Акробатическая подготовка гимнастов 4-8 класс

Годичный цикл тренировки подразделяется на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Эти три пе­риода связаны с процессом становления спортивной формы, ко­торый имеет фазовый характер. Выделяют три фазы развития спортивной формы: фазу приобретения спортивной формы (под­готовительный период), фазу относительной стабилизации спор­тивной формы (соревновательный период) и фазу временной ут­раты спортивной формы (переходной период). Тренировочный процесс планируют так, чтобы гимна...
Раздел Физкультура
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ - средняя общеобразовательная школа № 7 города Мценска



Акробатическая

подготовка гимнастов



Разработчик : Ерошкина О.М. - учитель физической культуры.

2015 г.

Содержание

1. Значение и место акробатической подготовки в тренировке гимнастов

2.Сравнительный анализ техники выполнения некоторых упражнений

3. Влияние занятий акробатикой на усвоение упражнений на гимнастических снарядах

4. Акробатическая подготовка в тренировке гимнастов

5. Основы техники выполнения акробатических прыжков

6. Закономерности техники выполнения отдельных прыжков

7. Закономерности техники выполнения соединений комбинаций

8. Техника выполнения и методика разучивания основных акробатических прыжков

9. Прыжки с вращением вперед, выполняемые махом одной и толчком другой ноги





Значение и место акробатической

подготовки в тренировке гимнастов

Занятия акробатикой помогают гимнастам осваивать упражнения на гимнастических снарядах. По всей вероятности, это объясняется тем, что некоторые элементы на гимнастических снарядах очень сходны с аналогическими акробатическими прыжками, которые могут служить подготовительными и подводящими упражнениями.

Многочисленные наблюдения показывают, что хорошие акробаты-прыгуны довольно легко овладевают многими упражнениями на гимнастических снарядах.

Проведённые наблюдения свидетельствуют о необходимости сравнительного анализа некоторых элементов на гимнастических снарядах и акробатических прыжков, имеющих с ними внешнее сходство. Это необходимо, что - бы определить, какие прыжки могут служить подводящимися упражнениями для соответствующих упражнений на снарядах и в чём их положительное воздействие.





Сравнительный анализ техники

выполнения некоторых упражнений

В результате анализа упражнений гимнастического многоборья (как мужского, так и женского) можно определить элементы, сходные с соответствующими акробатическими прыжками.

1. Вольные упражнения. Как мужские, так и женские вольные упражнения очень насыщены акробатическими прыжками, которые определяют основную трудность вольных упражнений. Следовательно, чтобы составить вольные упражнения нужной трудности и хорошо их выполнить, необходимо уделить большое внимание занятиям акробатикой и освоить акробатические прыжки, включенные в обязательные и произвольные упражнения

Как правило, в вольных упражнениях невозможно делать большой разбег для выполнения акробатического прыжка. Кроме того, акробатические прыжки встречаются в середине и конце вольных упражнений, а не только в начале, следовательно, приходится их выполнять в состоянии некоторой усталости. Это значит, что акробатические прыжки, включенные в вольные упражнения, должны быть очень хорошо изучены в занятиях по акробатике. 2. Упражнения на бревне. Как в обязательных, так и произвольных упражнениях в равновесии на бревне встречается целый ряд акробатических элементов. Это различные кувырки, некоторые перевороты и соскоки типа переворотов и сальто. Все они по своему характеру исполнения мало отличаются от соответствующих акробатических прыжков на ковре. Однако на бревне условия сложнее, так как приходится выполнять упражнения на уменьшенной площади опоры, сохраняя при этом равновесие, и преодолевать оборонительную реакцию, связанную с высотой бревна. Следовательно, акробатические элементы, выполняемые на полу, служат непосредственно подводящими упражнениями для аналогичных упражнений на бревне.

Прежде чем выполнить акробатический элемент на бревне, необходимо научиться отлично выполнять его на полу. В данном случае существует как прямая, так и косвенная связь между акробатическими элементами, выполняемые на полу и на бревне. Прямая связь заключается в том, что акробатические элементы служат подводящими упражнениями к соответствующим упражнениям на бревне; косвенная - в том, что занятия акробатикой улучшают ориентировку в пространстве, воспитывают навыки самостраховки.

