Какая нам нужна физкультура?

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Губин Геннадий Александрович

МБОУ «Ромашкинская средняя школа»

учитель истории и обществознания;

с. Ромашкино Сакского р-она Республики Крым

ФИЗКУЛЬТ- УРА!

Демографическая проблема имеет много составляющих и тут имеется обширное поле для исследователя. Хотелось бы поговорить с Читателем лишь об одном из аспектов этой сложной проблемы: о здоровье и физической культуре населения, в первую очередь, школьников.

Все тише над простором нашим Зато рвет душу на изнанку

Гремит веселый Мендельсон. Шопен и похоронный звон

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания, на производстве, в быту, спортивные достижения и др. Однако у подавляющего большинства наших сограждан физическая культура ассоциируется, пожалуй, только со школьными уроками физкультуры. Хотя о какой культуре может ныне идти речь на этих самых уроках? Школьные уроки физкультуры - это откровенная профанация какой-либо культуры вообще. Это не дерзкий выпад в адрес общеобразовательной школы, а трагический факт.

Чтобы достаточно квалифицированно рассуждать о предмете нашего разговора необходимо, в первую очередь, разобраться в вопросе о том, какую цель преследуют уроки физкультуры в школе? Здесь возможны, по крайней мере, два варианта ответа:

а) первичная подготовка профессиональных спортсменов;

б) оздоровление и физическое развитие детей и подростков.

Педагогическая наука убеждает нас в том, что «физические упражнения, тренировки, соревнования, состязания и туризм укрепляют здоровье и повышают общую работоспособность человека. Оба эти фактора являются существенной предпосылкой успешного учения, подготовки школьников к труду и сознательному выбору профессии… Физическое воспитание помогает формировать у школьников потребность в здоровом образе жизни и в содержательном досуге, заполненном занятиями спортом и туризмом». Прочитав сей опус, читатель-скептик ядовито усмехнётся: кто же не знает этих банальных истин. Но усмехаться не следует: подобными банальностями переполнены учебники педагогики не только прошлого…

Уровень развития профессионального спорта в настоящее время настолько высок, что рассуждать о подготовке кадров для профессионального спорта на материально-технической базе нынешней школы не только наивно, но и абсурдно. Значит, говорить о подобной цели школьной физкультуры просто бессмысленно. Остается вторая цель: оздоровление и общее физическое развитие.

Как сказал в свое время советский поэт-трибун В. Маяковский: «Я наших планов люблю громадьё». И министерские чиновники любят пофантазировать в рабочее время, за наш счёт, разумеется. Конкретные методические указания для проведения уроков в каждом классе начинаются с раздела теоретико-методических знаний. Да! Много хотят министерские мечтатели-составители этой программы от учителя физкультуры. Как говорит народная мудрость: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Где же материально-техническое и методическое обеспечение теоретической части уроков физкультуры? Может быть, вы видели учебники или, на худой конец, хотя бы брошюрки с изложением тех теоретических сведений, которые должен (да просто обязан) учитель донести до ума и сердца учащихся? Мы в своей педагогической деятельности, что-то такого не припоминаем. А как же быть учителям физкультуры? Пощадите их, ради Бога!

Ощущение такое, что ничего не меняется в нашем наробразовском ведомстве. Пытаясь шагать в ногу со временем, создать в школах соответствующее материально-техническое оснащение «подзабыли». Так что можно смело утверждать, что ни один учитель физкультуры не выполняет в полном объеме государственную программу. Да и возможно ли ее выполнить? И это не вина, а беда учителей.

После детального ознакомления с программой курса непроизвольно возникают вопросы: «Кто те методисты, которые написали эту программу и где они проживают? Не марсиане ли они случаем? Или они никогда не бывали в наших школах?» В переполненной формализмом и лицемерием нынешней массовой школе, можно увидеть и услышать диковинные вещи. Хотя программа, являющаяся руководящим документом для исполнения педагогами, требует проведение обязательных туристических походов, но заведующие (или начальники) районных и городских отделов образования Крыма ежегодно в апреле месяце издают грозные приказы, категорически запрещающие какие-либо экскурсии и походы на природу с апреля по октябрь, мотивируя это угрозой клещевого энцефалита. Глупость и абсурд в одном флаконе. Любой ученик имеет возможность встретиться с клещами во дворе школы. Планировать походы на ноябрь-февраль в лес и горы - вряд ли станет педагог, находящийся в здравом уме.

Или возьмём новоявленный, чуть не сказали новопредставленный, школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», который призван всячески пропагандировать здоровый образ жизни. О каком качественном преподавании ОБЖ и пропаганде здорового образа жизни может идти речь, если многие из педагогов, преподающих этот предмет, являются ярчайшим примером нездорового образа жизни. Большинство из них не знают, в какую сторону открывается дверь спортзала и … «ничто человеческое им не чуждо». Имеется в виду пристрастие к курению и поклонение, в той или иной степени, Бахусу. В таких случаях - это уроки лицемерия и ханжества.

Для того, чтобы выполнить школьную программу по физкультуре в полном объеме, необходимо иметь такое количество спортивного, туристического инвентаря и оборудования, которое нынче есть только в специализированных спортивных школах, хотя и в этом мы не уверены. А что же делать педагогам и ученикам забытых Богом и «людьми» (мы имеем в виду чиновников всех мастей) рядовых школ, где учитель физкультуры не так уж и редко к каждому уроку пытается хоть как-то подремонтировать единственный мяч?

Или другой пример: один из разделов программы отводит достаточно много времени на акробатику и гимнастику. О какой акробатике и гимнастике может идти речь в непроветриваемых, холодных спортивных залах школ, где, если они и имеются, гимнастическим матам, в лучшем случае лет пятнадцать, а то и больше? Школьные остряки шутят: «Без мата на канат не полезешь». Какой учитель физкультуры рискнет и возьмет на себя ответственность за безопасность учащихся на таком, извините, «оборудовании»?

