Рабочая программа Подвижные игры 5 часов в неделю

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях.

Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе.

При проведении занятий можно выделить два направления:

  • оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

  • повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

«Подвижные игры» - это еженедельные занятия физическими упражнениями как на открытом воздухе, так и в спортивном зале. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

Программа курса рассчитана на один год обучения для детей 7-11 лет. Занятия проводятся 5 часов в неделю. За год 170 часов.

Цель:

создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи:

1) укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию;

2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию их;

3) воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;

4) прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

  • мотивационная основа на занятиях подвижных игр;

  • учебно-познавательный интерес к занятиям подвижных игр.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности);

  • планировать свои действия при игре;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • оценивать правильность выполнения двигательных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять анализ выполненных действий при игре;

  • активно включаться в процесс выполнения заданий ;

  • выражать творческое отношение к выполнению заданий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;

  • участвовать в коллективном обсуждении.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе занятий по программе обучающийся должен:

знать:

  • разные виды подвижных игр;

уметь:

  • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;

  • выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);

  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

понимать:

  • роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;

делать:

изученные виды упражнений для утренней гимнастики.

Тематическое распределение часов


№ п\п


Тема занятия


Количество часов

1.

Основы знаний

2

2.

Подвижные игры на основе гимнастики с элементами акробатики

20

3.

Подвижные игры на основе легкой атлетики

38

4.

Спортивные и подвижные игры

110

5.

Игры-эстафеты

в процессе занятий

6

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств

в процессе занятий

Всего:

170 часов



Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.

Основы знаний - 2 часа

1

Для чего человеку игры? История возникновения игр

1

01,10,2015



2

ТБ при проведении игр. Разучивание считалок для выбора ведущего

1

02,10


Подвижные игры на основе гимнастики с элементами акробатики -

20 часов

3-4

"Музыкальная змейка"

Эстафеты

2

05,10

06,10


5-6

"Бег по кочкам"

Эстафеты

2

07,10

08,10


7-8

"Пингвины с мячом"

Эстафеты

2

09,10

12,10


9-10

"Конники - спортсмены"

Эстафеты

2

13,10

14,10


11-12

"Лиса и куры"

Эстафеты

2

15,10

16,10


13-14

"Кузнечики"

Эстафеты

2

19,10

20,10


15-16

"Посадка картофеля"

Эстафеты

2

21,10

22,10


17-18

"Парашютисты"

Эстафеты

2

23,10

26,10


19-20

"Гонка мячей по кругу"

Эстафеты

2

27,10

28,10


21-22

"Веревочка под ногами"

Эстафеты

2

29,10

30,10


Подвижные игры на основе легкой атлетики - 38 часов

23-24

"Два Мороза"

ОФП

2

09,11

10,11


25-26

"Салки"

ОФП

2

11,11

12,11


27-28

"Зайцы в огороде"

ОФП

2

13,11

16,11


29-30

"К своим флажкам"

ОФП

2

17,11

18,11


31-32

"Гуси - лебеди"

ОФП

2

19,11

20,11


33-34

"Вызов номеров"

Эстафеты

2

23,11

24,11


35-36

"Шишки - желуди - орехи"

Эстафеты

2

25,11

26,11


37-38

"Невод"

Эстафеты

2

27,11

30,11


39-40

"Второй лишний"

Эстафеты

2

01,12

02,12


41-42

"Пустое место"

Эстафеты

2

03,12

04,12


43-44

"Отгадай, чей голосок?"

Эстафеты

2

07,12

08,12


45-46

"Метко в цель"

ОФП

2

09,12

10,12


47-48

"Мышеловка"

ОФП

2

11,12

14,12


49-50

"Космонавты"

Эстафеты

2

15,12

16,12


51-52

"Белые медведи"

Эстафеты

2

17,12

18,12


53-54

"Удочка"

ОФП

2

21,12

22,12


55-56

"Стой!"

Эстафеты

2

23,12

24,12


57-58

"Лиса в курятнике"

ОФП

2

25,12

11,01,2016


59-60

"Ловишки - перебежки"

ОФП

2

12,01

13,01


Спортивные и подвижные игры - 110 часов

61-62

"Пятнашки"

"Охотники и утки"

2

14,01

15,01


63-64

"Удочка"

"Охотники и утки"

2

18,01

19,01


65-66

"Пионербол"

2

20,01

21,01


67-68

"У кого мяч?"

"Охотники и утки"

2

22,01

25,01


69-70

"Белки в лесу"

"Охотники и утки"

2

26,01

27,01


71-72

"Пионербол"

2

28,01

29,01


73-74

"Перебежки"

"Охотники и утки"

2

01,02

02,02


75-76

"Колпачок и палочка"

"Охотники и утки"

2

03,02

04,02


77-78

"Накинь кольцо"

"Охотники и утки"

2

05,02

08,02


79-80

"Пионербол"

2

09,02

10,02


81-82

"Кошка и мышка"

"Охотники и утки"

2

11,02

12,02


83-84

"Пионербол"

2

15,02

16,02


85-86

"Ловля мячей сачками"

"Охотники и утки"

2

17,02

18,02


87-88

"Не оставайся на полу (на земле)"

"Охотники и утки"

2

19,02

22,02


89-90

"Затейники"

Эстафеты

2

23,02

24,02


91-92

"Мы веселые ребята…"

"Охотники и утки"

2

25,02

26,02


93-94

"Пионербол"

2

29,02

01,03


95-96

"Серсо"

ОФП

2

02,03

03,03


97-98

"Пионербол"

2

04,03

07,03


99-100

"Сделай фигуру"

"Тетери"

2

08,03

09,03


101-102

"Пионербол"

2

10,03

11,03


103-104

"Карусель"

"Охотники и утки"

