- Преподавателю
- Физкультура
- К вопросу о развитии скоростно-силовых способностей
К вопросу о развитии скоростно-силовых способностей
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Короткова М.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
К вопросу о развитии скоростно-силовых способностей
тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ г.о. Лосино-Петровский
Короткова М.А, 2013 г.
Актуальность. Скоростно-силовая подготовка является одним из важнейших компонентов в повышении спортивных результатов спортсменов, специализирующихся в видах спорта со скоростно-силовой направленностью на всех этапах их многолетней подготовки в целом и в легкой атлетике в частности.
На современном этапе развития легкой атлетики, характеризующимся значительным ростом спортивных достижений, все более высокие требования предъявляются к совершенствованию методики тренировки в детском и юношеском спорте.
Работами В.П.Филина (1994), В.Д.Сячина (1996), М.Я.Набатниковой (1997), В.К.Бальсевича (2005) доказано, что на начальных этапах учебно-тренировочного процесса закладывается фундамент для высоких и стабильных спортивных достижений в видах легкой атлетики, требующих проявления скоростно-силовых способностей. Кроме того, рядом авторов (Ю.В.Верхошанский, 1995, 2002; В.Г Семенов, 1997, В.Н. Платонов,1997) аргументировано показано, что тренирующие воздействия могут быть эффективными только в том случае, когда их содержание и структурная организация многолетней подготовки способны вызывать в организме спортсмена существенные и адекватные требованиям соревновательного упражнения приспособительные перестройки опорно-двигательного аппарата.
Специальная скоростно-силовая подготовка в легкоатлетических прыжках зависит не только от объёма и интенсивности тренировочной нагрузки, но и от системы использования упражнений. Выбор средств и целесообразное их использование являются главными факторами, обеспечивающими реализацию задач тренировки, что является главным условием повышения уровня основных физических качеств спортсмена и роста его спортивных результатов.
Целью нашего исследования являлось теоретическое изучение проблемы скоростно-силовой подготовки прыгунов в высоту на этапе начальной специализации в возрасте 13-14 лет.
Для изучения данной проблемы были проанализированы научные статьи, опубликованные во всероссийском научно-теоретическом журнале «Теория и практика физической культуры» и научно-методическом журнале «Физическая культура в школе» за период с 1990 по 2013 год. Данные представлены в таблице 1.
Анализ научных статей по проблеме развития скоростно-силовых способностей
в журнале «Теория и практика физической культуры»
Таблица 1
№,
n/n
Научное направление
1990-1994
1995-1999
2000-2004
2005-2009
2010-2013
1
Оценка скоростно-силовой подготовленности;
Модельные характеристики скоростно-силовой подготовленности;
Диагностика скоростно-силовой подготовленности;
Физиологический аспект;
Педагогический аспект
2
1
3
1
-
2
Методика развитие скоростно-силовых способностей в различных видах спорта
1
-
3
1
-
3
Силовая подготовка (скоростно-силовой аспект)
-
-
2
-
-
Итого: 14
3
1
8
2
-
Всего в журнале за данный период опубликовано 14 статей.
На диаграмме видно, что наибольшее количество работ, посвященных интересующему нас вопросу, написано в период с 2000 по 2004 год.
Большее количество работ изучалось на примере легкой атлетики -6 статей; спортивных игр (волейбол, хоккей, футбол)- 3 статьи, единоборств (карате) - 2 работы, тяжелой атлетики - 1 статья и общая физическая подготовка школьников рассматривалась в 2-х статьях.
