Организация и проведение занятий по футболу

     Всякий человек, связанный с тренерской работой среди юношества, должен помнить, что дети взрослеют каждый по- своему, в зависимости от того, как развиваются их умственные, физические и психологические способности. Лучший способ охарактеризовать игрока – выделить его индивидуальные способности. Дети приходят в спорт в возрасте 6,7,8,9 лет и похожи они только тем, что у них примерно один возраст. В возрасте от 6 до 9 лет дети либо набирают мышечную массу, либо идут в рост, но никогда не проис...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по ФУТБОЛУ



Старши тренер-преподаватель

МОУ ДОД «КДЮСШ»

Зотов Александр






Тема: «Организация и проведение занятий по футболу»
















Абакан

2014г.

Глава 1. Возрастные особенности игроков.


Всякий человек, связанный с тренерской работой среди юношества, должен помнить, что дети взрослеют каждый по- своему, в зависимости от того, как развиваются их умственные, физические и психологические способности. Лучший способ охарактеризовать игрока - выделить его индивидуальные способности. Дети приходят в спорт в возрасте 6,7,8,9 лет и похожи они только тем, что у них примерно один возраст. В возрасте от 6 до 9 лет дети либо набирают мышечную массу, либо идут в рост, но никогда не происходит и то, и другое одновременно. Причем физический аспект - всего лишь одно из различий в процессе их роста, так как тело ребенка растет и меняется, вместе с ростом мышечных способностей и психологии. Здесь важно понять и прочувствовать момент созревания и умственного развития ребенка. Через понимание этого развития и устанавливается более качественный уровень общения.

Некоторые шестилетки приходят с очень серьезным отношением к спорту, в то время как другие настолько легкомысленны, что полет бабочки или самолета могут полностью захватить их неспособное раздваиваться внимание. Это совсем не значит, что надо остановиться и ждать, пока ребенок вырастет, просто надо принимать его таким, каков он есть.

Так как мы обсуждаем коллективные виды спорта, то социальное окружение наших молодых людей - тоже один из аспектов, которые мы должны принимать во внимание. Такие факторы, как окружение семьи, да и сама семья наряду со всем комплексом знаний, которые они получили, влияют на их социальный рост.

Таким образом, личность игрока, пришедшего к нам, разнообразна и многогранна. Цель всех этих рассуждений - помочь тренеру в его наблюдениях и анализе игроков. Далее, используя все, что будет изложено, как обрамление к рекомендациям, вы можете чувствовать себя более уверенно на тренировках с вашими питомцами..

Давайте теперь обратим внимание еще на несколько специфических особенностей, характерных для юного игрока, которого мы будем называть «начинающий игрок».

Особенности тренировки; время тренировок и их количество:

6-7 лет - 45 минут каждая тренировка, одна или две, плюс одна игра в неделю;

8 лет - 1час каждая тренировка, одна или две, плюс одна игра в неделю;

9 лет - 75-90 минут каждая тренировка, две плюс одна игра в неделю.

Упражнения:

6-7 лет - побольше упражнений, коротких по времени;

8 лет - побольше упражнений, коротких по времени;

9 лет - упражнений меньше, но их длительность во времени увеличивается.

Естественные составляющие тренировки:

Ободряйте, поощряйте, стимулируйте много вводных пауз, очень мало объяснений, короткие демонстрации приемов, игрок как можно больше во всем участвует сам. Каждый игрок должен принести свой собственный мяв на тренировку.

Несколько абсолютных истин:

- старайтесь получить удовольствие сами (тренер);

- тренировка, хотя и удовольствие по природе, должна иметь четкую направленность;

- ошибка игрока - прогнозируемое событие;

- критика, угрозы, обвинения, ругань, унижения, насмешки, любимчики - ни один из этих методов не применим.

Самое главное - пожалуйста, оставьте лозунг «Победа любой ценой» там, где ему положено быть - в пепельнице.








Глава 2. Подход к игре для детей от 6 до 10 лет.


