- Преподавателю
- Физкультура
- Формирование культуры здорового образа жизни
Формирование культуры здорового образа жизни
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Научные работы |
Автор | Григорьев А.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Содержание
-
Пояснительная записка.
-
Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
-
Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования
-
Социальное партнерство.
-
Оценка результатов реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Приложение № 1. «Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в преподавании предметов: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология».
Приложение № 2. «Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся во внеучебной проектной деятельности в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Информатика».
Приложение № 3. «Примерное содержание работы с родителями (законными представителями) по вопросу формирования здорового и безопасного образа жизни детей».
Приложение № 4. «Примерное содержание системы методической работы образовательного учреждения с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».
Приложение № 5. «Взаимодействие и сотрудничество учреждениями района и города по вопросу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
VI. Литература: нормативно-правовая и документальная основа Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования
-
Пояснительная записка.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность создания такой программы объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Здоровье - первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
-
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
-
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
-
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
-
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
-
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, не восприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Стратегия воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте должна учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровье сберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровье сберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Программа разработана с пониманием того, что наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа. Именно самостоятельная работа обучающегося способствует активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации выстроена на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
II. Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи и результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС следующие:
-
сформировать у обучающихся понятие о
-
позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-
правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
-
дать представление:
-
о негативных факторах (с учётом принципа информационной безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других псих активных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-
о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-
научить обучающихся:
-
составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-
сформировать:
-
навыки позитивного коммуникативного общения;
-
представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-
потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить младших школьников ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Результат обучения здоровью - это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».
Результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования оцениваются в образовательном учреждении в форме мониторинговых исследований и наблюдений педагогами.
III. Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Организация работы по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап - анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
-
организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
-
организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
-
выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап - организация работы образовательного учреждения по данному направлению.
Координация деятельности образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется общественным советом по здоровью, включающим представителей администрации, педагогического коллектива, медико-психологической службы, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: создание здоровье сберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и вне учебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы - и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, его сохранения и укрепления.
Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
-
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
-
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
-
организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
-
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
-
наличие помещений для медицинского обслуживания;
-
наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и вне учебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
-
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и вне учебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
-
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
-
введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
-
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
-
индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
-
ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
-
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
-
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
-
организацию занятий по лечебной физкультуре;
-
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 м и 4 м уроками;
-
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
-
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
-
внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
-
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
-
создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
-
интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
-
проведение часов здоровья;
-
факультативные занятия;
-
занятия в кружках;
-
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;
-
организацию дней здоровья.
Важное значение в работе школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни имеет просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса.
Просветительская работа образовательного учреждения с обучающимися осуществляется через создание информационной среды о здоровье сбережении, формирование содержания инвариантной и вариативной частей БУП, реализацию дополнительных образовательных программ.
-
Создание информационной среды о здоровье сбережении для начальной школы предусматривает организацию выставок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, радиопередач, разработка соответствующей страницы школьного сайта, организация обсуждения на форуме школьного сайта, создание внутри школьных мультимедийных продуктов и т. п.
-
Инвариантная часть БУП должна содействовать реализации программы: на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся должны быть нацелены предметные области «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология». Требования к предметным результатам обеспечивают возможность научиться понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдать правила безопасного и здорового поведения, использовать знания о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления своего здоровья. В процессе усвоения предметных ЗУН выпускник начальной школы должен научиться простым навыкам самоконтроля и само регуляции своего состояния, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях (Приложение 1).
Вариативная часть БУП определяет вне учебную проектную деятельность учащихся в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология», «Информатика»; спортивно-оздоровительный модуль программы социализации и воспитания учащихся. Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе внеурочной деятельности школы предусматриваются соответствующие разделы и темы (см. Приложение 2). Их содержание должно обеспечивать условия для обсуждения с детьми проблем, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.
-
В школе должны быть созданы и реализованы дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В программах должны предусматриваться разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины, проведение часов здоровья, факультативные занятия, проведение классных часов, занятия в кружках, проведение досуговых мероприятий (конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.), организацию дней здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Система работы с родителями (законными представителями) по вопросу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей должна быть направлена на повышение их уровня знаний и включает:
-
лекции, семинары, консультации, круглые столы по проблемам сохранения здоровья детей с участием работников школы и с приглашением специалистов по здоровье сохранению, занятия по профилактике вредных привычек, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п. (см. Приложение 3);
-
приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы, создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т. п.;
-
разработку анкет и сбор информации о формах организации здоровье-сберегающего семейного досуга, выполнения режима дня и т. д.;
-
выпуски информационных бюллетеней, стенгазет, организации выставок методической литературы для родителей по вопросам здоровье сбережения.
Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами образовательного учреждения, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.
Система методической работы образовательного учреждения с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников должна содержать систематические методические мероприятия по данной проблематике (см. Приложение 4).
Педагогический коллектив должен знать и активно использовать здо-ровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной деятельности, применять методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. В необходимых случаях педагоги школы должны пройти специальное обучение по проблеме здоровье сбережения.
IV. Социальное партнерство при реализации программы.
Здоровье сберегающее пространство школы органично дополняется взаимодействием с другими учреждениями (см. приложение № 5):
-
Управление культуры, спорта и молодежной политики ЕМР (методическое сопровождение организации учебно-воспитательного процесса, проведение акции «Молодежь за здоровый образ жизни», Молодая семья конкурсы агитбригад и т.д. )
-
МБУЗ КК «ЕРБ» (проведение плановых медицинских осмотров и диспансеризаций, проведение плановых прививок, диагностико-консультативная помощь специалистов, организация встреч и бесед с учащимися и родителями);
-
МБОУ ДОД ДООЦ (охват учащихся спортивной занятостью, создание на базе школы хоккейной и футбольной, баскетбольной секций, проведение спортивных часов в начальных классах);
-
Детская юношеская спортивная школа (охват учащихся спортивной занятостью, создание на базе школы хоккейной и футбольной секций, шахматный клуб, проведение спортивных часов в начальных классах, семейных спортивных соревнований);
-
Физкультурно - оздоровительный комплекс «Радужный» г. Елизово (охват учащихся занятиями в бассейне, секция «Самбо», «Дзюдо», «Тхэквондо», баскетбол , мини-футбол, волейбол и т.д. );
V. Оценка результатов реализации Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоров сбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы, а также через анкетирование родителей о ежедневном использовании знаний о здоровом образе жизни в семье. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Критерии оценки реализации Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
№
Критерий
Показатели
Измерители
Наличие в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).
Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.
Анкетирование.
Наблюдение школьной медицинской службы.
Результаты медицинских осмотров. Количество дней пропущенных по болезни.
Установка на использование здорового питания.
Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.
Анкетирование.
Наблюдение за питанием в школе и дома.
Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей.
Отрицательная динамика уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического характера).
Анкетирование.
Учет времени на занятия физкультурой.
Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.
Положительная динамика числа занимающихся в спортивных кружках и секциях.
Анкетирование. Наблюдение.
Применение рекомендуемого врачами режима дня.
Положительная динамика в выполнении рекомендаций врача
Анализ выполнения рекомендаций. Наблюдение.
Знание негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие псих активные вещества, инфекционные заболевания).
Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.
Анкетирование.
Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.
Анкетирование. Наблюдение.
Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.
Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.
Анкетирование.
Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.
Анкетирование.
Приложение 1.
Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся
в преподавании предметов: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология».
Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности начинает формироваться при изучении курса «Окружающий мир», других базовых предметов начальной школы.
Ожидается, что в результате освоения данного материала выпускники начальной школы будут знать:
-
правила перехода дороги, перекрестка;
-
правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
-
особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
-
характеристики водоемов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
-
способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
-
правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;
-
меры пожарной безопасности при разведении костра;
-
правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте;
-
систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания;
-
опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
-
места с неблагоприятной экологической обстановкой в районе проживания и правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой;
• основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;
помнить:
-
основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
-
рекомендации при соблюдении мер безопасности при купании, отдыхе у водоемов;
-
порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
обладать навыками:
-
по организации безопасной переправы через небольшую водную преграду (ручей, овраг, канава);
-
завязывать 1-2 вида узлов;
-
разводить и гасить костер;
-
ориентирования на местности;
-
действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоема;
-
действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
-
по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.
