- Преподавателю
- Физкультура
- Программа по баскетболу 9 класс
Программа по баскетболу 9 класс
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корчагин С.М. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждено: Согласовано: Рассмотрено:
Директор МОУ СОШ № 13 Зам.директора по ВР на заседании МО
«____» ___________200 г «____» ___________200 г «____» ___________200 г
Программа
секции баскетбола
МОУ СОШ №13 с углубленным изучением
отдельных предметов
количество часов в год: 68
количество занятий в неделю: 2
продолжительность занятия: 1-1,5 часа
учитель физической культуры: Корчагин С. М.
Тамбов 2006
Пояснительная записка
Программа секции баскетбола составлена на основании обязательного минимума содержания образования, с целью содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите). Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.
Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.
В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех или других двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.
В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите. В противном случае учащийся может попросту не освоить требуемое тактическое упражнение.
История игры баскетбол
Баскетбол - спортивная игра с мячом. Сущность игры состоит в стремлении игроков забросить мяч в корзину противника возможно большее количество раз в установленное правилами время. Играть мячом можно только руками. Состав команды - 10 человек, но одновременно на поле играет по пять человек с каждой стороны. Размеры площадки относительно невелики. Частая смена игровой деятельности, связанная с переходом от нападения к защите и обратно, происходит в постоянном единоборстве, что вызывает высокую спортивную эмоциональность.
В игре используются естественные виды движений: бег, ходьба, прыжки и метание. Многообразие и изменчивость условий, в которых они применяются, требуют от человека большого запаса двигательных умений и навыков, определенного уровня развития физических качеств.
Правильно организованные занятия баскетболом предоставляют широкие возможности для разностороннего воздействия на организм человека. Это делает баскетбол весьма ценным средством физического воспитания. Наличие благоприятных возможностей для дозирования нагрузок позволяет использовать баскетбол в работе по физическому воспитанию детей начиная с 9-10-летнего возраста.
Родиной баскетбола считается Америка (1891 г.). Впервые основные принципы игры были сформулированы профессором одного из колледжей Джеймсом Нейсмитом. Суть этих принципов новой игры состояла в следующем: в мяч можно играть руками, но нельзя с ним бежать; все игроки обеих команд могут касаться мяча в любой момент игры без учета того, в каком положении они находятся; обе команды могут находиться на одном и том же участке площадки; касание игроков друг друга какой-либо частью тела запрещено в любом случае; цель, которую нужно поразить мячом, должна быть расположена в горизонтальной плоскости и на определенной высоте.
Эти основные принципы сохранили свое значение до настоящего времени, несмотря на то что в своем развитии правила, техника и тактика игры претерпели существенные изменения.
Баскетбол быстро получил распространение и завоевал популярность в других странах. Первая такая встреча состоялась в 1919 г. на турнире армейских команд США, Италии и Франции. В 1923 г. проводится турнир женских команд с участием Франции, Италии и Чехословакии, а в 1924 г. на VIII Олимпийских играх в Париже состоялся показательный турнир команд Англии, Италии и США.
В 1932 г. была создана Международная федерация баскетбола (ФИБА). Первыми ее членами стали Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Чехословакия и Швеция. В настоящее время ФИБА объединяет 132 национальные федерации баскетбола.
В 1935 г. баскетбол признан олимпийским видом спорта, и уже в 1936 г. на XI Олимпийских играх в турнире по баскетболу приняли участие команды 21 страны. Затем стали проводиться и другие соревнования: чемпионат Европы среди мужских (1935 г.) и женских команд (1938 г.), первенство мира среди мужских (1950 г.) и женских команд (1953 г.) и другие крупные международные соревнования.
Зарождение баскетбола в России относится к началу XX столетия. В 1906 г. в Петербурге в спортивном обществе «Маяк» были проведены первые соревнования по баскетболу. Однако в то время игра еще не получила широкого распространения. После Октябрьской революции баскетбол стал быстро распространяться в нашей стране. Большая роль в этом принадлежала всевобучу. В 1920 г. баскетбол был включен как обязательная учебная дисциплина в ряде учебных заведений. С этого же года игра включается в программы крупных соревнований в стране.
