Учебник по физкультуре: для ученика или для учителя?

Долгое время по физической культуре не существовало учебников. Весь теоретический раздел программы преподавался учителями на уроках. А при подготовке к уроку учителя пользовались собственными знаниями, личной библиотекой и библиотеками спортивно-педагогических вузов. В последние 10 лет ситуация резко изменилась. Не проходит и года, чтобы не появилось нового учебника. Их издают разные авторы, печатают разные издательства для работы с детьми самого разного возраста. Помогают ли современные учебник...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва


Учебник по физкультуре - для ученика или для учителя?

Долгое время физическая культура в школе была единственным из предметов, по которому не существовало учебников. Весь теоретический раздел программы преподавался учителями на уроках. А при подготовке к уроку учителя пользовались собственными знаниями, личной библиотекой и библиотеками спортивно-педагогических вузов. Поэтому среди учителей высказывались пожелания о том, чтобы для работы в школе был издан учебник по физкультуре.

В последние 10 лет ситуация резко изменилась. Не проходит и года, чтобы не появилось нового учебника. Их издают разные авторы, печатают разные издательства для работы с детьми самого разного возраста. Помогают ли современные учебники учителям физкультуры в их работе?

Проведенный мною опрос среди учителей физкультуры (всего около 30 респондентов из трех субъектов Российской Федерации) показал, что никто из них не использует учебник в работе с детьми. При этом многие (но не все) учителя учебники по физкультуре видели, держали в руках, читали, но практического применения им не нашли. И основная причина - не в том, что нужно убедить руководство школы эти учебники в нужном количестве приобрести, а в том, что, к сожалению, учителя физкультуры не умеют с ними работать. Их просто этому не учили. Этому не учат в институтах и на курсах повышения квалификации. А жаль. Ведь учебник нужен не только ученику, но и учителю. И он должен содержать не только необходимую информацию по предмету, но и практические рекомендации, вопросы для контроля, которые учитель будет проверять. Так, по крайней мере, работают наши коллеги - учителя-предметники. И тому, как работать с тем или иным учебникам, их учат со студенческой скамьи. А на курсах повышения квалификации помогают разобраться, какой учебник выбрать для работы, в чем его преимущества и недостатки по сравнению с другими, как лучше с ним работать и т.д. Выход же в свет очередного учебника по физкультуре - как снег на голову учителя. Все уже привыкли к тому, что учитель физкультуры в школе - это универсал-«многостаночник»: он и уроки проводит, и соревнования с праздниками организовывает, и детей возит на разные мероприятия, и родителей с другими учителями к здоровому образу жизни привлекает. Он и судья, и тренер, и врач, и менеджер, и психолог, и методист… да много еще кто - всего и не перечислишь. А теперь он еще и должен понять, как авторы учебников предполагали, чтобы с их учебниками работали…

Более того, правомерно задать вопрос: «А нужен ли учебник по физкультуре вообще?» Получается странная картина: наши коллеги - учителя-предметники в своей работе все больше стараются перейти к практической работе, мы же, наоборот, уходим в теорию. Правильно ли это? Бесспорно, без теоретических основ физическая культура невозможна. Но не стоит из-за этого большую часть времени изучать теорию. Особенно в наше время, когда год от года падают и уровень физической подготовки детей, и их двигательная активность. Правы те учителя, которые утверждают, что двух уроков в неделю не хватает для того, чтобы освоить весь практический материал. А теория, как известно, без практики мертва…

Безусловно, учебник по физкультуре нужен. Он несет детям ту информацию, которую учителя порой дать забывают. Да и дети должны иметь возможность лишний раз прочитать то, о чем уже говорил учитель. То есть учебник становится как бы книгой для домашнего (или, как говорят, внеклассного) чтения. Но ведь кто-то же должен дать детям это задание, объяснить, на что обратить внимание, проверить, наконец! И поэтому учитель физкультуры должен знать о выходе учебника заранее, его должны обучить тому, где и на каких уроках стоит обращаться к учебнику, что задавать на дом - и это тоже немаловажно, учитывая нынешнюю перегруженность детей. Пока же получается так, что книга выпущена, а пользы она не приносит.

Выходит, что авторам нужно задуматься не над тем, чему учить, а над тем, как учить. К сожалению, теоретические уроки по физкультуре в современной школе (будь то основы знаний по предмету или подготовка к экзамену) в основном проходят как лекции. А ведь можно провести урок-диспут, дебаты, ролевую игру, урок-семинар или урок-конференцию. Тогда и теоретический урок по физкультуре станет интересным. Но и этим современным педагогическим технологиям учителей нужно обучить.

Конечно, 30 опрошенных мною коллег - это капля в море, и не стоит делать выводов о том, что все так плохо, и никто с учебниками не работает. Уверен - это не так. И потому призываю вас, уважаемые коллеги, поделиться на страницах газеты своим опытом использования учебника по физкультуре в своей работе. Может быть, кто-то из вас сам создает такие учебники, и они реально работают? А может быть, и без учебника по физкультуре у вас есть интересные разработки в виде теоретических занятий?


© 2010-2022