Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов

1.      Тема урока и номер урока «Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов» 2.      Литература «Узлы» И.В. Балобанов. Москва АСТ  2006 (изд. седьмое, без изменений), «Узлы, простые забавные сложные» И.Н. Крайнёва. Санкт – Петербург 1997. 8. Цель урока: в результате изучения темы объяснить значение и практическое применение туристических узлов;  формировать умения техники вязания туристических узлов. 9. Задачи: ·         Создать условия для  изучения туристических узлов и их практического применения. ·         Формировать умения и навыки вязки узлов; ·         Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, самооценку и коррекцию; ·         Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи. 10.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала, совершенствования навыков ранее изученных узлов. 11. Форма работы учащихся: фронтальная, групповая. 12. Материальное обеспечение:  2 круглые веревки разного диаметра на каждого занимающегося, несколько карабинов. 13. Учебно-наглядный комплекс:   карточки - схемы; инструктивный материал по технике вязания узлов; набор связанных туристических узлов. 14. Порядок работы: назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении; предоставить время на разучивание приемов вязки узла и их запоминание; проверить вязку узла у каждого ученика.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Тема: Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов.

  1. Жидков Алексей Михайлович

  2. МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет»

  3. Педагог дополнительного образования, высшая категория

  4. Кружок «Юный турист»

  5. Дети 2 - го года обучения

  6. Тема урока и номер урока «Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов»

  7. Литература «Узлы» И.В. Балобанов. Москва АСТ 2006 (изд. седьмое, без изменений), «Узлы, простые забавные сложные» И.Н. Крайнёва. Санкт - Петербург 1997.

8. Цель урока: в результате изучения темы объяснить значение и практическое применение туристических узлов; формировать умения техники вязания туристических узлов.

9. Задачи:

  • Создать условия для изучения туристических узлов и их практического применения.

  • Формировать умения и навыки вязки узлов;

  • Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, самооценку и коррекцию;

  • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

10.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала, совершенствования навыков ранее изученных узлов.

11. Форма работы учащихся: фронтальная, групповая.

12. Материальное обеспечение: 2 круглые веревки разного диаметра на каждого занимающегося, несколько карабинов.

13. Учебно-наглядный комплекс:

  • карточки - схемы;

  • инструктивный материал по технике вязания узлов;

  • набор связанных туристических узлов.

14. Порядок работы:

  • назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;

  • предоставить время на разучивание приемов вязки узла и их запоминание;

  • проверить вязку узла у каждого ученика.

Называется узел и его применение. Педагог красиво, медленно, поэтапно, завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учеников на его рисунок и особенности. Затем каждый учащийся должен завязать узел хотя бы один раз и показать его, после чего показывается следующий узел. На уроке рассматривается три узла, но техника вязания показывается на одном узле из группы.

Структура и ход урока

I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом урока. Исходя из темы и сформулируйте цель нашего урока.

«Где в вашей жизни можно использовать узлы?» (проблемная ситуация)

(Вступительное слово учителя) «Каждое утро ты стараешься завязать шнурки своих кроссовок. Иногда нужно связать концы веревок, закрепить доски/ сделать веревочную лестницу, привязать лодку, собаку. В турпоходе, а тем более в условиях вынужденной автономии в природе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника - высотника и некоторых других это умение просто необходимо. Для альпиниста скалолаза или горного туриста правильно вязать нужные узлы - вопрос личной безопасности. "Не умение вязать узлы - не предохраняет Вас от травм!" Сейчас поговорим об узлах.

II. Объяснение нового материала. Техника вязания туристических узлов.

Люди придумали много хороших узлов, но чаще мы знаем не больше двух, да и то не самые надежные. Восполним этот пробел в ваших знаниях. Давайте попробуем завязать узел который вы знаете. Можно два или три узла.

Эпиграф: «Хороший узел - это: когда его легко завязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать». Узлы используются и применяются для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел.

Классификация туриских узлов по их назначению.