3. Опорные прыжки. Некоторое сходство с акробатическими прыжками можно усмотреть только в прыжках переворотом вперёд и переворотом в сторону. Очень полезно выполнять их на возвышение из гимнастических матов( на возвышение ставить руки ) и с возвышения. В качестве упражнения. Подводящего к прыжку переворотом, можно использовать разгиб из стойки на руках (с помощью), который даёт правильное представление о второй части прыжка переворотом. Этим исчерпывается прямая связь между опорными и акробатическими прыжками. Значительно большее значение имеет косвенная связь, т. е. влияние занятий акробатикой на освоение любых опорных прыжков.

Хорошая подготовка по акробатике помогает овладевать опорными прыжками. Положительное влияние занятий акробатикой на освоение опорных прыжков заключается в том, что акробатические прыжки развивают прыгучесть, ориентировку в пространстве, самостраховку, координацию движений и содействуют угашению защитного рефлекса. Кроме того акробатические прыжки типа переворотов воспитывают умение правильно отталкиваться руками и ногами, что чрезвычайно важно для правильного выполнения опорных прыжков.

4. Упражнения на брусьях разной высоты. В упражнениях на разновысотных брусьях встречаются элементы, сходные с некоторыми элементами акробатики, но их немного и сходство это весьма относительно. К таким элементам можно отнести: соскоки дугой. Разгибом с плеч с верхней жерди, переворотом вперёд и в сторону, а также подъёмы разгибом на махе назад. Для создания некоторого представления об этих упражнениях можно использовать подъёмы разгибом, перевороты вперёд и в сторону на полу, но вряд ли они могут служить непосредственно подводящими упражнениями. Польза акробатики для освоений на брусьях разной высоты в основном заключается в косвенном влиянии акробатических прыжков на овладение упражнениями на этом снаряде.

5. Упражнения на параллельных брусьях. Из элементов, выполняемых на данном снаряде, с соответствующими акробатическими прыжками сходны упражнения типа сальто и сальто с поворотами (в упор, упор на руках и в соскок).

Влияние занятий акробатикой на усвоение

упражнений на гимнастических снарядах.

1. Морально - волевые качества. Если сравнить сложные упражнения на гимнастических снарядах и акробатические прыжки примерно той же трудности, то не всегда можно определить, какие из этих упражнений предъявляют больше требований к морально - волевой подготовке. Однако если сравнить более простые упражнения, то следует отдать предпочтение акробатике.

2. Навыки самостраховки. В начале акробатикой даже на самых ранних этапах обучения развиваются навыки самостраховки. Занимающимся приходится приземлятся не только на ноги, но и на руки, выполнять различные упражнения с переворачиванием в воздухе, а всё это развивает навыки самостраховки. Такие упражнения, как полёт-кувырок, различные перевороты, помогают акробатам понять, как избегать приземления на голову. Различные падения, вначале не опасны, а затем более сложные, без которых нельзя обойтись в акробатике, приучают занимающихся самостоятельно выходить из рискованных ситуаций. В результате у них постепенно развиваются навыки самостраховки, ориентировка в пространстве и воспитываются морально-волевые качества.

3. В результате занятий акробатикой увеличивается двигательный опыт гимнастов. Чем больше двигательный опыт, тем легче осваиваются новые упражнения. Акробатические прыжки расширяют двигательный запас гимнастов и тем самым облегчают освоение специальных упражнений. Во вновь осваиваемых движениях гимнасты смогут найти какие-то элементы, сходные с отдельными деталями изученных ранее движений. С приобретением двигательного опыта эта возможность расширяется.

4. Ориентировка в пространстве. Акробатические прыжки развивают хорошую ориентировку в пространстве, которая облегчает выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах. Хорошую ориентировку в пространстве развивают не только сложные акробатические прыжки , но и самые простые. Подготовка по акробатике также благотворно сказывается на овладении соскоками со снарядов и опорными прыжками.

