно средств и методов для улучшения общего состояния организма учащихся.

Анализ научно-методической литературы показывает, что методология физического воспитания и оздоровления студентов специального учебного заведения не всегда позволяет в полной мере осуществлять поставленные перед ней задачи. Отсюда вытекает потребность в поисках наиболее эффективных организационных форм, средств и методов физического воспитания, рациональных подходов в нормировании физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию организма человека, обеспечивающих устойчивую физическую и умственную работоспособность студентов.









Формирование групп

Каждый год, Приморский промышленно-экономический техникум осуществляет набор учащихся на различные специальности, на базе девяти и одиннадцати классов.

В зависимости от физического развития, состояние здоровья и функциональной подготовки студенты разделены на две группы: основную и специальную. Комплектование групп осуществляет врач, на основании анализа медицинских карт, из личных дел поступивших студентов.

Специальная медицинская группа.

Студенты, имеющие отклонение в состоянии здоровья, как правило, это хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальной медицинской группе. Группы формируются по заболеваемости.

Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, периферийной нервной системы - вторую группу; имеющиеся отклонения со стороны слуха и зрения - третью; имеющие отклонения со стороны центрально нервной системы - четвертую группу. Занятия проводятся четыре раза в неделю по 90 минут. В понедельник занимаются студенты первой группы; во вторник - второй группы; в четверг - третьей; в пятницу - четвертой группы. Студенты занимаются после основных занятий. В начале учебного года, занимающиеся в специальной медицинской группе получают задание: «изучить проблемы своего заболевания, разработать комплекс упражнений при данном заболевании».

Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся по программе. Программа ограничивает упражнения на скорость, силу выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды

спорта, дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища. Занятия в медицинской группе предусматривают упражнения на свежем воздухе, особенно осенью и весной ходьба и бег, а зимой катание на коньках и прогулки на лыжах. Сочетания ходьбы и бега дают тренирующий и профилактический эффект для больных сердечнососудистыми заболеваниями и заболеваниями легких, эндокринной системы.

Реакция организма на физические нагрузки различна. Оптимальные физические нагрузки способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и прочее.

В зависимости от функционального состояния, тренированности и течения заболевания, нагрузки, в начале должны быть малой интенсивности, затем средней. Контроль за реакцией осуществляется по пульсу, частоте дыхания, самочувствию, цвету кожного покрова, потливости и другим.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части - общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, дыхательные упражнения; в основной - упражнения, специфические для данной патологии, подвижные игры; заключительная часть - дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, выработка правильной осанки и прочие.

При проведении занятий осуществляется постоянный контроль по внешним признакам, а также по пульсу.

Для студентов с заболеваниями сердечнососудистой системы используется групповой метод занятий. Занятие стоите я так, чтобы преобладали циклические движения. Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживайием. В процессе занятия ведется контроль за пульсом, дыханием, цветом кожи и общим состоянием студента.

Занятия для студентов с нарушением осанки, сколиоза и плоскостопия используются упражнения с гимнастическими палками, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа,

полулежа и другие. Исключаются упражнения в положении стоя, прыжки. В занятия включают подвижные игры, дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, прогулки на лыжах, упражнения на координацию, равновесие. Регулярные занятия дают возможность остановить прогрессирование болезни, ликвидировать мышечную асимметрию, поэтому на занятиях они получают домашнее задание в виде комплекса упражнений.

Наиболее часто в последние годы к нам поступают студенты с заболеваниями органов пищеварения. Для таких студентов занятия проводятся в период ремиссии. В занятия включают ходьбу, дыхательные и обще развивающие упражнения, подвижные игры. В первое время следует щадить брюшной пресс, избегать упражнений на тренажерах.

Не исключение и заболевания почек и мочевых путей. Эти занятия также проводятся в период ремиссии. В занятие включают дозированную ходьбу, дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу по пересеченной местности. Исключаются прыжки, бег, переохлаждение.

В настоящее время среди студентов 20% близоруких. В этом случае мы рекомендуем ходьбу, медленный бег, катание на коньках, плавание.