2

14,03

15,03


105-106

"Лошадки"

"Охотники и утки"

2

16,03

17,03


107-108

"Снежные круги"

ОФП

2

18,03

21,03


109-110

"Трактористы"

ОФП

2

22,03

24,03


111-112

"Мышеловка"

ОФП

2

25,03

04,04


113-114

"Кто скорее до флажка"

Эстафеты

2

05,04

06,04


115-116

"Пастух и стадо"

"Охотники и утки"

2

07,04

08,04


117-118

"Караси и щука"

"Охотники и утки"

2

11,04

12,04


119-120

"Медведи и пчелы"

"Охотники и утки"

2

13,04

14,04


121-122

"Пионербол"

2

15,04

18,04


123-124

"Пожарные на учении"

Эстафеты

2

19,04

20,04


125-126

"Быстрей по местам"

"Охотники и утки"

2

21,04

22,04


127-128

"Успей пробежать"

ОФП

2

25,04

26,04


129-130

"Пионербол"

2

27,04

28,04


131-132

"Школа мяча"

"Охотники и утки"

2

29,04

02,05


133-134

"Кто скорее"

"Охотники и утки"

2

03,05

04,05


135-136

"Космонавты"

ОФП

2

05,05

06,05


137-138

"Пионербол"

2

09,05

10,05


139-140

"Чье звено скорее соберется"

Эстафеты

2

11,05

12,05


141-142

"Кегли"

"Охотники и утки"

2

13,05

16,05


143-144

"Пионербол"

2

17,05

18,05


145-146

"Прыжки через веревку"

"Охотники и утки"

2

19,05

20,05


147-148

"Кольцо на палочке"

"Охотники и утки"

2

23,05

24,05


149-150

"Пионербол"

2

25,05

26,05


151-152

"Подвижная цель"

"Охотники и утки"

2

27,05

30,05


153-154

"Пионербол"

2

31,05

01,06


155-156

"Гонка мячей по кругу"

"Пионербол"

2

02,06

03,06


157-158

"Гонка мячей в шеренгах"

"Охотники и утки"

2

06,06

07,06


159-160

"Пионербол"

2

08,06

09,06


161-162

"Подбрось - поймай"

"Пионербол"

2

10,06

13,06


163-164

"За мячом"

"Охотники и утки"

2

14,06

15,06


165-166

"Мяч через сетку"

"Пионербол"

2

16,06

17,06


167-168

"Мяч вдогонку"

"Попади в мяч"

2

20,06

21,06


169-170

"Пионербол"

2

22,06

23,06


ИТОГО


170






































СОДЕРЖАНИЕ


1.Основы знаний - 2 часа

Для чего человеку игры? История возникновения игр. Техника безопасности на занятиях подвижными играми. Требования к одежде на занятиях. Режим дня. Гигиена школьника. Разучивание считалок для выбора ведущего.

2. Подвижные игры на основе гимнастики с элементами акробатики -

«Музыкальная змейка»

Правила игры: играющие делятся на 3 команды и выстраиваются в колонну по одному. Учитель включает музыку (марш, вальс, полька), учащиеся двигаются змейкой по площадке. После прекращения музыки, по сигналу учителя учащиеся быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда построившаяся первой.

Варианты: змейка движется заданным способом, змейка выстраивается в колонну по росту, в шеренгу по росту.

Инвентарь: музыкальное сопровождение.

«БЕГ ПО КОЧКАМ»

Правила игры: Игроки делятся на 2 команды и строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 - 1,5 м друг от друга раскладываются кружки диаметром 30 - 40см.

По сигналу учителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку следующему игроку. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.

Инвентарь: 10 кружков диаметром 30 - 40см, 2 поворотных флажка.

«ПИНГВИНЫ С МЯЧОМ»

Правила игры: участники делятся на 2 - 3 команды и выстраиваются на линии старта в колонну по одному. Направляющие колонн зажимают между ногами гимнастический мяч. По сигналу учителя направляющие начинают передвигаться прыжками к поворотной тумбе. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать и только тогда продолжить эстафету. Возвращаются обратно к команде бегом с мячом в руках. Передают мяч следующему игроку. Участники, закончившие эстафету, строятся в конец колонны.

Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Спортивный инвентарь: 2 - 3 гимнастических мяча, 2 - 3 эстафетных палочки, 2 - 3 поворотных флажка.

«КОННИКИ - СПОРТСМЕНЫ»

Правила игры: На расстоянии 2 м от стены и 1 м друг от друга обозначены «стойла». Их должно быть на 2 - 3 меньше, чем число игроков. Все игроки стоят по кругу правым (левым) боком к центру, представляя из себя лошадок. По команде учителя «Шаг коня» ученики идут, высоко поднимая колени. По команде «Поворот» - ученики поворачиваются кругом и продолжают движение в противоположном направлении. По команде «Рысью!» - ученики бегут по кругу. Так повторяется 2 - 3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенные места. Оставшиеся без стойла считаются проигравшими. Игра повторяется снова.

«ЛИСА И КУРЫ»


Правила игры: Из участников выбираются «лиса, петух, охотник». Остальные участники «куры». В зале расставлены 3 - 4 гимнастические скамейки - «насесты».

«Лиса» уходит в дальний угол зала. «Охотник» (с двумя мячами гимнастическими) находиться в противоположном углу.

Петух с курами гуляют по залу. По сигналу учителя лиса начинает подкрадываться к курам.

Петух дает сигнал «Кукареку!». Все куры прыгают на насесты. Если лисе удается схватить добычу, она уводит ее с собой. Охотник старается попасть в лису мячом. Если мяч попал в лису, лиса застрелена. Выбирается новая лиса. За один набег лиса может утащить одну курицу. Игра повторяется несколько раз.

