- Преподавателю
- Физкультура
- Программа по внеурочной деятельности Путешествие по тропе здоровья
Программа по внеурочной деятельности Путешествие по тропе здоровья
Раздел | Физкультура |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скрипник Е.В. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского
Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка
муниципального района Алексеевский Самарской области
Утверждаю.
Директор
_________/Е.А.Чередникова/
«____»_____________2015 г
Согласовано.
Председатель
методического совета
________/Н.И.Колпакова/
«____»________2015 г
Программа рассмотрена на заседании кафедры «Воспитания»
Протокол №___ от ____2015 г Руководитель кафедры ____________ /И.А.Кулакова/
«____» _____ 2015 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Путешествие по тропе здоровья»
Направление внеурочной деятельности: «Спортивно-оздоровительное»
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Общее количество часов 68 за год
(2 часа в неделю)
Автор: Скрипник Е.В.,
учитель физической культуры
с. Алексеевка
2015-2016г
Пояснительная записка
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
· Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; · Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
· Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
· Провалы в существующей системе физического воспитания; · Интенсификация учебного процесса;
· Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
· Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
· Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение.
Данная программа внеурочной деятельности направлена на принятие правильных решений детьми в отношении своего здоровья. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы внеурочной деятельности « Путешествие по тропе здоровья». При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО. Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на обучающихся 1 классов (6-7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В программу могут вноситься необходимые коррективы с учетом местных условий, особенностей здоровья детей, их развития; может меняться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов, число выполненных практических работ.
Цель, задачи и принципы реализации содержания программы:
Цель:
Формирование основ культуры здоровья у младших школьников через спортивно - оздоровительную деятельность.
Задачи:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии подвижных игр на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе проведения подвижных игр.
В процессе работы по программе воспитанники будут:
Знать:
Факторы, влияющие на здоровье;
Факторы, негативно воздействующие на здоровье;
Психо - функциональные особенности собственного организма;
Индивидуальные способы контроль над развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
Уметь:
Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Основные направления содержания деятельности:
Особенностью реализации данной программы являются:
- здоровьесберегающие технологии;
- духовно-нравственное развитие;
- технология развивающего обучения.
В практике работы используются следующие формы:
- эстафеты;
- спортивные соревнования;
- спортивные праздники;
- подвижные игры;
- беседы.
Для реализации данной программы в школе созданы все условия, а именно:
- имеется спортивный зал, соответствующий нормам СанПиН;
- спортивная площадка;
-спортивный инвентарь.
Ожидаемые результаты:
- приобретение школьниками знаний о правилах ведения ЗОЖ; об основных нормах гигиены;
- о технике безопасности во время игр;
- о правилах конструктивной групповой игры;
- об основах организации коллективной творческой деятельности;
- о способах проведения досуга людей.
Тематический план
№
п\п
Название тем
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Дата
1-2
Вводное занятие. Теория: Беседа «Твой новый режим дня»
Практика: Игра «Через цепь».
1
1
Формировать мотив, реализующей потребности в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
развивать восприятие, внимание, память, воображение.
3-4
« Путешествие в страну Здоровячков». Практика:День Здоровья.
2
Развивать ловкость и выносливость.
5-6
«Волшебница Гигиена» - спортивно - игровая программа.
Игра «Салки - стенки».
1
1
Способность к мобилизации сил и преодолению трудностей; произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.
7-8
Теория: Секреты закаливания.
Практика: Игра «Палочка-выручалочка».
1
1
Освоение универсальными умениями по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении различных упражнений.
9-10
«Советы Айболита» Игра с флажком.
2
Развивать физические качества выносливости и силу.
11-12
Теория: Как устроен человек?
Практика: Игра «Моё тело».
1
1
Уметь взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх;
уметь выполнять тренировочные упражнения.
13-14
Практика: Секреты в лукошке. Игра «Шишки, жёлуди, орехи»
2
Развивать способность к мобилизации сил и преодолению трудностей; произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения
15-16
Теория: Лакомств - 1000, а здоровье - одно.
Практика: Игра «Поймай шарик».
1
1
Уметь принимать решения;
Развивать творческие способности учащихся.
17-18
Практика: Копилка витаминов. Игра «Хлопки».
2
Уметь слушать учителя и следовать инструкциям правил и условиям проведения подвижных игр;
развивать силы, быстроты, выносливости и координации.
19-20
Теория: Здоровые зубы - залог здоровья.
Практика: Игра «Повтори-ка».