У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
Умения, относящиеся к культуре безопасности жизнедеятельности, ученики должны осваивать как на занятиях по интегративному курсу «Окружающий мир», так и на уроках (прежде всего практической направленности: физкультура, технология) при выполнении отдельных видов заданий. К ним относятся:
-
задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях, в том числе по другим предметам;
-
задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
-
игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыка коллективной работы на достижение положительного результата;
-
ролевые игры, в которых происходит взаимодействие ученик с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях;
-
задания, требующие самостоятельного выбора способа организации получаемой информации, определения последовательности действий, относительного расположения объектов;
-
задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой для приема или передачи информации об экстремальных ситуациях: безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т.д.;
-
задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (сообщении по радио, телевидению и т. д.).
-
Кроме того, умения, относящиеся к культуре безопасности жизнедеятельности, формируются целевым образом на уроках по базовым дисциплинам.
Окружающий мир.
Проведение наблюдений явлений природы (на примере своей местности). Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха. Наблюдение погоды и описание ее состояния. Измерение температуры воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств полезных ископаемых. Измерение температуры тела человека. Измерение веса и роста человека.
Экскурсия по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.). Экскурсия по своему району или городу (путь домой). Экскурсия по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Экскурсия на одно из подразделений службы спасения МЧС с целью ознакомления с трудом спасателей.
Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые грибы, ягоды.
Основы ориентирования на местности. Ориентир. Компас.
Предметные результаты:
знать/понимать :
-
правила поведения в школе, на уроке;
-
правила поведения в природе (в парке, в лесу, на реке и озере);
-
правила безопасного поведения на улицах;
-
правила дорожного движения (поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках, знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров);
-
правила пользования транспортом;
-
гигиену систем органов (личную гигиену);
-
режим дня школьника (чередование труда и отдыха в режиме дня);
-
приемы закаливание;
-
игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья;
-
основные правила обращения с газом, электричеством, водой;
-
номера телефонов экстренной помощи;
-
приемы первой помощи при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве;
-
правила противопожарной безопасности (основные правила обращения с газом, электричеством, водой);
-
правила сбора грибов и растений; уметь:
-
объяснять правила поведения в различных ситуациях;
-
составлять режим дня школьника.
Физическая культура.
Целью является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных
задач:
-
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-
обучение простейшим способам контроля физической нагрузки, по отдельными показателями.
Предметные результаты. Умения:
-
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
-
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
-
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
-
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
-
составлять режим дня;
-
выполнять простейшие закаливающие процедуры;
-
выполнять комплекс упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
-
измерять показатели осанки, физических качеств: частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
-
организовывать и проводить подвижные игры (на спортивных площадках и в спортивных залах).
-
подбирать комплексы
-
физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки;
-
упражнений на развитие физических качеств;
-
дыхательных упражнений;
- гимнастики для глаз.
Технология. Информационные технологии. Предметные результаты: знать/понимать:
-
роль трудовой деятельности в жизни человека;
-
правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером;
-
правила безопасности при работе с компьютером уметь:
-
выполнять
-
инструкции при решении учебных задач;
-
правил поведения в компьютерном классе
• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий.
-
правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером.
Приложение 2.
Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся во вне учебной проектной деятельности в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Информатика».
Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир».
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся.
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т.д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер. Курс «Окружающий мир» включает большое число экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность.
Исследовательская проектная деятельность младших школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию самостоятельных исследований, наблюдений за своим организмом. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным наблюдениям и фиксации результатов.
Проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у обучающихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетенции, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.
Системно, последовательно, углубленно внеурочная проектная деятельность детей, связанная с содержанием курса «Окружающий мир», может быть организована в рамках работы факультативов, школьных кружков и студий. Например, возможность такой системной организации предоставляют факультативы, кружки, студии, программы которых ориентированы на изучение традиционной культуры чувашского народа и других народов России.
В таблице представлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации. По усмотрению учителя список объектов, формы и особенности организации проектной деятельности могут быть изменены в соответствии со спецификой природы и культуры Камчатского края.
Примерные направления проектной деятельности
Формы и особенности организации проектной деятельности
Объект исследования: объекты и явления природы
Ядовитые дикорастущие растения своего региона
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Ядовитые грибы своей местности
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Объект исследования: деятельность человека в природе
Правила поведения в экосистеме
Групповая (экскурсия)
Связь между состоянием природы и здоровьем человека
Индивидуальная (беседа с родителями, изучение литературы)
Объект исследования: организм человека
Изменение частоты пульса в течение суток
Индивидуальная (домашнее задание)
Изменение температуры тела в течение дня
Индивидуальная (домашнее задание)
Режим младшего школьника
Групповая, индивидуальная
Рациональное питание младшего школьника
Групповая
Источники шума вокруг нас
Групповая, индивидуальная
Объект исследования: игры народов России и мира
Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Сезонные игры народов нашего края
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Сезонные игры народов разных регионов России и мира
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Окружающий мир. Внеурочная проектная деятельность.
Поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в том числе из школьной библиотеки, на видеокассетах, в электронных энциклопедиях, из рассказов взрослых, на экскурсиях (в природу, музеи, на предприятия), в Интернете.
Технология. Внеурочная деятельность.
Применение разных способов компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, специальных поисковых систем. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы).
Информатика. Внеурочная деятельность.
Создание мультфильмов и живых картинок на компьютере по теме здорового и безопасного образа жизни. Выполнение основных операций при создании анимации. Прохождение этапов создания мультфильма.
Приложение 3.
Примерное содержание работы с родителями (законными представителями) по вопросу формирования здорового и безопасного образа жизни детей.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Индивидуальные консультации
• Адаптация ребенка к школе.
• Эмоциональный фон ребенка.
• Самореализация ребенка в школе.
• Индивидуальный подход в школе.
• Условия для реализации собственного «Я».
• Самоорганизация учебного труда и помощь в ее формировании.
• Трудности в общении.
• Проблемы в учении.
• Режим дня.
• Перегрузки.
• Особенности здоровья и проблемы в самореализации.
• Положительное самоопределение к учебной деятельности - основа психического здоровья ученика.
• Рефлексивный анализ деятельности - одно из условия для реализации собственного «Я».
• Организация опосредованного контроля самоорганизации учебного труда.
• Проблемы в учении.
• Особенности здоровья и результаты обучения.
Исследования (анкетирование в условиях наблюдения родителей).
• Наблюдение адаптации ребенка к школе.
• «Школьные страхи детей».
• Хронометраж рабочего дня ребенка.
• Урок - здоровье сберегающая среда (в условиях посещения уроков).
• Школа - здоровьесберегающая среда.
• Реализация собственного «Я» в школе (анкетирование, собеседование).
• Уровень сформированности УУД.
• Хронометраж рабочего дня ребенка.
• Двигательный режим ребенка.
• Зрительный режим школьника ребенка.
• Уровень развития положительного самоопределения к учебной деятельности по различным предметам школьного курса.
• Уровень развития рефлексивного анализа познавательной деятельности.
• Уровень личностной самореализации.
• Уровень сформированности УУД.
• Хронометраж рабочего дня школьника.
Университет педагогических знаний.
• Здоровье наших детей.
• Адаптация ребенка в школе.
• Освоение ребенком новой социальной роли «ученик».
• Кризис семи лет.
• Двигательный режим учащихся и его значение.
• Зрение и способы его сохранения.
• Питание и здоровье наших детей.
• Профилактика заболеваний нервной системы.
• Формирование положительной учебной мотивации - основа психического здоровья.
• Уровень притязаний и реальные возможности ребенка его реализации.
• Система взаимоотношений членов семьи их влияние на здоровье детей.
1 класс
2 класс
3 класс 4 класс
Университет педагогических знаний.
•
Логопедические проблемы, их зна-
• Профилактика инфекционных заболеваний -
• Родительские установки и
• Формирование положи-
учение при формировании учебной
.
здоровье детей.
тельных установок и здоровье
мотивации.
• Профилактика заболеваний
детей.
•
Режим дня.
нервной системы.
• Профилактика психогенных
Гимнастика для глаз.
• Профилактика инфекционных
заболеваний.
Гимнастика для «ленивых».
заболеваний.
• Профилактика снижения
Профилактика простудных заболеваний (грипп, ОРВИ).
зрения.
Семинары-практикумы.
•
Режим дня.
• Условия для реализации собственного
• Формирование положи-
• Формирование рефлек-
•
Гимнастика для глаз.
«Я» ребенка.
тельного самоопределения личности.
сивного анализа деятельности.
•
Гимнастика для «ленивых».
• Двигательный режим и его значение.
• Самоорганизация, деятель-
Профилактика простудных заболе-
• Рефлексивный анализ -
формирование актив-
заболеваний (грипп, ОРВИ).
• Школа, дом и зрение.
