Модель учебно - тренировочного процесса (мезоцикла) в подготовке юных волейболистов

   Данная разработка предназначена для тренеров и преподавателей по волейболу, учителей физической культуры. В ней в доступной форме , на конкретном примере, разработана модель учебно- тренировочного процесса для юных волейболисток, с указанием основных периодов, зависящих от целевых соревнований. Представлена структура одноциклового годичного  тренировочного процесса. Внутри мезоцикла выделены микроциклы с различной направленностью. Даны понятия о величине  нагрузкок в разные период тренировочн...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Совершенствование спортивного мастерства в значительной мере обеспечивается непрерывностью тренировочного процесса. В спортивных играх в течение одного календарного года может быть один или два спортивных сезона, характеризующихся относительно самостоятельной системой соревнований. Подготовка к ним составляет один тренировочный цикл, обеспечивающий достижение высокого уровня готовности спортсменов. Каждый из них строится с учетом фазового характера приобретения спортивной формы. Управление приобретением спортивной формы положено в основу периодизации тренировочного процесса.


Структура годичной подготовки может быть различной. В футболе, хоккее она одноцикловая. В других играх могут использоваться несколько циклов. В большинстве же видов она строится по принципу сдвоенного полуцикла, т. е. двух тренировочных циклов - осенне-зимнего и весенне-летнего. При такой структуре тренировочного процесса создаются наилучшие условия для перехода количественных изменений в качественные.

Структура тренировочного цикла


Каждый тренировочный цикл складывается из трех периодов: , подготовительного, соревновательного и переходного. Внутри отдельного периода выделяют этапы, в которых решаются частные задачи подготовки. Приобретение спортивной формы - это задача подготовительного периода. В соревновательном спортивная форма достигает своего максимума и стабилизируется. Переходный период связан с необходимостью ее временной утраты.


Подготовительный период открывает каждый новый тренировочный цикл. Его назначение - заложить фундамент высоких спортивных результатов сезона.

Продолжительность подготовительного периода - от 6 до 12 недель. Он начинается с началом тренировок после активного отдыха и продолжается до первого основного соревнования.

Подготовительный период подразделяется на три этапа: обще-подготовительный, специально-подготовительный и предсоревновательный.

В подготовительном периоде решают следующие задачи:
1. Создание и расширение предпосылок, с помощью которых формируется спортивная форма.
2. Постепенное приобретение высокой спортивной формы.
3. Совершенствование технико-тактического мастерства, углубление специальных знаний и овладение новыми игровыми приемами.
4. Повышение уровня физической подготовленности и совершенствование функциональных возможностей организма спортсмена, обеспечивающих готовность к высоким длительным напряжениям.
5. Дальнейшее углубление политико-воспитательной работы и обеспечение психологической готовности спортсменов к участию в соревнованиях и достижению высоких спортивных результатов.

Подготовительный период характеризуется наибольшим разнообразием используемых средств при выраженном преимуществе общей и специальной физической подготовки. Важное место здесь принадлежит и специальным средствам технико-тактической подготовки. Тренировочные занятия отличаются большими объемами и постепенным повышением интенсивности.

Обще подготовительный этап призван создать предпосылки для приобретения

1

спортивной формы, поэтому главное внимание уделяется развитию основных физических

качеств, расширению запаса двигательных навыков и умений, воспитанию морально- волевых качеств, обеспечивающих перенесение высоких тренировочных нагрузок.

На физическую нагрузку выделяется до 50% учебного времени. Причем его большую часть занимает общая физическая подготовка (до -70%). С этой целью используют упражнения из других видов спорта и разнообразные подвижные и спортивные игры. На изучение и восстановление техники выделяют 30-35%, на овладение тактикой игры - 15-20% общего времени. Большинство тренировочных занятий посвящают физической подготовке либо им придают комплексный технико-атлетический характер.
Специально-подготовительный этап ставит целью расширение и углубление предпосылок для создания состояния спортивной формы, для чего изменяется соотношение используемых средств подготовки. Теперь ведущее положение занимают специальные подготовительные упражнения. Сокращается время (до 30-35%), отводимое для физической подготовки, и основное внимание уделяется совершенствованию специальных физических качеств, возрастает интенсивность тренировок.