Детский травматизм на уроках физической культуры не такое уж и исключительное явление. В подавляющем числе случаев эти травмы вызваны несоответствием требованиям программы материально-технической базы школ для проведения уроков физкультуры. А кто несёт ответственность за эти травмы? Ответ известен: учитель физкультуры и директор школы. Они же несут ответственность и за невыполнение программы. Впору гомерически смеяться, но смех-то этот - сквозь слёзы.

К слову, «производственные» травмы угрожают не только занимающимся физкультурой и спортом. Так немецкий композитор Роберт Шуман, совершенствуясь в игре на фортепиано, подвернул правую руку. О карьере виртуоза ему пришлось забыть, но он посвятил себя полностью сочинению музыки. Детские травмы далеко не безобидны и не всегда оканчиваются так счастливо.

Что касается детского спорта, то во время занятий и соревнований есть риск получить травму лишь с приставкой «микро». В большинстве случаев это связано с тем, что ребёнок в отличие от профессионала, не уделяет должного внимания подготовке тела к нагрузке… Скрытый травматизм в детском спорте очевиден».

Если травмы сопровождают юных спортсменов в спортивных школах и в клубах больших городов, то, что говорить об огромной армии маленьких спортсменов, проживающих в сельской глубинке. Они, если и занимаются серьёзно спортом, то по принципу: либо пан - либо пропал. Принцип варварский, но государство детский спорт на селе не интересует совсем. А между тем в период активного роста, когда кости ещё не срослись, нельзя, например, гонять футболистов по полю, заставлять их жёстко бить по мячу. Огромная нагрузка на коленный сустав может вызвать его деформацию. В этом возрасте нужно ограничиться умеренными нагрузками - лёгкими движениями, пасами. Не более. А наш сельский тренер только и требует: «Давай, ребята! Давай!»

Нужно помнить, что в тренировочном процессе, кроме физических, ребёнок испытывает большие эмоциональные нагрузки. Маленького спортсмена нужно к ним готовить. Это в первую очередь касается родителей. Зачастую взрослые давят на сына или дочь: «Нужна медаль. Ты должен выиграть. Стань чемпионом!»... Не так уж и редко дети напряжённо и серьёзно занимаются спортом не потому, что имеют к этому огромное желание, а потому что вынуждены удовлетворять непомерные амбиции и самомнение своих родителей. Так что нравственная сторона этого вопроса, связанная, в первую очередь, с возможностью негативного проявления т.н. «звёздной» болезни, нуждается в особом разговоре.

Профессионализация спорта в условиях рыночного способа производства влечёт за собой все те же издержки предпринимательства - острое соперничество, попрание норм морали ради прибыли, в ущерб физическому и психическому здоровью и т.д. Как результат: спортсмены-«братки», вышибалы, киллеры, «солдаты удачи» в «горячих» точках, фотомодели для «Плейбоя» и разнообразной «клубнички», для закрытых клубов и обочин оживлённых трасс…

Но не только на родителях лежит морально-нравственная ответственность за уровень психического и морального здоровья личности ребёнка-спортсмена. Не меньшая ответственность лежит и на тренере. В погоне за известностью и авторитетом очень часто его интересует скорейший результат именно сейчас, в данный момент. Хороший и умный детский наставник будет работать на перспективу, но карьерные соображения требуют от него иного поведения и мало кто с этим может совладать.

Но вернёмся к оставленному на время школьному учителю физкультуры. Хотя, конечно, «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», но все-таки… «береженого - Бог бережет». А как быть с программой? Она подождет... до лучших времён.

Распад великого государства круто изменил не только судьбу и мышление миллионов его обитателей, но и основательно деформировал их образ жизни. При всех недостатках и несуразностях советского периода в СССР существовала четко обозначенная стратегия формирования здорового образа жизни на государственном уровне. Однако формализм многое сводил на нет. Ныне совершенно утрачена идеология здорового образа жизни. Заниматься физкультурой стало накладно и не модно.

Проведя анкетирование почти тысячи выпускников сельских школ Сакского района в мае 2005 года, мы выяснили, что лишь 307 учеников (32,1%) заявили о том, что они занимаются регулярно спортом. Снисходительно улыбнёмся наивности сельских ребят, но примем их мнение к сведению. 170 выпускников (17,8%) откровенно заявили о своём неприятии спорта. И это в период наиболее активной фазы жизни человека. Вне всякого сомнения, во взрослой жизни они практически все перестанут дружить со спортом и физкультурой. Возрождающаяся же пропаганда здорового образа жизни явно страдает отсутствием здоровой агрессивности и наступательности. И потому мы имеем то, что имеем. Есть ли зависимость между регулярными занятиями спортом и успехами в учёбе? Какое лицо имеет преимущественно школьный спорт: мужское или женское?

Сопоставление ответов показывает вполне чёткую зависимость: чем больше успехи подростка в школе, тем более он дружен со спортом. Особенно отчётливо эта зависимость прослеживается у девушек. Сравнивая диаграммы можно отметить и тот факт, что девушки-выпускницы значительно меньше внимания уделяют занятиям спортом. На это имеется несколько объяснений, но мы не ставим себе задачей останавливаться на их уточнении.

Снижение качественного уровня общего среднего школьного образования (которое является свершившимся фактом) напрямую зависит, в том числе, и от здоровья учащихся. Чтобы не быть голословными приведём сравнительные данные результатов анкетирования учащихся одного и того же региона с интервалом в двадцать лет.

Самооценка состояния здоровья

1984 г.

2004 г.

хор.

удовл.

плохо

хор.

удовл.

плохо

Отличники и хо­рошисты

90%

9,2%

0,8%

63,5%

35,1%

1,4%

Неуспевающие

75%

9,6%

15,4%

50,7%

38,7%

10,6%

Любая самооценка субъективна. Тем не менее, цифры, приведенные в таблице, четко обозначают общие, а значит закономерные тенденции. В 1984 году, как и спустя двадцать лет, мы видим четкую взаимосвязь между успехами в школе и самооценкой своего здоровья учащимися. Отчетливо прослеживается и тенденция общего снижения уровня самооценки, что, между прочим, подтверждает и существующая статистика. Так что в отличие от общеевропейской тенденции в нашей стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников.