1
1
Уметь участвовать в диалоге;
слушать собеседника;
развивать выносливость и сил.
21
«Доктор Свежий воздух» - экскурсия в природу.
1
Уметь слушать учителя и следовать инструкциям правил и условиям проведения на природе;
22-23
Теория: Школа здорового питания.
Практика: Игра
«Съедобное- несъедобное»
2
Развивать силы, быстроты, выносливости и координации.
24-25
Теория: Мир звуков. Береги слух!
Практика: Игра « На внимание: пол, нос, потолок»
1
1
Формировать музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, многообразии ее видов, жанров, форм;
развивать восприятие, внимание, память, воображение.
26
Весёлые старты.
1
Развивать ловкость и выносливость.
27-28
Самомассаж.
2
Применение знаний и навыков при снятии усталости, напряжения.
29
Игровая программа
« Здоровье - овощи плюс фрукты, плюс ягоды»
1
Развивать быстроту и ловкость.
30-31
Теория: Одевайся по сезону - викторина.
Практика: Игра ««Кто быстрее дойдёт до середины».
2
Уметь принимать решения;
развивать быстроту.
32
Игра - путешествие « Откуда берутся грязнули?»
1
Развивать меткость и координацию движений.
33-34
Что нужно знать о лекарствах. Игра «Поймай шарик».
2
Познакомить с лекарственными растениями;
развивать ловкость и внимание.
35-36
Вредные сестрички - вредные привычки. Игра «Воробьи и вороны».
2
Развивать быстроту;
уметь сотрудничать друг с другом.
37
Праздник « Чистота и здоровье»
1
Развивать творческие способности учащихся.
38-41
Разучивание игр народов мира.
4
Формировать мотив, реализующей потребности в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
развить готовность к сотрудничеству и дружб;.
принимать решения и его реализация; освоить, универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении различных упражнений.
42-43
Как стать Гулливером?
Игра «Волшебные ёлочки».
2
Развивать творческие способности учащихся;
формировать музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, многообразии ее видов, жанров, форм.
44-45
Ядовитые растения.
Игра «Через кочки и пенёчки».
2
Познакомить с ядовитыми растениями;
развивать ловкость и силу.
46-47
Спортивный праздник « Мы - спортсмены!»
2
Развивать физические способности.
Умение дать оценку выполненным упражнениям.
48-49
Чихали мы на простуду. Строим крепость.
2
Уметь взаимодействовать в парах и группах;
развивать физические способности.
50-51
«Играют все!» - игра кросс.
2
Развивать физические способности.
52
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
1
Осознать значения правильной осанки для организма; уметь проводить самостоятельно комплекс упражнений для выработки правильной осанки и профилактики сколиоза и плоскостопия.
53-56
«Красный, желтый, зеленый» ПДД
4
Уметь слушать учителя и следовать инструкциям правил и условиям проведения на дорогах.
57-59
Компьютер и здоровье.
2
Соблюдать режим работы за компьютером.
60-61
« От физкультуры и спорта - к здоровому образу жизни» - спортивно - творческая программа»
2
Уметь взаимодействовать в парах и группах;
развивать творческие способности учащихся.
62-63
Путешествие в королевство « Будь Здоров!»
2
Развивать силы, быстроты, выносливости и координации.
64-65
Участие в конкурсе « найди клад».
1
Развивать силы, быстроты, выносливости и координации
66-67
Гимнастика для глаз.
2
Овладение первоначальными знаниями о значении органов зрения. Выполнение инструкции по проведению гимнастики для глаз.
68
Итоговое занятие. Праздник Здоровья
1
Уметь слушать учителя и следовать инструкциям правил и условиям проведения подвижных игр.
Итого:
68ч
Используемая литература.
-
Учебно-методическое пособие «Подвижные игры» 1-4 классы. Автор-составитель Патрикеев А.Ю.- М. ВАКО. 2007г.;
-
Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Метод. Пособие М. Издательство НЦ ЭНАС. 2002г.
-
Литвинова М.Ф. « Русские народные подвижные игры». Под редакцией Л.В.Руссковой. М. Просвещение. 1986г.
-
Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет» М. Владос 2001г.
-
Смирнова Л.А. «Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников». М.-Владос. 2003г.
-
Н.А. Касаткина « Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня». Волгоград 2008 г.
-
Научно - практический журнал « Завуч начальной школы» № 1- 2008 г., № 2- 2009 г. № 4- 2008 г.; №5- 2008