Нужен ли третий урок физкультуры?

Статья Завгородней Ирины Александровны "Нужен ли третий урок физкультуры?" Движение – важнейшее свойство организма человека. Любое движение человека зависит от адекватного функционирования скелетной мышцы, благодаря мышечному сокращению. Исследованиями И.А.Аршавского с сотрудниками установлено, что деятельность различных органов и систем организма находится в прямой зависимости от двигательной активности.     Двигательная активность необходима как фактор реализации программы индивидуального развития, т.е. без достаточной двигательной активности школьник не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования организма в целом, а во взрослом  периоде не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности.            
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нужен ли третий урок физкультуры?Завгородняя Ирина Александровна учитель Физической культуры, высшей квалификационной категории, МАОУ «Гимназия №11 города Новосибирска «Гармония»

Нужен ли третий урок физкультуры?

Движение - важнейшее свойство организма человека.

У человека способность к движению обеспечивается наличием специализированных сократительных клеток - мышечных волокон. Почти половина массы человеческого тела приходится на мышечную ткань. У человека насчитывается около 600 скелетных мышц.

Любое движение человека зависит от адекватного функционирования скелетной мышцы, благодаря мышечному сокращению.

В мышечных волокнах содержится специфический белок миоглобин, который осуществляет накопление кислорода, поступающего в процессе дыхания в мышцы, и отдаёт его по мере необходимости при сокращении мышц. Так почему физическая нагрузка так необходима человеку?

Исследованиями И.А.Аршавского с сотрудниками установлено, что деятельность различных органов и систем организма находится в прямой зависимости от двигательной активности.

После нагрузки не просто восстанавливается всё затраченное организмом в процессе деятельности, но в результате усиленного анаболизма происходит развитие и дальнейшее усложнение структур всех работающих органов и систем организма.

Каждый очередной цикл возбуждения клетки сопровождается в восстановительный период избыточным накоплением в ней пластических и энергетических материалов выше исходного уровня - супервосстановление,

без которого рост и развитие организма были бы не возможны.

Нужен ли третий урок физкультуры?

Схема процессов расхода и накопления пластических и энергетических материалов.

Другими словами, двигательная активность является фактором функциональной индукции избыточного анаболизма во всех системах, связанных с функцией движения.

Длительность фазы супервосстановления, т.е. периода готовности организма к следующей физической нагрузки, зависит от характера упражнения, их интенсивности, продолжительности, функциональной подготовленности организма.

После больших тренировочных нагрузок, проведённых спортсменами, повышенная готовность к восприятию следующих нагрузок сохраняется до 48-72 часов. Если нагрузка не требует очень значительных функциональных напряжений, то восстановление и готовность организма к следующему воздействию сокращается до 24-18 часов.

Это свидетельствует о том, что периодичность уроков физической культуры должно быть не менее трех раз неделю, так как адаптивные структурные изменения в клетках органов и систем должны подкрепляться и развиваться последующими занятиями.

Иначе говоря, эффективность от урока можно ожидать лишь в случае, если оно будет проводиться в период, пока не « стёрся» структурный след от предыдущего занятия. Длительный перерыв между уроками ведёт не только к потере накопленного энергетического потенциала и возврату организма к прежнему функциональному состоянию, к снижению или отсутствию эффективности занятия физкультурой, но и напряжению и перенапряжению стресс-реализующих систем, их истощению.

Двигательная активность необходима как фактор реализации программы индивидуального развития, т.е. без достаточной двигательной активности школьник не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования организма в целом, а во взрослом периоде не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности.

В настоящее время рост гиподинамия и плохое состояние здоровья подрастающего поколения отметил и Дмитрий Медведев, который всецело поддержал увеличение количества уроков физической культуры в школе.

С 01 сентября 2011 года третий урок физической культуры получил постоянную прописку в расписании учебных занятий школ города Новосибирска и нашей гимназии №11 «Гармония».

Для проведения третьего урока физической культуры в нашей гимназии была проведена большая работа и созданы следующие условия:

  1. Проведён капитальный ремонт спортивного зала. В спортивном зале стало тепло, светло, уютно. Установили пластиковые окна, двери, радиаторы, баскетбольные щиты, электронное табло. Полностью поменяли половое покрытие, отремонтировали подсобные помещения, раздевалки для девочек и мальчиков, установили душевые и туалетные комнаты.

  2. В школьном бассейне «Дельфин», в тренажёрном зале установили вентиляцию.

  3. Приобретён спортивный инвентарь (лыжи, крепления, лыжные ботинки, гимнастические скамейки и маты, волейбольные, баскетбольные и футбольные мячи, скакалки, обручи, конусы, и другое.

  4. Для проведения методической работы по физической культуре приобретён принтер и ноутбук.