Не исключение также и обменные заболевания. Для больных сахарным диабетом большой эффект наблюдается при применении циклических видов (бег, ходьба, прогулки на лыжах, катание на коньках). С диагнозом ожирение, в занятие включаем ходьбу, сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений.

На базе техникума ведется огромная работа по проблемам отклонений состояния здоровья студентов, разработаны комплексы упражнений по различным заболеваниям, а также проводятся научные исследования по «отбору и систематизации материала правильной осанки и профилактике плоскостопия». В нашем городе зафиксировано 43 случая с диагнозом сколиоз и 52 - плоскостопие.

Основная группа здоровья

В основной группе здоровья работы не меньше, в этой группе в процентном отношении, студентов занимается 80%. Когда в сентябре начинаются занятия, то

чтобы определить уровень физической подготовленности учащихся проводим экспресс-тесты или контрольные упражнения (бег, прыжки с места и т. п.).

На основе результатов этой проверки в группах формируются отделения «сильных» и «слабых». Состав в течение года частично меняется. С ростом физической подготовленности и улучшения состояния здоровья. Состав отделений меняется в зависимости от учебного материала, который проходят ученики, может оказаться, что учащиеся хорошо осваивают материал из раздела легкой атлетики и хуже баскетбол и волейбол.

Для студентов группы нового набора адаптация проходит очень болезненно, придя из школы к нам, они с большим трудом переживают этот период. Казалось бы в школе та же физическая культура, только 40 минут, а в техникуме занятие составляет 90 минут, для многих - это огромный труд. Как и в школе, урок решает четко поставленные цели.

В ходе учебной деятельности, на занятиях студенты осваивают минимум знаний по физической культуре. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности, содержанию учебного материала, интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками. Постоянно осуществляется контроль за результатами учебной деятельности. Однако не многие студенты проходят успешно период адаптации. Испугавшись таких нагрузок, возникает проблема с посещаемостью. Кто-то не доволен своими оценками, кто-то после первого занятия думает, что он никогда не освоит этот материал или просто потому - что такие нагрузки он никогда не испытывал.

В группах нового набора работают по два преподавателя одновременно. Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.

В подготовительной части урока, занимаются все студенты, не зависимо от их индивидуальных особенностей. В этой части урока организм адаптируется, проходит стадию врабатывания.

В основной части урока, для студентов физически «слабых» используем умеренные нагрузки, постепенно объем увеличивается. А для более «сильных»

студентов нагрузка дается в соответствии с учетом индивидуальных возможностей организма.

В заключительной части урока студенты могут объединиться «сильные» со «слабыми», перейти на спокойную ходьбу, поиграть в игры.

Применение стандартных упражнений и нагрузок переводит организм в стадию устойчивой адаптации. В дальнейшем наблюдается возрастная адаптация.

Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками. Только многократное повторение упражнений способствует развитию физических качеств.

Создав такие условия, студенты проходят период адаптации, легко справляются с поставленными задачами. Большинство из них на контрольных занятиях могут сдать нормативы, заметьте, если они не пропускают уроки.

Спортивно-массовая работа.

Чтобы выявить более сильных студентов, для участия в городских и краевых соревнованиях по легкой атлетике, в конце сентября каждый год проводится праздник «День здоровья».

Группы нового набора соревнуются между собой. Старшие курсы ведут борьбу между своими группами. Каждый может проявить свои способности и попасть в команду для участия в соревнованиях. По результатам забегов выявляем призеров и уже в октябре они защищают честь техникума в г. Владивостоке. Два года подряд, наши девушки легкоатлетки занимали призовые места, о чем свидетельствуют кубки и медали.

Уже в этом году, мы столкнулись с проблемой набора студентов, в секции по игровым видам спорта. Юноши и девушки в исключительных случаях владеют навыками и техническими приемами.

В большинстве случаев, студенты, имеющие прекрасные данные не желают заниматься спортом. Поэтому для привлечения молодежи к здоровому образу жизни в течении всего года ведется активная работа.