Анализируя тематику изучаемых статей, мы выделили три направления:
Анализ научных статей по проблеме развития скоростно-силовых способностей
в журнале «Теория и практика физической культуры»
-
Оценка скоростно-силовой подготовленности;
Модельные характеристики скоростно-силовой подготовленности;
Диагностика скоростно-силовой подготовленности;
Физиологический аспект;
Педагогический аспект
7 статей
Ю.В. Верхошанский, 1992 Методика оценки скоростно-силовых способностей спортсмена;
М.А. Годик, 1993 Диагностика уровня специальной физической подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов в годичном цикле;
В.М. Волков, А.В. Романов, 1998 Лонгитудинальные исследования скоростно-силовых показателей школьников 11-14 лет;
Г.В. Кипор, 2002 Проблемы индивидуального подхода к оценке скоростно-силовой подготовленности в единоборствах;
Г.И. Ковальчук, 2004 Антропометрические и психологические показатели скоростно-технической подготовки легкоатлетов;
С.В. Степнов, Л.С. Дворкин, 2004 Модельные характеристики скоростно-силовой подготовленности каратистовИ.Г. Лысаковский, Г.К. Павлов, 2005 Оценка состояния нервно-мышечного аппарата и ее использование при управлении процессом скоростно-силовой подготовки спортсменов
-
Методика развития скоростно-силовых способностей в различных видах спорта
5 статей
В.П. Савин, 1993 Экспериментальное обоснование нетрадиционных средств и методов воспитания специальных скоростно-силовых качеств юных хоккеистов;
В.Г. Пашинцев, Е.Ю. Суханова, 2003 Исследование эффективности скоростно-силовых средств и методов увеличения силы удара по мячу у футболисток 17-18 лет;
А.В. Беляев, А.В. Булыкина, 2004 Прыжковая подготовка волейболистов;
А.Л. Огаджанов, 2004 Реактивная способность квалифицированных прыгунов тройным
Е.П. Врублевский, 2005 Особенности подготовки спортсменок в скоростно-силовых видах л/а;
-
Силовая подготовка (скоростно-силовой аспект)
2 статей
В.Т. Семенов, Е.П. Врублевский, 2000 Закономерности адаптационной изменчивости силы мышц женщин-спринтеров в процессе становления спортивного мастерства;
В.П. Артемьев, 2001 Развитие максимальной силы с помощью изометрических упражнений в тренировке волейболистов;
Анализ научных статей по проблеме развития скоростно-силовых способностей
в журнале «Физическая культура в школе»
Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
№,
n/n
Научное направление
1990-1994
1995-1999
2000-2004
2005-2009
2010-2013
1
Развитие скоростно-силовых способностей на уроках ФК
1
1
-
1
2
2
Развитие скоростно-силовых способностей во внеклассной работе
-
3
-
1
-
3
Диагностика скоростно-силовых способностей
-
2
-
-
-
4
Силовая подготовка школьников
-
2
1
3
-
Итого: 17
1
8
1
5
2
Всего в данном журнале опубликовано 17 статей, наибольшее количество которых посвящено развитию скоростно-силовых способностей школьников на занятиях в урочное и внеурочное время. За период с 1995 по 1999 год их наибольшее количество.
Также анализ позволил выявить, что специалистов в области школьного физического воспитания интересуют такие стороны изучаемого вопроса, как:
Журнал «Физическая культура в школе»
-
Развитие скоростно-силовых способностей на уроках ФК
5 статей
-
л/а прыжки- 4 статьи
В.Ф. Синкевич, 1990 Чтобы лучше прыгать в высоту;
А.А. Зданевич, 1998 Прыжки на уроках л/а 8-9 класс;
И.В. Школьникова, 2007 Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки;
О.Н. Балыбердин, 2011 О развитии скоростно-силовых качеств на занятиях л/а
-
баскетбол (развитие с-с способностей)-1 статья
Д.В. Губа, 2012 Развитие скоростно-силовых способностей на секционных занятиях баскетболом 7-9 кл
-
Развитие скоростно-силовых способностей во внеклассной работе
4 статьи
Е. Брянчина, 1995 Давайте попрыгаем;
В. Виноградова, 1995 Простых прыжков не бывает
М.И. Поляков, 1996 Прыжковая подготовка;
И. Михайлов, 2005 Подвижные игры в секции л/а в занятиях с прыгунами;
-
Диагностика скоростно-силовых способностей
2 статьи
Г.Н. Ганеев, 1995 Оценка степени предрасположенности учеников 9-15 лет к скоростно-силовым видам л/а;
В.И. Лях, 1997 Скоростные способности: основы тестирования и методики развития
-
Силовая подготовка школьников
6 статей
В.И. Семеренский, 1995 Развивая силовые качества
В.И. Лях, 1997 Силовые способности школьников;
Э.И. Волчецкий, 2000 Развивая силу;
Ю.Г. Коджаспиров, 2006 (2 статьи) Основы развития силы; Развитие силы средствами единоборств
С. Н. Гузь, 2009 Силовая подготовка школьников;
Развитие скоростно-силовых способностей рассматривалось на примере занятий по легкой атлетике - 7 статей, спортивным играм (баскетбол, бадминтон) - 3 статьи, единоборствами - 1 статья и общей физической подготовке школьников посвящено - 6 статей.
Анализ научно-методических работ в журнале «Теория и практика физической культуры» показал, что только 21% статей, посвященный средствам и методам, способствующим развитию скоростно-силовых способностей в различных видах спортивной деятельности, соответствует возрасту 13-14 лет, все остальные работы посвящены спортсменам, имеющим более высокую спортивную квалификацию.
Анализ статей в журнале «Физическая культура в школе» показал, изучению этой проблемы посвящено 29% работ.
Таким образом, мы можем предположить, что изучение проблемы развития скоростно-силовых способностей прыгунов в высоту на этапе начальной специализации в возрасте от 13 до 14 лет актуально на сегодняшний день.
7