Главное содержание тренировок составляет изучение и совершенствование техники и тактики игры; осваиваются тактические системы, разучиваются комбинации. В конце этапа планируют игровые контрольные встречи и соревнования, позволяющие определить степень приближения к избранной тактической модели игры.

Предсоревновательный этап завершает становление спортивной формы. Основная задача этапа - дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности. Ее позволяет решать увеличение доли средств специальной направленности, некоторое уменьшение общего объема при одновременном увеличении интенсивности тренировок, широкое использование моделированных нагрузок, сопряженного метода, комплекса игровых упражнений и разнообразных подводящих упражнений.

Еще больше увеличивается доля специальной физической подготовки: она составляет до 2/3 времени, выделяемого на развитие физических качеств (25-30%). Основное внимание сосредоточивают на приобретении специальной выносливости, развитии скоростно-силовых качеств.

Основное место отводят технико-тактической подготовке (65-70%). В учебных играх моделируется предполагаемый противник, проводятся товарищеские игры с будущими соперниками. Необходимая стабильность действий приобретается в процессе участия в серии подводящих (небольших по масштабам) контрольных соревнований. Здесь окончательно определяется состав команды, наиболее правильный способ организации командных действий.

Соревновательный период отводится для реализации достигнутой спортивной формы - достижения высоких спортивных результатов.

Соревновательный период начинается с первого основного соревнования и продолжается до их окончания. Продолжительность его различна - от 2 до 6 месяцев.

Главное назначение периода - сохранение стабильно высокой спортивной формы в течение всего срока запланированных соревнований.

Структура этого периода определяется количеством и длительностью отдельных соревнований. В соответствии с этим он складывается из нескольких этапов, включающих непосредственную предсоревновательную подготовку, участие в соревнованиях и «выход» из них. Здесь важно постоянно поддерживать высокий уровень спортивной работоспособности, сохранять психическую и физическую свежесть, желание соревноваться.

Содержание тренировки в этом периоде зависит от ряда условий: подготовленности и состояния спортсменов, длительности межсоревновательных (межигровых) периодов и

2

др. Основное место занимают упражнения, совершенствующие специальные физические качества и игровые приемы. Объем и интенсивность нагрузок первоначально остаются на одном уровне, но во второй половине периода несколько уменьшаются. Постоянно используются восстановительные мероприятия. Снять накапливающееся утомление позволяет переключение, помогает которому широкое использование средств общей физической подготовки. Соотношение средств подготовки в основном сохраняется таким же, как и на этапе предсоревновательной подготовки. Предпочтение отдается совершенствованию технико-тактического мастерства, воспитанию морально-волевых качеств, углублению теоретической и специальной психологической подготовки.

Величина и напряженность нагрузок в соревновательном периоде достигают своего максимума. Здесь важно использовать различные микроциклы, варьируя нагрузку в них. Максимальные нагрузки применяют на фоне полного восстановления. Средние нагрузки способствуют стабилизации достигнутого уровня, малые обеспечивают восстановление и подготовку к максимальным напряжениям.

Важное значение имеет разнообразие средств и условий тренировок, их эмоциональность, соблюдение гигиенического режима и широкое использование педагогических, психологических и медико-биологических средств восстановления.

Переходный период заканчивает тренировочный цикл. Его назначение - восстановление затраченных нервных и физических сил и подготовка спортсменов к новому циклу тренировки. Продолжительность периода - 2-6 недель. Его основные задачи - постепенное снижение нагрузок и переход к активному отдыху, дальнейшее совершенствование техники и физической подготовленности.

После окончания соревнований не следует резко прекращать тренировку. Восстановление проходит более успешно, если некоторое время нагрузки сохраняются, но снижаются как по объему, так и по интенсивности. Только во второй половине периода можно перейти к активному отдыху, выполнению упражнений, способствующих устранению выявившихся недочетов в физической подготовке. Тем самым обеспечивается сохранение достаточно высокого уровня подготовленности, что позволяет начать новый цикл без длительного втягивания, быстро восстановить двигательные возможности и использовать привычные объемы тренировочных нагрузок.

Структура построения блоков (мезоциклов, средних циклов)

Как известно, микроциклы - основная структурная единица процесса подготовки волейболистов. Поскольку тренировка и соревнования являются важнейшими составляющими системы подготовки резервов волейболистов высшей квалификации, основную роль играют тренировочные и соревновательные микроциклы. Определяющими

для построения названных микроциклов служат задачи, соответствие главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих занятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и характер отдыха, определяющих «тяжесть» микроцикла.