Многие тренеры, которым мы хотели бы подражать, стали популярнее своих игроков из-за своего поведения во время игры. Швырнуть стул на баскетбольное поле, забросить полотенцем в воздух, ударить кулаком игрока, выходящего с поля - таковы эмоциональные проявления, которые ловит объектив телепродюссера и, в конечном счете, наблюдающая аудитория, то есть вы - тренер. Само собой разумеется - это не тот тип тренеров, к которым мы стремимся. Но вы знаете, и я знаю к сожалению, такие типы встречаются.

Провоцируется ли игрок и его поведение прямо или косвенно поведением тренера? Держу пари, что - да. Представьте на минуту впечатление, которое мы производим на группу детей, пришедшим заниматься спортом, которым они никогда до этого не занимались, и мы обрушиваемся на них массой «можно» и «нельзя» в зависимости от их поведения. Не истолкуйте меня не верно: нам нужен дух порядка на тренировках, поэтому установка приемлемого тона с самого начала - неплохая идея. Тем не менее, вы лучше узнаете игроков и достигните лучшего результата вполне приемлемым образом. Давайте вместе внесем точность в эту ситуацию. Дети любят футбол за то, что он дает им возможность бить по мячу. Используя это как нашу основную предпосылку, нужно использовать мяч, как неотъемлемую часть нашего общения. Обязательно! За коротким объяснением следует возможность прикоснуться к мячу и поиграть, это дает удовлетворительный результат. Дети получают удовольствие, а вы достигаете требуемого.

Ошибочным является представление, что в Америке или Англии дети приходят в юношеский футбол с невероятной целью - стать великими игроками. Ничего подобного! Если честно, то многие из них играют потому, что их туда привели мамы, которые приняли это решение за своих детей.

Выяснив кое-какие возрастные особенности детей, упомянутые в первой главе, и предпосылки, с которыми сталкиваемся как тренеры юных игроков, давайте рассмотрим несколько специфических особенностей:

1. Дети действительно хотят получать удовольствие от игры.

2. Удовольствие от игры они получают, прикасаясь к мячу.

3. Организуйте тренировки, которые при минимуме объяснений, дают максимум возможностей прикоснуться к мячу.

4. Короткие по времени тренировки намного полезнее, чем долгие, растянутые. Тренировки дольше - совсем не значит лучше. Это может слишком быстро надоесть.

5. Игры маленькими командами (группами) лучшее средство время провождения.

6. Играйте маленькими группами с нечетным количеством игроков: трое против двоих, четверо против троих т.д.

7. Делайте все как можно проще. Не вдавайтесь в тактику. Вы об этом пожалеете. Дети еще не настолько созрели умственно, чтобы представить себе ситуацию и осуществить ее.

8. Подчеркивайте положительное. Обязательно приостановите тренировку, чтобы объяснить трудные моменты. Без колебаний останавливайте тренировку, чтобы похвалить особенно исполнение ситуации в игре.

9. Старайтесь поучаствовать в тренировках сами.

10. Создавайте ситуации, в которых дети должны во чтобы то ни стало думать. Создавайте ситуацию, отойдите в сторонку и наблюдайте. Пусть выберут, что им делать.

В игре главное - думать, и не пинать бездумно мяч, а отпасовать его куда нужнее. Однако одно дело - тренировка и совсем другое дело - игра: здесь тоже главное - думать. Если вы с этим согласны, то наверняка примете предпосылку, что футбол - это игра личностей, и наша тренировка должна дать личности как можно больше возможностей как играть, так и думать.

Как наставникам очень юных спортсменов, нам нет нужды переживать и напрягаться из-за победы. У нас в самом деле есть возможность сделать кое-что для развития личности. Итак, наслаждайтесь чувством полной свободы!








Глава 3. Техника, но не муштра.


В общем развитии футболиста мы настоятельно делаем ударение на приобретение навыков или техники игры. Мы будем говорить о том, как развивать эти специфические навыки в игровой развлекательной манере. Но сначала поговорим о тех, кого мы будем учить.