Спортивный инвентарь: 2 гимнастических мяча, 3 - 4 гимнастические скамейки.

Рабочая программа Подвижные игры 5 часов в неделю

«КУЗНЕЧИКИ»

Правила игры: Игроки делятся на 2 - 3 команды и выстраиваются на линии старта в колонну по одному. По команде учителя «Марш!» все игроки кладут руки на плечи впереди стоящего и на правой ноге прыгают вперед до поворотных флажков (10 м). Обогнув флажок, прыгают назад на левой ноге.

Нельзя менять ноги, становиться на две ноги, расцепляться.

Побеждает команда сделавшая меньше всего ошибок.

Спортивный инвентарь: 2 поворотных флажка.

«ПОСАДКА КАРТОФЕЛЯ»


Правила игры: Игроки делятся на 2 команды и выстраиваются на линии старта в колонну по одному. На расстоянии 10м от стартовой линии раскладывается по 2 гимнастических обруча. Игроку, стоящему первым выдается 2 кубика «картошка». По сигналу учителя первый игрок раскладывает кубики по обручам, затем возвращается обратно к своей команде и передает эстафету хлопком по руке следующему игроку. Второй игрок собирает из обручей кубики и передает следующему игроку, который снова должен разложить кубики в обручи. Выигрывает команда быстрее всех выполнившая задание.

Спортивный инвентарь: 4 кубика, 4 гимнастических обруча, 2 поворотных флажка.

«ПАРАШЮТИСТЫ»


Правила игры: Игроки делятся на 2 - 4 команды «парашютистов». По количеству команд ставятся гимнастические скамейки - «самолеты». У одного из концов скамейки обозначается круг диаметром 30 - 40 см - место приземления.

К каждому месту приземления ставится по одному судьи. По первому сигналу учителя команды входят на скамейку - «садятся в самолеты». По второму сигналу начинают по одному прыгать с самолета, стараясь точно приземлиться в центр круга. За каждое точное приземление команде насчитывается 1 очко. Приземление считается точным, если парашютист сохранил равновесие, точно спрыгнул в круг и выпрямился в основную стойку. Выигравшей считается команда, набравшая больше всего очков.

Спортивный инвентарь: 2 - 4 гимнастических скамейки.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»

Правила игры: Игроки образуют широкий круг и рассчитываются на первый - второй. Первые номера - 1 команда, вторые - 2 команда. Два рядом стоящих игрока - капитаны у них в руках по гимнастическому мячу. По сигналу учителя мячи передаются по кругу, в разные стороны, через одного, игрокам только своей команды. Каждая команда старается передать мяч как можно быстрее, чтобы он вернулся к капитану. Выигрывает команда быстрее выполнившая задание.

Спортивный инвентарь: 2 гимнастических мяча.

«ВЕРЕВОЧКА ПОД НОГАМИ»

Правила игры: две команды располагаются в колоннах по одному. Перед ними (2 м)

линия старта. Около нее стоят первые номера с гимнастическими скакалками в руках. По сигналу учителя первые игроки бегут вперед, обегают поворотный флажок (10 - 15 м) от линии старта, и возвращаются обратно, где их ждут вторые номера. Первый подает второму один конец скакалки, и они, двигаясь по сторонам от колонны, проводят скакалку под ногами играющих. Игроки перепрыгивают через нее, затем первый номер становится в конец колонны, а второй бежит к поворотному флажку, обегает его и уже с третьим номером ведет скакалку и т.д.

Выигрывает команда, которая раньше закончит игру.

Спортивный инвентарь: 2 гимнастических скакалки, 2 поворотных флажка.

3.Подвижные игры на основе легкой атлетики -

«ДВА МОРОЗА»

Правила игры: на одной стороне площадки все играющие, кроме двух водящих (морозов). Морозы стоят посреди площадки лицом к играющим и произносят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я мороз - красный нос (говорит один),

Я мороз - синий нос (говорит другой),

Кто из вас решиться

В путь дороженьку пуститься?

Дети дружно отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

Игроки перебегают на другую сторону площадки, морозы ловят перебегающих.

Морозы меняются после двух - трех перебежек.

Варианты: пойманные подсчитываются, пойманные замораживаются, замороженных можно отморозить.

«САЛКИ»


Правила игры: игроки свободно располагаются по площадке. Один из игроков - водящий. По сигналу учителя «раз, два, три - лови!», водящий пятнает пробегающих.

Варианты: пойманные игроки выбывают из игры, пойманный игрок сам становиться водящим «я салка!».

«ЗАЙЦЫ В ОГОРОДЕ»

Правила игры: на площадке обозначаются 2 круга. Огород - диаметром 8 - 12 м, домик сторожа - 2 - 4 м.зайцы находятся за большим кругом. По сигналу учителя зайцы прыгают в круг, выпрыгивают из него. Сторож бегает по огороду и старается поймать зайцев, пойманных отводит в домик. Когда будут пойманы 2 - 4 зайца, выбирается новый водящий.

«К СВОИМ ФЛАЖКАМ»

Правила игры: игроки делятся на 2 - 5 команд и становятся в кружки, взявшись за руки. В центре каждого круга находиться игрок с цветным флажком. По сигналу учителя все, кроме игроков с флажками, разбегаются по залу, приседают и закрывают глаза. Игроки с флажками меняются местами. По сигналу учителя «все к своим флажкам», игроки открывают глаза и устремляются к своим флажкам, образую круг. Побеждает команда, построившаяся в круг первой.

Спортивный инвентарь: 2 - 5 флажков разного цвета.