Таким образом, основное значение акробатических прыжков заключается не в том, что они являются подводящими к отдельным упражнениям на гимнастических снарядах. А в том, что развивают качества и навыки. необходимые гимнастам. Поэтому они должны уделять серьёзное внимание занятиям акробатикой.

Акробатическая подготовка

в тренировке гимнастов.

Существенное значение в подготовке гимнастов имеет приобретение начальной акробатической подготовке. К сожалению, удельный вес акробатики в начальной подготовке гимнастов совершенно недостаточен. Как известно, дети быстрее и лучше овладевают акробатическими прыжками, при выполнении которых силовая нагрузка меньше, чем при упражнениях на гимнастических снарядах.

Начальная акробатическая подготовка. Прежде чем изучать акробатические прыжки, занимающимся необходима общая физическая подготовка. Она осуществляется на тренировках. При подготовке и сдаче норм комплекса упражнений, на занятиях основной гимнастикой и различными видами спорта. С этой целью следует широко использовать ходьбу и бег, общеразвивающие упражнения. Подвижные и спортивные игры, различные эстафеты с бегом и прыжками и т. п. Одновременно с общей физической подготовкой проводится и специальная подготовка занимающихся. В разминку и в конце основной части урока наряду с другими общеразвивающими упражнениями включаются упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса. Спины, брюшного пресса, ног, а также упражнения, укрепляющие связки (главным образом голеностопного и лучезапястного суставов) и развивающие гибкость (подвижность суставов).

Особое внимание необходимо обратить на развитие скорости бега и прыгучести. С этой целью нужно широко практиковать бег и различные прыжки: в длину с места и разбега, опорные, через препятствия (безопорный) и на высокие препятствия, прыжки в высоту, касаясь рукой или головой висящего предмета, через скакалку и др. При этом важно сразу обращать внимание занимающихся на правильный взмах руками. Кроме того, в конце основной части каждого занятия надо давать серии прыжков вверх (по 5-10 прыжков в темпе со взмахом руками). Постепенно число серий прыжков и прыжков в сериях следует увеличивать. Необходимо требовать выполнения прыжков без прогиба, с совершенно прямым телом, почти на месте (с очень небольшим продвижением вперёд).Полезно рекомендовать занимающимся в конце прыжка «понянуться» за руками. Одновременно следует начинать изучение простейших акробатических упражнений, постепенно их усложняя (группировка, перекаты, кувырки, простейшие виды стоек). Для повышения интереса и развития скорости необходимо составлять комбинации из освоенных акробатических упражнений и проделывать их быстро.

Упражнения осваиваются в такой последовательности. Группировка: лежа на спине, сгруппироваться, колени прижать к плечам, а локти к туловищу, спина округлить, руками захватить за середину голеней, голову наклонить на грудь (между коленями). В группировке выполнять перекаты вперёд (до касания мата ступнями) и назад (до касания мата затылком). Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках. Со стойки на лопатках перекат вперёд в присед в группировке; руками от мата не отталкиваться и переходить в присед в результат правильной группировки.

Кувырок назад: в упоре присев передать тяжесть тела на руки и, оттолкнувшись руками, сесть как можно ближе к пяткам. Быстро захватить группировку (подтянуть колени к плечам) и, коснувшись мата затылком, опереться ладонями о мат (у плеч), направив пальцы к плечам, предплечья параллельны; оттолкнуться руками и перекатом вперёд перейти в упор присев. Из упора присев сделать кувырок назад в упор присев; во время переката через голову отжаться руками. Два кувырка назад из упора присев(после первого кувырка не выпрямляться). Из основной стойки кувырок назад (через присед) и выпрямиться в основную стойку. В дальнейшем кувырки вперёд и назад заканчивать прыжком вверх со взмахом руками (без прогиба).