Дети в возрасте от 6 до 10 лет не могут рассматриваться как мини - профессионалы. Мы также можем и не дождаться, что они приобретут новые навыки тем путем, каким мы хотели бы. Учеба должна захватить и увлечь детей. Надо обратить большое внимание на их физиологические особенности и на то, что период устойчивого внимания у них очень короткий. Активные упражнения должны быть короткими, разнообразными, со множеством небольших передышек. На ранней ступени развития мы должны заняться улучшением основных двигательных навыков (например, бег, прыжки, повороты, перекаты и т.д.). Все эти движения являются основными элементами футбола. Наша задача - использовать все свое воображение для создания серии забавных и увлекательных упражнений, связанных с футболом.

Чтобы удержать стойкий интерес ваших воспитанников к игре, чтобы они приходили вам снова и снова, нужно использовать игровую обстановку во время тренировки. Игровые ситуации относятся к тем видам детской активности, в которые они включаются сами, по собственному желанию, это не обязательно должна быть игра в футбол. Подумайте об играх, которые вам нравились в детстве. Подумайте о двигательной активности, которая делала вас счастливыми.

Тренер, который не забыл, что значит чувствовать себя ребенком, сделает для ребенка больше всего. Чтобы добиться успеха с этой возрастной группой, мы должны разбудить ребенка в себе. Эта часть души должна преобладать в нас во время тренировки и игры. Надеемся, вы понимаете, что когда дети приходят играть в футбол, они приходят играть в футбол. Они приходят не для того, чтобы:

- слушать;

- смотреть;

- стоять в строю;

- заниматься тем, что связано с малоподвижностью, заорганизованностью, или, просто скучно.

Следующие игры и упражнения как раз включают в себя веселые моменты, двигательную активность, направлены на координацию движений, развитие силы и решимости действовать, а значит, на выработку умений играть в футбол. Познакомьтесь с этими играми и упражнениями, и вы сможете придумать свои. Будьте уверены. при правильном подходе и понимании основных задач любой сможет преуспеть.

ДРИБЛИНГ (ВЕДЕНИЕ МЯЧА).

Игрокам следует показать, что ведение мяча требует использования всех частей стопы - внутренней, наружной, подъема, пятки, носка, - а затем поставить их в ситуации, в которых им разрешается экспериментировать. Не бойтесь обманных финтов в юном возрасте. Игроков нужно включать в дриблинговые упражнения, которые вынуждают их менять скорость, направление, а при ударе по мячу сохранять равновесие.

Упражнение 1.

У каждого должен быть свой мяч. Площадка ограничена стойками или кеглями. Игра ведется внутри площадки сразу всеми игроками. Сначала они двигаются по площадке, ведя мяч как им нравиться. По команде тренера игрок должен остановить мяч той частью тела, которую тренер выкрикивает (например: - Колено! Подошва! Нос! Локоть!). Пусть они на нем посидят, покружатся или побегают вокруг него. Чем бестолковее, тем лучше!

Упражнение 2.

ТОП - ТАНЕЦ. ПО команде тренера (счет, хлопки, музыка) игроки чередуют касание мяча подошвой обеих ног попеременно. Когда они уловили ритм, следует приказ сделать поворот на 180º, удерживая ногу на мяче.

Упражнение 3.

БЕГ ЗМЕЙКОЙ. Игроки ведут мяч, следуя за направляющим игроком, стараясь идти точно по следу. Меняйте ведущего игрока (все игроки должны быть с мячами).

Упражнение 4.

ВЕДЕНИЕ МЯЧА С УСКОРЕНИЕМ. Медленное ведение мяча 10 метров. Спринт - 10 метров с ведением мяча. Принять мяч на подъем и ударить, чтобы он взлетел как модно выше. Повтор 5 раз.

Упражнение 5.

