Методическая разработка: Методика обучения бегу на скорость

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

СОШ №868

Южный Административный округ



Методика обучения бегу на скорость.

Методическая разработка : Методика обучения бегу на скорость

Учитель: Козельский Владимиир Казимирович

г.Москва

2015 г.Важнейшая задача учителя физкультуры состоит в том, чтобы дети выполняли физические упражнения не механически, а сознательно воспринимали каждый элемент спортивной техники и суть тренировочного занятия(урока) в целом. И если этой мыслью проникнется каждый учащийся, то успех будет обеспечен. Учащиеся должны на себе почувствовать, что правильно выполненное физическое упражнение помогает добиться более высокого результата.

Одной из основных задач при обучении бегу является воспитание навыка свободного прямолинейного бега на носках с достаточно высоким подниманием бедра и параллельной постановкой стоп. Особое внимание следует уделить выполнению движений руками вперед-назад. Движения рук в стороны приводят к раскачиванию туловища и, следовательно, к снижению скорости бега.

Для того, чтобы выработать правильный навык движений руками, необходимо показать ученикам работу рук во время бега и предложить выполнить это упражнение стоя на месте сначала в медленном, а а затем 2-3 раза в максимальном темпе. Это же упражнение повторяется в сочетании с бегом на месте с высоким подниманием бедра. Ученики должны помнить не только о широких, энергичных движениях рук, но и о правильных параллельных движениях ног.

Бег на 30 метров способствует развитию скоростных качеств, которые необходимы в разнообразных физических упражнениях. Не умея быстро бегать, невозможно показать хорошие результаты в прыжках в длину с места, а так же в прыжках с разбега. Развитие быстроты необходимо и для успешного выполнения такого вида испытаний, как кроссовый бег.

Условно дистанцию в беге на скорость можно разделить на следующие составные части:

1) Старт и стартовый разгон

2) Бег по дистанции

3) Финиширование.

Умение выполнять все эти упражнения правильно, а также правильный переход одного действия в другое обеспечивает конечный результат.

СТАРТ И СТАРТОВЫЙ РАЗГОН.

Обучение бегу со старта в школе начинается с обучения высокому старту. Изучение высокого старта проводится группой учащихся, которые выстраиваются вдоль стартовой линии разомкнутой шеренгой и по команде принимают исходное положение. Толчковая нога ставится у линии старта носком вперед, а другая отводится на полшага назад на носок, при этом пятка развернута немного наружу. Наклоняясь вперед, ученики переносят вес тела на впереди стоящую, согнутую в колене ногу, руки сгибают в локтях. Одна рука(противоположная впереди стоящей ноге) выводится вперед. По команде "Марш!" ученики начинают бег, сильно наклонив туловище вперед и упруго отталкиваясь носками ног. Постепенно шаги удлиняются, туловище выпрямляется, и бегун переходит на свободных маховый бег.

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЫСОКОГО СТАРТА:

1) Неправильно выводится вперед рука(одноименная)

2) Вперед выдвинутая рука согнута в локте, и предплечье находится около живота, а задняя рука наоборот, слегка заводится за спину.

3) Неправильно распределяется вес тела(или на обе ноги, или на заднюю)

4) Неправильно ставятся стопы ног( задняя нога сильно развернута пяткой во внутрь)

БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ.

Бежать нужно только на носках. Для этого нужно объявить учащимся, что они будут бежать по раскаленной земле.

Ступни должны перемещаться по одной линии. Шаги нужно делать широкие и быстрые. Этому помогает энергичное отталкивание(вплоть до кончиков пальцев) и высокий подъем маховой ноги. Руки должны двигаться ритмично по направлению бега (не наискось и не поперек тела). Они все время согнуты в локтях под одним и тем же углом. Пальцы не должны быть сжаты в кулаки. Тело должно быть слегка наклонено вперед, но не нужно сгибаться в пояснице. Зубы не должны быть стиснуты, рот не напряжен.



ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ В БЕГЕ ПО ДИСТАНЦИИ:

1) Голова закинута назад

2) Непрямолинейный бег

3) Верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед

4) Бег на всей ступне

5) Слишком широкий след, ноги ставятся непрямолинейно.

ФИНИШИРОВАНИЕ.

Обучая учащихся правильному финишированию, нужно объяснить детям, что добегая до финишной черты, нужно еще и правильно ее преодолеть. А преодолевать ее правильно, значит наклонить туловище больше, чем во время бега на последнем шаге.

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ФИНИШИРОВАНИИ:

1) Чрезмерный наклон туловища

2) Замедление темпа бега перед финишной чертой

3) Резкая остановка после финишной черты

4) "Ранее" финиширование (это когда учащиеся за 5-6 шагов излишне наклоняют туловище и бегут в таком согнутом положении).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА СКОРОСТЬ.

1)СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ - ПРЫЖКИ С НОГИ НА НОГУ.

Прыжки с ноги на ногу дают особенно большой эффект, поскольку эти движения очень похожи на бег. Разница только в том, что каждый шаг сопровождается энергичным прыжком. И что не маловажно, не требует специальных снарядов, тренажеров и другого спортивного инвентаря.

Нужно обратить внимание на следующие технические детали:

1) Каждый прыжок выполняется не столько вверх, сколько вперед и содействует быстрому продвижению бегуна.

2) Выпрямление туловища должно производиться резким, коротким движением.

3) Выпрямление поддерживается сильным выбрасыванием маховой ноги, причем бедро достигает по меньшей мере горизонтального положения.

4) Туловище находится почти в вертикальном положении и не сгибается в пояснице.

5) Руки и плечи движутся в определенном ритме и энергично. Прыжки с ноги на ногу выполняются обычно на дистанции 20-30 метров. В зависимости от поставленной цели можно добиваться различных результатов: быстрое преодоление дистанции содействует прежде всего развитию быстроты, а прыжки на большое расстояние - выработке скоростно-силовых качеств.

1) Прыжки с ноги на ногу через мячи или другие небольшие препятствия (10-12 раз - 1 серия).

Вначале расстояние между мячами не свыше 1 метра. Затем ( по мере овладевания и усвоения этого упражнения) старайтесь расставлять препятствия дальше друг от друга. Каким будет самое большое расстояние?

2) Прыжки с ноги на ногу по ступеньками (8-10 раз - одна серия)

Одним прыжком преодолевайте несколько ступенек. Старайтесь подняться до самого конца лестницы в довольно быстром темпе. Это упражнение рекомендуем в качестве домашнего задания, и, по возможности, на переменах.

3) Прыжки от черты к черте (8-10 раз)

Точно попадайте ступнями на отметки. Обозначьте несколько параллельных рядов различными расстояниями между отметками(для учащихся с различным уровнем физической подготовки).

4) Прыжки с ноги на ногу в обручи (8-10 раз)

Для таких прыжков используйте гимнастические обручи, положенные по прямой линии или зигзагом.

5) Прыжки с ноги на ногу на определенной дистанции (6-8 раз)

Это упражнение можно использовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания (можно прыгать между знаниями, деревьями и др.)

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

а) Круговое вращение руками назад

б) Наклон туловища вперед

Оба упражнения повторять несколько раз.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ НОГ - ПРЕОДОЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПАРТНЕРА И ПЕРЕТЯГИВАНИЕ.

Здесь мы будем говорить главным образом о парных упражнениях (с партнером), которые с удовольствием выполняют занимающиеся. Такое взаимодействие партнеров достигает цели только в том случае, если они обладают примерно одинаковыми физическими данными.

Большая затрата энергии сопутствует преимущественно развитию максимальной силы, особенно необходимой в самом начале бега при старте.

Для укрепления мышц, играющих здесь самую важную роль, выполнять эти упражнения нужно при большом наклоне тела вперед, что характерно для старта.

СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ:

1) Тазобедренные суставы не должны сильно сгибаться. Поэтому при каждом шаге старайтесь продвигать таз вперед.

2) По мере возможности выносить маховую ногу вперед посредством энергичного движения коленом.

3) Если руки свободны, то делать ими также маховые движения.

4) Когда активно преодолевает сопротивление один партнер, то второй должен противодействовать лишь настолько, чтобы могло происходить продвижение вперед.

1) "Толкание тележки" (4-6 раз на расстоянии 10-20м).

Передний партнер дает толкать себя медленно вперед. После каждого раза происходит смена ролей.

2) Перетягивание (2-3 раза).

Партнеры пытаются перетянуть друг друга за линию , расположенную в 4-5 м от каждого из них. Можно использовать толстую веревку, канат. Или же держась за руки кто кого перетянет за линию.

3) "Игра в лошадку" (4-5 раз на расстоянии до 10-15 метров).

"Кучер" дает тянуть себя медленно вперед. Можно использовать или толстую веревку, или резиновый жгут.

4) Бег на месте, опираясь на стенку или дерево (5-10 сек).

При этом все сильнее опирайтесь о стену. Ноги двигаются на месте. Можно посчитать количество шагов обеими ногами за 5 сек, за 10 сек.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1) "Велосипед".

2) Из положения лежа на спине поднять ноги над головой и и достать носками грунт.

УПРАЖНЕНИЯ НА БЫСТРОТУ - БЕГ С УСКОРЕНИЕМ.

При таком беге скорость постепенно возрастает от легкой трусцы до быстрого спринта.

Задача состоит в том, чтобы большую часть дистанции бежать не в полную силу. В результате мышцы не будут перенапрягаться.

ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ, ЧТО:

1) Наращивать скорость нужно сначала за счет увеличения длины шагов и лишь потом за счет их убыстрения.

2) Даже при самой большой скорости нужно стараться бежать расслабленно, как во время бега трусцой.

3) Следует обратить особое внимание на то, чтобы у учащихся не напрягалось лицо. Улыбайтесь. Ни в коем случае не сжимайте зубы.

4) Пробежать 10-15 м с наибольшей скоростью. Затем с минимальным напряжением сил удержать достигнутую скорость, а затем медленно закончить бег.

БЕГ НА ОТРЕЗКАХ(3-6 раз в зависимости от расстояния).

Через каждые 10 м сделать отметки. Они разделяют дистанцию на отрезки. Каждый из них пробегать с ускорением темпа.

БЕГ С УСКОРЕНИЕМ ДО МЕСТА ВСТРЕЧИ (парное упражнение, 3-4 раза).

Точно на середине 30 м дистанции установить хорошо видимый ориентир. Оба учащихся, находящихся на противоположных концах дистанции, одновременно начинают бег чтобы, развив максимальную скорость, встретиться у ориентира.

БЕГ С УСКОРЕНИЕМ НА ПОВОРОТЕ (4-6 раз).

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1) Вращение руками вперед и назад.

2) Дыхательное упражнение: При выпрямлении - вдох, при наклоне - выдох.

УПРАЖНЕНИЯ НА БЫСТРОТУ - РЫВКИ.

Под рывком мы понимаем внезапное и энергичное ускорение движения тела после состояния покоя или после бега в более медленном темпе.

Собственно говоря, рывок представляет собой разновидность старта, и поэтому с его помощью можно очень хорошо освоить старт.

Вот два самых распространенных вида рывка из положения стоя.

ПЕРВЫЙ, так называемый "старт с падением". Быстрое ускорение достигается только в том случае, если тело "падает" далеко вперед. Примерно так же выглядит рывок, выполняемый после бега трусцой. Ноги словно барабанят по грунту. Как и при высоком старте, тело опять постепенно выпрямляется. Примерно через 10 м рывок повторяется, а затем делается еще и легкая пробежка.

Дистанция для бега с рывками составляет примерно 30-40м. Из них с максимальной скоростью пробегать нужно всего 10-20м.

