- Преподавателю
- Физкультура
- Выступление по программе формирования культуры здорового образа жизни
Выступление по программе формирования культуры здорового образа жизни
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кудря М.Ю. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Кудря Марина Юрьевна
Опыт реализации основных направлений программы формирования культуры здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно - оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МКОУ «Шербакульский лицей» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
1)Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье:
-
о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
-
правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-
влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-
основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
-
Научить обучающихся:
-
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
-
составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
-
С учетом принципа информационной безопасности дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании причин возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
Организация работы лицея по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап - анализ состояния и планирование работы лицея по данному направлению.
Второй этап - организация работы лицея по данному направлению.
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
• внедрение в систему работы МОУ «Шербакульский лицей» дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые будут иметь модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо органично включаться в учебный процесс;
• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
• создание в лицее общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, педагогов, педагога-психолога, социального педагога, учащихся, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно - оздоровительных клубов, медицинских работников.
Так в Лицее с сентября 2011 года были проведены следующие мероприятия по данному направлению:
-Классные часы на тему: «Здоровье сгубишь - новое не купишь!»;
- Конкурс плакатов «Мы выбираем ЗОЖ!».
- Турниры по баскетболу и волейболу, спортивные эстафеты, соревнования по армрестлингу и гиревому спорту, по мини- футболу, веселые старты и спортивные эстафеты.
- «Марафон здоровья».
- Ролевая игра «Умей сказать нет вредным привычкам!».
- Дни здоровья в сентябре и апреле.
- этические беседы по профилактике употребления алкоголя и психотропных веществ.
- Оформление выставки методической литературы по вопросам борьбы с распространением наркомании.
- Организован просмотр видеофильма о вреде алкоголя, курения и наркотиков.
- Проведено анкетирование учащихся «Здоровье - это здорово!» (1 -11 классы)
Тематика и содержание бесед различались в соответствии с возрастом учащихся. Классные руководители привлекли к проведению мероприятий специалистов БУ «Комплексный центр по социальному обслуживанию населения», специалистов библиотеки. Всего было охвачено 403 учащихся(95,7 % учащихся лицея).
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
• проведение лекций, семинаров, круглых столов, переговорных площадок и т. п.;
• приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Классными руководителями в первом полугодии было проведено 44 родительских собрания (в каждом классе по 2 собрания, в 11 классах по 3), что соответствует планам воспитательной работы. Во втором полугодии проведено 42 родительских собраний.
- Выпущены буклеты для родителей «Предупрежден - значит вооружен!»
- Систематическая работа «Совета отцов».
3. Деятельность социально- психологической службы лицея
-
Создание психологически комфортного климата в лицее.
-
Формирование системы работы по сохранению здоровья участников образовательного процесса.
-
Обеспечить необходимое содействие педагогическому коллективу в развитие психологических особенностей учащихся.
-
Осуществлять диагностику и коррекцию познавательных процессов учащихся.
-
Развивать коммуникативные способности учащихся.
-
Корректировать отношения с учащимися с педагогами и родителями.
-
Развивать социальную, когнитивную и эмоционально-личностную сферу учащихся.
-
Повышать психологическую культуру учащихся лицея и их родителей
Социально-профилактическая работа в рамках школы осуществляется в тесном сотрудничестве психолога и социального педагога, согласно утверждённому плану. В работе клуба «Мы вместе» для детей «группы риска» регулярно принимает участие психолог, а в заседаниях психологической гостиной «Подросток» - социальный педагог. На каждого ребёнка «группы риска» составляется карта психологического сопровождения.
Социальный педагог осуществляет тесное сотрудничество с классными руководителями в проведение рейдов по неблагополучным семьям и детям «группы риска», оформление документации, участие в классных родительских собраниях и классных часах.
Наиболее действенной формой профилактической работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений, наркомании и других негативных проявлений учащихся являются советы профилактики, на которых заслушиваются учащиеся, состоящие на всех видах учёта, и их родители.
В результате индивидуальной профработы все вышеназванные учащиеся повысили качество знаний, сократилось количество пропусков без уважительной причины.
К 23 февраля на базе Лицея было проведено районное мероприятие «Спортивный турнир» между командами: сборная «Совета отцов», учащиеся 11 х классов и РОВД. Сборная «Совета отцов» заняли второе место. Показателем достижения цели и задач программы служат следующие результаты:
-
Улучшение здоровья обучающихся, снижение количества детей с хроническими заболеваниями;
-
Увеличение количества детей с основной группой здоровья;
-
Повышение мотивации к обучению, рост процента качества знаний;
-
Использование в образовательном процессе элективных курсов, направленных на повышение уровня знаний по здоровьесбережению, имеющих прикладной характер
-
Повышение количественных показателей обучающихся, посещающих занятия в спортивных секциях и оздоровительных группах
-
Уменьшение количества детей «группы риска» по употреблению психоактивных веществ;
-
Уменьшение количества обучающихся, совершивших правонарушения.
-
Повышение уровня социальной адаптации обучающихся.