КРАБЫ. Площадка ограничена стойками. Половина игроков садится на пол. Двигаться можно только животом кверху, опираясь на руки, ноги и спину. Их цель выбить мяч с площадки. Ведущие подают мяч и, забрав выбитые мячи, возвращаются на площадку. Меняются ролями.

Упражнение 6.

КРАСНЫЙ СВЕТ - ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ. Игроки ведут мяч как и куда хочется в свободном пространстве. На команду тренера: «Зеленый свет!» игроки начинают ведение мяча. На команду «Красный свет!» должны остановиться вместе с мячом. Меняйте интервал времени между приказами.

Упражнение 7.

КТО ЛИШНИЙ? (обмен мячами). Игроки ведут мяч в ограниченном стойками пространстве, пока тренер не скомандует: «Меняемся!». В этот момент надо остановить свой мяч и постараться завладеть мячом соседа. Чтобы это упражнение было более интересным, после каждой команды выбрасывайте по мячу. Таким образом, дети вынуждены все время быть на чеку и двигаться быстрее.

Упражнение 8.

ИГРА В НОМЕРА, Игроки водятся на ограниченной стойками площадке, пока тренер не выкрикивает цифру (например, 2,3,4, и т.д.). При этой команде игроки бросают свой мяч и образуют группу из такого же количества людей, какая цифра названа цифра. Те, кто не организовался в группы, должны понести шуточное наказание (например, сделать зарядку).

УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕДАЧУ МЯЧА.

Игрокам нужно показать какой частью стопы осуществляется передача мяча - внутренней, внешней, подъемом, пяткой, носком, - затем переходить к упражнениям, которые позволяют им экспериментировать. В возрасте от 6 до 9 лет не ждите осуществления запутанных передач. У этой возрастной группы нет чувства пространства, которое позволило бы им создавать игровые комбинации вместе друг с другом, тем более групповые комбинации. Позвольте им наслаждаться игрой. И постепенно они поймут все прелести хорошей передачи.

Упражнение 1.

БЫСТРАЯ ПЕРЕДАЧА. Попросите игроков делать как можно больше передач во время движения с мячом по ограниченной площадке. Установите лимит времени и повторите. Побейте свой рекорд. )Выполняйте в парах).

Упражнение 2.

ФУТБОЛЬНЫЙ ГОЛЬФ. Проложите курс стойками (кеглями) и попросите игроков подсчитать количество передач, которое потребуется, чтобы пройти весь маршрут, поразив каждую мишень (кегли, стойки) последовательно. Повторите и побейте свой рекорд.

Упражнение 3.

ФУЬБОЛЬНЫЙ КРИКЕТ. Участвуют два игрока. Один игрок устанавливает три кегли, а другой старается сбить их с расстояния от 3 до 10 метров. Поменяйтесь ролями и продолжайте передачи.

Упражнение 4.

ОХОТА НА ИНДЮКОВ. Расстанавливаются 12 кеглей на большой площади. Объясните игрокам, что они собираются на охоту за индюками. Индюки - кегли. Попросите их подсчитать индюков, которых они подстрелят. Кеглю, которую сбили, пусть тут же устанавливают на место.

Упражнение 5.

ПЕРЕДАЧА ЧЕРЕЗ МОСТ. Половина игроков принимает положение моста (наклоняются вперед, упираются руками в пол, чтобы образовалась арка). Другие игроки ведут свои мячи и осуществляют передачу через любой «мост» по желанию. Однако игрок должен проползти под каждым мостом, через который он осуществил передачу.

Упражнение 6.

ДВОЕ ПРОТИВ ОДНОГО. Два игрока передают друг другу мяч, перемещаясь вокруг третьего любым понравившимся способом, третий им мешает. Меняйте центрального игрока.

Упражнение7.

ТРЕНИРОВКА У СТЕНЫ. Разверните детей вдоль стены. Пусть подают мяч на стену и принимают отскочивший мяч. Повторять пока не надоест.

КАК ЗАБИТЬ ГОЛ.