Так всё-таки, есть ли связь между успехами ученика в учебе и его здоровьем? Да, есть! С чьей-то «легкой» руки гуляет по нашим фильмам и некоторым другим произведениям о школе расхожий образ этакого пышущего здоровьем симпатяги-двоечника и худосочного, бледного зануды-отличника. Наблюдения же педагогов говорят об обратном. Где же истина?

Мы сделали попытку найти её в ходе конкретного социологического исследования, в котором выведено соотношение между успехами в учебе и состоянием здоровья школьников. Было опрошено 312 учащихся 1-10 классов по специально разработанной анкете. Ребята были разделены на три условные группы: группа отличников и хорошистов, группа середнячков и группа неуспевающих учеников. Оказалось, что в первой группе (отличников и хорошистов) спортом увлекаются 97,7 процента учеников; во второй и третьей соответственно - 92,8 и 76,9 процента. Но ведь увлекаться спортом можно по-разному: можно вдохновенно «болеть» у экрана телевизора или на трибуне стадиона, а можно непосредственно заниматься физическими упражнениями.

В первой группе учащихся пассивных любителей спорта оказалось лишь 12%, а во второй и третьей - 29,5 и 38,5% соответственно. Регулярные занятия требуют определенного физического режима, и потому серьезный спортсмен не мыслит себя без ежедневной утренней гимнастики. Среди отличников и хорошистов половина ребят регулярно делают утреннюю гимнастику, среди троечников - 37,3%, а среди неуспевающих лишь третья часть детей начинает день с зарядки.

Конечно же, в приобщении детей к регулярным занятиям спортом большая роль принадлежит родителям. Без помощи и поощрения пап и мам ребенку не обойтись. Однако опрос показал, что лишь 27,8% родителей отличников и хорошистов сами занимаются спортом, а в семьях троечников и неуспевающих этот показатель в два раза ниже.

Тут возникает вполне резонный вопрос: «Мало занимаются спортом слабоуспевающие ученики? Ну и что? Наверное, у них отличное самочувствие?». Ничуть не бывало! При самооценке состояния своего физического здоровья «отлично» и «хорошо» поставили себе почти 90% хорошо успевающих ребят, а оценку «плохо» лишь 0,8% из них. Среди неуспевающих своим физическим здоровьем довольны три четверти опрошенных ребят, а недовольны - 15,4%.

Слабое здоровье не позволяет ученику проявить в полной мере все свои способности в учебе, и это, в подавляющем большинстве случаев, осложняет отношения между родителями и слабоуспевающими учениками. Порой родители желают немедленно добиться хороших результатов в учебе своего ребенка, решить все свои педагогические проблемы силовым путём. Результат, чаще всего, плачевен: детские неврозы, крайне натянутые взаимоотношения родителей с детьми, нарушение семейного микроклимата.

Сложные взаимоотношения в семье влияют на характер ребенка, на его самочувствие в ученическом коллективе. Лишь 0,8% учащихся первой группы чувствуют себя крайне неуютно в ученическом коллективе. Среди неуспевающих учащихся их число достигает 23,1%. В обстановке дискомфорта ребенок болезненно реагирует на любые, даже доброжелательные замечания педагогов в свой адрес. Именно эта категория учащихся чаще всего пополняет контингент так называемых «трудновоспитуемых» детей и подростков. 88% отличников и хорошистов оценивают свои отношения с учителями как доброжелательные, и лишь 69,2 % слабоуспевающих ребят могут похвалиться этим.

Конечно же, любое анкетирование имеет свои недостатки, и некоторые показатели оказываются слишком уж субъективными и локальными. Как же определить объективное состояние физического здоровья ученика и выявить зависимость успехов ученика в учебе от его здоровья? И тут на помощь приходят классные журналы. Оказывается, отличниками в среднем за год пропущено по болезни 25,1 урока, хорошистами - 36,3 урока, троечниками - 39 уроков, а неуспевающими - 40,9 урока на одного учащегося.

У слабоуспевающих учеников ниже и уровень состояния здоровья. Если среди отличников лишь 3,3% учеников относятся к подготовительной медицинской группе, а остальные - к основной, то среди троечников 8.5% ребят входят в подготовительную медицинскую группу. Сильно отличается друг от друга и число детей, болевших в течение года: среди отличников их - 3,8, а среди троечников - 15,3%. [62] Цифры слишком убедительны, чтобы еще дальше доказывать взаимосвязь успехов ребенка в учебе с состоянием его здоровья. Однако не следует думать, что хорошее здоровье автоматически обеспечивает отличные успехи в учебе. Хорошее здоровье - это лишь фундамент, базис, на котором строится здание будущих успехов.

Уже в конце 80-х детство в СССР превратилось в зону бедствия. Более 90% детей рождались физиологически незрелыми. Так проявляла себя вражда образа жизни человека его природе. Проблема могла быть частично снята ранним физическим развитием, но массовая школа предлагала учащимся всего лишь одну девятую часть физической нагрузки потребной организму ребёнка.

Попадая в школу, ребёнок как бы обретал вторые пелёнки. Роль этих пелёнок выполняла парта. Она обездвиживает ученика на долгие годы именно в тот период, когда организм усиленно формируется и требует для себя постоянного витамина под названием «движение». Гиподинамия стала бичом современной школы. Как следствие такой политики, школы и общество в целом обездвижены, и эпидемия гиподинамии никого уже не беспокоит.

Труд многих работников ныне всё более и более приобретает характерные черты конторского, а потому просидев на работе, в учебных заведениях положенное время, люди отправляясь домой, также стремятся использовать транспортные средства, в которых предпочитают обязательно сидеть. Большинство людей, выполнив несложную физическую работу по дому, если она ещё осталась, предпочитают провести остаток своего свободного времени опять-таки сидя перед экраном телевизора. А потом всякие жалобы на тучность, болезни ног, сердца и прочие болезни цивилизации. Но всё это начинается с детства.