«ГУСИ - ЛЕБЕДИ»


Правила игры: на одной стороне площадки загон для «гусей - лебедей», на противоположной - гора, за которой находиться «волк». Остальная часть площадки - поле. Из игроков выбирается «птичница, волк», а остальные «гуси - лебеди». Перед началом игры гуси - лебеди располагаются в загоне, волк за горой, птичница - в поле. Птичница обращается: «гуси - лебеди!», гуси отвечают «га - га - га!». Птичница: «есть хотите?». Гуси: «да - да - да!». Птичница: «тогда летите все в поле!». Гуси вылетают в поле. Через 20 - 30 секунд птичница говорит: «гуси - лебеди серый волк за горой, скорее летите все домой!». Гуси летят в загон , а волк, выбежав из - за горы, старается поймать гусей - лебедей. Игра повторяется 2 - 3 раза, затем выбираются новая птичница и Волк.

«ВЫЗОВ НОМЕРОВ»

Правила игры: игроки делятся на две команды, становятся в шеренги друг к другу и рассчитываются по порядку номеров. Расстояние между шеренгами - 6 - 10 м. В 8 - 10 м напротив шеренг лежат набивные мячи (2). Учитель называет любой порядковый номер. Эти номера из обеих команд бегут к набивным мячам, обегают их и возвращаются на свои места. Прибежавший первым приносит своей команде 1 очко. Побеждает команда, набравшая больше всего очков.

Варианты: участники передвигаются на прыжками на двух ногах, на одной, в приседе и т.д.

Спортивный инвентарь: 2 набивных мяча.

«ШИШКИ - ЖЕЛУДИ - ОРЕХИ»

Рабочая программа Подвижные игры 5 часов в неделю

Правила игры: игроки встают по три в колонну. Колонны образуют круг. В каждой тройке 1 - «шишка», 2 - «желудь», 3 - «орех». Водящий встает в центр круга. По сигналу водящий произносит любое из трех названий. Данные участники игры должны помнятся местами, при этом водящий может занять любое из свободных мест. Участник, которому не хватило места становиться водящим. Побеждают игроки ни разу не сделавшие ошибки.

«НЕВОД»

Правила игры: площадка «озеро», все играющие «рыбы». Двое водящих - «рыбаки», они находятся за линией озера. «рыбки» плавают по площадке. «рыбаки» взявшись за руки по сигналу учителя: «рыбаки на ловлю», начинают ловить «рыб», окружая их руками. Пойманные игроки встают между «рыбаками» и образуют «невод». Игра заканчивается, когда все «рыбки» будут пойманы. Две последние «рыбки» становятся новыми «рыбаками».

«ВТОРОЙ ЛИШНИЙ»


Правила игры: все игроки стоят по кругу, лицом к центру. За кругом двое водящих: один убегает, другой догоняет. Убегающий становится впереди одного из игроков, стоящих по кругу. Тот, кто оказался стоящим сзади, убегает. Если догоняющий запятнал убегающего, то они меняются ролями.

«ПУСТОЕ МЕСТО»


Правила игры: игроки образуют круг. Водящий идет по кругу (с внешней стороны) и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в любую сторону по ругу. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в противоположную сторону. Каждый из них старается прибежать к образовавшемуся пустому месту. Кто прибежит раньше, становиться в круг, опоздавший водит.

Вариант: игроки прыгают на двух или одной ноге.

«ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?»


Правила игры: игроки стоят в круге. Водящий с закрытыми глазами находиться в центре круга. Дети, взявшись за руки идут по кругу со словами:

Вот построили мы круг,

Повернемся разом вдруг.

(дети поворачиваются и идут в другую сторону).

А как скажем:

«скок, скок, скок»,-

Отгадай, чей голосок?

Слова «скок, скок, скок» говорит один из игроков, на которого покажет учитель. Водящий должен отгадать, чей голос он слышал. Если он отгадывает правильно, то игроки меняются местами и игра начинается сначала.

«МЕТКО В ЦЕЛЬ»


Правила игры: игроки делятся на 2 команды. По жребию одна из команд выходит на линию огня и выстраивается в шеренгу. Каждый участник команды по одному малому мячу.

в 5 - 8 м от играющих в линию параллельно команде расставлено 10 - 12 кеглей на расстоянии 50 - 80 см.

По сигналу учителя все игроки команды бросают мячи, стараясь сбить как можно больше кеглей. Подбитые кегли считаются и ставятся на мест. Следующая команда выполняет те же действия. Залпы могут повторяться несколько раз. Выигрывает команда, сбившая большее количество кеглей.

Вариант: кегли могут быть разного цвета и нужно попасть только по своим кеглям.

Спортивное оборудование: малые мячи (по количеству игроков 1 команды), кегли.

«МЫШЕЛОВКА»


Правила игры: игроки делятся на две группы. 1 - «мыши», 2 - «мышеловка». «мышеловка» образует круг. «мыши» бегают за кругом. «мышеловка» - дети, взявшись за руки идут по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их - просто страсть!

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут - вот напасть!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас!

Дети останавливаются.

Вот поставим мышеловку,

Переловим всех мы вас!

«мыши» вбегают и выбегают из круга. На последних словах «мышеловка» захлопывается, (дети опускают руки), не успевшие выбежать из круга «мыши» считаются пойманными. Игра повторяется снова, пока не останутся 2 - 2 мыши. После этого группы меняются ролями.

«КОСМОНАВТЫ»


Правила игры: на полу, в 4 - 6 местах, обозначены ракеты. Сбоку у ракет надпись маршрута (з - л - з - земля - луна - земля), (з - в - з - земля - венера - земля) и т.д. в каждой ракете 3 - 6 мест. Весь зал ракетодром. Во всех ракетах мест на 3 - 4 мест меньше, чем играющих. Игроки идут по кругу, взявшись за руки со словами:

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам,

На какую захотим -

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После слов все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет. Опоздавшие становятся в центр круга. Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те, кто совершил большее количество «полетов».