Из седа кувырок назад согнувшись. Предварительно надо сделать наклон вперёд. Ноги все время прямые. Вставать через упор стоя согнувшись. Это упражнение помогает создать правильное представление о движениях руками при кувырках назад. Серии кувырков назад. Кувырок вперёд ноги скрестно - поворот кругом - кувырок назад; кувырок назад ноги скрестно и поворот кругом; кувырок назад - кувырок назад ноги скрестно - поворот кругом - кувырок вперёд и т. д.

Стойки (на лопатках, голове, руках и т.д.). необходимо обучать стойкам с прямым положениям тела, чтобы наряду с физической подготовкой и развитием ориентировки в пространстве воспитывалось умение принимать нужное положение тела, закреплять спину и ощущать положения своего тела в пространстве. После стойки на лопатках изучается стойка на голове (в группировке) из упора присев. О мат опираться лбом. Места опоры руками и головой образуют равносторонний треугольник. Со стойки на голове переходить в упор присев через стойку на голове в группировке.

В стойке на голове сгибать ноги в группировку и вновь выпрямлять их. В стойке на голове опускать прямые ноги (сгибаясь в тазобедренных суставах) до касания носками ног пола и вновь выпрямлять их в стойку на голове. Из основной стойки силой стойка на голове через упор стоя согнувшись. Ноги в коленных суставах не сгибать. Со стойки на голове перекат в упор лёжа на бёдрах.

Чтобы занимающиеся научились принимать в стойках выпрямленное положение тела и закрепить поясницу, им целесообразно выполнять стойку на предплечьях и голове. В приседе положить руки предплечьями на мат так, чтобы кисть одной руки опиралась на ладонь другой тыльной стороной и угол между предплечьями составлял около 30 градусов. Опереться теменем о ладонь верхней руки и, оттолкнувшись ногами, принять стойку на предплечьях и голове в группировке. Выпрямить ноги и зафиксировать стойку с совершенно прямым телом. В стойке на предплечьях и голове сгибать ноги в группировку и выпрямлять их в стойку на предплечьях и голове.

Необходимо обучать начинающих гимнастов стойке на руках с помощью партнёра, поддерживающего за ноги, с опорой ногами о стенку. В начале стойку на руках выполнять махом одной и толчком другой ногой, затем толчком двух ног. Важно, чтобы занимающиеся научились принимать стойку на руках с совершенно выпрямленным положением тела. На этом этапе обучения удерживать стойку самостоятельно не обязательно; важно, чтобы ученики прочувствовали прямолинейное положение тела, ориентировались в положении головой вниз и стояли на руках с помощью партнера.

Обучение переворотам следует начинать с колеса в сторону с места, затем с шага, с подскока и наконец, с разбега. После освоения колеса изучаются другие виды переворотов вперёд (переворот с головы, переворот на одну и т. д.).

Основы техники выполнения

акробатических прыжков

Выполнение акробатических прыжков, как и любых движений человека, обусловлено различными законами природы: химии, физики, анатомии, физиологии и других наук. Законы, на основе которых выполняются акробатические прыжки, относятся к различным областям знания, и каждый из них изучается соответствующей научной дисциплиной. Однако изучать каждое движение со всех позиций одновременно невозможно. Можно в каждом конкретном случае рассматривать лишь какую-либо одну сторону явления, учитывая, что она не единственная. При анализе техники выполнения акробатических прыжков остановимся в основном на механических закономерностях.

Все акробатические прыжки согласно классификации подразделяются на пять групп.

1. Перекаты - упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Они выполняются вперёд, назад и в стороны; в группировке, согнувшись и прогнувшись.

2. Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперёд и назад; в группировке, согнувшись и прогнувшись. Кувырки вперёд могут выполняться и прыжком, т. е. с полётом после толчка ногами. С помощью кувырков развивается вестибулярный аппарат, ориентировка в пространстве и навыки самостраховки. Особое значение этих упражнений состоит в том, что они подготавливают занимающихся к изучению акробатических прыжков типа сальто.