Вот что пишет по этому поводу Людмила Захарова в еженедельнике «2000». «Треть детей 4-17 лет не могут сделать на бревне более двух шагов назад, а 86% не в силах простоять на одной ноге даже минуту. Больше половины испытуемых подростков и треть девушек не способны при наклонах достать руками земли. Таковы результаты исследований, проведенных немецкими учеными в рамках проекта Мotorik-Modul (МОМО). Этот проект - часть обширной программы, разработанной Берлинским институтом Роберта Коха. Ее цель - изучить состояние здоровья детей и подростков. Для этого ученые разработали специальный сорокаминутный тест, состоящий из 11 упражнений. В 2003 - 2006 гг. было протестировано более 4500 школьников во всех регионах Германии. Сравнительный анализ результатов этих и предыдущих лет показал, что за последние три десятилетия подвижность детей заметно ухудшилась, сообщил Клаус Без, сотрудник Института научного исследования спорта при Университете Карлсруэ, руководитель группы исследователей в рамках проекта МОМО. К примеру, при прыжке в длину с места более чем 14% детей показали худшие по сравнению с 1976 г. результаты

В этом виновата гиподинамия, считают ученые. В числе главных причин малоподвижного образа жизни эксперт из Федерального института питания Ульрих Ольтенсдорф называет неправильное питание и условия, в которых живут современные люди. «Они стремятся практически ничего не делать самостоятельно, но человек не запрограммирован на холостой ход», - подчеркивает исследователь. «Лишь в одной области дети показали лучшие, чем 30 лет назад, результаты - в области моторики пальцев рук, - констатирует г-н Без. - Это обусловлено интенсивным общением с компьютером».

«А нам-то какое дело до европейских проблем?» - скажет иной читатель. Возможно, в нашем отечестве всё обстоит по-другому? Как бы не так. Весьма показателен в этом отношении анализ состояния здоровья и физического развития учащихся Ромашкинской средней общеобразовательной школы.

Общий обзор.

В мае 2006 года было проведено обследование состояние здоровья и физического развития учащихся Ромашкинской СОШ Сакского района Автономной Республики Крым. Всего было обследовано 294 ребёнка (100%) Из них по итогам обследования врачей-специалистов от уроков физкультуры был освобождён 31 ученик (спецмедгруппа), что составляет 10,5% от всего контингента учащихся школы. После проведения обследования было установлено, что только 31 ученик школы (10,5%) имеют безопасный уровень здоровья, т.е. полностью здоровы. Остальные 263 ученика (89,5%) имеют те или иные отклонения в состоянии своего здоровья и физического развития.

Анализ состояния здоровья начнём с анализа данных антропометрических измерений учащихся (см. табл.) Антропометрические измерения показали, что из 294 учащихся 168 (57,1%) имеют нормальное соотношение массы тела и роста. У остальных 126 (42,9%) отмечаются определённые отклонения. Проанализировав данные таблицы, мы можем убедиться, что рост учащихся обгоняет по своей динамике процесс роста массы учащихся. При этом процесс увеличения веса учащихся графически более приближается к прямой линии (т.е. может быть практически описан формулой). Анализируя динамику роста учащихся, мы видим очевидное «выпадение» из общей закономерности учащихся 2 и 7 классов. Причину этого «выпадения» можно выявить, проведя дополнительное исследование. Однако это «выпадение» может быть и случайным совпадением факторов регионального значения.

Из таблицы следует, что состояние осанки учащихся достаточно удовлетворительное. Так среди 294 учащихся не отмечено ни одного случая явного сколиоза и лишь 41 случай (13,9%) кифоза. Такое относительное благополучие следует, видимо, отнести на счёт «либеральности» нормативов. Если же норму ужесточить и учитывать любое отклонение, то окажется, что диагноз сколиоза отмечается у 17 учеников (5,8%), а кифоз - у 190 (64.6%). Таким образом, более 70% учащихся имеют отклонения в осанке. Цифра весьма красноречивая.

Проанализируем физическую подготовленность учащихся по данным, представленным в таблице. Показатели физической подготовленности учащихся имеют ценность сами по себе лишь в том случае, если имеется возможность сравнить их во времени с подобными данными. В данном случае они просто могут удовлетворить праздное любопытство. Ценность этих данных возрастает со временем. Эти данные говорят о том, что процесс акселерации налицо. Современные дети в среднем и ростом повыше своих родителей и носят обувь большего размера. Однако средние показатели физического развития силы и выносливости у них явно уступают аналогичным показателям их родителей в таком же возрасте. Вот только нормативы для уроков физкультуры не изменяются со временем. А потому школьные занятия физкультурой здоровья ученикам не прибавляют. Они скорее даже вредны, поскольку имеют много неразрешённых проблем, которые отрицательно влияют не только на физическое здоровье ребёнка, но и на его психику. По утверждениям специалистов сегодня здоровым можно считать только одного школьника из трёх. Больше всех это пока волнует военных, к которым приходят призывники, нуждающиеся, прежде всего, в лечении

Соотношение массы тела и роста

Состояние осанки

показатель

вес

(ср)

рост

(ср.)

норма

откл.

кифоз

сколиоз

ед.измер.

кг

см

число

число

норма

откл.

норма

откл.

1 класс

20,7

118,8

14

5

15

4

19

0

2 класс

24,6

117,9

11

4

13

2

15

0

3 класс

27,2

131,5

8

12

18

2

20

0

4 класс

31,9

137,3

15

15

30

0

30

0

5 класс

33,7

142,5

14

8

14

8

22

0

6 класс

38,4

148,7

10

5

14

1

15

0

7 класс

42,4

150,0

14

13

10

17

27

0

8 класс

46,3

157,6

13

13

21

5

26

0

9 класс

51,6

163,0

25

10

35

0

35

0

10 класс

53,8

165,3

17

23

39

1

40

0

11 класс

54,4

165,1

27

20

46

1

47

0

итого

-

-

168

126

253

41

294

0

Все мы яростно критикуем гиподинамию и раннее пристрастие к курению, алкоголю и наркотикам. Но многие специалисты: врачи, спортсмены и физиологи - ныне уверены, что не меньше вреда здоровью подростков наносит школьная физкультура.