Микроциклы объединяются в блоки - средние циклы, мезоциклы. «Набор» микроциклов в блоках зависит от логики развертывания тренировочного процесса и особенностей этапа подготовки. В одном блоке может быть два (минимум) и больше микроциклов. Можно выделить следующие типы средних циклов: соревновательный, предсоревновательный, базово-развивающий (накопления), втягивающий, активного отдыха.

1. Соревновательный блок (СБ). Структура его определяется характером основных соревнований данного сезона.

В нем по возможности моделируются все условия на отрезке времени, занимаемом 3

основными соревнованиями. Соревновательный блок включают в пред-соревновательную подготовку. В него входит подводящий, соревновательный, восстановительно-реабилитационный микроцикл (ПМЦ-СМЦ-ВРМЦ). Как правило, это турниры или соревнования.

2. Предсоревновательный блок (ПСБ). Здесь возможно более полно моделируется режим основного соревнования для того, чтобы максимально обеспечить адаптацию спортсменов к конкретным условиям этих соревнований и создать условия для полной реализации его возможностей в соревнованиях. В ПСБ включают тяжелые и ударные микроциклы, моделирующие основную работу предстоящих соревнований и, как правило, по тяжести превышающую соревновательную нагрузку.

В предсоревновательный блок включают специально-подготовительный , подводящий, восстановительно-реабилитационный микроциклы(СПМЦ-ПМЦ-ВРМЦ).

3. Базово-развивающий блок (БРБ), или блок накопления. Его направленность на повышение функциональных возможностей спортсменов и совершенствование мастер-ства по всем компонентам подготовленности. Тренировочная работа сочетается с участием в контрольных играх, турнирах и соревнованиях по волейболу, по другим спортивным играм, по другим видам спорта, по технико-тактической и физической подготовке. БРБ включают главным образом общеподготовительные и специально-подготовительные микроциклы. Подводящие и соревновательные микроциклы используют применительно к характеру проводимых соревнований, при этом их чередуют с восстановительно-реабилитационными микроциклы.

По тяжести микроциклы варьируют также довольно широко: легкий - средний - тяжелый - восстановительно-реабилитационный, средний - тяжелый - восстановительно-реабилитационный - легкий.

4. Втягивающий блок (ВБ). Он направлен на то, чтобы подготовить спортсменов к предстоящей работе в данном сезоне или на данном этапе подготовки. Обычно он следует за отдыхом или существенным снижением тренировочных нагрузок и уменьшением специфичности в работе. В него входит преимущественно сочетание общеподгото-вительных и специально-подготовительных микроциклов, которые чередуют с восстановительно-реабилитационными микроциклами.

По тяжести микроциклы вначале преимущественно легкие и средние, к окончанию

тяжесть их возрастает.

5. Блок активного отдыха (БАО). Он направлен на постепенное переключение спортсмена от напряженной соревновательной деятельности на работу в последующем подготовительном периоде. Основное содержание БАО составляют общеподготовительные и восстановительные микроциклы. По характеру БАО подразделяют на восстановительно-подготовительный (увеличенное количество восстановительно-реабилитационных микроциклы) и восстановительно-поддерживающий (переключение в средствах тренировки, легкий тренировочный режим).

Моделирование спортивной тренировки в спортивных играх.

Дана: группа начальной подготовки по волейболу, девочки 10-11 лет

Год обучения - второй.

Основные соревнования Самарской области по возрасту - Первенство Самарской области, ноябрь.

Предлагаемый период - подготовительный период 10 недель (сентябрь - ноябрь)

4

Циклы

Продолжи-тельность

Место проведения

Задачи, решаемые в микроциклах

Средства тренировки

1. Втягивающий

1-2-я недели

Определяется тренером

Медицинское обследование;

Тестирование функциональной, физической , технической подготовленности;

Восстановление уровня двигательных качеств, технико-тактического мастерства;

Улучшение морально-волевого состояния игроков; становление спортивной формы

Общефизическая подготовка, Упражнение в основных приемах в волейболе;

Игровые упражнения;

Подвижные игры на ловкость, быстроту, координацию движений; эстафеты.