С 1-5 класс из трёх уроков физической культуры, один урок плавания проводится в школьном бассейне «Дельфин».

Как известно, плавание представляет собой уникальное средство физического воспитания. Разница между температурой водой и тела человека даёт прекрасную возможность для закаливания. Задерживание дыхания, погружение в воду оказывает тренирующее воздействие на дыхательную, сердечно-сосудистую систему и центральный нервный аппарат.

С 7-11 класс третий урок физической культуры проводится в спортивном и тренажёрном зале. Но в сентябре-октябре, январе-феврале и мае уроки физической культуры проводятся на свежем воздухе, на школьном стадионе, на спортивной площадке для мини-футбола и на площадке с нестандартным оборудованием. В это время школьники занимаются легкой атлетикой и лыжной подготовкой.

Учебный материал по физической культуре сложный. Непродуманные действия могут повлечь за собой травмы. Особенно сложно, когда в спортивном зале занимаются два класса разного возраста.

Итак, введение третьего урока физической культуры имеет очень большое значение для повышения двигательной активности учащихся, для сохранения и укрепления здоровья. Как известно, что за последние десятилетия здоровье школьников резко ухудшается. В нашей гимназии обучается 1280 учащихся. Из них, 832 учащихся относятся к основной группе здоровья, 373 человек относятся к подготовительной группе, 57 человек должны заниматься в специальной медицинской группе, а 18 человек вообще освобождены от занятий физической культуры. Это значит, что около 33% учащихся в нашей гимназии с серьёзными отклонениями в здоровье. В течение учебного года большое количество детей пропускают уроки из-за болезни (ОРЗ, ОРВИ, ангина, грипп, бронхит и др.). А после выздоровления дети не занимаются на уроках ФК ещё 2-3 недели. Конечно, нужно больше обращать внимание на профилактику простудных заболеваний. Понятно, что только систематические занятия физической культурой приводят к определённым результатам по физической подготовке. К сожалению, не всем детям нравится заниматься физической культурой, т.к. требуется большой затраты энергии, трудолюбия, развития волевых качеств, координационных способностей и др. Учителю физической культуры просто необходимо найти и применить такие средства, с помощью которых можно заинтересовать детей, привлечь и привить школьникам любовь к систематическим занятиям физической культурой, спортом. А также воспитать привычку к двигательной активности и ведению здорового образа жизни.

Многообразие тем уроков физической культуры, средств и форм учебных занятий настолько велико, что творчеству учителю ФК нет предела.

В 2012/13 учебном году мне доверили проводить уроки в параллели 1-х классов.

Для первоклассника, переживающего кризис « семи лет», по мнению Л.С. Выготского, характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное поясничание, что связано с утратой детской непосредственности, наивности и возрастание привольности, усложнением эмоций, обобщением переживаний. Мне было понятно, что к семи годам ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнять его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценивать результат действия. Но все эти компоненты волевого действия недостаточно развиты: выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны, удержание цели в значительной степени определяется трудностями задания, деятельностью его выполнения.

Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым приходит ребёнок на урок, не связан с содержанием программы. Ребёнок на урок физической культуры пришёл только поиграть в « догонялки», «вышибало», «День и ночь», а где-то и « пошалить». Для того, чтобы мотив и содержание учебной деятельности соответствовали друг другу, я уроки физической культуры в 1-х классах провожу по сценарному плану.

Например, на первых уроках ФК я детей знакомила с терминами «физическая культура», «физические упражнения», «физические качества». Далее с детьми выясняла, когда впервые человек стал заниматься физическими упражнениями. Дети изображали древних людей - сильных, ловких, выносливых, метких, гибких, смелых. Соответственно, дети выполняли равномерный бег и ускоренный бег, т.е. убегали от опасности или догоняли животных, после выполняли метание теннисного мяча в цель и ловко прыгали через канавы и т.д.

На уроках по теме Олимпийские игры древности, дети бегали на дистанцию один стадий , как древние греки и узнали, что слово «стадион» происходит от слово «стадий» - 1 круг (192 метра). Как олимпийцы, дети выполняли комплексы упражнений, на развитие быстроты, выносливости, укрепляли мышцы рук и ног. Далее, дети сдавали учебные нормативы, поздравляли победителей, а остальных благодарили за участие в нашей олимпиаде. Теоретические сведения об олимпийских играх древности всегда закреплялось практическими действиями.

Также первоклассники знакомились с работой МЧС России. Чем занимается данное Министерство, какие награды получают работники МЧС? С большим интересом дети слушали о подвигах старшеклассников, спасавших на пожарах маленьких детей. Далее класс превращался в отряд МЧС и выполнял различный бег в горах, в лесу, на равнине. На таких уроках дети убегали от волны, снежной бури или спасали животных, птиц и т.д. У детей хорошо работает воображение, они быстро и легко перевоплощаются, с интересом и старанием выполняют упражнения, не замечают усталость.