«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»


Правила игры: на площадке обозначается «льдина». На ней 2 «медведя». Остальные игроки «медвежата». По сигналу учителя медведи, держась за руки, начинают ловить медвежат. Пойманным считается тот, кого удалось захватить свободными руками. Пойманного отводят на льдину. Когда на льдине будет 2 медвежонка, они берутся за руки и то же начинают ловить. Игра продолжается до тех пор , пока не будут пойманы все медвежата.

«УДОЧКА»

Правила игры: все игроки становятся в круг. Учитель находиться в центре и кружит веревку, на конце которой малый набивной мяч. Мяч должен проходить под ногам играющих. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не заденет веревку.

Спортивный инвентарь: веревка с набивным мячом.

«СТОЙ!»


Правила игры: игроки свободно бегают по площадке, не задевая друг друга. Через 30 - 40 сек по сигналу учителя «стой!» все, замирают в какой - либо позе: на одной ноге, руки в стороны, присев и др. После 5 - 7 сек паузы, во время которой учитель следит, чтобы никто не двигался, раздается сигнал «беги!».

«ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»

Правила игры: гимнастические скамейки стоят квадратом - это насест. На скамейках стоят дети - куры. Лиса бегает внутри курятника. Игроки то спрыгивают с насеста, то залезают на него. Лиса старается поймать курицу, которая хотя бы одной ногой касается земли. После того как лиса поймает 3 - 5 кур, из них назначается новая лиса. Игра повторяется несколько раз.

Спортивный инвентарь: 4 гимнастические скамейки.

«ЛОВИШКИ - ПЕРЕБЕЖКИ»


Правила игры: игроки стоят на одной стороне площадки за чертой. По середине площадки находиться: ловишка. После слов «раз, два, три, беги» - игроки перебегают на другую сторону площадки. Пойманный выбывает из игры. После 2 - 3 перебежек подсчитывается количество пойманных игроков. Выбирают нового ловишку.

«ПЯТНАШКИ»

Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.

После сигнала воспитателя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого - ни будь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих.

При повторении игры выбирается новый пятнашка.

Если пятнашка в течение 30-40 секунд не может поймать никого из играющих, воспитатель должен назначить другого водящего.

«УДОЧКА»

Дети стоят по кругу. В центре круга - воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.

«У КОГО МЯЧ?»

Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому - либо мяч (диаметром не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», - и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а у кого найден мяч, начинает водить.

«БЕЛКИ В ЛЕСУ»

Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные приборы для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и др. Выбирается водящий - охотник. Он становится в домик - круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие - белки, они размещаются на приборах - деревьях.

По сигналу воспитателя: «Берегись!» или по удару в бубен - все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с приборов и влезают на другие. В это время охотник их ловит - дотрагивается рукой. Пойманными считаются белки, которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают.

Игра проводится 5 - 6 раз. Новый охотник выбирается через 1 - 2 игры. В заключение игры воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими.

В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными приборами и не спрыгивали с недозволенной высоты.



«ПЕРЕБЕЖКИ»

На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 м чертится 2 линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта. Играющие делятся на 2 группы - два отряда Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя 1 отряд перебегает из одного дома в другой. Дети 2 отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз так же отходят в сторону.


«КОЛПАЧОК И ПАЛОЧКА»

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак с яркой кисточкой.

Колпак надвигается ребенку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять - будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой об пол.

С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.

«НАКИНЬ КОЛЬЦО»

Игра может проводиться с группой детей (4 -6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек.

Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.

Вариант игры

Дети поочередно бросают по два кольца до тех пор, пока кто - либо не наберет обусловленное количество очков (6 - 10).

Попадания можно считать вслух или фиксировать с помощью шишек и других предметов.


«КОШКА И МЫШКА»

Играющие встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Мышка становится в круг, кошка - за кругом. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Ходит Васька беленький, Когти расправляются,

Хвост у Васьки серенький, Зубы, как игла.

А бежит - стрела. Только мыши заскребут,

Глазки закрываются. Чуткий Васька тут как тут,

Всех поймает он.

После слов «Всех поймает он» дети останавливаются и в условленном месте круга двое детей опускают руки, оставляя проход - ворота. Мышка, убегая от кошки, может пробегать в ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка ловит мышку. Она может пробежать в круг только через ворота. Когда кошка поймает мышку, на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяется.

Если кошка долго не может поймать мышку, воспитатель устраивает дополнительные ворота.

«ЛОВЛЯ МЯЧЕЙ САЧКАМИ»

Эта игра проводится на площадке. Для нее нужно несложное, но постоянное оборудование: по углам начерченного квадрата (100х100 см) вкапываются четыре столбика высотой 50 - 60 см, на которых с помощью резинки укрепляется чашка (диаметром 15 см); через дно ее пропускается шнурок так, чтобы за него удобно было взяться. В чашку кладут мелкие легкие мячи (от настольного тенниса) по количеству играющих (2 - 4 человека). Дети встают с сачками по сторонам квадрата. Кто - либо силой дергает за шнурок, чашка взлетает вверх и выбрасывает мячи. Играющие ловят их сачками не сходя с места. Воспитатель отмечает детей, поймавших мячи, и игра продолжается.

Если желающих играть много, они договариваются, сколько раз повторяет игру одна партия (2 - 3 раза).


«НЕ ОСТАВАЙСЯ НА ПОЛУ (НА ЗЕМЛЕ)

В различных местах площадки (комнаты), ближе к границам ее, расположены предметы высотой 25 - 30 см.: лестницы со ступеньками, доски и т.д., поставленные на возвышение (не меньше 25 см в диаметре). Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются на приборах в разных местах площадки. Под удары в бубен дети спрыгивают и бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который дает воспитатель. По сигналу воспитателя: «Лови!» - все дети снова взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне. После того, как игра повторена 2 -3 раза, проводится подсчет пойманных, выбирается новый ловишка и игра возобновляется. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения двумя ногами и мягко приземлялись, сгибая колени, а также чтобы дети разбегались по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взбираться.