формирование активной, само-
ной, саморазвивающейся, адап-
• Формирование УУД - средство
развивающейся, психически
тированной личности.
здоровье сбережения.
уравновешенной личности (соответствие уровня притязаний и реальных возможностей).
• Формирование УУД -средство здоровье сбережения.
• Формирование УУД, как условия успешного обучения в среднем звене.
Организация и проведение оздоровительных мероприятий для учащихся класса.
•
Мотивирования к занятиям физкультурой и спортом (посещение открытых за-
• Организация соревнований:
занятий одноклассников и их родителей)
- «Папа, мама, я - спортивная семья»;
- «Сильный, ловкий и смелый»;
- «Остаться в живых и невредимых».
Приложение 4.
Примерное содержание системы методической работы образовательного учреждения с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
№ п/п
Темы занятий
Цели
Содержание
Создание образовательной среды для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Механизм формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Изучение технологий и методов создания образовательной среды для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Механизм устранение факторов, негативно влияющих на психическое и эмоциональное состояние обучающихся.
Формирование осознанного отношения к учению обучающихся - необходимое условие по созданию образовательной среды для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Методические особенности изучения ПДД.
Изучение методических особенностей в преподавании ПДД.
Методические аспекты изучения ПДД. Игровые формы изучения и закрепления ПДД.
Методические особенности организации внеклассных мероприятий с целью отработки ПДД.
Изучение методических особенностей в организации внеклассных мероприятий с целью отработки ПДД.
Методические особенности разработки внеклассных мероприятий.
Методические аспекты в организации внеклассных мероприятий с целью отработки ПДД.
Открытые внеклассные занятия.
Методические особенности изучения правил безопасного поведения на транспорте.
Рассмотрение методических особенностей изучения правил безопасного поведения на транспорте.
Методические аспекты изучения правил безопасного поведения на транспорте.
Игровые формы изучения и закрепления правил безопасного поведения на транспорте.
Методические особенности организации внеклассных мероприятий с целью отработки правил безопасного поведения на транспорте.
Изучение методических особенностей в организации внеклассных мероприятий с целью отработки правил безопасного поведения на транспорте.
Методические аспекты в организации внеклассных мероприятий с целью отработки правил безопасного поведения на транспорте.
Открытые внеклассные занятия.
Методические особенности изучения правил личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте.
Рассмотрение методических особенностей изучения правил личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте.
Методические аспекты изучения правил личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте.
Игровые формы изучения и закрепления правил личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте.
Методические особенности организации внеклассных мероприятий с целью отработки правил личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте.
Изучение методических особенностей в организации внеклассных мероприятий с целью отработки правил личной безопасности в различных криминогенных ситуациях,
Методические аспекты в организации внеклассных мероприятий с целью отработки правил ....
Открытые внеклассные занятия.
Методические особенности организации внеклассных мероприятий с целью получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Изучение методических особенностей в организации внеклассных мероприятий с целью получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Методические особенности в организации внеклассных мероприятий с целью получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Открытые внеклассные занятия.
Методические особенности организации внеклассных мероприятий с целью получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для формирования навыков оказания первой медицинской помощи.
Изучение методических особенностей в организации внеклассных мероприятий с целью получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для формирования навыков оказания первой медицинской помощи.
Методические особенности в организации внеклассных мероприятий с целью получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для формирования навыков оказания первой медицинской помощи: при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или .., при отравлении пищевыми продуктами. Открытые внеклассные занятия.
Методические особенности организации внеклассных мероприятий с целью получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для формирования умений культуры здорового и безопасного образа жизни.
Изучение методических особенностей в организации внеклассных мероприятий с целью получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для формирования умений культуры здорового и безопасного образа жизни.
Методические особенности в организации внеклассных мероприятий с целью получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для формирования умений:
• ролевые игры, в которых происходит взаимодействие ученик с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях;
• задания, требующие самостоятельного выбора способа организации получаемой информации, определения последовательности действий, относительного расположения объектов;
• задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой для приема или передачи информации об экстремальных ситуациях: безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т.д.;
• задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (сообщении по радио, телевидению и т.д.).
Приложение 5.
Взаимодействие и сотрудничество учреждениями района по вопросу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
V. Нормативно-правовая и документальная основа Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования:
-
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа
( Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году. Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители - член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина. Составитель - Е. С. Савинов)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
-
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
-
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
-
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
-
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
-
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).