В это упражнение не надо просить поучаствовать. Просто оставьте их одних в начале тренировки и посмотрите, что они будут делать. Скорее всего они выберут вратаря, поставят его в ворота и будут забивать голы. Почему-то это им нравится.

Природную страсть к забиванию голов нужно взять на вооружение и поставить детей такие игровые ситуации, которые дадут им множество реальных возможностей забивать голы, а особенно важно, чтобы им это нравилось. Избегайте построений и ожиданий. Покажите им использовать подъем (назовите его шнурками от ботинок). Включайте двигательные упражнения в процессе забивания голов.

Упражнение 1.

ИГРОК-НАПАДАЮЩИЙ. Игроки поочередно играют роль нападающего и вратаря. Голы забиваются с расстояния 10 метров.

Упражнение 2.

ГОЛ В ВОРОТА. Сделайте несколько маленьких ворот. С обеих сторон ворот поставьте по два нападающих на расстоянии 5 м от ворот, а в ворота поставьте вратаря. В течение минуты нужно забить как можно больше голов. Меняйте вратарей, считайте голы.

Упражнение 3.

СТРЕЛЬБА ПО МИШЕНИ. Поставьте кеглю между двумя игроками. Работайте над тем, чтобы пробивать низом резко, стараясь сбить кеглю (тот кто сбивает, устанавливает ее).

Упражнение 4.

ДВОЕ С КАЖДОЙ СТОРОНЫ. Ворота ставятся посреди поля. Спиной друг к другу с обеих сторон ворот стоят два вратаря. Перед ними по два нападающих. Пробивайте туда и обратно. Второй нападающий позволяет разнообразить удары, которые должен взять вратарь. Добивайтесь, чтобы вратарь брал любой тип удара.

Упражнение 5.

ДВОЕ ПРОТИВ ОДНОГО. Два игрока играют друг против друга в одни ворота с вратарем. Счет ведется каждой стороной. Вратаря меняют. Игра длится не более минуты.

Упражнение 6.

ДВА НА ДВА. То же ,что и в 5 упражнении, но играю два игрока против двух вратарей в одни ворота.

Упражнение 7.

МИНИ-ФУТБОЛ. На маленьком поле, примерно 20 на 15, играют трое на трое. Скученность ведет к голевой ситуации. Проводится серия коротких игр. За каждыми воротами держите запас мячей, чтобы не задерживать игру.

ПРИЕМ МЯЧА.

Умение амортизировать силу летящего мяча и направить его в нужном направлении - это искусство, которое требует многих лет упорной работы. На первой ступени обучения приему мяча мы должны подчеркивать, как важно расслабиться в момент получения мяча. Если тело при получении мяча направлено в момент соприкосновения с ним, то мяч не отскакивает сразу. Игроков нужно, во-первых, научить не бояться мяча. Во-вторых, они должны научиться расслабляться, как только войдут в соприкосновение с мячом. Техника игры требует, чтобы игроки учились расслабляться и быть постоянно в движении.

Основные принципы приема мяча:

1. Поставьте принимающую часть тела на пути мяча.

2. Пусть мяч коснется принимающей части тела.

3. В момент удара расслабьтесь и подайтесь назад принимающей частью тела. Позаботьтесь о том, чтобы поставить игроков в ситуации, когда они должны принимать мяч ногой (внутренней частью стопы, внешней, подъемом, подошвой), бедром и грудью.

Упражнение 1.

Начните с того, что подавайте руками мяч на различные тренируемые части тела. Следует делать это в движении. Как только дети научаться принимать мяч, можно начинать усложнять упражнения (время, скорость, соперники, пространство). Следующие упражнения помогут развивать жесткое касание, необходимое для контроля мяча.

Упражнение 2.

СОЛО ДЛЯ ОДНОГО. Попросите детей подбросить мяч вверх и принять его той частью тела, которую вы назовете. Превратите это в игру, придумав шуточное наказание для тех, кто не контролирует мяч.

Упражнение 3.

В ПАРАХ. Работая в парах, мяч подают рукой к ноге, бедру, груди друг друга, меняясь.