На базе техникума находится два спортивных зала. В главном корпусе тренажеры установлены, в том же зале столы для настольного тенниса, где любой желающий из студентов может заниматься атлетической гимнастикой и настольным теннисом. На территории техникума имеется зал для игровых видов спорта, куда ходят студенты на тренировки по волейболу, баскетболу, мини футболу. В этих же спортзалах проводятся соревнования по вышеперечисленным видам спорта. Мы соревнуемся не только в стенах своего техникума. Стараемся не пропускать все городские соревнования, выставляет команды по волейболу (юноши и девушки), по баскетболу (юноши и девушки), футболу (юноши), а также настольному теннису. Надо отметить, что в прошлые годы наши студенты добивались более высоких результатов, даже среди взрослых команд и численный состав команд был гораздо больше, нежели чем сейчас. Сегодня мы имеет команды по основным видам спорта, но из групп нового набора, в этом году пришли заниматься единицы.

Встречаясь на площадках с соперником, все чаще видим бывших выпускников нашего техникума, что очень приятно осознавать.

Нам есть чем гордиться. Наши стены воспитали немало спортсменов, о которых знают за пределами города. Немало наших студентов занимаются восточными единоборствами в клубах города. Выпускники техникума легко поступают в высшие учебные заведения, где продолжают свою спортивную карьеру.

Круглый год мы участвуем в спартакиаде студентов среди С С У Зов, начиная с октября и по май месяц включительно.

Здоровый образ жизни.

Но проблем меньше не становится. Очень много студентов в настоящее время курит, употребляет алкоголь. Но этой проблеме проводятся классные часы,

беседы со специалистами, организуются встречи, проводятся акции «За здоровый образ жизни», конкурсы стенгазет, концерты и т. п.

Заядлые курильщики, конечно же должным образом не реагируют, при том, что все студенты в начале учебного года подписывают приказ о строго отведенных местах для курения. Но курят все и везде и никакие меры воздействия не действуют, как бы мы не страшали.

А вот те, кто недавно взял сигарету, они проявляют большой интерес, были и такие кто после классных часов бросил курить. Студенты сами готовят доклады, разрабатывают вопросы для выявления курящих в группе, составляют правила для бросающих курить. В приложение №3 можно наглядно убедиться с вопросами анкеты и правилами для бросающих курить.

На занятиях по физической культуре студенты оформляют рефераты по теме: «Здоровый образ жизни», в которых затрагивают проблемы современной молодежи. Статистика в последние годы содрогает наше мышление. Число курильщиков не снижается, алкоголизм выходит за рамки предела, а наркомания пробралась даже в школы, не говоря уже о средних учебных заведениях.

Никто их нас не остается равнодушным и студенты тоже. Обязательным заданием реферата является составление режима дня, есть и такие, кто предлагает свои программы по борьбе с курением. Результаты некоторых наблюдений показали, сто в последние годы рост курильщиков среди юношей снизился, а среди девушек увеличился. Сейчас не проблема купить пачку сигарет или банку пива. Неоднократно мы сталкивались с ситуацией, когда студенты перед занятием физической культуры курили, а на занятиях им становилось плохо, то есть кружилась голова, тошнило и даже были обмороки. Понимая, что этого делать нельзя и зная какие последствия, они по-прежнему продолжают курить.

Все эти проблемы должны решать на государственном уровне и пока законы не будут работать, никакая спортивно-массовая работа не спасет нашу молодежь.

Физической воспитание обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков, совокупность которых в решающей мере

определяет его физическую дееспособность. Наши учреждения готовят руководителей среднего звена. Для того, чтобы работать полный рабочий день, да еще и руководить, требуется своеобразная физическая подготовка. Не секрет, что воздействие труда на человека оказывает в его организме определенные изменения. Вот поэтому физическая культура является неотъемлемой частью человеческой культуры. Она не только поддерживает работоспособность, но и продлевает жизнь.

Все мы хотим, чтобы наши дети и родитель жили долго и были здоровыми и никогда не будет поздно заняться физическими упражнениями.









Заключение


В данном реферате были освещены проблемы современных уроков по физической культуре в Приморском промышленно-экономическом техникуме г. Лесозаводска.