«ЗАТЕЙНИКИ»

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом, Стой на месте,

Друг за другом Дружно вместе

Мы идем за шагом шаг. Сделаем…вот так

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. Затейник показывает какое - ни будь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель выбирает кого - ни будь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.


«МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА…»

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними поводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать:

Раз, два, три - лови!

После слова лови дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

После двух - трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.


«СЕРСО»

Используются как сюжетные, так и бессюжетные кольцебросы: по 2 - 6 колышков на подставках разной формы. Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5 - 2,5 метров. Игра может проводиться с группой детей (4 - 6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек. Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец. Попадания можно считать вслух или фиксировать с помощью камушков, шишек и других предметов.

«СДЕЛАЙ ФИГУРУ»

Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по все комнате или площадке. На сигнал воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой - либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим - оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра продолжается.

«ТЕТЕРИ»

Двое играющих изображают тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные дети (6 -8 человек) стоят в кругу посередине комнаты, держась за руки. Это чашка творогу. Текст читают хором, слегка приседая пружинно в ритм потешки.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу,

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

На третью и четвертую строки тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу, прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклоняя голову внутрь круга (клюют). С окончанием потешки дети, изображающие чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу - у!» - как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто ее поймал. Игра повторяется.


«КАРУСЕЛЬ»

Играющие образуют круг. Учитель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются на лево и говорят стихотворение

Еле, еле, еле, еле, Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. После того, как дети пробегут два раза по кругу, поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.

Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:

Тише, тише не спешите! Карусель остановите!

Раз - два, раз - два! Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.



«ЛОШАДКИ»

Дети делятся на две равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая - лошадей. Учитель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». Каждый конюх выбирает себе лошадку, запрягает вожжами и бегают или ходят. По слову учителя «приехали» конюхи останавливают и распрягают лошадей. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. Игра продолжается.


«СНЕЖНЫЕ КРУГИ»

Дети делятся на две равные группы по 4 - 5 человек в каждой. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги - мишени диаметром 50-60 см. На расстоянии 3 м от мишени проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6 - 8 снежков.

По сигналу воспитателя: «Начали!» - каждая группа бросает снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Если у детей не хватает снежков, они лепят их тут же. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.



«ТРАКТОРИСТЫ»

В игре каждый раз принимает участие 5 человек. Четверо стоят парами одна за другой. Первая пара держится за руки, а свободные руки протягивает сзади стоящей паре; вторая пара также держится за руки, а свободные руки смыкает с протянутыми к ней руками первой пары. Пятый участник - тракторист. Он стоит в промежутке между парами с картонным рулем в руках. Все пятерки перемещаются по площадке мелким топочущим шагом. На каждую строку приходится 8 шагов.

Тара - тара - тара - ра, «Будем землю пахать,

Из колхозного двора Будем хлеб засевать!

Выезжают трактора. Будем рожь молотить!

Малых детушек кормить».

Когда дети научатся ритмично топать, можно добиваться выделения более сильным ударом слов «землю», «хлеб», «рожь», «детушек».


«МЫШЕЛОВКА»

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели, Берегитесь же, плутовки,

Развелось их просто страсть. Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки,

всюду лезут - вот напасть. Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они же становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

«КТО СКОРЕЕ ДО ФЛАЖКА»

Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5 - 6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4 - 5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18 - 20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу воспитателя (удар в бубен, или хлопок, или при словах «Раз, два, три - беги!» дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а вместо на их место становятся за черту следующие 4 - 5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.


«ПАСТУХ И СТАДО»

На одной стороне площадки помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается овчарня. Выбирается пастух. Остальные - овцы. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?»

Каждый раз пастух называет какое - либо число (до 10). Овца отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается.

Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает «Где мое стадо?» все овцы отзываются: «Бе, бе, бе…» - потом замолкают.

Пастух начинает искать овец - идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого - ни будь, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» Овечка отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто - ни будь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место. Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» - и игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а овечка - пастухом.

«КАРАСИ И ЩУКА»

Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них - камешки - образует круг, другая - караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.

По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем - ни будь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.

Игра проводится 3 - 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.

Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

«МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ»

Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) - медведи, остальные - пчелы. На расстоянии 3 -5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8 -10 м на противоположной стороне - луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи вылезают на вышку - в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того, как игра проведена 2 - 2 раза, дети меняются ролями.

Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенке), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.



«ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ»


Играющие дети делятся на 2 - 3 отряда по 5 - 6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4 - 5 м. Это - пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице. На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик.

По сигналу воспитателя (слово или удар в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, слезают и встают в конец колонны. Ведущий снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т.д.В конце игры воспитатель отмечает более ловких пожарных, которые уже быстро лазают по лестнице.

После этого игра повторяется.

В процессе игры воспитатель должен находиться около гимнастической стенки, следить, чтобы дети при лазанье не пропускали ступеньки и не спрыгивали (об этом он договаривается с детьми до начала игры).

«БЫСТРЕЙ ПО МЕСТАМ»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким - ни будь предметом, например кубиком, который кладется на пол. По слову воспитателя «бегите» или удара в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель тем временем убирает один из предметов, лишая таким образом одного ребенка места. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят:

Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),

Быстро место занимай.

Когда игра проводится в последний раз, воспитатель кладет кубик обратно, для того, чтобы все дети имели место.


«УСПЕЙ ПРОБЕЖАТЬ»

Воспитатель с кем - ни будь из детей держит за концы шнур (длина его 3-4 м.) и медленно вращает его по направлению к бегущим детям. Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху.