Упражнение 4.

ВТРОЕМ. Поставьте одного игрока в центре между двумя другими. Первый игрок подает мяч на один из участков тела второго (бедро, грудь, ступня), который принимает мяч и предает его третьему этой частью тела. Повторяйте туда и обратно.

Упражнение 5.

БЫК В КОЛЬЦЕ. Поставьте одного игрока в центр между четырьмя. У всех четверых в руках мячи. Игроки за пределами площадки подают по очереди мяч то рукой, то ногой (в зависимости от ситуации) игроку в центре. Центральный игрок принимает и отдает мяч назад подающему.

Упражнение 7.

ПРИНЯЛ МЯЧ И ВПЕРЕД. Половина команды с мячами выстраивается в шеренги. Они будут подавать мяч к ноге, бедру или груди движущегося игрока. Вторая половина переходит от одного игрока к другому, действуя по схеме: прими мяч, передай назад и продолжай с новым игроком. Скорость регулируется в зависимости от «продвинутости» группы.

УДАРЫ ГОЛОВОЙ.

Удары головой - упражнение, которое поначалу не нравиться большинству. Тренеры часто говорят: «Если все выполнено правильно, то удар головой не причиняет боли». Проблема в том, что на первых порах никто не выполняет удар правильно и это причиняет боль. Примите это к сведению и сделайте все возможное, чтобы устранить страх и боль. Используйте на первых парах надувные шары, резиновые мячи и т.д. Используйте игры с развлекательными элементами до тех пор, пока не будут усвоены азы техники.

ТЕОРИЯ. Попросите игроков нащупать твердые выступы на голове, которыми осуществляется контакт с мячом - это лоб, боковые выступы лба, но не макушка. После этого попросите игроков покатать мяч через эти части головы, чтобы познакомиться поближе с точками соприкосновения.

Упражнение 1.

ОДИНОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Игроки свободно перемещаются относительно друг друга. Они подбрасывают мяч вверх или в сторону, бегут к нему и садятся на корточки рядом с ним. Сделайте из этого игру: кто последний сядет, тот и проиграл.

Упражнение 2.

В ПАРАХ. Один из игроков держит мяч на вытянутой руке на уровне головы своего партнера. Попросите того, кто будет бить головой, прогнуться назад, резко наклониться вперед и толкнуть мяч лбом. Поменяйтесь ролями.

Упражнение 3.

ПОСУЩИЙСЯ БЫЧОК. Игроки передвигаются относительно друг друга на четвереньках, толкая мяч лбом и боковыми выступами лба.

Упражнение 4.

ПЯТЕРКИ. Группа из пяти человек по очереди подает мяч, принимает его головой, отбивает его и ловит, двигаясь по кругу. Надо стараться не уронить мяч. Побейте групповой рекорд.

Упражнение 5.

САМОПОДАЧА. Два игрока стоят по бокам маленьких ворот с вратарем. Игроки подают мячи сами себе и головой пробивают мяч в ворота. Тот, кто забивает гол, становится вратарем. Вызовите соревновательный дух, попросив детей вести счет за минуту.

Упражнение 6.

ПОДАЙ ПАРТНЕРУ. Один игрок подает мяч партнеру руками на голову, а тот пробивает его в маленькие ворота с вратарем. Вратарь ловит мяч и отдает его подающему. Держите ритм игры и ведите счет попаданиям.

Упражнение 7.

ДВИЖУЩИЕСЯ ГОЛОВЫ. Половина игроков стоит в кругу, у каждого игрока мяч. Они будут стоять и подавать мячи. Другая половина, то вбегая в круг, то выбегая из него, отбивает мяч головой подающему.

Упражнение 8.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАПАДАЮЩИЙ. Вариант А. Один игрок в центре круга, составленного из четырех человек, у каждого из которых мяч. Он отбивает мяч подающему, играя как можно быстрее. Вариант В. У игроков только два мяча, центральный игрок отбивает мяч любому из четвертки, только не подающему.