«Уроки физкультуры в наших школах вредны хотя бы потому, что неправильно организованы, - говорит врач отделения функциональных состояний специальной медико-санитарной части №18, сотрудник кафедры профессиональных заболеваний Национального медицинского университета Р. Осадчук. - Представьте, ребёнка 40 минут гоняют, зачастую даже без предварительной разминки. Времени остыть у него нет - надо бежать на другой урок. Малейший сквозняк в раздевалке - и через день он уже болен. А о том, чтобы помыться, и речи нет. Затем ещё час-полтора школьнику нужно успокоиться, иначе он не способен воспринимать информацию. Так что алгебра или литература пройдут впустую».

«Оценочно-тестовая система уроков физкультуры калечит детей, - вторит Р. Осадчуку врач украинского центра спортивной медицины, сотрудник спортклуба «Спорт Студио» А. Ковриженко. - Упражнения и нормы как будто умышленно подобраны так, чтобы максимально вредить позвоночнику, сердцу и внутренним органам. Спортом полезно заниматься, но регулярно и со специально подобранной нагрузкой. А кто у нас обследует учеников? К нам в диспансер приходят ребята, серьёзно занимающиеся в спортивных секциях, - и то среди них очень много больных, с противопоказаниями. Представьте, какая ситуация с обычными школьниками. А оценочный подход в физкультуре - просто бред. Дети слишком разнятся по физическим данным, чтобы можно было заставлять их делать одно и то же, да ещё на оценку».

Наиболее распространённым элементом любого урока физкультуры является бег, в разных вариациях. Оно и понятно - естественно и просто. Методисты-разработчики школьной программы исходят из того, что каждый ребёнок определённого возраста обязан пробегать определённую дистанцию за определённое ими время, и за это выставляется отметка. С точки зрения физиологии, такой подход - всё равно, что требовать от всех людей одинаковой походки, темпа ходьбы, одинакового дыхания во время движения и т.п. Бежать по-своему для ученика так же естественно, как и ходить. Но учитывают ли это физкультурные нормативы? Конечно, нет.

Исследованиями медиков доказано, что бег приносит пользу только тогда, когда человек не задыхается и может свободно разговаривать с бегущим рядом с ним. Тогда происходит полноценная тренировка капилляров, сердца и других систем организма. Если ребёнок во время бега пыхтит и задыхается, как и происходит на большинстве уроков, сердце испытывает стрессовую нагрузку, а весь организм получает токсический шок от резкого выброса молочной кислоты. После такого бега ребёнок ещё долгое время не может прийти в себя. Такие, с позволения сказать, «тренировки» незаметно разрушают естественный баланс в организме.

Не менее популярны у учителей физкультуры и различного рода прыжки, особенно прыжки в длину. Прыгают обычно на твёрдой поверхности, потому что соответствующих всем требованиям прыжковых ям в школах практически нет. Ученики же обуты в лёгкие тапочки с жёсткой тонкой подошвой или кеды, что совершенно недопустимо. Дорогие профессиональные кроссовки с амортизаторами носят немногие. Резкий удар пяток передаётся по позвоночнику всему организму. Или возьмём упражнения на брусьях - полурока весь класс стоит и наблюдает, как кто-то пытается сдать несчастный норматив. Кто-то прекрасно может прыгать в высоту, зато перед канатом испытывает панический страх, кого-то привлекает бег, но он боится гимнастического коня, не меньше, чем настоящего… но абсолютно от всех требуют и требуют только сравнительно одинаковых показателей.

И врачи, и педагоги, обеспокоенные сложившейся ситуацией, давно призывают занятия физкультурой проводить не по классам, как это происходит сейчас, а по группам, скомплектованным на основании общих способностей и интересов к виду спорта. Помимо этого, они рекомендуют, учащихся делить на три большие группы: занимающихся физкультурой для поправки здоровья, для его поддержания и ради спортивных достижений. Нужно исходить из того, чтобы физкультура развивала индивидуальные двигательные способности каждого, а не была бы ориентирована на какого-то абстрактного ученика, и, конечно, тренировала всё системы организма, от чего напрямую зависит здоровье. У врачей наработано достаточно методик для таких занятий.

Сама сущность уроков физического воспитания теперь выхолощена окончательно, вместо того, чтобы дать возможность физически развивать детей, обеспечив при этом все условия для безопасных для здоровья и жизни детей условий, педчиновники ещё сильнее опутали уроки физического воспитания такими ограничениями, что дальше говорить о какой-либо физической культуре в школе не имеет смысла вообще. Высшие педагогические чиновники и представители академической педагогики, конечно же, понимают, что со здоровьем подрастающего поколения что-то не складывается.

Кое-кто из читателей, прочитав все эти гневные филиппики по поводу школьной физкультуры, вспоминая свои школьные годы, резонно заметит: «Но ведь есть ещё и спортивные секции в школах». Не обольщайтесь! На проведение внеклассной спортивно-массовой и кружковой работы ныне отпускаются столь мизерные средства, что говорить о таких занятиях нет никакого смысла. Спортивные секции, в которых ребята могли бы улучшать свои физические данные и состояние своего здоровья, есть не в каждой городской школе, а что уж там говорить о сельских. Вместо успешно функционирующих в большинстве развитых стран школьных спортклубов у нас и дальше собираются подгонять всех школьников под один стандарт, а главное… не пущать. Сохранительная сущность нынешней школы и педагогики проявляется на уроках физической культуры наиболее рельефно и неприглядно.

Парадоксально, но факт: школьники теоретически почти все согласны с тем, что регулярные занятия физической культурой улучшают здоровье, но посещаемость и положительное отношение к урокам физкультуры от класса к классу падают. Одной из существенных причин подобного явления, на наш взгляд, является система оценивания на этих уроках. Каждый ребенок - это индивидуальность и формирующаяся личность. Однако методические рекомендации по оцениванию итогов работы ученика на уроке безжалостны к этой индивидуальности, а потому всех без разбора «стригут под одну гребенку».