Воспитатель регулирует движение детей; для каждого пробегающего он дает сигнал: «Беги!»

В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находится наверху.


«ШКОЛА МЯЧА»

Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое или небольшими группками.

В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся.

Виды движений:

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой.

2. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его двумя руками.

3. Стать лицом к стене на расстоянии двух - трех шагов от нее, ударить об нее мяч и поймать его двумя руками.

4. Бросить мяч о стену, дать ему стукнутся о землю, отскочить от нее, а затем уже ловить его.

5. Отбивать мяч о землю до пяти раз правой и левой рукой.


«КТО СКОРЕЕ»

Дети с прыгалками в руках становятся в шеренгу на одной стороне площадки так, чтобы не мешать друг другу. В пятнадцати - двадцати шагах от них проводится черта или протягивается шнур с флажками.

По условленному сигналу все дети одновременно прыгают по направлению к черте. Воспитатель отмечает детей, которые раньше оказались у черты.


«КОСМОНАВТЫ»

По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим!

Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет:

На какую захотим, Опоздавшим места нет.

С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

«ЧЬЕ ЗВЕНО СКОРЕЕ СОБЕРЕТСЯ»

Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого - либо одного цвета.

В разных концах площадки или по одной стороне становятся на подставках 3 - 4 флага тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета. Когда воспитатель ударяет в бубен, дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается учителем. По сигналу: «На месте!» - дети бегут к своему флагу и строятся в колонну(лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.

После двух - трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стоп!» По сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой.


«КЕГЛИ»


Кегли ставятся в ряд на расстоянии 3 - 5 см одна от другой. На расстоянии 1,5 - 3 м от них проводится линия - «кон». Играющие дети (3 -4 человека) в порядке очередности (она устанавливается самими детьми) выходят на черту кона и с силой катят шар, стараясь сбить кеглю. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз. Сбитые кегли убираются. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей обусловленным количеством шаров.

Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии кона увеличивается постепенно.

В кегли можно играть и в помещении, и на участке.


«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ВЕРЕВКУ»


Двое детей держат толстую веревку, шнур или длинную скакалку: один за один конец, другой за - второй. Медленно и равномерно они начинают крутить ее в сторону стоящих детей, а те в порядке очередности прыгают через веревку, стараясь не задеть ее. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих веревку.

В игре можно давать детям определенные задания, например: «Кто без ошибки прыгнет 5 - 10 раз?».


«КОЛЬЦО НА ПАЛОЧКЕ»

Из картона или фанеры вырезают кольцо (диаметр - 15 см, ширина ободка - 3 - 4 см). К кольцу привязывают шнурок, второй конец которого прикрепляют к палочке длинной примерно 30 см. Играющие, поочередно подбрасывая кольцо, ловят его на палочку. Каждый играющий имеет право сделать подряд три попытки и считает, сколько раз удалось ему поймать кольцо. Затем он передает палочку с кольцом следующему.

«ПОДВИЖНАЯ ЦЕЛЬ»

Правила игры: Игроки образуют круг (начерчен мелом на полу), расположившийся в 2 - 3 шагах друг от друга. Выбирается водящий, который выходит в центр круга. По сигналу учителя игроки начинают перебрасывать друг другу мяч, выбирая момент, что бы попасть им в водящего. Задача водящего увернуться от мяча. Если водящий поймал мяч, он не выбывает из игры.

Спортивный инвентарь: волейбольный мяч.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»

Рабочая программа Подвижные игры 5 часов в неделю

Правила игры: Игроки образуют широкий круг и рассчитываются на первый - второй.

Первые номера - одна команда, вторые - другая команда. Два рядом стоящих игрока - капитаны у них в руках по гимнастическому мячу. По сигналу учителя мячи передаются по кругу, в разные стороны, через одного, игрокам только своей команды. Каждая команда старается передать мяч как можно быстрее, чтобы он вернулся к капитану. Выигрывает команда быстрее выполнившая задание.

Спортивный инвентарь: 2 волейбольных мяча.

«ГОНКА МЯЧЕЙ В ШЕРЕНГАХ»

Правила игры: Игроки делятся на 2 - 4 команды. Команды стоят в шеренгах по сторонам площадки. Расстояние между игроками 3 - 4 м. У правофлангового каждой команды баскетбольный мяч. По сигналу учителя правофланговый перебрасывает мяч следующему игроку, тот следующему и т.д. Игрок, стоящий последним получив мяч, бежит на правый фланг. Игра продолжается до тех пор, пока правофланговый не окажется на своем месте.

Спортивный инвентарь: 2 - 4 баскетбольных мяча.

«ПОДБРОСЬ - ПОЙМАЙ»

Правила игры: Игроки стоят в двух шеренгах (напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. У игроков одной шеренги в руках мячи. По сигналу учителя игроки одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками, прокатывают мяч игрокам, стоящим напротив. Те в свою очередь повторяют задание.

Варианты: при подбрасывании хлопнуть в ладоши 3 раза, сделать поворот вокруг себя.

Спортивный инвентарь: баскетбольные мячи.

«ЗА МЯЧОМ»

Правила игры: Игроки делятся на 4 группы. Вдоль одной стены зала проводят черту, у которой стоят две группы, две других - у противоположной стены, тоже на одной линии. Крайним играющим дают по одному мячу. По сигналу учителя «марш!» - они бросают мяч стоящему напротив и сразу же бегут к той колонне, куда бросили мяч, становятся сзади. Тот, кто поймал мяч, бросает его тоже стоящему напротив, бежит к той колонне, куда полетел мяч, становиться сзади. Игра продолжается до тех пор, пока игроки не поменяются местами.

Спортивный инвентарь: 2 баскетбольных мяча.