Упражнение 9.

ГАНДБОЛ ГОЛОВОЙ. Игроки ведут мяч рукой на обычном поле, но голы забивают только головой.

ВРАТАРСКОЕ МАСТЕРСТВО.

Последняя, и чаще всего упускаемая, область развития технического мастерства - это мастерство вратаря. Будучи тренером, первое, на что вы должны обратить снимание в тренировке вратаря - это вопрос: «Кто будет играть эту особую роль?» и лучший ответ на него: «Игроки, которые этого сами хотят». Следует поощрять всех игроков исполнять функции вратаря по очереди, когда дойдет очередь до настоящей игры. Каждый игрок только выиграет от выполнения этой замечательной роли. Тем не менее, будут и такие игроки, которые не захотят выполнять эту роль, и не следует их принуждать. Для некоторых эта роль просто невыносима.

Иногда мы видим в воротах самого медленного, самого толстого, самого некоординирующегося игрока команды. Это - ошибка. Когда вратарь играет хорошо, он просто делает то, что от него ждут. Когда команда проигрывает, слишком легко взвалить всю вину на него, потому что он - последняя инстанция в защите. Вратарь редко получает оправдание, зато на обвинение не скупится никто.

У удачливого вратаря должно быть достаточно уверенности в себе и чувства собственного достоинства, чтобы не сломиться под таким давлением. Он или она должны торжествовать от мысли, что они не такие как все. Самое главное - игрок должен хотеть играть эту роль.

Тем не менее, если у вас один или два талантливых игрока, которым действительно нравится быть вратарем, вы не должны ограничивать только этой ролью. В возрасте от 6 до 10 лет ваши игроки должны научиться всем приемам игры. Когда игрок достигнет возраста 13-14 лет, будет вполне нормально, если он решит, что вратарь - это желанная для него роль. До этого времени вам придется пускать эту должность по кругу, одновременно все игроки должны работать и на поле во время игры.

Вратарь должен регулярно вовлекаться в тренировки. Не оставляйте его заниматься самостоятельно, пока работаете с другими игроками. Ему нужно уделять особое внимание как перед, так и после тренировки. Можно использовать упражнения на небольших площадках, в которых должны участвовать вратари. А, в общем, игроки, которым нравится роль вратаря, должны отрабатывать те же навыки, что и все.

Чему учить юного вратаря? Прежде всего, вы должны помнить, что тренировка очень юных спортсменов - совсем не то, что тренировка старших. Молодому телу еще трудно выдерживать воздействия повторяющихся падений в результате бесконечных прыжков за мячом. Если это не принимать во внимание, исчезнет реальная необходимость учить прыжку игроков вообще. Большинство ударов юных игроков могут быть отражены простым передвижением навстречу мячу и правильным его отражением. Редко возникает необходимость прыгать к дальней стойке. Поэтому прыжку в этом возрасте учить совсем не обязательно. Придерживайтесь основных упражнений.

Упражнение 1.

ВРАТАРСКАЯ СТОЙКА. Начинать следует с обучения вратарской стойке - положению, которое юный вратарь должен принять в момент отражения удара, как во время игры, так и во время тренировки. Под правильной стойкой подразумевается передвижение за мячом, т.е. опора на переднюю часть ступни, Удобно прогнуться в коленях и в поясе, держа руки поднятыми и наготове.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК. Дальше надо показать положение рук для принятия как низких, так и высоких мячей. В обоих случаях руки должны образовывать гибкое сочетание, которое охватывает обратную (ближайшую к воротам) сторону мяча.

Упражнение 2.

НИЗКИЕ МЯЧИ. Положение рук для приема низких мячей напоминает букву «М» - кончики пальцев опущены вниз, а ладони смотрят вперед.

ВЫСОКИЕ МЯЧИ. Для приема высоких мячей, руки находятся в положении перевернутой буквы «М», кончики пальцев указывают вверх, ладони раскрыты вперед.