3. Перевороты - вращательные движения тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой. Данная группа включает в себя следующие разновидности:

а) собственно перевороты, для которых характерно наличие фазы полета (одной или двух); выполняются они вперёд и назад, с разбега и с места;

б) перевороты колесом, характеризующиеся последовательной опорой каждой рукой и ногой без фазы полёта; выполняются вперёд , назад и в стороны;

в) перекидки, характеризующиеся медленным равномерным вращением тела с одновременной опорой руками (рукой) без фазы полёта: выполняются с места вперёд и назад из различных исходных положений в различные конечные положения.

4. Полуперевороты в отличие от переворотов не являются полными вращениями. Они выполняются прыжком с одной части тела на другую, вперёд и назад с обязательной фазой полёта. Полуперевороты включаются как самостоятельные элементы в вольные упражнения. Иногда они могут служить подводящими упражнениями при изучении соответствующих переворотов.

5. Сальто - наиболее сложные и эффектные акробатические прыжки. Это свободные (безопорные) вращения в воздухе вперёд или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполняются с поворотами, т. е. с одновременным вращением относительно двух осей: поперечной и продольной.

Акробатические прыжки выполняются на полу, со снарядов (гимнастического мостика, трамплина).

Техника выполнения и методика

разучивания основных акробатических прыжков

В данном учебном пособии акробатические прыжки описаны не по классификационному признаку, а в зависимости от характера отталкивания и направления вращения. Все прыжки разделены на четыре группы и внутри каждой группы расположены по возможности в порядке нарастания трудности.

Отдельную группу составляют полуперевороты, которые редко входят в комбинации акробатических прыжков, но широко применяются в вольных упражнениях гимнастов. Перекаты и кувырки, не являющиеся типичными прыжками, используются в качестве подготовительных для изучения более сложных акробатических прыжков. Они описаны в разделе, посвящённом начальной акробатической подготовке.

Прыжки с вращением вперёд,

выполняемые махом одной

и толчком другой ноги

Чтобы перейти от разбега к прыжкам данной группы, необходимо выполнить темповый подскок - на маховой ноге, согнув толчковую ногу в колене, руки вверх - вперёд. Этот прыжок необходимо исполнять строго по прямой линии с большим продвижением вперёд и с сильным наклоном туловища вперёд. Существует и другая разновидность темпового подскока - высокий прыжок с предварительным отведением назад толчковой ноги и прогибанием тела.

1. Колесо выполняется влево (вправо) в лицевой плоскости. Конечное положение - стойка ноги врозь, руки в стороны.

Поворот начинается только перед постановкой на пол первой руки (левой при выполнении влево). Руки и ноги ставятся на одной линии, примерно через равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены врозь. Основными компонентами техники являются мах одной и толчок другой ногой.

Перед началом изучения колеса следует повторить стойку на руках ноги вместе и врозь с поддержкой. Затем надо освоить выход в стойку на руках ноги врозь переворотом в стойку из стойки лицом по направлению движения. Соупражняющийся , стоя сбоку выполняющего со стороны спины, помогает ему выйти в стойку, поддерживая левой рукой у поясницы справа, а правой - слева. Далее из стойки на руках ноги врозь ученик с помощью соупражняющегося выполняет вторую половину переворота. После этого можно изучать колесо в целом ( с места) из стойки лицом по направлению с помощью, которая оказывается таким же образом, как и в предыдущих упражнениях. Когда упражнение будет выполняться в общем правильно и лишь с небольшой поддержкой, занимающимся предлагается сделать колесо без помощи с места, а затем несколько переворотом колесом подряд. После этого следует колесо с разбега. Вначале упражнение выполняется с темпового подскока (с места) затем с 2-3 шагов и, наконец, с разбега. В дальнейшем изучаются различные варианты переворота колесом и соединения колеса с другими акробатическими прыжками.

2. Переворот. Переворот выполняется махом одной и толчком другой ноги с опорой прямыми руками и приземлением на прямые ноги в прогибе (при приземлении ноги несколько сгибаются, амортизируя приземление). После опоры руками обязательно должна быть фаза полёта.