2. Базово- развивающий

3-5-я недели

Определяется тренером

Тренировка специальных физических качеств, техники и тактики игры;

Повышение психологической подготовки и морального состояния игроков с учетом индивидуальных особенностей; Адаптация к тренировочной работе большой и максимальной интенсивности

Упражнения для развития быстроты, ловкости, ско-ростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты.

Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями.

Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями.

3. Базовый ударный

6-8-я недели

То же

Совершенствование техники и тактики игры в экстремальных условиях; наигрывание комбинаций в нападении и защите,

стандартных положений;

Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями.

Подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, учебные игры с заданиями.

4. Предсоревновательный

9-10-я недели

То же

Совершенствование командной игры в специальных игровых упражнениях и товарищеских встречах;

Подведение игроков в высшей спортивной форме, готовности к первой календарной игре

Соревнования по технико-тактической, физической под­готовке; соревнования по мини-волейболу, по во­лейболу 1х1, 2х2, 3х3, 4х4, 6х6, 2х3(4), 3(4)х6 внутри учебной груп­пы, команды; товарищеские игры с подбором спарринг-партнеров различных по стилю игры и уровню подготовленности; подводящие соревнования (турниры).

Таким образом, структура мезоцикла имеет в своем составе различные микроциклы, постепенно подводящие к первому основному соревнованию в состоянии близкой к «спортивной форме». Каждый микроцикл может иметь определенную нагрузку, определяемую по пульсу(по характеру восстановления - на какую фазу восстановления приходится начало следующего занятия: недовосстановления, полного восстановления, супервосстановления), и интенсивность, выражаемую в баллах

Вот примерный модельный микроцикл предложенного выше мезоцикла.

Модельный семидневный микроцикл (2-й год, 3-я неделя первого этапа подготовительного периода)

Дни микроцикла

№ занятия по программе

Содержание учебного материала

Продолжительность

Нагрузка

1


2



3-4

5


6


7

1

2


3

4

5

6

7


8

9

Контрольные испытания по физической подготовке

Совершенствование техники нападения.

Совершенствование индивидуальных тактических действий в нападении и

защите

Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости

Совершенствование индивидуальных и групповых тактических действий в нападении

Активный отдых Контрольные испытания по технической подготовке

Развитие скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости

Совершенствование техники нападения. Имитация нападающего удара с последующим выполнением передачи мяча в

Прыжке

Совершенствование индивидуальных тактических действий в нападении и защите

Развитие специальных физических качеств (быстроты)

Совершенствование индивидуальных и групповых тактических действий в нападении и защите. Учебная игра

Активный отдых. Баня

90

90


135

135

135

90

90


135

180

Большая

Умеренная


Субмаксимальная

Незначительная

Незначительная

Субмаксимальная

Умеренная

Большая

Максимальная

Подводя итог выше сказанному, отмечу, что решающая роль в построении тренировочного процесса отводится личности тренера. Только он, учитывая морфологические, морально-волевые, физические и психические качества юного спортсмена, может распланировать этапы многолетней тренировки так, чтобы ученик смог раскрыть все свои способности, развить их, и применять в соревнованиях.







7

Список литературы

Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 4 - изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2006

Беляев А.В. - Методика воспитания физических качеств волейболистов. М. РИО ГЦОЛИФК, 1990

Железняк Ю.Д. Ивойлов А.В. - Волейбол (учебник для ИФК) М. ФиС, 1991

Волейбол / Под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - М., 2000

Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978

Железняк Ю. Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1988









Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 22 г.о. Чапаевск Самарской области

Структурное подразделение ДЮСШ №1




МОДЕЛЬ УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА (МЕЗОЦИКЛА)

В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ



Работа подготовлена:

Тренер преподаватель

Бородина И.В.




2012 г


Наименование мероприятия

Сроки проведения

Место проведения

Организатор

1

1995-1997 г.р

ДЕВУШКИ

Первенство Самарской области

апрель 2013

Самара

Федерация волейбола Самарской области

Всероссийский турнир

февраль-март 2013

Самарская обл.

ФВСО

Всероссийский турнир

март 2013

Оренбург

Всероссийский турнир

май 2013

Самара

ФВСО

Всероссийский турнир

август-сентябрь 2013

Сызрань

YII Олимпийские игры учащихся Самарской области (зональные)

октябрь 2012

Сызрань

YII Олимпийские игры учащихся Самарской области (финал)

ноябрь 2012

по назначению

Всероссийский турнир

декабрь 2012

Отрадный

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

январь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

ЮНОШИ

Всероссийский турнир

июнь-июль 2013

Казань

YII Олимпийские игры учащихся Самарской области (зональные)

октябрь 2013

Сызрань

YII Олимпийские игры учащихся Самарской области (финал)

ноябрь 2013

Новокуйбышевск

Всероссийский турнир

декабрь 2012

Новокуйбышевск

ФВСО

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

январь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

2

1996-1997г.р.