Изучая историю Олимпийских игр современности, учащиеся 1-х классов познакомились с символикой, с девизом и флагом Олимпийских игр. На своих уроках я прививаю детям любовь к спорту, к регулярным занятиям физической культурой, пропагандирую здоровый образ жизни.

Также дети с гордостью рассказывают о достижения российских спортсменов и соответственно, знакомятся с зимними видами спорта: лыжами, биатлоном, конькобежным спортом, кёрлингом, хоккеем, фигурным катанием. Первоклассники под чутким руководством родителей выполняют творческие работы по данным видам спорта, приносят фотографии спортсменов, рисуют флаги стран, готовят сообщения о спортивных результатах сборных команд России.

Уроки-тренировки по зимним видам спорта проходят под музыкальное сопровождение. Музыку подбираю детям соответственно видам спорта. Например, на уроках по конька звучат песни «Сверкает лёд», «Весёлые коньки», «Трус не играет в хоккей», «На речке лёд не тает», »А я люблю коньки». На уроках по лыжной подготовке звучат песни «Холодно, холодно», «Темп», а по ОФП - «Богатырская сила». На уроках, посвящённых Олимпиаде звучат песни «Старт даёт Москва», «Гимн Сочи -2014», на разминке - «Аэробика для бобика», «Солнышко лучистое», на эстафете - «Ты, да я, да мы с тобой». Музыка помогает легче справляться с нагрузкой, дети выполняют упражнения эмоционально, весело. На своих уроках обязательно чередую разнообразные упражнения, которые выполняются по принципу от простого к сложному. На тренировочных уроках дети показывают имитацию движения лыжников, конькобежцев, биатлонистов, выполняют специальные упражнениям. Дети развивают мышцы рук , выполняя различные упражнения, такие как сгибание и разгибание рук в упоре, упражнения на развитие мышцы ног - выполняя пригибную ходьбу, прыжковые упражнения « мячики», «лягушка», а также «гусиный» шаг и т.д. На уроках по биатлону первоклассники метают мячи в цель из исходного положения - стоя и метают на дальность из исходного положения - лёжа на гимнастическом мате.

В начале урока дети с удовольствием разгадывают загадки о здоровом образе жизни, во время разминки исполняют припевы детских спортивных песен, придумывают физкультурно-спортивные «кричалки» и любят маршировать под музыку.

Нарушение дисциплины на уроке может повлечь за собой травму. Поэтому, по соблюдению правил поведения и техники безопасности на занятиях физкультурой я каждый урок провожу инструктаж с первоклассниками. Особенно удачно прошла игру по соблюдению правил уличного движения. Дети во время разминочного бега становились водителями машин. Задача водителей - соблюдать дистанцию, не обгонять впереди идущий транспорт, при команде сотрудника ГБДД (учителя) выполнять ускорение и другие беговые упражнения. Парковаться разрешается в колонну по 2 или 3 машины, также соблюдая дистанцию. В игровой форме, в эмоциональной обстановке дети быстрее усваивают учебный материал.

С первоклассниками сложно работать, но интересно. Они любопытные, любознательные, старательные. Есть дети с очень хорошей памятью, с высокими физическими данными. К сожалению, из 103 первоклассников, 34 ребёнка с ослабленным здоровьем, а 6 человек относятся к специальной медицинской группе. Трёхразовые занятия в неделю физической культурой должны дать положительный эффект всем детям, с ослабленным здоровьем в том числе.

С первоклассниками сложно работать, но интересно. Они любопытные, старательные, трудолюбивые. Есть дети с очень хорошей памятью и высокими физическими данными (1 «А» - классный руководитель Ищенко С.А.,1 «В» - классный руководитель Перминова М.С.).

Мне нравится, что первоклассники на уроках высказывают своё мнение, размышляют, имеют свою точку зрения. С первых уроков обращаю внимание на взаимоотношение и взаимопонимание в коллективе, на уважительное отношение к одноклассникам и взрослым, а также воспитываю чувство «локтя». По моим наблюдениям дети с 1-х классов с желанием посещают уроки физической культуры. Так что, третий урок физической культуры моим первоклассникам необходим и полезен, как и всем школьникам нашей гимназии.

Литература:

1. И.О. Болдырева «Технологии оздоровления человека и средства повышения работоспособности спортсмена». Новосибирск. 2012 г.

2. Ю.И.Евсеев «Физическая культура». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2010год;

3.Н.И.Пешков «Использование методик психодиагностики в физическом воспитании. Методические рекомендации. Новосибирск 2009г

Нужен ли третий урок физкультуры?

Нужен ли третий урок физкультуры?

Нужен ли третий урок физкультуры?

Нужен ли третий урок физкультуры?

© 2010-2022