Одних детей и подростков природа наградила великолепными физическими данными, и выполнение школьных тестовых нормативов для них не составляет абсолютно никакого труда. Не прикладывая практически никаких усилий, они непринужденно выполняют нормативы и получают высокие баллы. К физическим данным других ребят природа оказалась не столь благосклонна. Поэтому они для получения необходимого результата трудятся не в переносном, а в прямом смысле «до седьмого пота», но уложиться в соответствующие нормативы все равно не могут. И как следствие - низкие отметки. Вот тут мы и наблюдаем откровенное нарушение педагогической логики, да и принципа справедливости вообще: один, не делая усилий, получает высокие баллы, а другой, несмотря на усердный труд, ничего, кроме разочарования.

Есть ли выход из данной ситуации? На наш взгляд необходимо принципиально изменить подход к оцениванию. Основным показателем достижений ученика должно стать улучшение его здоровья и физических показателей с ориентированием не на какого-то среднего мифического ученика, а на его собственные показатели. Ученик должен не соперничать с другими, а самосовершенствоваться. Вот тогда и только тогда мы, наконец-то, перейдем от «стадного» к индивидуальному обучению и воспитанию ученика с учетом его персональных особенностей. Оснащение учителей «Основ здоровья и физической культуры» компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением позволяет это сделать уже в настоящее время.

Физкультура - это процесс тренировки, развитие определенных функций организма. Исходя из этой посылки, давайте рассуждать дальше. Если мы взялись на уроках физкультуры оценивать степень развития физиологических функций (тренированность мышц), значит, давайте оценивать и другие физиологические функции школьников: отметка за умение питаться, за умение дышать, за умение выполнять другие естественные физиологические функции. Абсурд?! Конечно, да еще какой! Именно поэтому, на наш взгляд, оценивать баллами успехи школьников на занятиях физкультурой и спортом занятие не только бессмысленное, но и безнравственное и антигуманное, так как, в конце концов, травмирует психику довольно значительного числа учащихся.

Мы являемся принципиальными противниками выставления отметок в баллах на уроках физической культуры за выполнение учащимися строго регламентированных нормативов. Составители этих нормативов исходили из представления об ученике как некоей механической системе: стоит только «придавить» ученика, как у автомобиля ручку газа, и он якобы покажет намного лучшие результаты. Но ученик не бездушный механизм. Сами показатели выполнения нормативов никому абсолютно не нужны. Они необходимы только воспитателям и самому воспитуемому, которые направляют и контролируют процесс физического развития личности. А потому нет никакой надобности их афиширования и выставлять за них отметки в баллах. Если хотите - это данные, имеющие прямое отношение к состоянию здоровья ребёнка, и по законодательству не подлежат разглашению, как и любые другие. Но на суверенитет личности ребёнка мы внимания не обращаем, а потому нарушаем его на каждом шагу. А как же быть тогда с «Конвенцией о правах ребёнка»? Здесь школьное законодательство явно не в ладах с «Конвенцией…»

Одной из составляющих уровня воспитанности и культуры является потребность ежедневно заниматься физическими упражнениями для сохранения, развития своей физической природы и физической культуры. Многие ли взрослые могут похвастаться этим? Вот он живой и наглядный пример для наших детей. Так что, требуя чего-либо от детей, не забывайте делать это же сами.

Физическая культура как явление имеет несколько составляющих: кроме совершенствования физиологических функций организма она имеет еще воспитательную, санитарно-гигиеническую, эстетическую, этическую и другие функции. Но в обыденной школьной практике мы на многообразие функций физической культуры внимания совершенно не обращаем.

Большие психические и физические нагрузки, предлагаемые нынешней школой, по силам только здоровым детям. Но где нам найти абсолютно здоровых детей? Приходится работать с теми, кто есть, кто пришёл в школу учиться. Значит необходимо серьёзно заниматься в школе не столько обучением и воспитанием детей, сколько формированием их здоровья. Говоря о здоровье, мы в данном случае будем иметь в виду только физическое здоровье. Однако, обращая внимание лишь на физическое развитие человека,часто его низводят до животного, в то же время такое воспитание является химерой и не служит даже гарантией того, что наш воспитанник в будущем будет отличаться крепким здоровьем. Не развив в ученике ни нравственных принципов, ни любви и привычки к труду, ни высших, облагораживающих душу интересов, мы подталкиваем ребёнка в будущем только на безалаберную жизнь.

Родители, будучи защитниками исключительно физического развития и имея некоторые понятия по гигиене и физическому уходу, могут развить в ребёнке физическую силу и здоровье. Но как только выпускник школы самостоятельно вступает на жизненное поприще, современная жизнь предоставляет широкое поле его эгоистическим, животным инстинктам, не сдерживаемым умственным и нравственным развитием. «Он легче, чем умственно и нравственно развитой, доступен соблазнам всякого рода и, не руководствуясь общественными интересами, не увлекаясь ни наукой, ни искусством, весь погружается в море кутежа и попоек, проживает свою жизнь в игорных вертепах, в пошлых любовных интригах и похождениях и в несколько лет растрачивает своё крепкое в детстве здоровье. Только человек умственно и нравственно развитой может побеждать свои страсти и дурные склонности во имя твёрдых принципов любви к ближнему и надлежащее развитие чувства чести», - писала ещё сто лет тому назад Е.Н. Водовозова.

В начале 50-х годов прошлого (XX) века в СССР шла нешуточная дискуссия о целесообразности совместного обучения мальчиков и девочек в одних и тех же классах и школах. Ведь до этого школы были разделены по половому признаку: мужские и женские. Совместное и раздельное обучение имеет как свои положительные, так и отрицательные моменты. Но если на других уроках эти плюсы и минусы возможно не столь очевидны, то на уроках физкультуры они проявляются наиболее отчётливо.

Школьная статистика отчетливо выявляет тенденцию (мягко говоря) уклонения девочек-подростков и девушек от занятий физкультурой. Любой школьный учитель физкультуры подтвердит это. В изучаемом регионе по нашим данным только 6,1% мальчиков и юношей не любят заниматься спортом. Среди девочек и девушек этот показатель равен 25,8%.