При правильном выполнении руки ставятся возможно дальше от ног, но так, чтобы не было фазы полёта. Ноги соединяются в момент окончания толчка руками (или немного позже). Руки должны быть прямыми. Толчок выполняется за счёт поднимания плеч и заканчивается к моменту прохождения телом вертикали площади опоры. Полёт выполняется высоко по крутой траектории. В момент приземления тело умеренно прогнуто, руки вверху, голова отклонена назад. Приземление осуществляется на носках прямых ног с последующим опусканием на всю стопу и незначительным сгибанием ног в коленных суставах.

Ведущими действиями техники выполнения переворота является толчок одной ногой, резкий мах другой ногой с последующим торможением и правильное приземление. Поэтому занимающимся прежде всего надо освоить эти компоненты техники.

Перевороту следует обучать после переворота с головы и колеса (с места и разбега). Колесо хотя и не является непосредственно подводящим упражнением к перевороту, но помогает создать правильное представление о переходе от темпового подскока к перевороту и улучшить ориентировку в пространстве.

Прежде всего необходимо обучить занимающихся правильному положению головы при исполнении переворота. Наклон головы на грудь в момент прохождения стойки на руках - грубая ошибка. Необходимо также обратить внимание занимающихся на взмах и толчок ногами. С этой целью следует повторить стойку на руках (с помощью партнера), помня о правильном положении головы. Требовать, чтобы занимающиеся смотрели на кисти своих рук.

Можно применять следующие методические приёмы. На стену на высоте человеческого роста повесить мат и предложить выполнить следующие упражнения: стойку на руках у стены махом одной и толчком другой ноги; то же, но не только выйти в стойку, а резко ударить ногами по мату на стене; то же с темпового подскока.

При выполнении упражнений исключается наклон головы на грудь, так как в этом случае (при наклоне головы) занимающийся обязательно согнется в тазобедренных суставах и упадет на шею и лопатки. Руки необходимо ставить примерно в 50 см от стены, а удар по мату производить соединенными ногами. Чтобы выработать навык толчка руками и торможения маховой ноги, надо при разгибе, отталкиваясь прямыми руками, в момент удара несколько подпрыгнуть на руках. Данный прыжок выполняется в основном в результате торможения маховой ноги, хотя это занимающимся и не указывается. Страхуя, поддерживать занимающегося одной рукой под плечо, а другой под бедра (для смягчения удара ногами)

Следующая часть переворота - полёт. Существенное в этой части - сохранение и даже увеличение прогиба в пояснице, т. е. напряжение мышц спины (на ранних этапах обучения голову максимально отвести назад, смотреть на кисти рук). Для обучения правильному положению тела в полёте, а также для совершенствования маха ногой с последующим торможением целесообразно ставить на акробатической дорожке двух занимающихся лицом друг к другу и боком к линии разбега. Им следует взяться за руки так, чтобы ближние к исполняющему переворот руки были ниже, а дальние несколько выше. С места, а затем с легкого разбега занимающийся исполняет переворот вперёд, ударяя ногами по рукам соупражняющихся. Важно при этом ставить руки на дорожку на линии рук соупражняющихся, отталкиваться прямыми руками и закреплять поясницу (напрягать мышцы спины). Партнеры встречают руками ноги исполняющего переворот. Гимнаст должен возможно сильнее ударить ногами по рукам соупражняющихся. Это упражнение помогает создать представление о правильном положении головы и о напряжении мышц спины в полёте. В данном упражнении наклон головы на грудь, расслабление мышц спины или подача вперёд плеч также приводят к падению.

Обучая правильному положению тела при полёте, можно применять (особенно в занятиях с детьми) и такой методический приём, как выполнение переворота на плечо преподавателя. Занимающийся с легкого разбега выполняет переворот, а преподаватель, стоя на линии разбега, в момент толчка руками подставляет плечо под бедра занимающегося и берёт его к себе на плечо. При этом фиксируется положение, занимаемое в полёте. Одновременно следует повторить правильное приземление.

В период обучения перевороту возможны ошибки.