  1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: "прямой", "ткацкий", "встречный».

  2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: "академический", "брам-шкотовый", "Грейпваин".

  3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): "простой проводник", "восьмерка", "австрийский пруссик", "двойной проводник", «Булинь», двойной беседочный узел.

  4. Узлы для привязывания веревок к опоре: "удавка", "стремя - выблеичный» узел, привязочный узел

  5. Вспомогательные узлы: "схватывающий", "стремя". Узел "стремя" может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Узел "двойная обвязка", или "заячьи уши". От бухты отмеряется 2/3 длинны разведённых в стороны рук, наступаем ногой на середину третьей длинны верёвки, делаем от стороны ноги две петли до уровня груди, держа две петли одной рукой к верху, другой рукой делаем петлю на уровне колена, куда продеваются в образовавшуюся петлю. В образовавшиеся две петли вставляют ноги, а третью петлю одевают через голову на плечи. Свободный конец ходовой части верёвки обводят во круг пояса и завязывают на контрольный узел.

Узел "стремя". Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется узел. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом. Если узел "стремя" используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре. Узел "стремя" может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее "проводника" и "восьмерки", потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой.

Узел "булинь". Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю. Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 67, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел.

III. Закрепление. Игра:

1 вариант: Ребята завязывают разные узлы и складывают их в коробку. Затем преподаватель раздает им эти узлы. Нужно определить его название. Преподаватель еще раз проходит, получая ответы и собирая узлы. Затем все игроки по очереди выступают в роли преподавателя, а он лишь дублирует контроль.

2 вариант: Игра «Спасение утопающего», узел «булинь»

IV. Итог урока. Мы на сегодняшнем уроке познакомились с туристическими узлами, их значением и применением. Научились технике вязания некоторых узлов. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Даже когда ты научился этому, время от времени бери веревку и вспоминай, как это делается. Всегда носи с собой в кармане небольшой кусок троса. И когда у тебя есть свободная минутка, достань его и завязывай узлы, которые ты знаешь. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации.

VI. Домашнее задание.

  1. Дома необходимо зарисовать узлы с карточки - схемы.

  2. Повторить технику вязки изученных узлов.

  3. Покажите родителям технику вязки изученных узлов

VII. Подведение итогов; Рефлексия. Для чего мы изучали узлы… надо ли вам это… пригодится ли в жизни… сегодня мы узнали… мы научились… мы научим других.. мы применим узлы, где..

Приложение к плану-конспекту урока Таблица №1

Структура и ход урока


Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

1

Организационный этап

Мотивационно-ориентированный

компонент

Обеспечивает

благоприятный

настрой

Настраивает на работу

2 мин

2

Проверка

домашнего

задания


Организует обсуждение узлов

Отвечают на вопросы,

рассказ

4 мин

3

Актуализация

опорных знаний


Организует работу

Отвечают на 3оставленные вопросы, работают

5 мин

4

Этап мотивации (определение совместной цели деятельности)


Проблемная ситуация:

«Где в жизни можно использовать узлы?»

Пытаются ответить на вопрос, ставят перед собой цель, формулируют тему урока.

2 мин

5

Изучение нового материала

Операционно-исполнительный компонент

Организует практическую работу по группам

Выполняют работу в группах

7 мин

6

Физкультминутка


Упражнения для

спины

Выполняют упражнения

2 мин

7

Первичное применение знаний


Предлагается выполнить туристические узлы

Выполняют узлы по карточкам, по схемам, по фотографиям

2 мин

8

Контроль и самопроверка знаний

Рефлексивно-оценочный компонент

Предлагается завязать узлы, которые научились

Взаимопроверка

7 мин

9

Домашнего задания


Обсуждение домашнего задания

Запись в дневник, вопросы.

4 мин

10

Подведение итогов, рефлексия


Сегодня мы узнали: мы научились…

Отвечают на вопросы учителя.

5 мин


4

© 2010-2022