Предусматривая совместные занятия физкультурой мальчиков и девочек педагогическое чиновничество, видимо подзабыло свои школьные годы и ощущения, и не догадывается об их не совсем одинаковой анатомии, физиологии и психологии. Совместное (без различия пола) посещение уроков физкультуры вызвано желанием чиновников сократить материальные расходы на обучение. Но эта материальная выгода никак не компенсирует нравственного, да и материального, ущерба от подобного непродуманного «совмещения» полов в общеобразовательной школе.

Время обучения в средних и старших классах - это время бурной гормональной перестройки организма школьников и появления, почти в массовом порядке, первой влюбленности и откровенного интереса к представителям противоположного пола. В ходе выполнения упражнений на уроке физкультуры подросток не всегда может выглядеть элементарно эстетичным. Боязнь выглядеть неэстетично, а иногда и вовсе неприглядно, отталкивает многих девочек-подростков и девушек от совместных с юношами занятий физкультурой потому, что у них, в данном возрасте, развито чрезвычайно остро чувство психологической ранимости.

Сколько психологических травм наносится на каждом уроке физкультуры именно по этой причине - сосчитать невозможно. Приемлемый выход из этой ситуации, разумеется, есть: это однополые уроки физкультуры. Для малокомплектных школ тем более имеет смысл эти уроки проводить для учеников разных классов, но одного пола. Если мы пытаемся говорить о комплексном взгляде на уроки физкультуры в общеобразовательной школе, то должны отметить, что именно такого подхода государства мы как раз и не наблюдаем.

Каждый урок физкультуры просто обязан в цивилизованном обществе завершаться гигиеническими процедурами. Цикл физиологических процессов (работа мышц на уроке) практически нигде в нынешних школах не имеет соответствующего санитарно-гигиенического сопровождения. Интересно, а есть ли в нашей стране вообще массовые школы, которые могут себе позволить это? А мы-то всё разглагольствуем о цивилизованности, культуре, эстетике...

Известно ли вам, что обычно происходит после урока физкультуры? Конечно, известно! Набегавшись, обливаясь потоками пота, ученик переодевается (всегда ли?) в школьную форму и продолжает свой учебный день. Представляете какая «симфония» запахов гуляет по школе, особенно в зимний период? Но чиновникам не до таких сантиментов. Вот тут-то мы, наконец-то добрались и до гигиены уроков физкультуры и школьной гигиены вообще.

Ещё в начале ХХ века известный педагог В.П. Вахтеров так размышлял о необходимости школьной гигиены: «С самого младенчества поставленный в правильную гигиеническую обстановку и постепенно приучаемый к условиям природы, юноша крепнет и закаляется и телесно и духовно для жизненной борьбы. К этому, собственно, и должна стремиться здоровая педагогика. Посему в состав физического воспитания в школе, как в начальной, так и в средней, входит, с одной стороны, охрана здоровья учащихся, с другой - телесное их развитие. Под первой следует разуметь всё то, что даётся гигиенической обстановкой. Сюда относится правильное устройство школьных помещений относительно расположения их, просторности, освещения и вентиляции, а также гигиеничности классной мебели, нормировка ежедневного труда учащихся, забота об их правильном питании, укрепление организма для противодействия переменам погоды и вообще устранение всего того, что может вредно отразиться на юных организмах. С этой точки зрения физическое воспитание в школе совершенно совпадает со школьной гигиеной». Какой всё-таки мечтатель был этот В.П. Вахтеров: прошло более сотни лет, а его мечты в современной отечественной школе так и остались мечтами.

Гигиена, как составная часть физической культуры, в современной школе утрачена полностью, а потому гигиенические навыки многих школьников вызывают тревогу и недоумение. Одной из причин изгнания гигиены как школьного предмета из школы является то, что практически невозможно встретить ни одной массовой общеобразовательной школы, где бы эти гигиенические требования соблюдались в полном объёме на уровне современных стандартов. Государство просто не желает тратиться на такие «пустяки». Итог общеизвестен: потрясающее невежество в области гигиены. Только не следует гигиену сужать только до санитарно-гигиенических понятий. Гигиена - весьма обширная область знания.

От гигиены школьников перейдём к безопасности самих уроков физкультуры. Предотвратить возможные травмы и заболевания поможет контроль температуры воздуха во время занятий физкультурой и спортом. К примеру, специалисты подсчитали, что при проведении спортивно-массовых мероприятий температура в зале не должна превышать плюс 18 градусов и опускаться ниже плюс 10. Нормой считается плюс 15 градусов. Температура воды в водоёмах для плавания не может быть ниже плюс 20 зимой и плюс 16 - летом. «Зимняя» норма - плюс 22, «летняя» - плюс 20. Для открытых спортивных площадок - свои метеорологические показатели. Зимой в безветренную погоду можно заниматься при минус 10 (норма), температурный минимум приходится на отметку минус 20. При ветре средней скорости, мелком дожде и снегопаде врачи рекомендуют прекращать занятия, если температура воздуха опустилась ниже 15 градусов мороза. Летом при отсутствии ветра максимальной температурой для занятий считается плюс 30, минимальной - плюс 5 (норма плюс 20). В ветреную погоду максимальная температура воздуха - плюс 35, минимальная - плюс 10. Оптимальный температурный режим - плюс 29.

Однако даже соблюдение всех санитарно-гигиенических требований к урокам физкультуры не гарантирует успех дела. Значительная роль в этом успехе всё-таки принадлежит организационной стороне. Классно-урочная система уже не стимулирует, а тормозит качественное проведение уроков физкультуры. При классно-урочной системе в учебных классах, почти во всех без изъятия, складывается парадоксальная, на наш взгляд, ситуация. Учитель физкультуры, как, впрочем, и другие педагоги, составляя план урока, всегда ориентируются на несуществующего, вымышленного среднего ученика. Гипотетически, исходя из возможностей этого ученика, педагог планирует методику проведения конкретного урока, величину и интенсивность нагрузки, объём домашнего задания.