Наиболее типичны следующие:

а) руки ставятся близко к толчковой ноге, в то время как их следует ставить возможно дальше от толчковой ноги - «тянуться» ими, но при этом безопорного положения быть не должно. Целесообразно также определить чертой место, куда необходимо ставить руки при выполнении переворота;

б) переворот выполняется через согнутые руки либо в перевороте запоздалый толчок руками. В этом случае необходимо указать на ошибку и применить следующий методический прием.

Потребовать, чтобы занимающиеся быстро оттолкнулся руками, как только услышит хлопок или другой звуковой сигнал. Звуковой сигнал следует подавать перед постановкой рук на пол;

в) в момент опоры руками ученик подает плечи вперед (образуется угол между туловищем и руками), и плечи уходят вперед за вертикаль площади опоры;

г) голова наклоняется на грудь в момент прохождения стойки на руках;

д) выполняется вялый мах и толчок ногами;

е) ноги соединяются слишком поздно (почти перед приземлением).

Во всех этих случаях необходимо вновь повторить подводящие упражнения, которые применялись при первоначальном обучении перевороту;

ж) неправильное приземление, при котором ноги сгибаются в тазобедренных суставах. Следить за тем, чтобы в момент приземления занимающиеся наклоняли голову назад. Кроме того, можно предложить им сразу же после касания опоры ногами встать на колени, подавая колени и таз вперед. Если эти приемы не помогут, надо вновь возвратиться к подводящим упражнениям, направленным на обучение правильному приземлению

После освоения переворота на прямые ноги изучается переворот с приземлением на согнутые ноги, в соединении с которым выполняются некоторые другие акробатические прыжки. Если переворот хорошо освоен, то обычно не приходится специально осваивать данное упражнение на согнутые ноги. Для этого достаточно указать, что после приземления следует быстро согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. Сначала требовать этого сгибания после приземления и небольшой паузы, а затем паузу следует постепенно уменьшать и, наконец, совсем исключить её.

В дальнейшем соединить переворот с полетом - кувырком, а также выполнять переворот после колеса с поворотом.

3. Рондат. Этот прыжок служит связующим элементом для перехода от разбега к упражнениям, выполняемым спиной по направлению движения. От качества рондата в значительной мере зависит и качество выполнения последующего акробатического прыжка. Поэтому обучению этому упражнению, несмотря на его кажущуюся простоту, необходимо уделить самое серьезное внимание.

Рондат занимает промежуточное место между собственно переворотами и переворотами колесом. Он выполняется махом одной и толчком другой ноги с последовательной опорой прямыми руками.

При отличном выполнении рондата скорость, полученная от разбега, увеличивается и в конце упражнения гимнаст оказывается в удобном положении для выполнения последующего акробатического прыжка. При этом упражнение выполняется в строго вертикальной плоскости, руки и ноги ставятся на пол по прямой линии. Основные компоненты техники рондата: правильный мах одной и толчок другой ногой в сочетании с поворотом; толчок руками и резкое сгибание в тазобедренных суставах (после толчка руками) с последующим торможением и быстрым подниманием плеч. Следует обратить внимание на некоторые детали техники, от которых существенно зависит качество выполнения упражнения:

а) все упражнение выполнять в строго вертикальной плоскости;

б) поворот плеч начинать только непосредственно перед постановкой первой руки (в данном случае левой). Акробат должен все время «тянутся» обеими руками вперёд . Только перед самой постановкой рук на пол надо начать поворот плеч, стремясь поставить первую руку возможно дальше от места опоры ногой. При этом безопорного положения быть не должно;

в) стремиться выходить в стойку, соединять ноги и поворачиваться при опоре только одной рукой (левой - при повороте налево). Объективно это не так. Опора правой рукой начинается еще тогда, когда тело акробата повернулось немного меньше, чем на 180 градусов, но больше, чем на 90 градусов. Преждевременная постановка второй руки затрудняет поворот и часто бывает причиной неполного поворота. Поэтому следует возможно позднее опираться второй рукой;