Начиная с 1928 г. баскетболисты СССР начали встречаться с зарубежными командами. Это явилось серьезной проверкой отечественной «школы» баскетбола. В 1946 г. московские команды встретились с сильнейшими командами Франции и победили их в этих играх. В 1947 г. СССР принят в члены ФИБА. В 1972 г. советская сборная мужская команда впервые выиграла звание чемпиона на XX Олимпийских играх в Мюнхене. В 1964 г. впервые в чемпионате Европы принимают участие наши сборные команды юношей и в 1965 г. - девушек. Они становятся чемпионами Европы.
Игра все больше увлекает детей. Стремление сделать ее доступной для детей младшего возраста (7-9 лет) приводит к появлению так называемого мини-баскетбола. Распространение этой игры во всех странах побудило ФИБА включить мини-баскетбол в свою федерацию. Мини-баскетбол отличается от обычного баскетбола только уменьшенными размерами площадки, сокращением продолжительности игры, меньшей высотой расположения корзины над площадкой и весом мяча
По мере роста популярности и массовости игры сама игра претерпела существенные изменения. Изменились техника, тактика и правила игры, постоянно совершенствовалась и методика тренировки.
Планирование учебного материала по баскетболу
Виды подготовки
Младшая юношеская группа
(14 - 17 лет)
Физическая подготовка
Разносторонняя физическая подготовка с помощью комплекса разнообразных средств, с преимущественным развитием гибкости и ловкости.
Специальная физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты.
Специальная физическая подготовка с преимущественным развитием силы и выносливости.
Техническая подготовка
Разносторонняя физическая подготовка с помощью комплекса разнообразных средств, с преимущественным развитием гибкости и ловкости.
Специальная физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты.
Специальная физическая подготовка с преимущественным развитием силы и выносливости.
Тактическая подготовка
Развитие внимания, зрительной памяти, ориентировки. Изучение тактики индивидуальных действий (в объеме изученных приемов)
Изучение более сложных индивидуальных тактических действий. Понятие о системах ведения игры.
Освоение взаимодействий двух н трех игроков внутри тактической системы.
Совершенствование индивидуальных тактических действий и групповых по преимущественным функциям. Овладение командными взаимодействиями. Изучение комбинации и систем игры.
Волевая подготовка
Ведется в течение всего времени обучения в тесной связи с формированием умений и навыков
Теоретическая подготовка
Осуществляется в соответствии с программой ДЮСШ
Программный материал по баскетболу
Основная
направленность
Баскетбол
Количество
часов
На совершенствование техники
передвижений, остановок, поворотов, стоек
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений.
4
На совершенствование техники ловли и передач мяча
Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях).
8
На совершенствование техники ведения мяча
Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
10
На совершенствование техники бросков мяча
Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
10
На совершенствование техники защитных действий
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание).
8
На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей
Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
8
На совершенствование тактики игры
Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
8
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
4
На знания о физической культуре
(теоретические сведения)
Терминология игры в баскетбол, техника владения
мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом.
6
На овладение организаторскими умениями
Организация и проведение соревнований по баскетболу с учащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий.
2
Самостоятельные занятия
Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости; игровые упражнения по совершенствованию технических приемов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми.
График прохождения учебного материала в младшей юношеской группе (9 - 11 классы)
Разделы учебной работы
Всего часов
месяцы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
1. Теоретические занятия
6
1
1
1
1
1
1
2. Физическая подготовка:
3. Общая и специальная
16
2
2
1
2
2
1
2
2
2
Обучение и совершенствование в технике и тактике игры
38
4
4
4
4
4
5
4
5
4
5. Инструкторская практика
4
1
1
1
1
6. Контрольные испытания
4
1
1
1
1
7. Участие в соревнованиях:
а) товарищеских
б) по физической подготовке
в) по технической подготовке
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
Итого часов:
68
8
7
7
7
7
8
6
9
9
Учитель физической культуры (тренер) ____________________ (Корчагин С. М.)