Домашнее задание по физкультуре - курьёз, достойный пера сатирика, и образчик слепого повиновения «служебному рвению» чиновников, «изобретающих» способы подчинения личности педагога и ученика своей воле. Так как у педагога практически отсутствует полная и достоверная информация об уровне физического развития класса и состоянии реального здоровья его учеников, кроме визуальных наблюдений весьма субъективного характера, то и составляются эти поурочные планы, как раньше говаривали «от фонаря». Естественно, что в учебном классе не находится ни одного учащегося, который хотя бы по каким-нибудь параметрам приближался к так называемому «среднему ученику».

Средний ученик - это фантом, вымысел бессильного и беспомощного педагога. А потому и получается, что ребята, имеющие лучшие физические данные от природы легко и без малейшего напряжения справлялись с нагрузками, запланированными учителем и фактически не имеют стимулов для физического самосовершенствования. Такое положение ведёт к тому, что «слабые» дети становятся ещё слабее, а «сильные» - развращаются ничегонеделаньем, привыкая к верхоглядству и зазнайству. Эта серьёзная педагогическая проблема может найти своё разрешение во внедрении в школы методики «верхней планки».

Какой смысл вкладываем мы в понятие методики «верхней планки»? Развитие ребёнка, умственное и физическое, происходит только тогда, когда перед ребёнком ставится задача/цель для преодоления, разрешения которой он должен напрячь свои умственные и физические силы на грани своих возможностей. Перед ребёнком должна стоять учебная или воспитательная задача на уровне так называемой «верхней планки», а проще говоря, чуть ниже возможностей конкретного ребёнка в данный момент. Главное условие здесь - «планка» должна быть преодолима именно для этого ученика и именно в этот временной отрезок. Ребёнок должен отчётливо осознавать это и желать преодолеть «планку». Только в таком случае будет идти поступательное и неуклонное развитие умственных и физических возможностей и способностей ребёнка без обычных для наших школ психологических срывов и физического истощения организма. «Верхняя планка» у каждого ученика строго индивидуальна, так же как и скорость подъёма этой «планки», и потому массовое, поточно-конвейерное обучение, порождающее массу неразрешимых проблем, должно кануть в прошлое.

Всеобщее, обязательное обучение и воспитание детей, не наносящее морально-психологического и физического ущерба здоровью обучающихся, возможно только на пути индивидуализации обучения. Современные технологии позволяют сделать это уже сейчас.

Общество должно принять трудное для себя решение по радикальному изменению философии/идеологии обучения и воспитания. Если ежегодно, а лучше два-четыре раза в год, проводить для всех учащихся школы вполне определённые, научно-обоснованные тестовые испытания уровня физического развития (но не оценивать их баллами), систематизировать и анализировать их, а затем доводить информацию до педагогов, родителей и учащихся, то без всякого насилия в школе сам собою возникнет дух здорового спортивного соперничества и это, вне всякого сомнения, благотворно повлияет на качество всей физкультурно-оздоровительной работы в массовой школе.

В памяти у многих еще свежи воспоминания о том, что в СССР большое внимание уделялось не только профессиональному, но, в большой степени любительскому спорту. Поэтому не так уж мало родителей личным примером воспитывали у своих детей любовь к спорту и физической культуре вообще. Ныне само понятие «любительский спорт» как-то исчезло из нашего лексикона и из жизни. Безработные заняты поисками работы и испытывают острейшие психологические стрессы. Так что им явно не до занятий спортом. Работающие вынуждены думать о том, как добыть лишнюю копейку в дом. Так что им так же не до занятий спортом и физкультурой.

Скрытая от профсоюзов и от правоохранителей сверхэксплуатация трудящихся (причем никто ее особо-то и не скрывает) привела к резкому сокращению свободного времени. А еще К. Маркс утверждал, что богатство общества будет измеряется количеством свободного времени. И это действительно так. Так что с детско-юношеским, да и взрослым, любительским спортом и физкультурой в нашем государстве успешно покончено. Любительский спорт и физкультура ныне заменены рекламой различных суррогатов. Да и эти заменители предназначены для состоятельных слоев населения, которые озабочены появлением лишних калорий и килограммов в организме. Основная же часть населения страдает скорее от недостатка калорий и витаминов, а потому откровенно издевательски выглядят транслируемые иной раз по телевидению спортивные соревнования, где разжиревшие капиталистические «акулы» и прочая «рыбешка», вместе с обслуживающими их чиновниками и политиками позволяют себе немного поработать мышцами и «погонять» адреналинчик в крови.

В советские времена заботы о здоровье населения и о развитии любительского спорта и физкультурного движения была одной из задач не только профсоюзных организаций, но и государства. Существовала довольно стройная система регулярных спартакиад, начиная от районных и городских, и заканчивая спартакиадой народов СССР. Советский Союз был страной реально массового физкультурного и оздоровительного движения. Ныне же все это кануло в Лету.

Уровень здоровья населения катастрофически падает. При этом ни олигархические кланы, ни правящий политикум, данная ситуация не беспокоит. И совершенно напрасно, т.к. ярко демонстрирует, что национальная «элита» потеряла даже инстинкт самосохранения. Богатство любой финансово-промышленной «акулы» создается, в конце концов, не лично им, а трудом рядовых граждан. Ухудшение здоровья и снижение численности населения страны объективно ведет к снижению объема объекта эксплуатации и падению производства. Так что, хищнически эксплуатируя народ, олигархи, хотят они того или не хотят, рубят сук, на котором сидят и неуклонно множат потенциал будущих социальных потрясений.

Честно говоря, не знаем, чем закончить пессимистический разговор с читателем на заданную тему. Однако откровенно хочется вновь и вновь почаще слышать доброе и мощное: «Физкульт - Ура!».

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-нач.XX в.

/Сост. П.А. Лебедев.- М.; Педагогика,1990г.

2. Г.А. Губин, Е.Г. Губина Живая и мёртвая школа: покушение на миражи.

Трилогия. - Симферополь: «Доля», 2011. - 388 с.


© 2010-2022