Наблюдения показали, что проблемы изменяются во всех отношениях, для грамотного проведения занятий по физической культуре необходимо быть не только осведомленными о физическом состоянии учащихся, но и уметь распределять физическую нагрузку на каждом занятии.

В специальных медицинских группах имеются свои особенности, где проблем всегда больше, чем в основных группах здоровья. Физическое здоровье укрепляется благодаря тесной взаимосвязи студента с предметом. Для эффективности укрепления здоровья используем различные методы работы. Ведем борьбу за здоровый образ жизни, привлекаем студентов в спортивные секции, организуем спортивные мероприятия, проводим первенства техникума по основным видам спорта, участвуем в соревнованиях, о чем свидетельствуют дипломы, грамоты, кубки и медали.

Над проблемами продолжаем работать, потому, что их не мало, которые надо решать в тесной связи со студентами.





Приложение №1


Карта наблюдений физической подготовленности и физического

развития студента


Ф.И.О. студента _________________________________пол _________

Отделение _________ курс ________ группа__________ полных лет _____

Наличие хронических заболеваний _________ отношение к курению_____

Виды обследования.

Год, месяц, число обследования

На начало учебного года

2

3

На конец учебного года

Примечание

1

Соматометрия

Осанка

ЖГЛ в мл.

Вес в кг.

Рост в см.

Окружность грудной клетки в см.

Окружность плеча в см.

Окружность голени в см.

Окружность шеи в см.

Сила кисти в кг.

Становая тяга в кг.


2

Физиометрия

ИГТС

ЧСС

АД

Ортостагическая проба

Индекс полноты


3

Тесты по физической подготовке

Челночный бег 10x10

Бег 1000 м

Подтягиваиие и висе (кол-во раз)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжки на скакалке за 1 мин (кол-во раз)

Бег 100 м.

Отжимание в упоре (кол-во раз)




Приложение №2


Анкета


Выявление курящих в группе

1. Вы курите?

2. Когда вы взяли в первый раз сигарету?

3. Кто был примером?

4. Ваше отношение к курению. Хорошо это или плохо?

5. Пытались ли вы сами бросить курить?

6. Сколько раз вы бросали курить?

7. Как вы относитесь к курению:

а) плохо

б) хорошо

в) безразлично

8. Сколько сигарет вы выкуриваете в день?

9. Вы можете в любой момент бросить курить?

10. Обращаете ли вы внимание на брошенные окурки?

11. Вы бросаете окурки там, где курите или ищете урну?





Правила для бросающих курить.

1. Назначьте дату, имеющую для вас какой-то особый смысл. Это может быть ваш день рождение, Новый год или какая-то годовщина.

2. Договоритесь с курящим другом бросить курить вместе, чтобы вы могли поддерживать друг друга.

3. Скажите всем вашим знакомым, сто вы бросаете курить. Они постараются вас поддержать.

4. Определите круг людей, которым вы можете позвонить в любое время, когда вам очень захочется курить.

5. Попробуйте заменить курение физическими упражнениями, низкокалорийными закусками, жевательной резинкой с никотиновым вкусом.

6. Уберите из дома, рабочего места сигареты и пепельницы.

7. Составьте спи сок вещей, которые можно было бы купить на сэкономленные на курении деньги.

8. Постоянно спрашивайте себя, действительно ли вам нужна эта сигарета.

9. Не закуривайте сигарету, с момента возникновения желания. Позвоните кому-нибудь из вашей группы поддержки.

10. Сходите к зубному врачу на гигиеническую чистку, чтобы отчистить и отбелить зубы от табачной желтизны.

11. Если вам трудно самому бросить курить, обратитесь к специалистам.





Список литературы

1. Холодов Ж. К. «Теория и методика физического воспитания и спорта». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательский центр «Академия», 2001 г.

2. Вароненко В. А., Рапопорт Л. А. «Здоровье и физическая культура студента». Учебное пособие. Москва: «Альфа», 2003 г.

3. Дубровский В. И. «Лечебная физическая культура». Издательство «Владос», 2001 г.

4. Воспитание школьников №5, 2002 г.

5. Воспитание школьников №9, 2003 г.







© 2010-2022