«МЯЧ ВДОГОНКУ»

Правила игры: Игроки встают по кругу. Учитель 3 - 4 игрокам раздает волейбольные мячи. По сигналу учителя «Мяч вдогонку!» - игроки одновременно начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного игрока окажется 2 мяча сразу, он выбывает из игры.

Спортивный инвентарь:3 - 4 волейбольных мяча.

«МЯЧ ЧЕРЕЗ СЕТКУ»

Правила игры: Игроки делятся на две группы. Первая стоит по одну сторону натянутой волейбольной сетки, другая по другую. Крайний справа бросает мяч через сетку стоящему напротив. Тот должен поймать, перебросить его стоящему рядом и т. д. Когда мяч попадает в руки последнему игроку, начинают играть сначала, теперь мяч бросает крайний слева.

Спортивный инвентарь: волейбольный мяч, сетка.

«ПОПАДИ В МЯЧ»

Правила игры: Игроки делятся на 2 команды и становятся в шеренги 8 - 10 м. Посередине на стуле лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков по малому мячу. По сигналу учителя игроки одной команды по очереди выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому - либо из игроков это удается, то команде засчитывается 1 очко. После того, как одна команда закончит броски, бросать начинает 2 команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Спортивный инвентарь: стул, 1 волейбольный мяч, малые мячи по количеству игроков.

«ПИОНЕРБОЛ»

Правила игры: Игроки делятся на 2 команды и располагаются на двух сторонах волейбольной площадки. Между командами на высоте 2 м натянута волейбольная сетка, У каждой команды по мячу. Задача игроков перебросить мяч на сторону противника. Причем каждая команда стареется сделать так , чтобы оба мяча оказались одновременно на поле противника. С мячом разрешается бегать по всей площадке, его можно передавать друг другу. Игра продолжается до 10 -15 очков. Очко засчитывается, когда на площадке 2 мяча.

Спортивный инвентарь: 2 волейбольных мяча, сетка.












СЧИТАЛКИ

При проведении подвижных игр существует необходимость в выборе ведущего или водящего. Этот выбор можно осуществить, используя детские считалки.

Детская считалка - это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего (водящего) в игре. Считалка учит детей придерживаться правил игры, ведь она выбирает водящего справедливо, без обмана. Она помогает выработке таких качеств, как честность и чувство товарищества, а также способствует тренировки памяти и развития у младших школьников чувство ритма.

* * *

Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «С».

* * *

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон

* * *

Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик - большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы просим
Ты, обжора, не ходи!
Ну-ка, Мишенька, води.


* * *

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы -
Ты пойди-ка поводи!


* * *

Ахи, ахи, ахи - ох,
Баба сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!


* * *

Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги,
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
И корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки,
Раз, два, три!
Кому хочешь - дари!


* * *

Раз, два, три, четыре -
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.


* * *

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.


* * *

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты есть такой?
Говори поскорей, не задерживай
Добрых и честных людей!

* * *

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

* * *

Тады-рады, тынка,
Где же наша свинка?
Тады-рады, толки,
Съели свинку волки.
Тады-рады, тынка,
Ты бы их дубинкой.
Тады-рады, тутки,
С волком плохи шутки.
Тады-рады, тишка,
Выходи, трусишка!

* * *

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Сел на лавку,
Кто её возьмёт -
Тот и вон пойдёт.



* * *

Раз, два, три,
Четыре, пять -
Тебе в космос улетать!


* * *

Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать -
Нам водилку выбирать!

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой
Привезли его в больницу -
Он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет -
Он украл кулёк конфет.
Привезли его домой -
Оказался он живой.


* * *

Раз, два, три,
Четыре, пять,
Нам ракету запускать!
Кто к отлёту опоздал,
Тот в ракету не попал.
Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.

* * *

За морями, за горами,
За дремучими лесами.
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.













Список используемой литературы:


  1. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры

  2. Государственное учебное педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва - 1957г.


  1. Сборник игр к «Программе воспитания » Сост. Е.Г.Батурина. Изд.3-е, перераб. и доп.М., «Просвещение». 1974.


  1. В.К. Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.


  1. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл. М. Физкультура и спорт.1985г.


  1. Е.М. Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.


  1. В.Г. Яковлев , В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.


  1. Г.А. Воронина . Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО 2007г.


  1. Г.П. Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно - развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. - М.:ТЦ Сфера, 2006.


  1. Е.А. Гальцева, О.П.Власенко. Спортивный серпантин: сценарии спортивных мероприятий для младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2007.


  1. Е.М. Геллер. Игры на переменах для школьников 4 - 6 классов. - М.: Физкультура и спорт, 2004.


  1. М.В. Видякин. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе. - Волгоград: Учитель, 2006.

  2. Э.Д.Днепров, А.Т. Аркадьев. Сборник нормативных документов. М.: Дрофа, 2006.


  1. Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю. и др. Народные подвижные игры: Учебное пособие. М.: Академия наук РФ, 2003.


  1. В.И. Ковалько. Поурочные разработки по физкультуре: 1 класс. - М.: ВАКО, 2006.

  2. Г.А. Колодницкий. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2006.


  1. А.А.Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.


  1. В.И. Лях. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1 - 11 кл. / Лях В.И., Зданевич А.А.; под общ. ред. Ляха В.И. - 7 -е изд. - М.: Просвещение, 2010.


  1. Г.П. Попова. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки. - Волгоград: Учитель, 2008.


  1. Примерная основная образовательная программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа/ сост. Савинов Е.С./ М.: просвещение, 2011. - / Стандарты второго поколения/.


  1. Э.Я. Степаненкова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.


  1. В.Г. Фролов. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. - М.: просвещение, 2003.


  1. Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.




© 2010-2022