ВТОРОЙ рывок из положения высокого старта, только нужно следить, чтобы наклон по команде "Внимание!" был более сильным. Сначала нужно производить рывки во время бега. Они проще по выполнению. А затем переходить к рывкам с места.

1) РЫВОК ПОСЛЕ БЕГА ТРУСЦОЙ(6-8 раз).

Пробежав короткое расстояние рысью, учащиеся сами себе подают команду в заранее определенном месте(обозначенные линии, ориентиры и т.д.). Здесь и делается рывок.

2) "ПОГОНЯ" ЗА ПАРТНЕРОМ(6-8 раз).

Учащихся разбивают на пары. Один из партнеров бежит трусцой или стоит в 1,5-2м перед другим. По сигналу догоняющий делает рывок, чтобы поймать партнера.

3) ПАРНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ (6-8 раз).

Эти состязания могут проходить так: либо учащиеся бегут трусцой до стартовой линии, а затем переходят на спринт; либо бег начинается с высокого старта или "старта с падением". При этом, естественно, каждый учащиеся стремится финишировать первым.

Для освоения старта очень эффективны рывки из положения сидя на корточках, стоя на коленях, из упора лежа. Кроме того, рывки можно делать из положения лежа на животе и лежа на спине. Здесь-то и будет видно, кто из учащихся самый ловкий!

Можно использовать также низкий старт.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1) Бег трусцой, подкидывая пятки до бедра.

2) В стойке на лопатках - разведение и сведение ног.

В зимнее время, когда двигательная активность учащихся снижается, можно давать учащимся домашние задания, которые помогут им в игровой форме лучше подготовиться к бегу на скорость. Правда необходимо, чтобы было достаточно снега.

1) ТОЛКАНИЕ САНОК НА ВРЕМЯ.

На расстоянии 20-30 м вы толкаете перед собой санки с сидящим на них партнером. Если учеников только двое, то партнер должен проследить, сколько времени понадобится для преодоления дистанции. Если учащихся несколько пар, то кто быстрее придет к финишу.

На санках необязательно сидеть, можно также встать коленями или лечь.

2) ТОЛКАНИЕ САНОК НА ДАЛЬНОСТЬ.

Для выполнения такого упражнения нужно обязательно выбрать ровное место. Прокладывается дистанция (примерно 15 км), на которой проходит это состязание - толкание санок с сидящим партнером. Толкающий не должен переступать стартовую линию. Его цель - приложить максимум усилий, чтобы санки проехали как можно дальше.

Затем партнеры меняются ролями.

Это упражнение можно делать как с места, так и с небольшого разбега. Эти несложные упражнения помогут учащимся не только отдохнуть, но и непхоло подготовиться физически, особенно к бегу на скорость.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

При двухразовом и трехразовом занятии по 45 мин в школе сложно научить учащиеся всем премудростям бега на скорость. Чтобы подготовить высококлассного спринтера у тренера уходит от 6 и более лет. У учителя такой задачи нет. Но научить элементам бега, помочь выполнить норматив, да и просто укрепить здоровье учитель обязан. Вот здесь как раз учителю нужно убедить учащихся выполнять домашнее задание по физкультуре. Чтобы это не было просто формальностью, нужно организовать проверку домашнего задания(1 раз в месяц) или даже провести "зачет" по домашнему заданию и оценку ставить не только за выполнение определенных нормативов, но и за прогресс в результатах. Если учащийся почувствует, что домашнее задание(если он его выполнял и получил хоть небольшой, но прирост результатов) помогло ему получить более высокую оценку, считайте, что ряды наших помощников и агитаторов увеличились. Он(или она) всегда найдет себе партнера или партнеров, с которыми уже сознательно будет заниматься физическими упражнениями. А это уже победа учителя. Ведь наша главная задача - прививать у учащихся привычку к здоровому образу жизни через занятия физическими упражнениями и спортом.

© 2010-2022