г) после маха правой ногой (маховой) и поворота туловища на 90 градусов соединить ноги и затем продолжить дальнейший поворот туловища. Если в данный момент ноги не будут соединены, то затруднится поворот и последующее соединение ног;

д) стремиться возможно быстрее повернуться на180 градусов и только после этого согнуться в тазобедренных суставах. Если сгибание начинается раньше, то тело выйдет из вертикальной плоскости или добавится боковой изгиб, который не позволит достаточно резко опустить ноги. Как в первом, так и во втором случае поворот будет неполным и нарушится направление движения. Следует заметить, что объективно сгибание в тазобедренных суставах начинается до окончания полного поворота на 180 градуса. Зри- тельно это незаметно, а субъективно занимающийся должен начинать сгибание после полного поворота туловища;

е) после опоры руками необходима фаза полета. Приземлившись на прямые ноги, незначительно согнуть их и прыгнуть вверху.

Обучать рондату рекомендуется после освоения колеса с его разновидностями и переворота, чтобы занимающиеся научились ориентироваться в пространстве. Перевороты колесом выполнять стоя лицом по направлению движения, а поворот начинать в самый последний момент перед опорой руками. Затем выполняется колесо с места с последовательным приземлением на ноги спиной по ходу движения руки вверх.

По мере повторения упражнений стремиться возможно раньше соединять ноги и выполнять прыжок вверх со взмахом руками. Прыжок вверх завершать приземлением на среднюю линию, не теряя равновесия вправо или влево. После неоднократного повторения рондата в целом с места (с темпового подскока) темп его постепенно ускорить и, наконец, выполнять упражнение с 2-3 шагов и легкого разбега. Чтобы овладеть хорошим полётом с рук на ноги, рекомендуется выполнять рондат через веревочку, протянутую на уровне пояса выполняющего, а также с приземлением на возвышение из 3-4 матов.

4. Колесо вперед. В данном упражнении, как и при всех переворотах колесом, фазы полета нет. Колесо вперед выполняется вращением вокруг поперечной оси махом одной и толчком другой ноги с приземлением на маховую ногу и шагом вперед на толчковую. Последовательно в одном ритме опирается каждая нога и рука. Руки и ноги ставятся по обе стороны средней линии примерно через равные расстояния.

Предварительно повторяется колесо влево (вправо), причем внимание занимающихся акцентируется на последовательной опоре руками, а затем переворот на одну. После того как занимающиеся вспомнили это упражнение, им предлагается исполнять его, ставя одноименную маховой ноге руку несколько впереди. При этом толчок еще одновременный. В дальнейшем требовать все более дальней постановки руки и последовательной опоры руками. Помогая, поддерживать гимнаста рукой под поясницу.

5.Колесо вперёд прыжком. В начале следует повторить колесо вперед: пораньше оттолкнуться ногой и выполнить колесо вперед с небольшим прыжком в первой половине упражнения.

Колесо вперед прыжком выполняется двумя способами: махом согнутыми в локтях руками назад-вверх либо махом руками вперед-вверх. В случае во время темпового подскока руки поднимаются вперед, а во время толчка ногой идут свободно вниз и затем, резко сгибаясь в локтевых суставах, назад и вверх. Это движение помогает прыжку вверх. Далее руки выпрямляются вперед-вверх, занимающихся последовательно опирается на них и выполняется колесо вперед. Во втором случае во время темпового подскока руки сгибаются в локтевых суставах к плечам, а в момент толчка ногой от пола резко выпрямляются вверх-вперед, увеличивая прыжок вверх. Оба способа выполнения абсолютно равноценны все зависит от индивидуальных особенностей гимнастов. В обоих случаях помощь оказывается рукой под поясницу.

В период изучения колесо вперед прыжком выполняется с приземлением руками на возвышение из гимнастических матов. Полезно также обозначить место толчка ногой и место приземления на руки ориентирами или выполнять упражнение через веревочку. Упражнение совершенствуется в соединениях с переворотами и другими прыжками.



© 2010-2022