ОТБИВАЕМ МЯЧИ. Перед тем, как начать отрабатывать способы отбивания мяча, следует подчеркнуть еще и еще раз важность пребывания вратаря в постоянной готовности двигаться в направлении удара. У хорошего вратаря трудная защита выглядит как обычное дело: он предвосхищает любое движение мяча.

Упражнение 3.

НА УРОВНЕ ЗЕМЛИ. Когда принимаем низкий (катящийся) мяч, главное - успеть расположить тело между мячом и воротами. Юному вратарю надо учиться выполнять движение в сторону катящегося мяча с тем, чтобы попытаться создать двойную преграду между мячом и воротами. Первая преграда - вытянутые ладонями и вверх руки, а вторая преграда - это ноги. Это правило двойной преграды следует соблюдать при защите от любого удара, когда только возможно. Как только руки коснулись мяча, они оплетают его и прижимают к груди. При этом надо постараться согнуться в поясе и сохранять ноги прямыми.

Упражнение 4.

НА УРОВНЕ ПОЯСА. Учите вратаря находиться точно сзади мяча и отбивать его пальцами, вытянутыми к земле. Как только мяч принят, вратарь должен амортизировать силу удара, взяв или отступив с мячом назад. Когда мяч берут на уровне пояса, вся сила удара смягчается.

Упражнение 5.

НА УРОВНЕ ГРУДИ. Учите вратаря находиться между мячом и воротами и охватывать его руками, чтобы ладони обнимали его переднюю часть. Не старайтесь сжимать мяч с двух сторон. Образуйте вокруг мяча при помощи ладоней подобие сети: большие пальцы вместе, кончики пальцев вверх. Когда мяч берут на уровне пояса, вся сила удара смягчается.

Упражнение 6.

НА УРОВНЕ ГОЛОВЫ. Прием высоких мячей требует уверенных рук, потому что в этом случае руки - единственная преграда между мячом и воротами. Руки должны быть вытянуты и расслаблены, чтобы смягчить силу удара. Опять же руки должны соприкоснуться с передней стенкой мяча, а не с боков. Прижмите мяч к груди как можно быстрее.

Суммируя все вышеизложенное, независимо от силы удара, вратарю следует делать следующее:

- свободно двигаться;

- создавать двойную преграду между мячом и воротами;

- амортизировать силу удара;

- держать мяч у самого безопасного места - груди.

Как только мяч взят под контроль, вратарь должен принять быстрое решение - как ввести мяч в игру: броском руками или ударом ноги. Вратаря следует учить, что на небольшое расстояние мяч вбрасывается руками или направляется ударом ноги (вкатывается). Иногда вбрасывание затруднено из-за малого размера рук и большого мяча. Отдать мяч ближайшему защитнику или члену команды, который ближе всех к воротам, нужно движением очень похожим на катание шаров. Случаи, когда вратарь должен выбить мяч на большое расстояние ногой, редки. Это умение требует большой тренировки, пока не придет успех. Обучая пробивать мяч ногой, следует учить подавать мяч на ударную ногу противоположной рукой (если это правая нога, то мяч подается левой рукой и наоборот). Такая техника позволяет сделать ногой правильное движение. Помимо тренерских указаний ребенок должен тренироваться и сам, снова и снова выбивая мяч ногой. Будьте готовы к тому, что юные вратари первое время будут посылать мяч вверх перед собой, а то и через себя.

Вратарю-новичку следует усвоить одну вещь - не слишком придерживаться канонов вратарской стойки. Самый простой способ объяснения точной стойки вратаря - это попросить его двигаться в ту сторону ворот, куда движется мяч. Это защитит ворота от прямого удара. Если юный вратарь научится двигаться в ту сторону, куда направлен удар, то он на пути к правильному пониманию вратарской стойки.

Вы сделаете много для будущего вратаря, если научите его основам игры. Позднее потребуется еще много времени для правильного развития техники прыжка, для обучения защите в положении один на один и т.д.

© 2010-2022