ЮНОШИ

Первенство Самарской области

3-4 ноября 2012

Новокуйбышевск

Федерация волейбола Самарской области

YII Олимпийские игры учащихся Самарской области (зональные)

октябрь 2013

Сызрань

YII Олимпийские игры учащихся Самарской области (финал)

ноябрь 2013

Новокуйбышевск

Всероссийский турнир

декабрь 2013

Новокуйбышевск

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

январь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

ДЕВУШКИ

Первенство Самарской области

10-11 ноября 2012

Самара

Федерация волейбола Самарской области

YII Олимпийские игры учащихся Самарской области (зональные)

октябрь 2013

Сызрань

YII Олимпийские игры учащихся Самарской области (финал)

ноябрь 2013

по назначению

Всероссийский турнир

декабрь 2013

Отрадный

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

январь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

3

1997-1998г.р.

ЮНОШИ

Первенство Самарской области

октябрь-ноябрь 2013

по назначению

Федерация волейбола Самарской области

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

январь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

ДЕВУШКИ

Первенство Самарской области

октябрь-ноябрь 2013

по назначению

Федерация волейбола Самарской области

Зональное Первенство РФ

ноябрь 2013

по назначению

РФВ

Финальный этап Первенства России

декабрь 2013

по назначению

РФВ

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

январь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

3

1998-1999 г.р.

ЮНОШИ

Первенство Самарской области

6-7 октября 2012

Новокуйбышевск

Федерация волейбола Самарской области

Всероссийский турнир

ноябрь-декабрь 2012

по назначению

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

октябрь-ноябрь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

ДЕВУШКИ

Первенство Самарской области

20-21 октября 2012

Тольятти

Федерация волейбола Самарской области

Зональное Первенство РФ

1-8 ноября 2012

Тольятти

РФВ

Финальный этап Первенства России

декабрь 2012

по назначению

РФВ

Всероссийский турнир

апрель 2013

Отрадный

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

январь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

4

1999-2000 г.р.

ЮНОШИ

Первенство Самарской области

октябрь-ноябрь 2013

по назначению

Федерация волейбола Самарской области

Всероссийский турнир

апрель 2013

Отрадный

Федерация волейбола г.Отрадный

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

октябрь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

Традиционный Рождественнский турнир по волейболу

январь2013

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

ДЕВУШКИ

Первенство Самарской области

октябрь-ноябрь 2013

по назначению

Федерация волейбола Самарской области

Всероссийский турнир

апрель 2013

Отрадный

Федерация волейбола г.Отрадный

Открытое Первенство СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

октябрь 2012

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

Традиционный Рождественнский турнир по волейболу

январь2013

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

5

2000-2001 г.р.

ЮНОШИ

Первенство Самарской области

24-25 ноября 2012

Новокуйбышевск

Федерация волейбола Самарской области

Всероссийский турнир

ноябрь 2012

Новокуйбышевск

РФБ

Традиционный Рождественнский турнир по волейболу

январь2013

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

ДЕВУШКИ

Первенство Самарской области

1-2 декабря 2012

Самара

Всероссийский турнир

ноябрь 2012

Самара

Традиционный Рождественнский турнир по волейболу

январь2013

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

6

2001-2002 г.р.

ЮНОШИ

Первенство Самарской области

ноябрь 2013

по назначению

Федерация волейбола Самарской области

Всероссийский турнир

апрель-май 2013

по назначению

ДЕВУШКИ

Первенство Самарской области

ноябрь 2013

по назначению

Федерация волейбола Самарской области

Всероссийский турнир

апрель-май 2013

по назначению

7

Юноши 2003-2004 г.р.

Пионербол с элементами волейбола

февраль-март 2013

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"

Девушки 2003-2004 г.р.

февраль-март

по назначению

Пионербол с элементами волейбола

февраль-март 2013

СК "Акробат", ФОК "Слон"

СДЮСШОР № 2 "Красные Крылья"





© 2010-2022